Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетический идеал, его эволюция и роль в освоении реальности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эстетический идеал – нормы, не приписывающие определенное отношение к действительности, а выступающие в виде моделей, определяющих границы эстетического отношения. эстетический идеал наряду с общими чертами обладает и специфическими признаками, отличающими его от идеалов общественно-политических, нравственных и религиозных. Специфика эстетического идеала, его отличие от других идеалов заключается в предмете отражения и в способе отражения реальной, непрерывно развивающейся объективной действительности.
объектом отражения эстетического идеала является человек определенной эпохи, определенной социальной принадлежности, взятый в его целостности, во всех его конкретно-чувственных проявлениях. Эстетический идеал воплощает высшую степень свободы всех видов человеческой деятельности, которая может быть осуществлена в определенную историческую эпоху представителями определенной социальной группы. Эстетические идеалы всегда носят исторический и социальный характер. Степень свободы деятельности индивида всецело зависит от его места в социальной структуре общества. В истории общества эстетические идеалы различных социальных групп выражают прежде всего представление о высшей степени свободы различных видов человеческой деятельности и о высшем для своего времени гармоническом развитии личности, являющемся функцией этой свободы.
В эпоху античности идеалом прекрасного являлся свободный, гармонически развитый человек. Это прежде всего свобода физического развития, находящаяся в органической целостности с духовной гармонией. В античном герое уравновешенность телесных и духовных порывов ведет к его гармоничному мироощущению. В феодально-христианских эстетических идеалах мы видим уже антиномию свободы физической и духовной деятельности человека. Здесь не остается и следа той гармонической уравновешенности физического и духовного. Свобода представляется в этих идеалах как освобождение от власти плоти и полное торжество духа над плотью, над физическими, “мирскими”. Антиномия физической и духовной свободы как будто разрешается в эстетических идеалах Возрождения. Снова мы видим в наглядном проявлении единство и гармонию высшей степени свободы физической и духовной деятельности. Причем духовная деятельность титанического героя Ренессанса – это уже подлинно творческая деятельность, и прежде всего деятельность художника. Но здесь в титанических по своей мощи и гармонически развитых героях Возрождения возникает новая антиномия: антиномия личности и общественной свободы. Эстетический идеал классицизма крайне противоречив. Коллизия личной свободы и общественной необходимости, которая была осознана уже в искусстве позднего Возрождения, разрешается в классицистском идеале однобоко и на спекулятивной основе. Мы видим здесь зарождающийся подход к пониманию индивидуальной свободы как деятельности, опирающейся на познание общественной необходимости и выбор варианта деятельности в рамках этой необходимости. Но сама эта общественная необходимость в представлениях классицистов персонифицирована в личности одного человека – абсолютного монарха, чья деятельность свободна от всяких регламентаций и руководствуется только волей Бога. В XVIII веке в эпоху Просвещения молодая прогрессивная буржуазия выдвинула новые эстетические идеалы, являвшиеся в определенной степени синтезом возрожденческих и классицистских идеалов. Это и было попыткой преодоления односторонности классицистского решения проблемы. Буржуа осознал себя гражданином государства. Условием свободы деятельности в этом государстве он начинает считать политическое и экономическое господство своей социальной группы. “Свобода” и “равенство” буржуа отнюдь не абсолютны и не всеобщи. Это свобода и равенство людей, обладающих определенным капиталом.
Эстетический идеал всегда носит позитивный личностный характер для людей современного ему общества. У них он вызывает искреннее восхищение, порождает эстетические чувства и дает эстетическое наслаждение. Эстетический идеал является всегда непосредственным представлением о той или иной степени свободы человека, об определённой (исторически обусловленной) форме гармонического развития личности. Эстетический идеал есть высочайшая степень синтеза и обобщения, но обобщения эстетического, не превращающегося в научную абстракцию и сохраняющего наглядный, конкретно-чувственный характер. В то же время эстетический идеал, раз сложившись, становится высшим критерием эмоциональной эстетической оценки всех дальнейших эстетических впечатлений Каждое новое эстетическое восприятие или художественный образ теперь как бы корректируется, проверяется и сопоставляется с уже имеющимся эстетическим идеалом. В то же время под воздействием возрастающего потока эстетических и художественных впечатлений данный общественно-эстетический идеал сам непрерывно совершенствуется и развивается. Реальной основой для формирования эстетического идеала является прекрасное, красивое, возвышенное и героическое, которое человек может найти в действительности. Эстетический идеал пронизывает все эстетические категории. Он раскрывается также в трагическом, комическом и служит главным критерием для оценки безобразного, низменного и отвратительного, имеющего место в общественной жизни. Выработка у каждого человека эстетического идеала – это длительный и сложный процесс. Искусство является мощным инструментом, посредством которого концентрированный эстетический опыт человечества в целом передаётся личности. Лишь в органическом слиянии личного и опосредованного опыта у человека вырабатываются эстетические идеалы и вкусы, которые становятся подлинными убеждениями. Именно искусство ненавязчиво, свободно, диалектично с учётом всех индивидуальных особенностей человека помогает личности образно оформить и сделать своим внутренним достоянием общественный идеал.
Формами выражения идеала могут быть как конкретно-чувственные, так и мыслительные образы в действительности и искусстве. Эстетический вкус представляет собой известное обобщение эстетического опыта. Но это во многом субъективная способность. Эстетический идеал более глубоко обобщает эстетическую практику человека, классов и социальных слоев, целых эпох. В отличие от взглядов и теорий эстетический идеал не покидает почву чувственно-конкретных образов должной красоты в нашем сознании. Он идеален, а не реален. Выражается эстетический идеал косвенно в отношении человека к миру, в его деятельности, поведении. Но материализуется, опредмечивается, объективируется он в полной мере лишь в искусстве. Художественный идеал, будучи носителем идеала красоты или эстетического идеала, становится доступным для восприятия других людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.170 (0.007 с.) |