Отчет о прибыли центра прибыли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчет о прибыли центра прибыли



Примечание: п.3=п.1-п.2;п.6=п.3-п.4-п.5;п.8=п.6-п.7;п.10=п.8-п.9.

Кроме того, на каждый центр прибыли следует отнести часть опера­ционных расходов предприятия в целом, понесенных для его блага. Неко­торые из этих расходов легко увязать с конкретным подразделением. В таблице на с. 441 приведены возможные обоснования базы распределе­ния централизованных операционных расходов торгового предприятия. Некоторые операционные расходы (например, расходы предприятия на оплату юридических и аудиторских услуг, отчисления в государственные органы и другие организации, комплексные виды страхования) трудно проследить непосредственно до центров прибыли и распределить их мож­но только на производственной основе. С другой стороны, включение в от­четы центров прибыли неконтролируемых распределяемых (возможно, как процент от объема продаж) централизованных расходов, к которым внутренние структурные единицы не относятся, ка,к утверждают амери­канские специалисты, может иметь свои плюсы. В этом случае руководи­тели подразделений проявят больше интереса к тому, на что именно пред­приятие расходует деньги.

Распределение операционных расходов

Не следует чрезмерно усложнять процедуры распределения и пере­распределения затрат между подразделениями. Главное, чтобы расчеты были понятны менеджеру и он мог исходя из динамики таких затрат обо­сновывать свои действия и принимать решения.

Относиться к оценке деятельности подразделений (центров прибы­ли) по отчетам о прибыли, доведенным до показателя операционной или даже чистой прибыли, нужно с осторожностью, поскольку использование произвольных методов распределения централизованных операционных расходов может привести к искажению операционной прибыли как пока­зателя деятельности данного центра. По этой причине отчеты о прибыли могут иметь форму, несколько отличную от стандартной, приведенной в таблице на с. 442. При так называемом контрибуционном подходе подчер­кивается вклад каждого подразделения в чистую прибыль всего предпри­ятия и покрытие совокупных операционных расходов. Суть в том, что операционные расходы, относимые на центр прибыли, подразделяют на пря­мые (которые могут быть непосредственно и точно отнесены на данный центр) и косвенные (которые не могут быть непосредственно увязаны с центром). В этом случае в отчет о прибыли центра прибыли можно ввести новый промежуточный показатель (на котором может заканчиваться от­четность центра) — остаточный доход центра прибыли, рассчитываемый как разница между его валовой прибылью и его прямыми операционными расходами. Этот показатель дает более надежную и более увязанную с объектом учета информацию, чем операционная прибыль подразделения. Для предприятия, состоящего из двух подразделений, форма совмещен­ного отчета о прибыли представлена в таблице.

Отчет о прибыли

Примечание: п. 3 = п. 1 - п. 2; п. 5 = п. 3 - п. 4; п. 7 = п. 5-п. 6; п. 9 = п. 7 - п. 6; п. 11 = п.9-п.10.

Другой вариант альтернативного отчета о прибыли — форма, в ко­торой вместо валовой прибыли отражается показатель маржинального дохода, что подчеркивает роль переменных затрат в формировании ре­зультативного показателя. Такая форма отчета о прибыли называется таблицей маржинального дохода.

В эту форму могут входить следующие показатели:

1. Чистая выручка с продаж подразделения (центра прибыли).

2. Переменные расходы (включая переменные расходы, входящие в производственную себестоимость реализованной продукции, и пере­менные операционные расходы; все они являются прямыми расходами).

3. Маржинальный доход подразделения (центра прибыли) (п. 1 — п. 2).

4. Прямые постоянные расходы (входящие и в себестоимость, и в операционные расходы).

5. Остаточный доход до косвенных расходов (п. 3 — п. 4).

6. Косвенные постоянные расходы (входящие и в себестоимость, и в операционные расходы).

7. Операционная прибыль подразделения (центра прибыли) (п. 5—п. 6).

Необходимо отметить, что показатель остаточного дохода до кос­венных расходов позволяет более достоверно оценить вклад подразде­ления (центра прибыли), чем показатель остаточного дохода подразде­ления, ибо он снимает влияние произвольности распределения косвен­ных расходов, отнесенных на производственную себестоимость продук­ции центра прибыли (например, в производственную себестоимость его продукции могут входить распределенные на основе нормативов или другим образом затраты обслуживающих (вспомогательных) производ­ственных центров).,

Таким образом, отчеты о прибыли, где сопоставляются соответ­ствующие (как правило, контролируемые) величины затрат и поступле­ний центров прибыли,— это второй уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной) управленческой отчетности.

Отчет центра инвестиций

 

Центр инвестиций можно рассматривать как совокупность центра затрат и центра прибыли. Поэтому к нему в равной мере применимы те же учетно-аналитические инструменты (или их комбинации), что и к центрам ответственности первых двух видов. А так как в отношении центров инве­стиций часто делаются допущения, что они являются отдельными пред­приятиями, то обычно для каждого центра инвестиций подготавливаются традиционные финансовые отчеты предприятия.

Перед центральным аппаратом управления крупного децентрализо­ванного предприятия обычно стоит задача, как оценить и сравнить резуль­таты деятельности своих основных отделений (сегментов бизнеса), рас­сматриваемых в качестве центров инвестиций. Отделение, которое обладает большими активами, обычно зарабатывает больше по абсолют­ной величине, чем отделение с относительно небольшими активами. По­этому по абсолютным величинам прибыли нельзя сравнивать деятель­ность разных отделений. Чтобы измерить относительную эффективность работы отделений, предприятие, как правило, использует специальный аналитический показатель «возврат на активы» (Return on Assets —

ROA)* или рентабельность активов. Принципиальная формула его рас­чета такова:

ROA = прибыль / активы.

* Часто этот показатель называют «возврат на вложения» (Return on Investment — ROI), однако последний имеет и второе значение, связанное с анализом проектов капи­тальных затрат и дисконтированием соответствующих денежных потоков, что может запутать читателя.

 

Хотя ROA прост в расчете, существует несколько альтернативных методов его исчисления. Главное их различие состоит в том, как опреде­ляются показатели «прибыль» и «активы».

Для оценки и сравнения результатов деятельности отделений в рас­чет часто принимаются следующие базы активов:

1) суммарные активы, непосредственно идентифицируемые с отде­лением;

2) операционные (используемые) активы: п. 1 минус незанятые ак­тивы; активы, купленные для будущего использования;

3) оборотный капитал (текущие активы минус текущие обязатель­ства) плюс другие активы (основные средства); при этом исключается часть текущих активов (оборотных средств), финансируемых кратко­срочными кредиторами.

Если ROA применяется для оценки деятельности менеджеров от­делений (что впоследствии служит основанием для их вознаграждения), то в качестве базы активов используют активы отделения, находящиеся под непосредственным контролем данного менеджера (контролируемые или управляемые активы).

Во всех случаях используются средние величины активов за период.

Серьезный вопрос — в какой оценке включать в расчет амортизиру­емые активы (здания, оборудование и др.). Возможны два варианта:

А. По чистой балансовой стоимости, т.е. за вычетом накопленного износа (остаточная стоимость).

Б. По полной первоначальной стоимости.

Аргументы за вариант А:

• согласуется с отражением активов в балансе;

• согласуется с расчетом прибыли отделения, включающим износ в издержки.

Аргументы против варианта А:

• позволяет ROA возрастать вместе с устарением активов;

• приобретение новых, замещающих активов может оказать отри­цательное воздействие на ROA.

Аргументы за вариант Б:

• исключает факторы возраста и методов износа, влияющие на ROA;

• позволяет заменять оборудование на новое с минимальным от­рицательным влиянием на ROA.

Аргументы против варианта Б:

• не согласуется ни с отчетом о прибыли, ни с балансом, так как игнорирует износ;

• включает двойной счет, так как первоначальная стоимость плюс возмещение этой стоимости (через износ) включены в общую величину активов; как следствие искажается величина ROA.

На практике большая часть предприятий используют в расчетах ROA остаточную стоимость.

Другая проблема связана с тем, что в условиях инфляции балансо­вые оценки (первоначальная и остаточная) долгосрочных активов не от­ражают их реальной стоимости. Если предприятие не использует всеобъ­емлющую систему учета инфляции, то выходом из такого положения может быть отражение некоторых активов по восстановительной стоимо­сти (стоимости замены), или стоимости возможной реализации, или же их пересчет на индекс общего уровня цен (или индексы цен отдельных акти­вов).

Для оценки и сравнения результатов деятельности отделений пока­затель прибыли в формуле ROA может определяться как:

1) операционная прибыль отделения (прибыль до выплаты процен­тов и налогов на прибыль), учитывающая распределенные на отделения операционные расходы предприятия в целом.

2) остаточный доход до косвенных издержек.

Если ROA служит для оценки менеджеров отделений, то следует использовать контролируемую прибыль (начиная с остаточного дохода до косвенных расходов и исключая любые затраты и поступления, не контролируемые данным менеджером).

Таким образом, один и тот же показатель рентабельности активов (ROA) может определяться по-разному. Предприятие может прибегнуть к одному из вариантов его расчета или параллельно к нескольким в зави­симости от того, какие цели и критерии выбирает высшее руководство. Если ROA берут для сравнения работы и рентабельности разных отделе­ний, необходимо применять единую методику определения составляю­щих «прибыли» и «активов». Для оценки конкретного менеджера отде­ления можно разработать индивидуальный ROA с учетом специфики ситуации.

Формулу ROA можно расширить и углубить по смыслу:

Первый множитель называют рентабельностью продаж (Return on Sales — ROS). Второй — оборотом активов (инвестированных акти­вов), или оборотом вложения. При первом взгляде на такую формулу ROA кажется, что величина продаж нейтральна, так как она появляется в качестве знаменателя в расчете рентабельности продаж и числителя — в расчете оборота активов. Математически можно исключить величину продаж. Однако так не делают по следующим причинам:

• это не отразит тот факт, что ROA есть функция двух переменных: рентабельности продаж и оборота активов;

• это не отразит тот факт, что изменение в объеме продаж влияет на рентабельность продаж, оборот активов и ROA, поскольку величина продаж связана с величиной прибыли и активов;

• рентабельность продаж и оборот активов сами по себе полезные показатели, которые можно отразить в отчетности.

Показатель ROS предпочитают предприятия с относительно низ­ким уровнем инвестиций в здания, оборудование и другие долгосрочные активы (по отношению к объему продаж). Например, основные японские торговые компании большее значение придают показателю рентабельно­сти продаж, чем показателю рентабельности активов. Эти компании имеют годовые обороты во много раз больше, чем их активы.

Нельзя сказать однозначно, что показатели рентабельности акти­вов и остаточной прибыли наилучшие из всех возможных с точки зрения оценки результатов деятельности центров инвестиций. Реальные оценки своих зарубежных отделений крупнейшими транснациональными ком­паниями (корпорациями) (ТНК) приведены в таблице.

Показатели отделений (центров инвестиций) крупнейших ТНК

 

Продолжение

Источник: Business International Corporation, Evaluating the Performance of International Operations.— New-York, 1989.

Таким образом, специальные плановые и фактические аналити­ческие показатели, рассчитываемые для оценки деятельности центров инвестиций, составляют третий уровень внутрихозяйственной (вну­трифирменной) управленческой отчетности в рамках системы учета по центрам ответственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.017 с.)