Понятие модерна или современности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие модерна или современности



В основе современных представлений о модернизации лежат классические социологические эволюционные теории, в соответствии с которыми в развитии общества четко прослеживаются, по крайней мере, два крупных этапа. В работах разных социологов можно встретить различные обозначения этих этапов. У Г. Спенсера — это военное и индустриальное общество, у Э. Дюркгейма — общество механической и органической солидарности, у Ф. Тенниса — община (Gemeinschaft) и общество (Gesellschaft). В настоящее время устоявшимся терминологическим обозначением является традиционное и современное общество.

Под традиционным понимается общество с малоподвижными социальными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. В нашем сегодняшнем понимании традиционное общество воспринимается как примитивное и отсталое. Действительно, для него характерны крайне низкие темпы развития производства, которые могут удовлетворить потребности лишь на минимальном уровне, а главное — большая инерционность, невосприимчивость к нововведениям, обусловленная особенностями его функционирования. Поведение индивидов предельно стереотипизировано, регламентируется обычаями и жестко контролируется социокультурной средой.

Важными чертами современного общества являются гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей людей, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Иными словами, это такой тип организации социальной жизни, который обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не на основе жесткого контроля за индивидами и их унификации, а путем создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

Главным итогом сравнения этапов развития общества стало формулирование понятия современности как особого качества социальной жизни. Человек обретает определенную свободу, становится творческой личностью, способной осуществлять преобразования в своих интересах, развивать производство, обеспечивающее удовлетворение его быстро растущих потребностей. Основным гарантом этой свободы и творчества является демократический тип организации политических властных отношений: разделение властей, исключающее узурпацию власти одним человеком; равная ответственность всех перед законом; приоритетность прав и свобод граждан; участие населения через избирательное право в формировании органов государственной власти; свобода ассоциаций, обеспечивающая самоорганизацию гражданского общества, обретение последним реального права влиять на принятие государственными должностными лицами управленческих решений и т.д. Таким образом, понятие современности и демократии стало синонимичным, тождественным.

В представлениях о современности тесно переплелись итоги научного анализа и ценностные ориентации, сложившиеся в рамках западноевропейского типа цивилизации. Научно доказанным фактом считается, что демократизация западноевропейских стран, утверждение в них ценностей либерализма сыграли решающую роль в ускорении их экономического и социального развития. Осознание этой корреляции делало ценности демократии еще более притягательными, стала складываться убежденность, что установление в стране демократических институтов может стать толчком в развитии тех обществ, которые отстали в своем экономическом и социальном развитии. Так сформировались предпосылки для появления теорий модернизации.

Теории модернизации

Модернизация в широком смысле — это движение общества к современности, понимаемой как особое качество социальной и политической жизни. Иными словами, модернизация есть переход от традиционного общества к современному. Первыми этот путь прошли страны Западной Европы и США в XVII—XIX вв. Именно в этих странах под влиянием идей протестантизма утверждается ряд стержневых принципов современности: индивидуализм, распространение мотивации на успех, рациональность, доминирование над всей социальной жизнью экономических целей, экономической активности. Наблюдается быстрый рост общественного производства, идет индустриализация, урбанизация. Рост городского населения обеспечивает расширение категорий лиц с политическими и гражданскими правами, расширяется сфера действия закона, связывающего как государство, так и граждан.

К середине XX в. в мире произошло достаточно четкое разделение всех стран на три группы: высокоразвитые, обладающие всеми признаками современности, развивающиеся, находящиеся на той или иной ступени развития традиционного общества, и, несколько выбивающиеся из обозначенной выше типологии, страны социалистического лагеря.

Для обоснования, объяснения социальных изменений в таких неоднородных, совершенно разных странах, по мнению П. Штомпки, и возникают теории модернизаций. Он выделяет три вида теорий модернизации.

Первый вид — классические теории модернизации. В рамках этих теорий исследователи сосредоточили свое внимание на сопоставлении высокоразвитых и развивающихся стран, пытаясь выявить общие тенденции перехода группы развивающихся стран к современности.

Второй вид — теории конвергенции, пытавшиеся найти пути перехода к современности для социалистических стран.

Третий вид теорий модернизации — концепции неомодернизации — возникает после краха системы социализма, когда отпадает необходимость в теориях конвергенции, но зато остро ощущается потребность в теориях, обосновывающих переход посткоммунистических стран к демократии.

Периодом популярности первых двух видов теорий модернизации являются 50—60-е годыXX в. Тогда казалось, что открытие законов эволюционного движения стран к современности поможет преодолеть отсталость развивающихся стран и конфронтационность между капиталистическими и социалистическими странами. Основные теоретические положения теорий модернизации на этом этапе, по мнению П. Штомпки, сводятся к следующему:

1) изменения являются однолинейными, и потому менее развитые страны должны пройти тот же путь, по которому идут более развитые государства;

2) изменения необратимы и неизбежно ведут процесс развития к определенному финалу — модернизации;

3) изменения имеют постепенный, накопительный и мирный характер;

4) стадии, которые проходят процессы изменения, обязательно должны быть последовательны, ни одна из них не может быть пропущена;

5) причины изменений преимущественно эндогенные, имманентные, внутренние;

6) модернизация принесет всеобщее улучшение социальной жизни и условий человеческого существования.

Теории модернизации с самого начала имели технологическую оболочку. Это были не только исследования логики развития, но и разработка рекомендаций, что надо делать, чтобы достичь уровня современности. Теории модернизации были в первую очередь предназначены для политической элиты развивающихся стран как концептуальные и практические рекомендации о необходимых шагах, чтобы вытащить свою страну из отсталости. Поскольку ориентиром современности выступал западный мир, западные политические институты, западные ценности, то теории модернизации неизбежно обретали западно-ориентированный, идеологизированный характер.

В 1970-е годы начинается критика теорий модернизации, причем не только со стороны идеологических противников из социалистических стран, но и внутри западного научного сообщества. Прежде всего подвергались сомнению предложения о стимулировании модернизационных процессов в развивающихся странах путем копирования опыта западных государств. Практика показывала, что внедрение современных технологий или попытки сверху создать демократические институты на деле не только не давали нужного результата, но и приводили к появлению уродливых экономических и политических образований. Казалось, теории модернизации зашли в тупик.

Однако начавшееся разрушение мировой системы социализма вновь пробудило интерес к теориям модернизации. В конце 80-х — начале 90-х годовXX в. они возрождаются в виде теорий неомодернизации. Ренессанс теорий модернизации стал возможен прежде всего благодаря переосмыслению итогов социалистического развития. Считается, что в странах, принадлежавших к социалистической системе, так и не сложились многие элементы современности. Проводимые в них сверху индустриализация и иные преобразования в экономической и социальной сфере привели к образованию, говоря словами П. Штомпки, «ложной современности», т.е. к несогласованному, дисгармоничному соединению трех элементов:

1) современных черт в отдельных областях общественной жизни;

2) традиционных, домодернистских характеристик во многих других областях;

3) всего того, что облачали в изысканные одежды, призванные имитировать современную западную действительность.

Проблема модернизации многими авторами представлялась как выявление остатков традиционализма в посткоммунистических странах и осуществление направленного воздействия на их вытеснение, на развитие элементов «истинной» современности. Это означало создание демократических институтов, распространение демократических ценностей, развитие рынка, совершенствование системы образования, укрепление трудовой этики и самодисциплины. Теории неомодернизации призваны найти убедительные, обоснованные ответы на вопрос, каким образом наиболее безболезненно можно решить поставленные проблемы, как обеспечить вхождение посткоммунистических стран в современность.

Отношение к теориям неомодернизации является противоречивым. Поскольку в их основе лежит сравнение западных (современных) и посткоммунистических (не совсем современных) стран, то возникает ощущение намеренной ориентации на Запад, ощущение, что на почву отечественной действительности хотят перенести чуждые ценности. В итоге в нашей стране теории неомодернизации оказались в центре идеологического противостояния между сторонниками самобытного пути развития России и современными «западниками».

Если перед посткоммунистическими странами стоит проблема перехода к современности, то в западных «современных» странах все чаще начинают говорить о новом качественном состоянии общества, о постмодерне. Еще в 1970-е годы две ступени в развитии общества дополняются третьей. Появляется концепция постиндустриального общества, или постмодерна, активно разрабатываемая первоначально в американской (Д. Белл) и западноевропейской (А. Турен) социологии. Причина появления этой концепции — структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждающие по-иному взглянуть на само общество в целом. Сущность этих изменений заключается в следующем:

а) в резком возрастании роли знания и информации, в появлении и развитии «интеллектуальных технологий», позволивших преобразовать быт, трудовую деятельность человека;

б) в смене доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится обслуживание, охватывающее сферы деятельности, напрямую не связанные с производством — торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д.;

в) в изменении социальной структуры общества, в увеличении тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом;

г) в изменении социокультурных потребностей населения, их ценностных ориентаций.

Например, Р. Инглхарт на основе сравнительного анализа ценностных ориентаций по 43 обществам делает однозначный вывод, что в наиболее развитых странах произошел существенный сдвиг в ценностных ориентациях населения от материальных приоритетов, свойственных индустриальному обществу, к постматериальным ценностям, которые он называет ценностями постмодерна. Люди отдают предпочтение не росту благосостояния, а субъективному ощущению благополучия, для них меньше значим авторитет власти, они более открыты культурным изменениям и стремятся к самовыражению, политическому участию. По его мнению, именно изменившиеся ценности становятся решающим фактором, определяющим суть перехода от модернизации к постмодернизации.

Однако на базе технологического, информационного прогресса в развитых обществах развивались и процессы, вызвавшие серьезную тревогу. Государство, правящая элита, благодаря преимущественному доступу к важнейшей социально-политической информации, близости к электронным средствам коммуникации стали обладателями колоссальной возможности влияния на массы. Именно на эту опасность возрастания роли технократического государства указывал французский социолог А. Турен. Он отмечал, что постиндустриальное общество — это не просто качественно иная комбинация социальных институтов и норм, обеспечивающих, в частности, приоритет знаний и образования, но и нарастание реальной угрозы усиления контроля над личностью, причем в более изощренной, скрытой, а потому более опасной форме. Другие авторы указывают и на такую проблему постсовременности, как высокий уровень взаимозависимости, а, следовательно, нарастание угрозы возникновения глобальных кризисов.

Движение к постсовременности поставило перед учеными западных стран проблему осмысления возможного нового качества социальной и политической жизни, появилась потребность в теориях постмодернизации. Теории постмодернизации призваны объяснить логику развития наиболее развитых стран, выявить последствия происходящих в настоящее время технологических изменений в экономике, развития коммуникационных сетей, глобализации отношений. Эти теории обращены скорее в будущее, чем в настоящее.

Итак, теории модернизации появляются в результате стремления научного сообщества найти объяснение процессам развития в современном мире. В силу неравномерности развития современных стран теории модернизации складываются в различных вариантах, главные из которых связаны с необходимостью объяснения проблем развития, характерных для обществ, находящихся на разных уровнях своего движения к современности.

ГЛАВА 7. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

Политические отношения давно перешагнули национально-государственные границы, обрели международный характер. В современном мире можно наблюдать различные виды взаимодействий между государствами, между политическими и общественными организациями разных стран. Политология занимается изучением и этой стороны политической действительности. В данной главе нам предстоит познакомиться с мировыми политическими процессами, т.е. процессами, участниками которых являются множества государств, и определить основные тенденции развития современных международных отношений.

7.1. Мировая политика (геополитика) и международные отношения

На нашей планете более двухсот государств. Каждое государство обладает суверенитетом, правом самостоятельно определять собственную форму правления, осуществлять управление в интересах своего народа. Однако государства не находятся в изоляции, они возникали в острой борьбе за право контроля над определенной территорией и в настоящее время вынуждены ориентироваться на своих соседей, строить с ними определенный тип отношений. Отношения, складывающиеся между государствами, принято называть международными.

Основу современной системы международных отношений заложил Вестфальский мир 1648 г., которым закончилась Тридцатилетняя война в Европе, и который впервые в истории утвердил принцип территориального суверенитета в отношениях между государствами. Поэтому современную систему международных отношений, в основе которой лежит принцип государственно-территориального суверенитета, обычно называют Вестфальской системой.

Отношения между государствами могут принимать различные формы:

- союзнические отношения, когда государства являются партнерами, активно сотрудничают в различных сферах, заключают союзы, в том числе и против третьих стран;

- нейтральные отношения, когда между государствами налаживаются деловые контакты, но межгосударственные отношения не выливаются в создание альянсов и союзов;

- конфликтные отношения, когда государства выступают с территориальными и/или иными притязаниями в отношении друг друга и предпринимают активные действия для их удовлетворения.

Мировая история знает немало примеров, когда обострение международных отношений выливалось в острое конфликтное противостояние, войны, сопровождавшиеся многочисленными жертвами. С целью минимизации разрушительных последствий международных конфликтов мировым сообществом вырабатывались определенные нормы и правила, регулирующие характер отношений между государствами, порядок решения споров и выход из конфликтных ситуаций. Совокупность норм, определяющих отношения между государствами, называется международным правом. Международное право регулирует порядок разрешения споров, поведение государств во время конфликтов, определяет ответственность государств за допущенные правонарушения, а также режим использования мировых ресурсов, водного и воздушного океанов.

В середине 1970-х годов в Хельсинки (Финляндия) в заключительном акте СБСЕ были сформулированы основные принципы современных международных отношений:

• суверенное равенство государств;

• нерушимость установленных границ;

• неприменение силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях;

• территориальная целостность государств;

• мирное урегулирование споров;

• невмешательство во внутренние дела других государств;

• уважение прав человека и основных свобод;

• равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой;

• сотрудничество между государствами и добросовестное выполнение государствами обязательств по международному праву.

Современные международные отношения включают экономические, политические, культурные, правовые, информационные, дипломатические связи и взаимоотношения между государствами. Они строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер.

Научно-техническая и информационно-телекоммуникационная революции превратили нашу планету во взаимосвязанную целостность. Благодаря средствам массовой информации мы практически мгновенно узнаем о событиях, происходящих на других континентах. Современные транспортные средства позволяют преодолевать огромные расстояния за считанные часы, а доставка оружия массового поражения в любую точку планеты возможна за считанные минуты. Каждое государство на нашей планете оказалось вовлеченным в дела мирового сообщества.

Растущая взаимозависимость современного мира потребовала пересмотра тех разделов политической науки, где речь идет об изучении межгосударственных, международных отношений. В настоящее время складывается новая отрасль политологического знания — геополитика, претендующая на право быть интегральной наукой о мировых политических процессах и международных отношениях.

Ключевым понятием геополитики является геополитическое пространство. Это понятие используется для обозначения взаимосвязи государств в современном мире, их положения относительно друг друга. Располагая государства в геополитическом пространстве, мы можем наглядно видеть, какую нишу в нем занимает та или иная страна, какова степень близости или удаленности тех или иных государств.

Геополитическое пространство многомерно, т.е. существует не один, а много параметров, влияющих на взаимное положение государств, на их близость или удаленность друг относительно друга. Выделим следующие параметры геополитического пространства:

- географическое положение, определяющее место государства на планете, площадь занимаемой территории, рельеф местности, бассейновые разграничения. По своему географическому положению государства могут тесно соприкасаться, иметь общую границу, а могут разделяться морями, океанами, другими государствами на континенте;

- принадлежность к тому или иному типу цивилизации, т.е. к определенной культурной общности людей, отличающейся единством основополагающих норм и ценностей, особым способом восприятия мира, особой ментальностью. Взаимопонимание между народами, принадлежащими к одной цивилизации, достигается быстрее, поэтому естественным является взаимное тяготение их друг к другу. И напротив, С. Хантингтон еще в 1980-е годы указал на возможность столкновения цивилизаций, роста противоречий между мусульманским и христианским миром;

- тип политического режима, утверждающий в стране определенные политические отношения и идеологические взгляды. Демократические государства с недоверием относятся к тоталитарным и авторитарным режимам, видя в них потенциальную угрозу;

- уровни социально-экономического развития, делящие все страны на высокоразвитые и отсталые, богатые и бедные, между которыми может возникать стена взаимного непонимания по различным проблемам, в том числе по вопросам о приоритетных направлениях экономического взаимодействия.

Мы перечислили лишь наиболее значимые параметры геополитического пространства. Многообразие параметров говорит о том, что на близость или удаленность государств в современном мире влияют одновременно несколько значимых факторов, делая отношения между государствами многоуровневыми и достаточно противоречивыми. Так, географической близости Албании и Югославии противостоит различие в типе цивилизации, уровне экономического развития, что ведет к появлению между ними непреодолимых расстояний в геополитическом пространстве.

Одни параметры геополитического пространства достаточно устойчивы (территория, тип цивилизации), другие подвижны (тип политического режима, уровень экономического развития). Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что положение стран в геополитическом пространстве не статично, а постоянно претерпевает определенные изменения.

На изменение положения государств в геополитическом пространстве влияют не только факторы, определяющие их близость — удаленность, но и внутренние ресурсы, потенциал государства, позволяющий ему занимать определенную нишу в этом пространстве. Потенциал государства складывается из следующих составляющих:

• территория, ее размер и местоположение;

• сельскохозяйственные угодья, климатические условия;

• сырьевые ресурсы;

• коммуникации;

• уровень экономического развития;

• интеллектуальный, научный и технический потенциал;

• военный потенциал;

• культурно-образовательный уровень населения;

• качество политической элиты.

Потенциал государства подвижен, так как происходит выработка сырьевых ресурсов, истощение пахотных земель, могут расти производительность труда и увеличиваться темпы роста промышленного производства, осуществляться смена политических элит и т.д. Изменение потенциалов государств всегда сопровождается определенными динамическими процессами в геополитическом пространстве: усилением влияния одних стран и ослаблением позиций других.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.04 с.)