Глава 2. Становление политической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Становление политической науки



Современная политическая наука возникла на базе накопленных человечеством знаний и представлений о политике, государстве. Эти представления складывались по мере возникновения и развития отношений политической власти и первоначально существовали в виде учений о справедливом правлении и наставлений политикам и законопослушным гражданам, они переплетались с мифами и верованиями. Однако в наивных, с точки зрения современного человека, идеях об идеальном государстве и наилучших формах общественно-политического устройства видны гениальные догадки, которые впоследствии были развиты в русле научной политической мысли. Чтобы лучше понять состояние современной политической науки, нужно знать тот теоретический фундамент, на котором она была создана.

История политических учений

Научное знание о политике первоначально складывалось в русле философской мысли. Именно философы заложили краеугольные камни в наши сегодняшние представления о политическом мире, что позволяет рассматривать их учения как один из важнейших теоретических источников современной политологии. Особенно значительное влияние на современную политическую науку оказала западная традиция философской политической мысли. В своем развитии она прошла несколько этапов.

Первый этап — античная политическая мысль. Она начала складываться в Древней Греции. Для нее был характерен переход от мифологического объяснения политики к философскому. Древнегреческие мыслители стремились понять сущность государства, его место и роль в жизни общества. Они формулировали идею о всеобщем благе и общем интересе как основе объединения людей в государственную общность. Они использовали философские методы познания и объяснения политической реальности, такие как сравнение, анализ, синтез, классификация. Так, типология форм государственного устройства, данная Аристотелем (384—322 до н.э.) в его знаменитой «Политике», стала хрестоматийной. Аристотель предложил посмотреть на государство с двух позиций: во-первых, с точки зрения того, чьи интересы защищает государство, — интересы всего общества или корыстные интересы правителей; во-вторых, с точки зрения того, сколько людей участвуют в принятии управленческих решений. В итоге он выделил шесть типов государства.

Древнегреческими философами были разработаны многие понятия, которые используются в настоящее время в политической науке: политика, полис, монархия, демократия, аристократия и т.д. Они сформулировали важные нормы гуманизма и морали в политике: «человек является мерой всех вещей» (Протагор), «что законно, то и справедливо» (Сократ). Они искали идеальные модели государственного устройства и считали, что, только основываясь на справедливых законах, на нравственности, можно создавать гуманное общество. Так, Аристотель склонялся к мысли, что в условиях, когда массы не готовы принимать активное участие в управлении делами общества, наиболее оптимальной формой правления является монархия.

Платон (437—347 до н.э.) о демократии высказывался более определенно. Он называл ее бедой политики, которая неминуемо ведет к худшей форме правления — к тирании. Он предложил такую модель идеального политического устройства, где власть принадлежала бы философам, т.е. людям, обладающим истинным знанием и добродетелью. Эта власть должна быть абсолютной. Чтобы никто не покушался на их власть, Платон предлагал установить жесткий принцип иерархии, т.е. деления общества на сословия, где каждое сословие выполняло бы свойственные только ему функции: правители правили, воины защищали, ремесленники и крестьяне занимались материальным производством.

Идеальные модели государственности, созданные древнегреческими философами, кажутся нам сегодня архаичными, надуманными, утопическими. Но эти модели свидетельствуют о том, что человечество встало на путь поиска совершенного, отвечающего природе человека общественно-политического устройства.

Второй этап — политическая мысль Средневековья. Главным отличием этого этапа является сильное влияние христианства на политическую мысль. Высказанная апостолом Павлом (вторая половина I в.) идея о том, что государственная власть происходит от бога, получает свое развитие в трудах Аврелия Августина (354—430). В трактате «О граде божьем» Августин говорит о борьбе двух царств — божьего и земного. Живущие в божьем граде — это те, кто своим поведением заслужили у бога спасение и милосердие, в земном — люди алчные, самолюбивые, забывшие о боге. Зримым представителем божьего града на земле является церковь, занимающая высшее положение, и государство должно служить церкви. И хотя земной град тоже установлен богом, но его жители не имеют привилегированного положения. Главным условием принадлежности к граду божьему является смирение и покорность перед богом и перед церковью.

Фома Аквинский (1226—1274) считал, что бог является основой всего сущего на земле. Лучшей формой государства для него была монархия, но монарх должен быть справедливым, добрым, только в этом случае его власть будет отражением власти бога в мире, только в этом случае государство сможет выполнить свои главные задачи — заботиться об общем благе, сохранять мир и обеспечивать благосостояние граждан. Хотя Фома Аквинский и считал, что власть в обществе имеет божественное происхождение, но он понимал, что формы реализации этой власти определяются самими людьми. И если светская власть нарушает христианские заповеди, то правомерным будет восстание народа против такой власти. Для того, чтобы избежать произвола и насилия, Фома Аквинский считал необходимым подчинение власти светской власти духовной, т.е. власти церкви.

Западноевропейская средневековая политическая мысль развивалась в рамках христианства, ее главным смыслом было обоснование божественной природы власти. Однако христианство формировало и новые нравственные принципы, которые должны были быть положены в основу идеального общественно-политического устройства: забота государства об общем благе, ответственность правителей, справедливость законов.

Третий этап - политические теории Возрождения и Нового времени (XV— XVIII вв.) отличались от учений Средневековья прежде всего светским характером. Мыслителей этого времени волновали прежде всего проблемы происхождения государства, взаимоотношения правителей и народа, гражданских прав и свобод.

Н. Макиавелли (1469—1527), выдающийся итальянский мыслитель эпохи Возрождения, одним из первых перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость реального, он освободил политику от религии и от морали. С его точки зрения, политика не должна основываться на моральных принципах, она должна быть подчинена достижению определенных целей. Выбор политических целей диктуется ситуацией, поэтому средства достижения цели должны сообразовываться не с моральными принципами, а с обстоятельствами, возможностями правителей. «Государь, — писал Макиавелли, — если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку». Фактически он стал апологетом принципа «цель оправдывает средства». Не случайно, что политику, основанную на насилии и безнравственности, стали называть «макиавеллизмом». Макиавелли иногда называют родоначальником политической науки, потому что он одним из первых подошел к анализу политики с позиций объективизма, воздерживаясь от нравственных оценок форм правления и действий правителей.

Самыми яркими теориями Нового времени стали теории естественного права и общественного договора. Согласно теории естественного права, человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь, на свободное развитие, на участие в делах общества. Теории общественного договора позволяли рассматривать государство не как проявление божественной воли, а как результат договоренности людей, осознанно решивших создать особую систему власти в обществе и принявших на себя обязательство подчиниться ей. Каждый мыслитель Нового времени внес свой, неповторимый вклад в развитие указанных теорий.

Рассуждения Томаса Гоббса (1588—1679) о государстве основаны на его предположении о «естественном состоянии людей», которое характеризуется «естественной склонностью людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное из тщеславного самолюбия, права всех на все». Результатом этой «естественной склонности» становится война всех против всех, в которой, по мнению Гоббса, не может быть победителей. Выход из такой ситуации есть только один — создание общества на договорной основе. Но так как общество может покоиться только на согласии интересов, то для поддержания такого согласия, искусственного по своей сути, необходимо было, чтобы «кроме договоров было еще нечто иное, что соглашение усилило бы и надолго упрочило. Этим является общественная власть, держащая в узде и направляющая все действия людей к общественному благу». Олицетворением этой общественной власти становится государство, которому люди передают право осуществлять управление делами общества. «Государство, — пишет Гоббс, — есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». На место законов природы государство ставит законы общества.

Джон Локк (1632—1704) в своих рассуждениях о политике также исходит из естественного состояния общества. Но его естественное состояние отличается от «войны всех против всех» Гоббса, для него это — «состояние свободы, но не состояние произвола. Хотя человек в этом состоянии имеет неконтролируемую свободу делать с собой и со своим имуществом все, что угодно, он, однако, не имеет свободы погубить себя самого или какое-либо существо». Ограничивает свободу человека, считает Локк, естественный закон, который гласит, что «никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе». Государство, по мнению Локка, возникает на основе договора, но власть правителей не может быть абсолютной и должна основываться на уважении к естественному закону. В работе «Два трактата об управлении государством» Локк различает три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную и фактически первым формулирует принцип разделения властей как способ ограничения произвола правителей.

Шарль Монтескье (1689—1755) развивает идею разделения властей, он говорит о законодательной, исполнительной и судебной властях, а идеальной формой государства для него была конституционная монархия. Монтескье считал, что есть два вида законов, лежащих в основе деятельности людей: естественные (отражающие основные принципы отношения человека и природы и естественных отношений между людьми) и позитивные (созданные людьми и установленные законодателем). С его точки зрения, естественные законы оказывают постоянное воздействие на общество. Тип государственного устройства определяется климатом страны, строением почвы, характером рельефа и т.д.

В конце XVIII — начале XIX в. формулируются основные принципы современного понимания демократии. Джеймс Мэдисон (1751—1836), один из «отцов-основателей» США, видел, что демократия неизбежно порождает противоречие между правящим большинством и меньшинством, и стремился найти конституционные рычаги, которые гарантировали бы меньшинству политические права и укрепляли его свободу. Он считал, что представительная демократия (в отличие от прямой) создает лучшие условия для свободы личности, не позволяет большинству подавлять меньшинство. Он понимал, что представители, которым народ делегирует свои полномочия, могут предать его интересы. Чтобы не допустить концентрации государственной власти в одних руках, Мэдисон последовательно выступал за разделение властей, став одним из создателей системы сдержек и противовесов в американской политической системе.

Алексис Токвиль (1805—1859), изучая опыт политического развития в США, пришел к выводу, что развитие демократии является магистральной тенденцией развития человечества, обусловленной падением влияния аристократии и утверждением политического равенства. Вместе с тем, его волновала проблема соотношения политического равенства и политических свобод в обществе. Он считал, что равенство может привести к конфликтам, к некомпетентному управлению общественными делами, к развитию политической апатии граждан. Для преодоления негативных последствий политического равенства необходимо установление представительной демократии. По мнению Токвиля, представительная демократия может способствовать благополучию наибольшего числа граждан, может создавать условия для участия масс в политической жизни, обеспечивать более полную реализацию политических свобод.

Джон Стюарт Милль (1806—1873) также был озабочен проблемой поиска оптимального сочетания индивидуальной свободы и позитивной роли государства. Он подчеркивал, что свобода — это часть счастья, но достичь этого счастья можно, только если люди будут ощущать, что они полезны друг другу, т.е. существует неразрывная связь между свободой, благом каждого человека и благом общества в целом. Милль рассматривал демократию как самую предпочтительную форму государства, а представительную демократию называл «великим открытием современности». Роль государства он видел в просвещении масс, так как только образованные, интеллектуально развитые люди могут эффективно управлять общественными делами.

Выдающиеся мыслители Нового времени, таким образом, предложили концепции происхождения государства, основывающиеся на вере в человеческий разум, в способность человека рационально создавать систему государственной власти. Их работы способствовали росту научного интереса к политике, заложили предпосылки для рассмотрения политической сферы как особой формы жизнедеятельности людей. В этот период в политических учениях были сформулированы, обоснованы современные политические ценности: демократия, политические и гражданские права, правовое государство, гражданское общество и многие другие.

В XIX в. К. Маркс (1818—1883) создает свою теорию объяснения политики и политических процессов. Он рассматривает политику как надстройку над экономическим базисом и говорит об обусловленности политических процессов экономическими, материальными условиями жизни общества. Согласно взглядам Маркса, политика связана с разрешением антагонистических противоречий между классами, имеющими противоположные экономические интересы, что проявляется в классовой борьбе и социальных революциях. Он говорит о необходимости диктатуры пролетариата как особой форме государства, которая создает предпосылки для создания бесклассового общества и отмирания государства.

В конце XIX — началеXX в. на развитие политической мысли оказывают сильное воздействие социологические теории. Значение социологии для современной политической науки заключается прежде всего в разработке особого методологического инструментария, который должен был «приземлить» знание о политике, сделать его более конкретным, доступным для практических выводов. Именно социологи поставили вопрос о необходимости освобождения науки от ценностных суждений, идеологической предвзятости (М. Вебер), о допустимости изучения социальной реальности методами естественных наук (О. Конт, Э. Дюркгейм), о важности верификации, эмпирической доказательности теоретических гипотез.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.013 с.)