Тема № 9. Воспитание отношений как прогресс личностного развития учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 9. Воспитание отношений как прогресс личностного развития учащихся



И его исследование в дидактике

План

1. Необходимость разработки теоретических и методических основ воспитания в его узком смысле.

2. Проблемы, исследуемые в теории и методике воспитательной работы, как особой педагогической дисциплины.

3. Воспитательная работа и ее связь с воспитанием и обучением.

4. Формирование у учащихся отношений и личностных качеств.

5. Технология (методика) формирования у учащихся разнообразных отношений и личностных качеств.

6. Явления интегративности и генерализации при формировании личностных качеств.

Литература

1. Педагогика, учебник. Автор: Лихачев, М.: Юрайт, 1998 г.

2. Педагогика, учебник для высших учебных заведений ФК., Авторы: Сидоров, Прохорова, Синюхин. Тера – спорт, 2000 г.

3. Педагогика, Автор: Подласый, изд-во ВЛАДОС, 1996 г.

Рекомендации к выполнению контрольной работы

Работая с этой темой покажите, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает. Выделите четыре подструктуры личности (биопсихические свойства, психические процессы, опыт, направленность).

 

Тема № 10. Дидактические основы смешанных (комбинированных) уроков

План

1. Сущность и структура смешанных (комбинированных) уроков.

2. Назначение начального этапа урока, организации учащихся к занятиям. Приемы этой организации.

3. Дидактические основы повторительно-обучающей работы по пройденному материалу.

4. Организация учебной работы по овладению новым материалом на уроке.

5. Учебная работа по закреплению нового материала.

6. Работа по применению усвоенных знаний на практике.

7. Задание урока на дом.

Литература

1. Педагогика, учебник. Автор: Лихачев, М.: Юрайт, 1998 г.

2. Педагогика, учебник для высших учебных заведений ФК., Авторы: Сидоров, Прохорова, Синюхин. Тера – спорт, 2000 г.

3. Педагогика, Автор: Подласый, изд-во ВЛАДОС, 1996 г.

Рекомендации к выполнению контрольной работы

Раскрывая эту тему дайте несколько вариантов смешанных (комбинированных) уроков. Покажите особенности каждого этапа урока. Приведите несколько уроков с различными структурами и приемами урока в зависимости от задачи урока.

 

Тема № 11. Содержание образования и педагогические основы

Его обновления и совершенствования

План

1. Содержание и необходимые разработки его научных основ.

2. Факторы влияющие на определение содержания образования.

3. Теоретические идеи и научные требования определения содержания образования.

4. Политехническое и профессиональное образование.

5. Инновационно-педагогические подходы при модернизации и совершенствовании содержания школьного образования.

6. Документы, определяющие содержание образования.

Литература

1. Педагогика, учебник. Автор: Лихачев, М.: Юрайт, 1998 г.

2. Педагогика, учебник для высших учебных заведений ФК., Авторы: Сидоров, Прохорова, Синюхин. Тера – спорт, 2000 г.

3. Педагогика, Автор: Подласый, изд-во ВЛАДОС, 1996 г.

Рекомендации к выполнению контрольной работы

Раскрывая эту тему остановитесь на методологических аспектах проектирования в педагогическом производстве. Дайте принципы разработки стратегии управления образовательными учреждениями. Раскройте критерии стратегии организационной модели образовательных учреждений.

Вопросы и задания для контроля и самоконтроля

1. Возникновение и развития педагогики.

2. Предмет и задачи педагогики.

3. Педагогические категории.

4. Цели образования и воспи­тания.

5. Идея гуманизма как основа современ­ной педагогики.

6. Педагогическая деятель­ность.

7. Педагогические способности.

8. Педаго­гический идеал и его конкретно-историческое воплощение.

9. История образования.

10. Социаль­ный характер образования.

11. Цели воспитания и обучения.

12. Общие принципы и их реализа­ция в конкретных предметных методиках обучения.

13. Инновационные технологии обуче­ния.

14. Нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений.

15. Семейное вос­питание и семейная педагогика.

16. Межличност­ные отношения в коллективе.

17. Особенности воспитания в процессе учебно-трениро­вочных занятий.

18. Проблемы воспитания иоб­разования детей с отклонениями в развитии.

19. Педагогическое общение.

20. Личность педагога.

21. Развитие личности и его факторы.

22. Сущность процесса воспитания.

23. Принципы воспитания.

24. Самовоспитание, перевоспитание.

25. Современная отечественная концепция воспитания.

26. Зарубежные модели воспитания.

27. Классификация методов воспитания.

28. Методы формирования сознания.

29. Методы организации деятельности.

30. Методу стимулирования поведения и деятельности.

31. Понятие о содержании воспитания.

32. Умственное воспитание.

33. Формирование мировоззрения.

34. Нравственное воспитание.

35. Методы нравственного воспитания.

36. Трудовое воспитание и профориентация учащихся.

37. Система трудового воспитания.

38. Эстетическое воспитание.

39. Задачи и средства эстетического воспитания.

40. Физическое воспитание.

41. Задачи и средства физического воспитания.

42. Общечеловеческие ценности и ценностные ориентации как основа базовой культуры личности.

43. Формирование базовой культуры личности, отражение идей международных документов о правах ребенка в содержании воспитания.

44. Формирование здорового образа жизни.

45. Коллектив как средство воспитания.

46. Концепция коллективистского воспитания.

47. Педагогическое руководство коллективом.

48. Личность и коллектив.

49. Формирование коллектива.

50. Воспитатель, классный руководитель.

51. Семья и школа.

52. Учитель и ученик.

53. Планирование и контроль учебного процесса.

54. Предмет и задачи дидактики.

55. Категории дидактики.

56. Традиционная дидактическая система.

57. Педоцентритская дидактическая система.

58. Современная дидактическая система.

59. Идея гуманизации как основа современной педагогики.

60. Образовательные программы.

61. Принципы обучения.

62. Методы обучения.

63. Методы обучения по источнику знаний.

64. Методы обучения по характеру познавательной деятельности.

65. Активные и интенсивные методы обучения.

66. Методы науки в качестве учебных методов.

67. Особенности управления педагогическими системами.

68. Средства обучения.

69. Компьютеры в обучении. Информатизация образования.

70. Формы обучения.

71. Проблемное обучение.

72. Методика программированного обучения.

73. Личностноориентированное обучение.

74. Проверка знаний учащихся.

75. Принципы образовательной политики.

76. Образование как общечеловеческая ценность.

77. Образование как социокультурный феномен.

78. Образование как система.

79. Образование как педагогический процесс.

80. Основные направления реформирования современного образования.

81. Образовательные учреждения.

82. Органы управления образованием.

83. Методическая работа в школе.

84. Педагогический опыт и инновации.

85. Функции, методы и формы управления.

86. Управление инновационными процессами.

87. Повышение квалификации педагогов.

88. Задача аттестации педагогов.

89. Технология педагогической аттестации.

90. Цели, содержание, структура непрерывного образования.

91. Движущие силы и основные закономерности развития личности.

 

Примерный перечень лабораторных работ и практических занятий

Задания для проведения практических занятий по дисциплине «Педагогика»

Задание 1

Оценить и сопоставить отношение школьника к общеобразовательным предметам и к занятиям физической культурой и спортом, обосновав собранным материалом. Охарактеризовать личность школьника в плане всесторонности и гармоничности развития.

Наметить задачи, направленные на дальнейшее совершенствование отношений ученика к учебной и спортивной деятельности, для учителя физкультуры, тренера и самого ученика.

Анкета «Психолого-педагогическая характеристика школьника» (его отношение к учебной работе).

I. Общие сведения

1. Фамилия, имя, возраст.

2. Состав семьи, профессии и специальность родителей, их отношение к спорту.

II. Отношение ученика к общеобразовательным предметам

3. Успеваемость за последние два года по разным общеобразовательным предметам.

4. Взгляды на значимость учебной дисциплины (считает ее обязательным и важным делом; учится добросовестно; учится потому, что заставляют)

5. Общее интеллектуальное развитие и интересы (перечислить все интересы и хобби; отметить, любит ли читать, что читает).

6. Способность к учебной работе (быстрота и точность восприятия материала; устойчивость внимания; грамотность устной и письменной речи). Специальные способности (к музыке, рисованию, к спорту – указать вид спорта).

7. Старательность в учебной работе (пунктуальность в выполнении уроков; аккуратность в ведении тетради).

8. Организованность в учебной деятельности (есть ли привычка ежедневно готовить уроки, планировать время).

9. Дисциплинированность на уроках.

10. Волевые качества (умение проявлять в учебных делах целеустремленность, выдержку, инициативность).

11. Интерес к знаниям (стремится знать больше, чем предусмотрено учебниками; учится без интереса, нехотя).

12. Учебные умения (работать с учебниками, составлять конспект, находить дополнительную литературу).

13. Удовлетворенность достижениями в учебе.

14. Отзывы учителей об отношении к учебной работе.

III. Отношение к урокам физической культуры и секционным занятиям

15. Успеваемость по физической культуре за последние два года, спортивная специализация, разряд, участие в соревнованиях, лучшие достижения.

16. Взгляды на значение уроков физической культуры и занятий спортом.

17. Особенности физического развития (по данным медпункта школы и учителя физической культуры):

А) рост, вес, объем грудной клетки, динамометрия, спирометрия;

Б) состояние здоровья и физическая подготовленность;

В) результаты в беге, прыжках, плавании, ходьбе на лыжах и т.д.

18. Психомоторные способности (уровень развития спортивных навыков; быстрота овладения техникой движений; время, затраченное на подготовку к выполнению спортивного разряда).

19. Трудолюбие, организованность, старательность и дисциплинированность в процессе занятий физической культурой и спортом (регулярность посещения уроков и тренировочных занятий; отношение к спортивной форме).

20. Кругозор в области спорта (чтение спортивных газет и журналов, посещение соревнований; осведомленность в области теории и методики спортивной тренировки).

21. Волевые качества, проявляющиеся на уроках физической культуры и на соревнованиях (при выполнении «опасных» упражнений; при необходимости сдерживать эмоции и т. п.).

22. Интерес к занятиям физической культурой и спортом (занимается увлеченно, с интересом, без интереса).

23. Умения (гигиенические привычки; умение преодолевать страх; сочетать учебные занятия и обязанности с занятиями спортом).

24. Удовлетворенность результатами, достигнутыми на занятиях физической культуры и спортом.

25. Отзывы учителей и тренера об отношении к занятиям физической культурой и спортом.

Задание 2

Опишите и проанализируйте ситуации:

  1. Угрызение совести от поступка.
  2. Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении.
  3. Ситуация пренебрежения и неуважения других.
  4. Ситуация выбора профессии.
  5. Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов.
  6. Ситуация стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий.
  7. Ситуация стимулирования к самовоспитанию.
  8. Ситуация предъявления требований.
  9. Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины.
  10. Ситуация взаимопомощи.

Задание 3

Проведите анализ воспитательного мероприятия.

I. Общие сведения.

Дата посещения. Группа. Классный руководитель. Форма мероприятия (коллективного творческого дела). Тема. Цель посещения.

II. Организация мероприятия.

1. Педагогическая целесообразность. Тема запланированного дела соответствует уровню общей культуры, индивидуальным и возрастным особенностям учащихся.

2. Общественная активность. Заинтересованное участие учащихся в подготовке и проведении мероприятия.

3. Подготовленность. Ответственное отношение к организации мероприятия.

III. Содержание мероприятия.

  1. Интеллектуальный фонд. Духовность, богатство содержания программы воспитательного мероприятия.
  2. Эмоциональный фон. Увлекательность проведения творческого дела, заинтересованность участников и зрителей.
  3. Эстетический фон. Красочность, яркость, оригинальность оформления мероприятия.

IV. Организация среды воспитания.

V. Качество педагогических усилий.

  1. Реализация профессионально важных качеств педагога.
  2. Проявление качеств личности студентов во время мероприятия и после него.

VI. Итоги воспитательного мероприятия. Факторы успеха (или неуспеха).

Выводы и рекомендации по закреплению положительных результатов и устранению недостатков.

 

Задание 4

Проведите анкетирование на тему: «Что вам интересно?»

Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей учащихся.

1. Что Вас больше всего привлекает в школе?

а) общение с друзьями;

б) общественная работа;

в) получение оценок;

г) узнавание нового;

д) сам процесс учения;

е) самостоятельная работа;

ж) другое _______________.

2. Какой учебный предмет кажется Вам наиболее трудным? Назовите его и, если можете, объясните, в чем заключаются трудности.

3. Какой учебный предмет наиболее Вам интересен? Назовите его и укажите, что Вас больше всего интересует в этом предмете?

4. Какой из учебных предметов Вы считаете наиболее полезным для своей будущей жизни после окончания школы?

5. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, можно было бы и не изучать и почему?

6. Какие учебные приметы, по Вашему мнению, нужно было бы включить в обучение и почему?

Анализ содержания ответов позволяет установить характер учебно-познавательных мотивов учащихся, наличие определенных склонностей и потребностей.

 

Задание 5

Проведите анкетирование на тему: «Познавательная потребность учащихся».

Цель: Установить интенсивность познавательных потребностей учащихся.

  1. Как часто Вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?

часто (5 баллов),

иногда (3 балла),

редко (1 балл).

  1. Что Вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?

помучиться, но самому найти ответ (5);

когда как (3);

получить готовый ответ от других (1).

  1. Много ли Вы читаете дополнительной литературы?

постоянно, много (5);

неровно: иногда много, иногда ничего не читаю (3);

мало или совсем не читаю (1).

  1. Насколько эмоционально Вы относитесь к интересному для Вас делу, связанному с умственным трудом?

очень эмоционально (5);

когда как (3);

эмоции неярко выражены (1).

  1. Часто ли Вы задаете вопросы преподавателю?

часто (5 баллов),

иногда (3 балла),

редко (1 балл).

Обработка результатов: подсчитать сумму баллов каждого ученика и разделить ее на 5 – это показатель интенсивности познавательных потребностей. Интенсивность можно считать сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной – если результат от 2,5 до 3,5; слабой – если результат меньше 2,5.

 

Задание 6

Проведите анкетирование на тему: «Анализ интересов и направленности учащихся». Анкета используется для определения программы работы со студентами как в плане воспитания интересов, так и возможности приобщить к уже существующим в группе интереса новых студентов.

  1. Любимые занятия (интереснее всего):

a) Что делать____________________________________________

б) что читать ____________________________________________

в) в чем помогать (и кому) ________________________________

г) где бывать ____________________________________________

д) о чем говорить ________________________________________

е) что у Вас получается лучше всего ________________________

  1. Интересы научные и технические:

а) любимые учебные предметы _______________________________

б) интересные для Вас области науки___________________________

в) привлекательные области техники ___________________________

г) самые интересные ученые __________________________________

д) самые интересные изобретатели_____________________________

е) в какой области науки и техники Вы занимаетесь сами ___________

ж) выдающие научные произведения___________________________

з) выдающие изобретения ____________________________________

  1. Эстетические интересы:

а) любимый писатель, его произведения ________________________

б) художник, его произведения________________________________

в) Композитор, его произведения ______________________________

г) скульптор, его произведения_______________________________

д) любимое место в Вашем городе _____________________________

е) какой областью искусства Вы интересуетесь __________________

  1. Участие в кружках________________________________________

а) в каких олимпиадах принимали участие______________ ____

б) в каких конкурсах участвовали______________________________

в) какие имеете призы и награды и за что________________

  1. Интерес к профессии:

а) какие профессии Вам кажутся привлекательными________________

б) какую профессию Вы собираетесь иметь в будущем ___________

в) знаете ли Вы кого-нибудь, кто является профессионалом в этой сфере _________

г) поможет ли Вам школа в приобретении этой профессии ________

д) чем привлекает Вас эта специальность (подчеркнуть): возможность приносить пользу обществу; умею работать по этой специальности; имею способности к ней; перспективная специальность; хорошо оплачивается; интересная и увлекательная.

Задание 7

Перечислите программно-нормативные документы, обеспечивающие основные направления работы по физическому воспитанию детей школьного возраста. ____________________________________________________________

Задание 8

Тема: «Возрастные особенности»

Задание. а) Методом целенаправленного педагогического наблюдения проанализируйте и опишите особенности поведения на уроках физической культуры детей разных возрастных групп (дошкольный возраст, младшие школьники, подростки, старшие школьники) по следующему плану:

- самосознание;

- ведущие потребности и мотивы деятельности;

- отношение к сверстникам;

- отношение к противоположному полу;

- отношение к требованиям взрослых;

- типичные отклонения в поведении.

б) На основании наблюдений разработайте педагогические рекомендации по проведению занятий для каждой из групп.

 

Задание 9

Тема: «Инновации в педагогике физической культуры и спорта»

Задание. Опишите педагогический опыт Вашего спортивного тренера по следующему плану.

1. Инновации в педагогической деятельности тренера;

2. Эффективность его педагогической деятельности;

3. Возможность обобщения и применения его методики в других видах спорта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.114 с.)