Лекция №1 педагогика как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №1 педагогика как наука



МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РФ

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Г.А. Шишенко

ПЕДАГОГИКА

Методические рекомендации

для студентов очной и заочной формы обучения

по специальностям

49.02.01 – физическая культура и

49.02.02 – адаптивная физическая культура

 

 

Екатеринбург

Методические рекомендации для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 49.02.01 – физическая культура и 49.02.02 – адаптивная физическая культура по дисциплине «Педагогика» / Авт.-сост.: Г.А. Шишенко. – Екатеринбургский филиал Уральского гос. Ун-та физической культуры. Екатеринбург, 2013. – 128с.

 

Методические рекомендации включают введение, программу учебной дисциплины, краткий курс лекций, темы контрольных работ и методические рекомендации по их написанию, вопросы и задания для контроля и самоконтроля, перечень практических работ, перечень рекомендуемых источников литературы.

 

Предназначается студентам специальностей 49.02.01 - Физическая культура и спорт и 49.02.02 – Адаптивная физическая культура.

 

Рецензенты: д.п.н., профессор кафедры педагогики Старикова Л.Д., (РГППУ)

 

Утверждено на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

Заведующая кафедрой

гуманитарных и

социально-экономических

дисциплин _______________________ Г.А. Шишенко

 

 

Рекомендовано к изданию методическим советом Екатеринбургского филиала УралГУФК

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Председатель методического совета _________________ М.И. Салимов

 

 

© Екатеринбургский филиал

Уральского государственного университета

физической культуры, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………… 4

Примерная программа учебной дисциплины ………………………….. 7

Краткий курс лекций …………………………………………………….. 8

Темы контрольных работ …………………………………………………. 102

Вопросы для контроля и самоконтроля ………………………………… 108

Примерный перечень лабораторных работ и практических занятий … 110

Список рекомендуемой литературы ………………………………………. 117

Приложения …………………………………………………………………. 120

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из важнейших сторон подготовки педагога (тренера), организатора по физической культуре является вооружение знаниями педагогической теории, основами российской педагогической науки, расширяющей и научно-обосновывающей задачи, содержание, методы и формы обучения и воспитания молодого поколения.

Педагог по физической культуре (преподаватель, тренер), передает учащимся из детства в юность и взрослую жизнь социальный опыт. Мастерство преподавателя физической культуры состоит в умении побуждать к саморазвитию обучающихся, диагностировать меру их готовности к самообразованию, организовывать образовательный процесс, определяя место в нем методам активного обучения, техническим и аудио - визуальным средствам обучения.

В программе акцентированы теоретико-методологические вопросы воспитания, образования, обучения и развития личности, а также педагогического управления. В программе представлен материал, обеспечивающий формирование у будущего специалиста научного мировоззрения, профессионально-педагогической направленности личности, развития нестандартного педагогического мышления и развитого воображения, овладение кругом научно-прикладных знаний и умений, необходимых для педагогической и тренерской деятельности специалиста данного профиля.

Овладение методикой воспитательной работы будущими преподавателями-тренерами, педагогами-организаторами представляется особенно важным ввиду больших потенциальных возможностей решения широкого круга задач интерсоциального воспитания молодежи средствами физической культуры, спорта и туризма. Материал этих тем, поможет формировать в условиях колледжа педагогов высокой педагогической культуры, владеющих средствами и методами педагогического воздействия, и педагогическим общением.

Дисциплина «Педагогика» по специальности (специальностям) СПО 49.02.01 – Физическая культура и 49.02.02 – Адаптивная физическая культура изучается студентами очной и заочной формы обучения на втором курсе в третьем семестре. Для студентов заочной формы обучения объем учебной нагрузки составляет 132 часа, из них аудиторных – 14 часов (на лекции отводится 8 часов, на практические занятия 6 часов) и самостоятельная работа 118 часов.

Форма отчетности по дисциплине для студентов очной и заочной формы обучения – экзамен.

Пособие разработано в соответствии с ФГОС для студентов по специальности (специальностям) СПО 49.02.01 – Физическая культура и 49.02.02 – Адаптивная физическая культура. Дидактически курс построен на оптимальном сочетании лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов, проблемном изложении учебного материала, тестирования и самоконтроля.

Основными формами самостоятельной работы студентов является написание реферативной работы, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач, подготовка к семинарским занятиям и экзамену и др.

В пособие включена рабочая программа, учебно-методическая карта, методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, рекомендуемые темы рефератов, вопросы для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы, дидактические тесты и др.

Цель и задачи дисциплины.

Цель:

- вооружить будущих специалистов знаниями основ педагогической науки.

- показать место педагогики в системе наук.

- выработать у студентов умения и навыки применять полученные теоретические и практические знания в профессиональной деятельности.

Задачи: Дать знания по истории развития педагогики. Ознакомить студентов с предметом, объектом, задачами, функциями и методами педагогики. Дать знания по основным педагогическим категориям: воспитание, обучение, образование и развитие; педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогические технологии; образование, как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс. Показать образовательную систему России, цели, содержание, структуру непрерывного образования.

Данная дисциплина имеет межпредметные связи с психологией и педагогикой физической культуры, технологией физкультурно-спортивной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

- ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

- значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;

- принципы обучения и воспитания;

- особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования;

- формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

- психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

- понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

- особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

- приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;

- средства контроля и оценки образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.

Дисциплина «Педагогика» участвует в формировании общекультурных и профессиональных компетенций, а именно:

Наименование компетенции код компетенции
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК-1
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ОК-13
Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия. ПК-1.1
Проводить учебно-тренировочные занятия. ПК-1.2
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях. ПК-1.4
Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения. ПК-2.1
Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности. ПК-2.2
Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. ПК-2.4
Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде cпорта. ПК-3.1
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта. ПК-3.5

Формы самостоятельной работы: работа с основной и дополнительной литературой, изучение текста лекций и учебника, конспектирование литературы по темам, вынесенных в курс практических занятий; работа с используемыми терминами; подготовка к коллоквиуму; составление комплексной характеристики личности по предложенной схеме. Изучение тем: «Основы развития педагогической теории ФК», «Принципы демократизации современного физкультурного образования», «Общественно-педагогическое движение по работе с трудными подростками в условиях Российского образования», «Принципы гуманизации Российского физкультурного образования», «Основные направления развития, воспитания в системе образования».

 

Рабочая программа учебной дисциплины

Курс «Педагогика» включает несколько разделов изучения.

В первый раздел вошли «Общие основы педагогики». Студентам излагаются темы: «Педагогика как наука», «Связь педагогики с другими науками», «Методология педагогики и методы педагогических исследований».

Во второй раздел включена «Дидактика». В этот раздел включены темы: «Дидактика как педагогическая теория обучения», «Процесс обучения как целостная система», «Закономерности и принципы обучения», «Содержание общего образования», «Методы обучения и средства обучения», «Формы организации учебного процесса», «Урок - основная форма организации обучения в современной школе», «Методы приема и средства организации в управлении педагогическим процессом», «Инновационные процессы в образовании», «Процесс обучения».

В третьем разделе «Теория воспитания», включены темы «Воспитание как педагогическое явление», «Общие закономерности и принципы воспитания», «Содержание воспитательного процесса», «Общие методы воспитания, средства и формы воспитательного процесса», «Педагогическая технология воспитания» и «Семейное воспитание и семейная педагогика».

Краткий курс лекций

 

Как предмет педагогики

Существует несколько иное понимание предмета педагогики, согласно которому им является педагогическая система или дидактическая система (ПС, ДС). ПС - это «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного. педагогического влияния на формирования личности с заданными качествами»

Наукой выделены шесть взаимосвязанных структурных элементов ПС: учащиеся, цели воспитания/обучения, содержание воспитания/обучения, педагогические/дидактические процессы, учитель и/или технические средства обучения, организационные формы педагогической работы. ПС бывают разных масштабов: целого общества, отдельного образовательного учреждения, по отдельному учебному предмету.

Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики. Это не противоречит сказанному выше, так как воспитание как социальная функция и как педагогический процесс реализуются в рамках педагогических систем. Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки.

Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками. Педагогическая деятельность состоит в применении адекватной ПС, в определении целей, содержания, средств воспитания. В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организационный, гностический. Иначе говоря, учитель в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников. Педагогика создает теории, на которых строится педагогическая деятельность.

Состав педагогических наук

Современное научное знание имеет тенденцию к дифференциации, к выделению областей изучения. Педагогика делится на ряд отраслей. История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики от древних цивилизаций до современности. Педагогика средней школы, дошкольная педагогика, педагогика начальной, высшей, профессионально-технической школ, производственная, военная педагогика - эти отрасли выделяют по уровню и содержанию обучения. В теоретической педагогике имеется теория воспитания и теория обучения - дидактика. Кроме общей дидактики, есть частные дидактики, или предметные методики. Социальная педагогика изучает воспитание, осуществляемое в среде проживания, прежде всего тех, кто подвергается риску и нуждается в поддержке: детей алкоголиков, наркоманов, преступников, растущих в антисоциальном окружении. Имеется педагогика взрослых и андрогогика - о работе с пожилыми людьми. Дефектологическая педагогика занимается воспитанием слепых, глухих, умственно отсталых. Сравнительная педагогика занимается анализом образования в разных странах. Пенитенциарная педагогика изучает вопросы воспитания людей в местах заключения. Такова внутренняя система педагогических наук, развитие новых отраслей которой порождается развитием общества и науки.

Иерархия целей в педагогике

Педагогические цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему. Высшая ступень - государственные цели, общественный заказ, стандарт образования. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах. Следующая ступень- цели отдельных образовательных систем и этапов образования. Например, цели обучения в средней школе и на его отдельных уровнях: начальная, основная, полная средняя школа. Следующая ступень - цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста. Наконец цели отдельной темы, урока или внеурочного мероприятия.

В педагогике принято различать также собственно педагогические задачи и функциональные педагогические задачи. СПЗ - это задачи на изменение ученика, перевод его из одного состояния в другое: был слабым читателем, не интересовался литературой стал развитым подготовленным читателем художественной литературы. Эти цели описывают задаваемые качества личности. ФПЗ - задачи отдельного педагогического акта: например, организовать обсуждение новинок литературы в классе. ФПЗ относится к СПЗ, формированию заданных свойств учеников.

Принципы воспитания

Как было сказано, принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс - посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.

Современная отечественная наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет некоторое единство, отражает существенные особенности учебно-воспитательного процесса и служит руководством к практике. Ряд ученых рассматривают единую систему принципов воспитания и обучения. Другие дают их отдельно. При всей близости процессов обучения и воспитания, следует отделить принципы каждого из этих процессов, стремясь осмыслить специфику их, не забывая о некоторой условности разделения.

Обзор литературы позволяет выделить следующие принципы воспитания характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса.

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.

Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компоненту воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.

3.Принцип педагогического руководства и самостоятельной
деятельности, активности школьников.
Человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

В советский период педагогика выделяла принцип воспитания в труде. Труд как деятельность является действительно важным средством воспитания. Требование воспитывать в труде реализуется, если принцип руководства самостоятельной деятельностью детей понимать широко, в том числе как организацию различных видов труда школьников, который является обяза­тельным компонентом образования в педагогических системах большинства стран.

4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоцио­нальный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.

6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из" классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.

8. Принцип единства действии и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные — семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.

Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.

Основные понятия и классификация методов

Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанник направленной на решение задач воспитания. И.Ф. Харламов уточняет: методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Средства воспитания — это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.

Выделяются иногда приемы воспитания как часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру: например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками; переход на «вы» с учеником, когда ему делают замечание. Вечер, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т.д. — это формы воспитательный работы. Однако можно заметить, что они наказаны среди методов I средств. Это говорит о том, что в науке нечетко разделяются методы, средства и формы воспитания. Тем не менее, методы - одна из основных категорий воспитания - знание сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.

Познанию методов способствует их классификация. В педагогике нет строго научной классификации методов. Эмпирически выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание. В основу одной из последних классификаций положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания: методы формирования сознания личности, методы стимулирования деятельности и поведения и методы организации деятельности и опыта поведения. Выделение первой группы основано на принципах единства сознания и поведения. Сознание совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Вторая группа методов выделена на основе тезиса формировании личности и деятельности. Третья группа отражает потребно-мотивационный компонент деятельности, одобрение или порицание поступка, формирует поведение.

Поведения

Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности детей, которая является источником воспитания в этой группе методов. Воспитание в деятельности имеет ряд закономерностей, на основе которых формируются требования к ее организации. Деятельность воспитывает, если личностно значима для детей, имеет «личностный смысл». Позиция учеников должна быть активной, функции их должны меняться: все проходят роли исполнителей и организаторов. Руководство деятельностью детей должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.

В отечественной педагогике организация деятельности детей является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающее ситуации.

Педагогическое требование понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания, косвенные требования представляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

Общественное мнение - это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности.

Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. Приучение - организация регулярного выполнения детьми действий с целью превращения их в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Приучение эффективно на ранних этапах развития. Методика требует объяснять учащимся, что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает проверку выполнения действий.

Упражнение - многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы проведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности детей, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности. Участие в коллективных делах на всех стадиях развивает способности и формирует качества личности. Приучение и упражнение эффективны, если опираются на положительные мотивы деятельности и в свою очередь формируют их.

Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованны педагогом. Их функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения и пр.

Умственное воспитание

Умственное воспитание - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.

Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Умственные силы (ум) - совокупность индивидуальных способностей к накоплению знанию, совершенствованию мыслительных операций. Свойства ума - быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность.

В природе ума и его развитии много сложного и неясного. Педагогу надо знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной, интеллект, умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. С ростом человека способности генетически выступают в силу, проявляются.

Согласно другой, умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность - обучение. В соответствии с этим в отечественной педагогике разрабатывалась система умственного воспитания, задачи которой: формирование знаний как условия умственного роста, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями, формирование научного мировоззрения. Основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальным умениям относят также навыки самостоятельной работы, культуру умственного труда.

Пути решения задач УВ - обучение и внеклассная работа с учащимися. Проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали у нас Л.С.Выгодский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин и др. Опорой служили выводы Л.Выгодского о том, что обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития»: предъявлять ученикам задания, которые они могут выполнить при обучающей помощи взрослых. Согласно этому подходу, умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно-следственных связей, на сравнение и др.

Во внеклассной работе имеются такие формы умственного воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады. Учитель и исследователь И.П.Волков для развития ума и других способностей создал комнату творчества учащихся, где они могут пробовать себя в разных занятиях.

Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: содержание учебного и внеурочного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности детей.

Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственным операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения.

Нравственное воспитание

Основные понятия

Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический характер: возникает и меняется с ходом развития общества, включает в себя нормы и идеалы, различные для разных социальных слоев и групп.

Иррациональные теории морали утверждают, что истоки нравственности лежат в глубинах самосознания и подсознания личности. Мораль не зависит от социума и определяется волей человека. Натуралистические теории морали говорят, что нравственность зависит от природных инстинктов, задатков, данных от рождения нравственных структур. Религиозные концепции объясняют мораль как предписание сверхъестественной духовной силы, бога.

Мораль детерминирована обществом, однако человек свободен в выборе норм поведения, но должен нести ответственность за свой выбор. Индивидуальная нравственность состоит в принятии моральных норм и следовании им в личном поведении. Соблюдение моральных норм обязывает человека часто преодолевать аморализм отдельных групп или всей социальной системы.

Структур нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Все три компонента нравственности определяют задачи нравственного воспитания, которое понимается как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Нравственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Нравственное развитие личности проходит три стадии. На доморальном уровне ребенок исполняет требования из страха наказания. На конвенциональном уровне соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохранения. Третий уровень нравственного развития- автономный: человек добровольно избирает нравственное поведение, ибо убежден, что жить надо в соответствии с нормами, им принятыми, он своей свободной волей выбирает добро.

Примерно так же отечественная психология и педагогика трактуют процесс нравственного развития, отмечая, однако, что развитие протекает не спонтанно, не генетически, а при социальном и педагогическом воздействии.

Содержание и методы нравственного воспитания

Содержание НВ определяется концепцией, общими целями воспитания, моралью общества. Следует знать несколько ценностных концепций, чтобы определить содержание НВ в современной российской школе. К ним можно отнести коммунистическую концепцию, христианскую мораль, индивидуалистическую мораль свободного, западного мира.

Согласно коммунистической, морали у школьников надо было воспитывать преданность идеалам коммунизма, патриотизм, интернационализм, коммунистическое отношение к труду, социалистический гуманизм, коллективизм и пр. Этот моральный комплекс в настоящее время должен быть оценен отрицательно, так как его методология и содержание носили вульгарно-материалистический характер, в нем предлагалась мораль агрессивная, по существу антигуманная.

Христианское воспитание предполагает знание учащимся священной истории, христианского вероучения, заповедей Христа, обучение индивидуальному духовному опыту. Значительная часть либеральных педагогов Запада, равно и педагогов России, считает, что в основе нравственного воспитания должны лежать религиозные ценности, сознание, христианская мораль.

Тем не менее, содержание НВ в школах западного мира определено в целом ценностями западной цивилизации. Школа формирует коммуникативные навыки, умения взаимодействовать, разрешать конфликты, жизненные проблемы, обучает самопознанию, принятию решений, выбору ценностей, учит быть справедливым, честным, формирует ряд других нравственных качеств. В западных странах имеются специальные программы по формированию ценностей, саморазвитию, анализу социальных и психологических проблем

Эстетическое воспитание

Основы воспитания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.058 с.)