Методы практического обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы практического обучения.



Умения и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимы многократные повторения действий, упражнение, тренировка. Формирование умений происходит в процессе неоднократного выполнения учащимися соответствующих заданий: задач, расчётов, анализа ситуаций.

Суть активных методов, направленных на формирование умений и навыков, как раз состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы способом деятельности.

К ним могут быть отнесены: анализ производственных ситуаций, решение ситуационных профессиональных задач, имитация деятельности на тренажере, выполнение практических заданий в процессе производственной практики, деловые игры и их элементы и др.

Названные методы в учебном процессе делают обучение активным, деятельным, контекстным (включённым в профессиональную деятельность).

Применению методов практического обучения должен предшествовать анализ содержания учебного материала и содержания профессиональной деятельности специалиста.

Анализ производственных ситуаций. Большое место в работе специалиста занимают задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого анализа принимать правильное решение - неотъемлемое качество каждого руководителя.

Сущность этого метода состоит в том, что учащимся предъявляется какая-то производственная ситуация, в которой охарактеризованы условия и действия её участников. Учащимся предлагается оценить, правильно ли действовали участники события, дать анализ и аргументированное заключение о действиях участников. Ситуация может быть предъявлена в форме устного описания, показа кинофрагмента, разыгрывания ролей отдельными учащимися.

Решение ситуационных производственных задач. Этот метод используется для формирования у учащихся профессиональных умений. Основным дидактическим материалом служит ситуационная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные количественные данные) и вопрос (задание), поставленный перед учащимися. Ситуационная задача должна содержать все необходимые данные для её решения, а в случае их отсутствия - условия, из которых можно извлечь эти данные.

Задачи должны точно соответствовать получаемой специальности и квалификации учащихся или быть незначительно сложнее тех, которые им предстоит решать.

Среди сложных задач можно выделить: сквозные задачи, проходящие через весь учебный курс; комплексные - охватывающие несколько учебных дисциплин, но выполняемые одновременно, в период соответствующего практикума или учебной практики; целевые комплексные задачи, проходящие через несколько предметов, но направленные на достижение конкретной цели, на завершение процесса выполнения трудовой функции.

Деловые игры. При анализе производственных ситуаций, решении ситуационных задач, как правило, не создаётся высокий уровень ситуационной напряжённости. Это обусловлено в первую очередь тем, что решения принимаются не в конфликтной ситуации, не путём компромисса между объективно существующими различиями интересов должностных лиц, представляющих организации, подразделения. Это обедняет и систему оценки действий обучаемых, так как позволяет оценивать только сами решения учащихся, но не их поведение, проявление моральных, деловых и психологических качеств при выработке и обсуждении вариантов решения. Выработка решений группой проводится без распределения участников по ролям, имеющим различные интересы, а следовательно, не моделируется конфликтная ситуация.

Преимущество деловых игр состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причём интересы их могут не совладать. В результате создаётся конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряжённостью, что повышает интерес к ходу игры. Участники могут показать не только профессиональные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, от которых нередко зависит ход игры.

Деловая игра представляет собой управленческую имитационную игру, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа данной ситуации принимают решения. Она направлена на развитие у учащихся умения анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения. Во время игры развивается творческое мышление (способность поставить проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения и, проанализировав эффективность каждого, выбрать наиболее оптимальный вариант) и профессиональные умения специалиста, деятельность которого, в конечном счёте сводится к принятию решений.

Разыгрывание ролей требует меньших затрат времени и сил на разработку и проведение, чем деловая игра.

Для разыгрывания ролей особенно важным является постановка перед играющими одной конкретной задачи. Решая её, участники выполняют роли, характеризующиеся различными интересами; в процессе их взаимодействия должно быть найдено компромиссное решение. В зависимости аргументированности действий каждого участника, способности привлечь документальные данные, нормативные положения, привести научно обоснованные доводы, принимается то или иное решение, которое представляет собой компромисс и предполагает большую или меньшую уступку того или иного действующего лица.

В отличие от деловой игры задачи при разыгрывании ролей менее объёмны, на них затрачивается меньше времени, менее сложны взаимоотношения играющих.

Преподаватель ставит перед учащимися проблему, характеризует условия, в которых развёртываются события, подчёркивает различие интересов участников, распределяет роли. Он активно участвует в разыгрывании ролей, косвенно противодействует тому, чтобы соглашение было установлено за счет полной уступки одного участника игры другому. Остальные учащиеся наблюдают развитие событий.

Имитирование профессиональной деятельности с помощью тренажеров. Составной частью профессиональных умений являются навыки - действия, которые в результате многократных повторений становятся автоматическими. В процессе профессиональной деятельности специалисту приходится иметь дело с аппаратами, приборами, измерительными инструментами и механизмами, пользования которыми формируются только в деятельности. Если учащимся по этакой-то причине не может быть предоставлена возможность выполнять эти действия непосредственно на производстве, на действующих агрегатах, целесообразно создать тренажеры, имитирующие производственные процессы. В программу работы тренажеров должны быть заложены различные варианты производственных ситуаций, для того чтобы учащиеся проанализировали эти ситуации и приняли соответствующие решения.

Выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики. Во время учебной и технологической практик учащиеся средних специальных заведений овладевают умениями и навыкам по одной или нескольким рабочим профессиям, по избранной специальности. Практика должна быть организованна таким образом, чтобы круг формируемых умений постепенно расширялся и последовательно усложнялся. В период практики по рабочей профессии на производстве учащиеся участвуют в производительном труде, содержание которого обусловлено конкретными производственными нуждами, выполняют те виды работы, потребность в которых на данном этапе испытывает производство. Однако благодаря переходу с одного рабочего места на другое практикант овладевает более широким кругом умений, чем если бы он работал на одном станке или на одном рабочем месте. Включаясь в работу бригады, участвуя в обсуждении результатов труда, учащийся непосредственно знакомится с понятиями "хозрасчёт", "доход", "производительность труда", "себестоимость труда", " рентабельность " и др.

Выбор методов обучения.

Выбор методов зависит от ряда условий: специфики содержания изучаемого материала, общих задач подготовки специалиста, времени, которым располагает преподаватель, особенностей состава учащихся, наличия средств обучения.

Главным, определяющим выбор метода обучения, является содержание учебного материала.

Обучение умениям и навыкам происходит только в практической деятельности, поэтому при постановке такой дидактической задачи необходимы упражнения, работа на тренажёрах, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры.

Общие задачи подготовки учащихся также определяют выбор метода обучения. Преподаватель всегда помнит, что обучение - это не только усвоение знаний и умений, но и развитие, и воспитание молодёжи.

Как правило, каждый метод не только решает одну узконаправленную задачу обучения, воспитания и развития, но и обеспечивает их решение в комплексе; но в ходе использования того или иного метода усиливается решение то одной, то другой задачи, поэтому, выбирая метод обучения, следует строго учитывать преимущества и недостатки каждого из них.

Выбор метода зависит от времени, которым располагает преподаватель. Беседа требует больше времени, чем простое изложение учебного материала, но зато побуждает участников к размышлению, припоминанию ранее полученных знаний. Это не только развивает их мышление и память, но и создаёт интерес к работе и состояние активного участия в ней. Беседа даёт возможность преподавателю выявить ошибочные представления и суждения учащихся, а следовательно, предупредить возможные ошибки в усвоении учебного материала.

Выбор методов обучения зависит и от ученического состава: возраста, уровня подготовленности, опыта, а также формы обучения.

Преимущество метода проблемного обучения состоит в том, что учащихся побуждают к активной мыслительной деятельности. Этот метод способствует максимальному развитию творческого мышления, приучает вдумываться в сущность явлений, отыскивать взаимосвязи между ними, формулировать выводы как теоретические положения. Однако проблемное обучении требует от учащихся определённых интеллектуальных умений, усилий мысли, заставляет преодолевать трудности.

Выбор методов обучения зависит и от реальных возможностей и средств обучения. Речь идёт не только о том, есть ли соответствующие средства или они отсутствуют. Немало говорится о необходимости использования технических средств обучения. Однако отсутствие специально созданных учебных кино-, теле- и диафильмов, видеозаписей приводит к тому, что в учебных заведениях мало демонстрируется учебных кинофильмов или учебных телепередач в качестве метода обучения, заменяющего на более высоком, квалифицированном уровне деятельность преподавателя хотя бы по отдельным вопросам. Чаще всего показ кинофильма или его фрагмента, видеозаписи или диафильма является приёмом, дополняющим деятельность преподавателя, иллюстрирующим его объяснение, рассказ, лекцию, побуждающим к беседе.

Средства обучения создают возможность для индивидуализации обучения. Если в учебном кабинете или библиотеке учебного заведения имеется два-три справочных издания, индивидуальные занятия для работы с ними на уроке могут быть даны только двум-трём учащимся в процессе проверки знаний (устного опроса). Если учебное заведение располагает достаточным количеством книг для всей учебной группы, преподаватель может дать индивидуальные задания по решению задач всем учащимся одновременно.

Выбор методов и приёмов обучения должен быть обоснованным и при достаточном количестве средств обучения. В процессе обучения преподаватель практически, как минимум, трижды обращается к одному тому же учебному материалу: его при первичном изучении, при закреплении, при проверке знаний. Таким образом, перед ним стоит проблема - какому средству отдать предпочтение на каждом этапе изучения, а следовательно, и выбрать метод обучения.

Вырабатывая свой стиль, преподаватель должен осознавать, что главное - это достижение конечного результата обучения, который предполагает не только формирование знаний, умений и навыков, но и воспитание, и развитие обучающихся. При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приёмов обучения, нет сверхэффективного способа, которым можно заменить все остальные. Методы и приёмы не могут быть самоцелью. Стремление включить в учебный процесс новые методы и приёмы без достаточного на то основания является не чем иным, как педагогической модой.

Учитывая, что каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки, преподаватель не может отдавать предпочтение тому или иному методу, а использует их в системе, во взаимосвязи, стремясь достигнуть наилучших результатов в усвоении учащимися знаний, выработке у них умений и навыков, развития мыслительной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.110.49 (0.008 с.)