Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по выполнению презентации

Поиск

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическим занятиям по дисциплине «Основы философии» для специальности:
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

 

 

Курс: III

Специальность: 23.02.06

Преподаватель: Лизункова Л.Н.

Студент:

Группа:

 

Москва 2017

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Основы философии» относится к циклу гуманитарных и социально- гуманитарных дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурного наследия человечества, на выработку собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения. В курсе изучения дисциплины «Основы философии» помимо лекционных занятий предусмотрены практические занятия, направленные на работу со справочной литературой, Интернет – ресурсами, изучение текстов первоисточников, решение кейс – задач, заполнение схем, таблиц, а также семинарские занятия. Итоговой аттестацией для специальностей: специальности 23.02.06 является – дифференцированный зачет; специальности 13.02.07 – итоговая контрольная работа. Результат итоговой аттестации складывается из результатов работы студентов на практических занятиях, выполнения домашний заданий, посещения лекционных занятий. Задания для практических занятий разработаны с учетом требований ФГОС, заданий ФИРО интернет – тестирования по дисциплине «Основы философии» для специальностей 13.02.07, 23.02.06 по усвоению дидактических единиц.

Учебный план для данных дисциплин предусматривает помимо аудиторных занятий – самостоятельную работу студентов, которая состоит из подготовки к практическим занятиям, подготовку сообщений, докладов, презентаций, выполнение тестовых заданий. Изучение философии невозможно без чтения первоисточников, но ограниченность во времени не позволяет это делать в аудиторное время, поэтому в качестве самостоятельной работы по дисциплине рекомендовано так же чтение текстов и составление конспектов.

Данные методические указания включают организацию выполнения практических занятий, заданий для самостоятельной работы, подготовку домашних заданий а так же учебно -теоретические, справочно-информационные материалы по теме занятия, материал необходимый для изучения в процессе выполнения практических занятий. В помощь студентов даны методические указания для организации таких форм и методов как: написание эссе, работа с литературой, написание конспектов, рефератов, как правильно отвечать на вопросы, заполнять схемы и таблицы а так же решение кейс – задач.

 

Методические рекомендации для выполнения таких заданий как:

1.Ответ на поставленные вопросы (с аргументацией)

Прочитайте вопрос и вникните в него

Для удобства подчеркните ту, фразу, которая, по вашему мнению, является главной. Это поможет вам быстрее сориентироваться при ответе на вопрос.

Если вы считаете, что можете ответить на вопрос без помощи лекции и дополнительной литературы – приступайте. Если же вопрос заставляет вас сомневаться, откройте лекционную тетрадь (учебник или дополнительную литературу), прочитайте необходимый пункт, вникните в содержание и после этого приступайте за работу.

ГЛАВНОЕ! Не переписывайте отрывки лекции в рабочую тетрадь! Четко отвечайте на ПОСТАВЛЕННЫЙ вопрос!

Не забудьте привести аргументацию (обоснование) вашей позиции, если вопрос предполагает личностное отношение к проблеме.

2.Методические указания по заполнению таблиц и схем:

Прочитайте название таблицы или схемы

Исходя из названия, вы поймете цель предстоящей работы

Воспользуйтесь материалами лекций или другими источниками, чтобы заполнить таблицу (схему)

Особое внимание обращайте на четкость при отборе материала: делайте записи кратко и четко!

3.Методические указания по написанию эссе:

Эссе – это мини сочинение, в котором вы должны, отталкиваясь от обозначенной проблемы, выразить свое личностное отношение. Ваша задача – логично и последовательно высказать свое мнение.

Преимуществом эссе будет использование для подтверждения ваших слов мыслей известных философов, поэтов, писателей, общественных деятелей и т.д.

Эссе всегда предполагает такие речевые конструкции как «я считаю…», «уверен, что…», «мое мнение таково, что…» и др.

4.Методические рекомендации при работе с литературой:

Прежде всего, необходимо ознакомиться с введением или предисловием, если таковые имеются в книге. В них обычно сообщается о цели написания книги и её предназначении. В предисловии нередко сообщается, какие вопросы в данной книге рассматриваются, а какие нет.

Оглавление. Стоит пробежать глазами оглавление, и сразу же станет ясно, подходит ли вам эта книга.. Рубрики в главах дают немало дополнительных сведений о содержании книги: они расшифровывают его. Абзацы. В каждом абзаце автор развивает какую – то одну мысль. Просматривая начальные фразы абзацев, можно определить, стоит ли читать данную главу или раздел. Порой издатели разным шрифтом выделяют основные мысли, ключевые слова в тексте, как в данной книге. Поэтому в первую очередь читайте то, что выделено. Указатели. Любая книга научного содержания, как правило, заканчивается указателем. По указателю тоже можно определить, о ком или о чём написана книга, подходит она вам или нет.

Фамилия, названия и другие ключевые слова. Ищите в тексте именно их, не обращая внимания на остальное. Составьте список, чтобы искать их в тексте.

 

5.Методические рекомендации при конспектировании:

Конспект – это запись материала лекции или книги, сделанная вами самими.

Конспект помогает восстановить в памяти всё содержание лекции или главы книги.

Работа над конспектом – это чрезвычайно активный метод обучения.

При конспектировании лекции в первую очередь фиксируйте фамилии, даты, события. По ним потом нетрудно восстановить в памяти всё, что с ними связано.

Пишите разноцветными ручками, выделяя цветом главное.

Оставляйте широкие поля на странице для добавлений и исправлений.

Разработайте свою систему сокращений.

Конспектируя книгу, не забудьте прежде записать её название, фамилию автора, название издательства и год издания, страницы книги. Спустя
какое –то время эта книга может понадобиться вам вновь и вы легко и просто найдёте её в библиотеке.

Хороший конспект – один из путей, ведущих к успеху. Никогда не ведите конспекты небрежно.

6.Методические рекомендации при написании рефератов, подготовки докладов:

Доклад (реферат)— вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом (рефератом):

- подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников);

- составление библиографии;

- обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений;

- разработка плана доклада;

- написание;

- публичное выступление с результатами исследования.

Общая структура доклада (реферата):

- цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее);

- актуальность исследования;

- методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов);

- выводы исследования.

Требования к оформлению письменного доклада (реферата):

- титульный лист;

- содержание (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада (реферата), указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);

- введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада (реферата), дается характеристика используемой литературы);

- основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос);

- выводы и заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада (реферата));

- литература.

Доклад (реферат) оформляется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Интервал межстрочный - полуторный. Цвет шрифта - черный. Гарнитура шрифта основного текста — «Times New Roman» или аналогичная. Кегль (размер) от 12 до 14 пунктов. Размеры полей страницы (не менее): правое — 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм, левое — 25 мм. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»). Отступ красной строки одинаковый по всему тексту – 15 мм.

Страницы должны быть пронумерованы с учётом титульного листа, который не обозначается цифрой. В работах используются цитаты, статистические материалы. Эти данные оформляются в виде сносок (ссылок и примечаний).

Оценочный лист

Практическое занятие 1 ____________________

Домашнее задание ________

Самостоятельная работа______

Практическое занятие 2 _____________________

Домашнее задание ______

Самостоятельная работа___

Практическое занятие 3 _____________________

Домашнее задание ______

Самостоятельная работа____

Практическое занятие 4 _____________________

Домашнее задание _________

Самостоятельная работа_____

Практическое занятие 5 _____________________

Домашнее задание ________

Самостоятельная работа______

Практическое занятие 6 _____________________

Домашнее задание _____

Самостоятельная работа________

Практическое занятие 7 _____________________

Домашнее задание _____

Самостоятельная работа________

Практическое занятие 8 _____________________

Домашнее задание _____

Самостоятельная работа________

Практическое занятие 9 _____________________

Домашнее задание _____

Самостоятельная работа________

Практическое занятие 10 _____________________

Домашнее задание _____

Самостоятельная работа________

Практическое занятие 11 _____________________

Домашнее задание _____

Самостоятельная работа________

Практическое занятие 12 _____________________

Домашнее задание _____

Самостоятельная работа________

Практическое занятие 13 _____________________

Домашнее задание _____

Самостоятельная работа________

Практическое занятие 14 _____________________

Домашнее задание _____

Самостоятельная работа________

Практическое занятие 15 _____________________

Домашнее задание _____

Самостоятельная работа________

Практическое занятие 16 _____________________

Домашнее задание _____

Самостоятельная работа________

Практическое занятие 17 _____________________

Домашнее задание _____

Самостоятельная работа________

Практическое занятие 18 _____________________

Практическое занятие 19 _____________________

Практическое занятие 20 _____________________

Практическое занятие 21 _____________________

Практическое занятие 22 _____________________

ИТОГО: _______________

Практическое занятие №1

Тема: Становление философии из мифологии. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни.

Цель: Сформировать представление о философии как учении о разумной и правильной жизни

Практическое занятие №2

Тема: Философия Востока и Античности.

Цель: Определить основные отличия философии Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции, сформировать понимание спецефики различных стран и народов.

Практическое занятие №3

Тема: Особенности античной философии и средневековья. (выполнение устных заданий проблемного характера

Цель: Научиться определять основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии.

Практическое занятие №4

Тема: Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

Цель: Знакомство с особенностями и направлениями философии Нового времени

Практическое занятие №5

Тема: Основные понятия немецкой классической философии

Цель: Изучить основные понятия немецкой классической философии

Практическое занятие №6

Тема: Основные направления философии XX века. Философия экзистенциализма и психоанализа. Работа со словарем, тестовое задание.

Цель: Изучить основные направления философии 20в

Практическое занятие №7

Тема: Особенности русской философии. Русская идея.

Цель: Выявить особенности русской философии. Познакомится с основными направлениями и представителями.

Практическое занятие №8

Тема:Этапы и методы философии.

Цель: изучить основные этапы, закономерности развития и методы философии.

Практическое занятие №9

Тема: Методы философии,ее внутреннее строение.

Цель:: Раскрыть сущность основных методов философии

Практическое занятие №11

Тема: Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин.

Цель:Составить сравнительную таблицу отличий философской,научной и религиозной истины.

Научное

Научные истина — это объективное, истинное знание, направленное на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Философское

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Религиозное

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в 'иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания[ источник не указан 722 дня ] и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

 

Задание на дом: Выполнение индивидуальных творческих заданий «Современная философская картина мира»

 

 

Практическое занятие №12

Тема: Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин.

Цель:Составить сравнительную таблицу отличий философской,научной и религиозной истины.

Формируемые компетенции:
Задания:

1.Определение терминов

Истина_____________________________________________________________________________

Заблуждение________________________________________________________________________

Наука______________________________________________________________________________

Религия____________________________________________________________________________

Ложь______________________________________________________________________________

 

3.Заполнить таблицу: «Сходства и отличия философской,научной и религиозной истин»

 

Картины мира Проблемы Идеи
Религиозная   Соотношение Бога и человека   __________________________________________________ ___________________________________________________ ____________________________________________________ ___________________________________________________  
Философская     Соотношение мира и человека     ____________________________________________________ ____________________________________________________ ___________________________________________________
Научная   Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое ___________________________________________________ _____________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ____________________________________________________

 

2. Вопрос на размышление:

Истина не даётся нравственно ущербному человеку -писал русский религиозный мыслитель, представитель славянофильства И.В.Киреевский.
С какой особенностью русской философии связано это суждение?
Согласны ли вы с ним?
Разве безнравственные люди не познают мир?
Почему для постижения истинного знания важно нравственная сторона дела?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Религиозное

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в 'иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания[ источник не указан 722 дня ] и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

 

 

Задание на дом: Выполнение индивидуальных творческих заданий «Современная философская картина мира»

 

 

Практическое занятие №13

Семинар по теме «Философия и глобальные проблемы современности» Цель: выяснить роль философии в решении глобальных проблем современности.
Вопросы семинара:

1.Глобальные проблемы современности. Какие проблемы современного мира являются предметом философского анализа?

3. «Римский клуб» - международная, неформальная организация ученых, созданная в 1968 году итальянским ученым А. Печчеи, одним из направлений деятельности которой является прогнозирование уровня развития человечества. Какие именно исследования проводились «Римским клубом»?

4.Предложите, исходя из идеалов ненасилия и ответственности перед миром, представляющих новую стратегию выживания, возможные сценарии решения глобальной экологической проблемы, предотвращение глобальных военных конфликтов и угрозы самоуничтожения человечества в результате ядерной войны?

 

Задания студентам для самостоятельной работы.
1.Какие именно исследования проводились Римским клубом?
2.Как связаны между собой глобальные проблемы?
3.В чем состоит глобальный кризис наших дней? Что угрожает современному человечеству?
4.Каковы возможные выходы из кризиса?
5.Что писали о взаимодействии человека с природой философы древности, средних веков, нового времени?
6.Что такое глобальный экономический кризис?
7.В чем его причины?
8.Каковы его особенности?
9.В чем разница между реальными и потенциальными экологическими последствиями НРТ?
10.каковы важнейшие аспекты гармонизации взаимоотношений человека и природы?
6.Контрольные вопросы, тесты, задания по теме.
10.Говоря о будущем, нельзя забывать о том, что на земле нет единой общепланетарной цивилизации.В мире в начале XXIв сосуществуют высокотехнологичные культуры западных стран, гораздо менее “продвинутые” общества переходного типа, патриархальные культуры, а также многочисленные архаические (первобытные) общества. Может ли быть у такого человечества единое будущее на ближайшие 100 лет?

 

Практическое занятие №14

Тема: Сопоставление личности философа и его философской системы

Цель: Обобщить знания по основным разделам (модулям) дисциплины «Основы Философии» черз сопосталение личности философа и его философской системы.

Задания:

Выполнить тестовые задния, (выбрав варианты ответов)

1.Соотнесите личность мыслителей с основными направлениями западноевропейской философии XXвека:

1)«Человек есть мера всех вещей…»;

2) «В одну и ту же реку нельзя дважды войти»;

3) «...удовольствие есть конечная цель … свободы от телесных страданий и от душевных тревог».

а) Гераклит;

б) Эпикур;

в) Протагор.

 

2.Соотнесите имя философа с его основными учениями:

1) экзистенциализм;

2) фрейдизм;

3) аналитическая философия.

а) Витгенштейн;

б) Хайдеггер;

в) Фрейд.

 

3.Соотнесите личность мыслителей с направлениями западноевропейской философии XX века:

1) Ф.Ницше; а) «философия жизни»;

2) З.Фрейд; б) экзистенциализм;

3) Ж.П.Сартр. в) фрейдизм.

 

 

4.Учение о гармонии веры и разума в средневековой философии разработал философ:

1) П. Абеляр;

2) Ф.Аквинский;

3) А.Августин.

 

5.Кто из названных философов не принадлежит к философии марксизма?

 

1) Л.Фейербах;

2) К.Маркс;

3) Ф.Энгельс

 

6. Сопоставьте личность русского философа с его основными философскими проблемами:

 

1) В.Соловьев;

2) Н.Федоров;

3) Н.Бердяев.

 

а) экзистенциализм;

б) идея всеединства, софиология;

в) учение о наиболее общих законах развития.

 

7.Философ эпохи Просвещения, автор книги «Философские письма»:

1) Вольтер;

2) Дидро;

3) Руссо.

 

8. Сопоставьте личности философа с его основными идеями:

1) Ж.П. Сартр;

2) Э. Фромм;

3) Ф. Ницше.

а) воля к власти, идея сверхчеловека;

б) любить – значит быть;

в) экзистенциализм – это гуманизм.

 

9.Проанализируйте высказывание и определите философскую проблему и философа:

«... Мы хотим предостеречь всех вообще, чтобы они помнили об истинных целях науки и устремлялись к ней не для развлечения и не из соревнования, не для того, чтобы высокомерно смотреть на других, не ради выгод, не ради славы или могущества или тому подобных низших целей, но ради пользы для жизни и практики... Индукцию мы считаем той формой доказательства, которая считается с данными чувств и настигает природу и устремляется к практике, почти смешиваясь с ней».

1) онтология; а) Демокрит;

2) гносеология; б) Ф. Бэкон;

3) аксиология. в) И. Кант.

 

 

10.Соотнесите автора и высказывание:

1) Пифагор; а) «Платон мне друг, а истина дороже»;

2) Гераклит; б) «Все есть число»;

3) Аристотель в) «В одну и ту же реку нельзя дважды войти».

 

11. Философ Нового времени, который разработал учение о методе:

1) Г. Лейбниц;

2) Р. Декарт;

3) Дж. Локк.

12. Соотнесите имена философов, представителей немецкой классической философии, с философскими системами:

1) Г.Гегель; а) субъективный идеализм;

2) И.Кант; б) объективный идеализм;

3) Л.Фейербах. в) антропологический материализм.

 

13.Соотнесите личность философа с направлениями философии:

1) С. Кьеркегор; а) философия психоанализа;

2) О. Конт; б) экзистенциализм;

3) З.Фрейд. в) позитивизм.

 

14.Соотнесите философские школы античности с их представителями:

1) милетская; а) Ксенофан;

2) пифагорейская; б) Фалес;

3) элейская. в) Пифагор

 

15.Соотнесите имена философов, представителей немецкой классической философии с философскими учениями:

1) И.Кант; а) учение о бытии;

2) Г.Гегель; б) теория познания;

3) Л.Фейербах; в) учение о человеке.

 

16.В чем выражен рационализм эпохи Просвещения?

1) разум человека – единственный источник познания мира;

2) убеждение, что изменить мир, его нравы, недостатки возможно лишь путем просвещения;

3) вера в безграничные возможности человека.

 

17.Соотнесите личность философа с философскими учениями:

1) Ф.Ницше; а) «полезность истины»;

2) А. Камю; б) «учение о сверхчеловеке»;

3) У. Джеймс. в) «бунтующий человек».

 

18.Мыслитель XVII века основатель эмпиризма и индукции:

1) Дж. Локк;

2) Ф.Бэкон;

3) Р. Декарт.

 

19. Дополните определение:

Диалектика Гегеля – это учение о всеобщих связях и ______.

1) развитии;

2) саморазвитии;

3) причинах.

 

20. Теория «естественного права» утверждает:

1) равенство в свободу людей как врожденное право;

2) равенство всех перед законом;

3) происхождение государства естественным путем.

 

21.Соотнесите личность философа с философскими учениями:

1) В.Вернадский; а) «философия единства»;

2) В.Соловьев; б) «интуитивизм»;

3) С.Франс. в) «позитивизм».

 

22. Проанализируйте высказывание и определите философскую проблему и философа:

«Существовать значит быть воспринимаемым. Но если мир – это совокупность ощущений, то не перестают ли существовать вещи, когда данный (конкретный человек) их не воспринимает, и как они существовали, когда человека не было?»

1) онтология; а) Демокрит;

2) гносеология; б) Дж. Беркли;

3) аксиология. в) И. Кант.

 

23.Мыслитель XVII в., основоположник рационализма и дедукции:

1) Р. Декарт;

2) Ф. Бэкон;

3) Д. Юм.

 

24.Соотнесите личность философа с философскими учениями:

1) И. Кант а) объективный идеализм;

2) Г. Гегель; б) антропологический материализм;

3) Л.Фейербах. в) агностицизм.

 

25.Определить личность мыслителя, соответствующего эпохе французского Просвещения:

 

1) Б. Спиноза;

2) Р. Декарт;

3) Д. Дидро.

 

26.Соотнесите высказывание и философское учение:

1) «человек есть нечто, что должно произойти»;

2) «долг человека не в счастье, а в свободе, быть тем, кем мы должны быть»;

3) «истина в том, что полезно, что работает на всех».

а) экзистенциализм;

б) прагматизм;

в) «философия жизни».

 

27.Укажите представителей русской философии

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Практическое занятие №15

Философия и смысл жизни Роль философии в современном мире. Будущее философии.

Вопросы к семинару - защита рефератов.

Темы рефератов:

1.Смысл жизни как феномен человека и философская проблема

2.Парадокс проблемы смысла жизни.

3.Смысловой мир человека.

4. Существование человечества.

Транспозиция в будущее.

4. Шкала ценностей.

5. Понятия «жизнь» и «смысл жизни».

6. Жизнь как «не-смерть».

7. Идеал человека.

8. Полнота жизни.

9. Модели сущности человека.

 

 

Практическое занятие №12

задания) Значение этики. Социальная структура общества (выполнение заданий, работа со словарем, тестовые

Цель: Получить сведения о специфике общественных систем и институтов в контексте их становления и развития; получить сведения о социально-классовой структуре общества и феномене власти; познакомиться с понятиями «идентичность», «субкультура», «семья», «нация» и этнос», а также видеть их историческую динамику; знать основные компоненты и особенности персональной идентичности в современную эпоху.

 

Задание на дом;Работа с текстами Сенека «Нравственные письма»

Подготовка эссе (на выбор):«Россия в эпоху глобализации», «Филоософия и смысл жизни»

Практическое занятие №12

Семинар по теме « Философия и глобальные проблемы современности» Цель: выяснить роль философии в решении глобальных проблем современности.
Вопросы семира:

1.Глобальные проблемы современности. Какие проблемы современного мира являются предметом философского анализа?


3. «Римский клуб» - международная, неформальная организация ученых, созданная в 1968 году итальянским ученым А. Печчеи, одним из направлений деятельности которой является прогнозирование уровня развития человечества. Какие именно исследования проводились «Римским клубом»?


4.Предложите, исходя из идеалов ненасилия и ответственности перед миром, представляющих новую стратегию выживания, возможные сценарии решения глобальной экологической проблемы, предотвращение глобальных военных конфликтов и угрозы самоуничтожения человечества в результате ядерной войны?

 

Домашнее задание:

2. Теоретический, справочно-информационный материал по теме занятия

1. Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

2. Футурология – наука о будущем, занимающаяся систематизированным изучением прогнозируемых процессов.

3. «Римский клуб» - международная, неформальная организация ученых, созданная в 1968 году итальянским ученым А. Печчеи, одним из направлений деятельности которой является прогнозирование уровня развития человечества. Какие пробле

4. Глобальными называют следующие проблемы:
• надвигающаяся экологическая катастрофа, связанная с загрязнением окружающей среды, исчерпанием минеральных ресурсов, появлением озоновых дыр, парниковым эффектом, вырубкой лесов, кислотными осадками
• демографический кризис, который способен привести к перенаселению планеты
• экономический кризис, заключающийся во все возрастающем разрыве между богатыми и бедными странами
• военная опасность

 


3. 5. Задания студентам для самостоятельной работы.
1.Какие именно исследования проводились Римским клубом?
2.Как связаны между собой глобальные проблемы?
3.В чем состоит глобальный кризис наших дней? Что угрожает современному человечеству?
4.Каковы возможные выходы из кризиса?
5.Что писали о взаимодействии человека с природой философы древности, средних веков, нового времени?
6.Что такое глобальный экономический кризис?
7.В чем его причины?
8.Каковы его особенности?
9.В чем разница между реальными и потенциальными экологическими последствиями НРТ?
10.каковы важнейшие аспекты гармонизации взаимоотношений человека и природы?
6.Контрольные вопросы, тесты, задания по теме.
1.Говоря о будущем, нельзя забывать о том, что на земле нет единой общепланетарной цивилизации.
В мире в начале XXIв сосуществуют высокотехнологичные культуры западных стран, гораздо менее “продвинутые” общества переходного типа, патриархальные культуры, а также многочисленные архаические (первобытные) общества. Может ли быть у такого человечества единое будущее на ближайшие 100 лет?

Роль философии в осмыслении глобальных проблем современности.
Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. Список глобальных проблем · Нерешенность проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении · проблема "Север-Юг" - преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности; · предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды; · предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия; · обеспечение человечества ресурсами; · глобальное потепление; · озоновые дыры; · проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа. · демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых) · терроризм Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (см. биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи. [править] Попытки решения · Демографический переход — естественный конец демографического взрыва 1960-х · Ядерное разоружение · Энергосбережение · Монреальский протокол (1989) — борьба с озоновыми дырами · Киотский протокол (1997) — борьба с глобальным потеплением. · Научные призы за успешное радикальное продление жизни млекопитающим (мышам) и их омоложение.   Ноосфе́ра (греч. νόος — «разум» и σφαῖρα — «шар») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»)[1]. Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного» [1]. Бурное развитие классической науки началось в XVII-XVIII веках, когда ее основоположники научились переводить эмпирическое знание на язык математики. В наш век, в век научно-технического прогресса и мастерства, невозможно представить себе отсутствие науки и научных познаний. Без достижений науки мы вряд ли могли бы существовать. Наука – основная форма человеческого познания, становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы живем и действуем. Платон признавал разделение науки на три рода: действенные, производительные и умозрительные. Но ему, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня. Бесконтрольное развитие цивилизации, варварское отношение человека к природе привели к тому, что на Земле не осталось ни одного укромного уголка, не затронутого цивилизацией, ни одного растения, животного, ни капли воды, ни пищи, оставшихся в естественной первозданной чистоте. В XXI веке человечество столкнулось с необходимостью решения важных проблем, которые называются глобальными. На рубеже 60-70-х годов зарождается глобалистика – наука о глобальных проблемах человечества, рассматриваемых в связи с идеей пределов развития. В основу представлений большинства ученых о перспективах глобального развития человечества легли доклады Римского клуба, инициировавшего системные исследования глобальных проблем. В докладах Римского клуба "Пределы роста", "За пределами роста" и в теоретическ


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.195 (0.014 с.)