Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности современного социального познания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Познание (вообще) – есть процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке). Оно включает в себя: 1) процесс отражения действительности в мозгу человека и 2) ее дальнейшее объяснение. Понятие объекта и субъекта в гносеологии (в познании): Субъект познания – тот, кто познает (человек), исследователь. Объект познания – то, что познается. Объект познания человека: мир в целом, общество, человек, само познание. Источники и способы познания: человеческие чувства, разум, интуиция. (см. виды знания у Спинозы! – эмпиризм, рационализм, интуиция) Тесная, диалектическая связь чувственного (эмпирического) и рационального и разума. Ведущая роль у разума, рационального познания (понятийное отражение, абстракции, теоретическое мышление). Однако, человеческий разум в познании не всесилен. Т.к.к за его пределами и помимо его действуют силы, ему неподвластные. См. Кант: «Критика чистого разума» (рационализма). Иррационализм – критика рационализма, указание на ограниченность человеческого разума в познании. Наличие в мире иррационального фактора и причин (интуиция, инстинкт, воля, мистическое озарение и др.), играющих важную роль в жизни общества и в познании. Иррационалисты: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Гартман, Бергсон, Хайдеггер и др. Социальное познание – приобретение и система знаний об обществе (социуме). Социальное познание есть одна из разновидностей познания (вообще). Особенности социального познания: 1. Сложность и трудность социального познания по сравнению с другими видами познания (например, природы) из-за разнокачественности общества, действия в нем сознательных сил (людей, наделенных волей, страстями, желанием и т.п.). 2. Личностный фактор субъекта познания (индивидуальность исследователя – его опыт, интеллект, интересы, пристрастия и др.). 3. Исторические условия социального познания – определенный уровень развития общества, социальная структура, господствующие интересы. 4. В качестве объекта выступает: - деятельность самих субъектов познания (людей); - взаимодействие между объектом и субъектом познания (т.е. в самом объекте изначально присутствует и его субъект). Наличие и комбинация всех указанных факторов (особенностей) обуславливает многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной жизни. Все это определяет особую специфику и трудности социального познания. Данная специфика социального познания во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания. Стороны социального познания: (онтологическая, гносеологическая, ценностная) 1. Онтологическая сторона – (онтос – сущее) – касается объяснения бытия (существования) общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития, а также человека как члена общества. Сложность и динамичность общественной жизни (здесь действуют люди, наделенные волей, разумом, своими интересами) – объективная основа сложности данного познания о сущности социального бытия людей и, соответственно, наличия множества различных точек зрения и теорий. Например: Что же считалось основой бытия общества в истории философской мысли: Платон: идея справедливости; Августин Блаженный – божественный замысел; Гегель – абсолютный разум; Маркс – экономический фактор; Фрейд – борьба инстинкта жизни и инстинкта смерти; Географическая среда – Монтескье, Чаадаев. И др. Задача социальной науки – найти объективные закономерности, тенденции функционирования и развития общественной жизни. Вопрос: есть ли они? Если объективных законов в обществе нет, то не может быть и научного знания об обществе, т.к. наука имеет дело с законами. Однозначного ответа на поставленный вопрос на сегодня не существует. Например: 1. Неокантианцы (В.Виндельбанд, Г.Риккерт): никаких объективных законов в обществе нет и быть не может, так как все явления здесь носят неповторимы й и индивидуальный характер. 2. Последователи неокантианцев: само общество существует лишь как наше представление о нем, как «мир понятий», не как объективная реальность. Однако, все-таки (?) существуют Объективные основы существования человеческого общества: 1. Природная основа – общество возникает и развивается объективно, независимо от субъекта познания, от того, познает его кто-либо или нет. 2. Уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей. Возможно также взаимовлияние самых различных факторов, например, географическая среда или субъективные представления о мире.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.210 (0.006 с.) |