Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интернализм и экстернализм в объяснении факторов развития науки
Эти понятия относятся к факторам, причинам развития знания. Интернализм – продолжает традиции «интеллектуальной истории науки», «истории идей» и рассматривает в качестве основной движущей силы развития науки внутренние, связанные с природой знания факторы: объективную логику возникновения и решения проблем, эволюцию интеллектуальных традиций и исследовательских программ. Интернализм отводит социальным, экономическим и культурным влияниям роль факторов, способных, в зависимости от ситуации, лишь тормозить или ускорять имманентный рост познания. Экстернализм – его сторонники считают, что основными факторами, определяющими рост знания являются социальные, экономические, технические и культурные причины и потребности. Экстернализм тесно связан с марксизмом.Значительное влияние на его возникновение оказал доклад Б.М. Гессена «Социально-экономические корни механики Ньютона» на Втором международном конгрессе историков науки в Лондоне (1931). Но сейчас экстернализма придерживаются и некоторые западные эпистемологи и философы науки. Научные революции как перестройка оснований науки В структуру оснований науки входят (В.С. Степин): 1. Идеалы и нормы исследования: доказательность и обоснованность знания, нормы объяснения и описания, построения и организации знания. В целом идеалы и нормы складываются в «образ знания» который носит культурно-исторический характер. Пример: «картезианский образ науки», который был сформирован родоначальниками новоевропейской науки о природе. Название «картезианский» условно, поскольку идеал можно найти в работах не только Декарта, но и Галилея, Гоббса, Бэкона, Спинозы, Ньютона, Лейбница и других философов и ученых. 2. Методологические принципы. Например, в классическом естествознании: Предметом науки является общее - универсальные характеристики и связи сущего, понимаемого как «естественный порядок». Общие характеристики сущего в науке должны выражаться в форме законов, неизменных и универсальных. Желательно, чтобы эти законы допускают математическую форму. В познании главными являются количественные (измерение) и экспериментальные методы. Правильное научное объяснение - это объяснение свойств целого из свойств частей (методологический атомизм).
3. Социологические принципы очерчивают место и роль науки в обществе и ценностные установки ученого. Наука нейтральна в социально-политическом и моральном смысле; она ориентируется на универсальные ценности истины, рациональности и обоснованности. Субъект познания - контрагент природы, призванный через познание законов природы контролировать ее и господствовать над ней. Наука занимает в обществе автономное социальное пространство, ученые образуют наднациональную «республику ученых», которая живет по своим собственным нормам и законам, которые в то же время являются образцом цивилизованных, толерантных и рациональных норм взаимоотношений для остальных людей. 4. Научная картина мира. Например, классическое естествознание: мир – огромный механизм, управляемый неизменными ньютоновскими законами. 5. Философские основания науки. Классическая наука: порядок природы стабилен, неизменен; человек может познать его с помощью столь же неизменных и присущих всем способностей человеческого Разума. Материя (телесность) является косным, инертным началом и отличается от сознания - активного начала деятельности. Сознание заключено во внутреннем индивидуальном мире, в индивидуальном теле; в природе отсутствуют духовные начала и агенты. Типы научных революций. Научные революции различаются по глубине и широте охвата структурных элементов науки, по типу изменений ее методологических, концептуальных и философских оснований. Соответственно этому, выделяются основные типы научных революций: · локальные (как правило в рамках одной дисциплины) – перестройка дисциплинарной картины мира без радикального изменения идеалов и норм исследования и философских оснований науки (например, внедрение атомизма в представления о химических процессах в начале XIXв., дарвиновская революция в биологии, кейнсианская – в экономике); · глобальные: изменение научной картины мира, сопровождающееся существенной или радикальной заменой идеалов и норм научного исследования, а также его философских оснований. Как правило, изменения затрагивают несколько основных научных дисциплин (например, возникновение квантово-релятивистской физики, возникновение генетики). Самая глобальная научная революция – 16-17 вв., достаточно глобальная – начало 20 в.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.90.25 (0.019 с.) |