Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Методологические и социокультурные основания теории организации↑ Стр 1 из 32Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Теория организации» (базовая часть) Содержание
Раздел I. Организационная теория: история, методология, модели Организация как система: основные характеристики, классификация. Социальная организация как система обладает рядом специфических свойств (по Дж. Миллеру): - наличие самостоятельных или осознаваемых целей деятельности; - наличие сложной управляющей подсистемы; - возникновение организационных отношений (по поводу целей, межличностные, властные); - в основе функционирования организации – процессы по преобразованию материальных объектов, информации и др. ресурсов); - возможность выделения подсистем (технологической, экономической, управленческой);
Графической моделью организации как системы является модель «черного ящика» (см. схему 3.1). Схема 3.1
Дальнейшее исследование организационной системы позволяет выявить взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой (см. схему 3.2).
Рассмотрение организации как системы позволяет выявить взаимосвязь элементов внутренней среды (целевых ориентиров, стиля управления, персонала, организационных структур, процессов, организационной культуры) и внешней среды (см. схему 3.3). Схема 3.3
Таким образом, системное отражение оригинала (организации) может быть представлено в графической модели. Такого рода модели будут постоянно использоваться при рассмотрении организации. Однако рассмотрение организации как системы нельзя рассматривать как абсолютно полное и истинное. Ряд исследователей обращает внимание на ограничения системного подхода, частности касающихся неопределенных параметров взаимодействия организации с внешней средой (по мнению специалистов организация контролирует около 20% внешней среды), неформальных внутриорганизационных отношений, противоречивости деятельности и т.п.[27]
Организационная типология Вопрос о необходимости классификации организаций не является надуманным. «Наука об организациях будет барахтаться в стоячем научном болоте до тех пор, пока не произойдет существенного прогресса в систематике», – это мнение Б. Мак-Килви – одного из авторитетных знатоков организационной теории, – процитировал Р. Холл в своей книге «Организации: структуры, процессы, результаты». Проведя изыскания по этому вопросу, автор указанной книги заключил: «несмотря на осознание ее необходимости, мы все еще не имеем адекватной типологии организаций». Почему так важна типология? Изучая сходные между собой по сущностным характеристикам организации мы можем: создавать типовые методики по совершенствованию систем управления; готовить необходимую для данного типа организаций инфраструктуру (например, кадры для организаций малого бизнеса или местного самоуправления); определять социально-экономические и правовые аспекты деятельности (например, налоговые льготы); при взаимодействии иметь общее представление о характеристиках структуры и функционирования. Основными подходами к классификации являются: подход с точки зрения здравого смысла (практический), эмпирический и теоретико-аналитический (таксономический). Практический подход, используя принцип дихотомического (на две части) деления множества объектов. Выделяется группа организаций имеющих определенный признак и другая группа, у которой этого признак нет.
Эмпирическая классификация основанием деления также делает какой-либо опытным путем фиксируемый признак. Но при этом учитываются градации, то есть степень наличия признака. Например, коммерческие организации могут быть большими, средними, малыми и даже микро размеров.
Разновидностью эмпирической типологии является классификация организаций на основе принципа бинарности. В пространстве, ограниченном полюсами может быть определено место любой организации, в большей или меньшей степени проявляющая определенные признаки. Например, в бинарной оппозиции «бюрократическая организация – предпринимательская организация» любая организация может быть идентифицирована по степени проявления тех или иных признаков. Зачастую в разных подразделениях одной организации проявляется приверженность или бюрократическим (централизация, приоритет формальных правил, должности, иерархия и т.д.) или предпринимательским (децентрализация, возможность проявлять инициативу, интерес к личности и т.д.) ценностям и качествам. Однако в целом организации может быть ближе то к одному, то к другому полюсу. Это касается также таких бинарных оппозиций, как: «механистический – органический», «экономический – общинный», «монолитный – мозаичный» типы организаций. Своеобразной оппозицией к этим традиционным типам организации могут быть современные типы организаций: эдхократические, партисипативные, виртуальные, многомерные, интеллектуальные, интермедиарные, «размороженные» [44]. Теоретико-аналитические классификации, в которых используется система признаков для выделения групп (по примеру таксономических таблиц в биологии), не нашли широкого применения в практике организационной деятельности. В некоторых случаях используется логическая последовательность в расположении критериев классификации. Например, от общего к частному: класс – род – тип – вид – группа. Или логическая последовательность эволюции социальных организаций: кооператив – предприятие – объединение – общество – нация. В литературе предлагаются типологии организаций с использованием различных признаков: взаимоотношение с внешней средой, тип организационной структуры, отношение к личности, организационно-правовые формы, отношение к собственности и др. [45]
Хозяйственные организации предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества преимущественно во внешней для организации среде путем производства продукции. Организации могут разделяться на управленческие и предпринимательские. Управленческие организации в форме «учреждения» или головной компании концентрируют управленческие и обслуживающие производство функции, например, стратегического управления, маркетинга. Предпринимательские организации в форме ООО, ОА выполняют преимущественно производственные функции.
Тема 5. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Целевые ориентиры организации: общая характеристика Целевая картина организации: классификация целей Видение, миссия и кредо организации Системы целей и их организационная инфраструктура Технологии целеполагания
Примеры формулировок видения организации
Миссия – социально значимая цель. Это набор концептуальных положений в обобщенной форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация. Миссия является объединяющим началом разнообразных целей организации, поскольку в ее содержании находит проявление ценности, верования и принципы (философия), раскрывается предназначение и смысл существования организации, показывается определенность и предсказуемость организационного поведения в динамически меняющейся среде. При разработке миссии учитываются интересы учредителей, владельцев, сотрудников, клиентов (покупателей), партнеров, государства и различных групп интересов. Поэтому полное изложение миссии организации может занять страницу (и не одну) текста. В краткой формулировке миссии акцент делается на компонентах: - ценности, которые отличают данную организацию от других и которые определяют целевые ориентиры; - основные продукты (услуги), предлагаемые организацией; - отличительные возможности и способы осуществления деятельности (технологии, с помощью которых организация гарантирует достижение целей и выживание в долгосрочной перспективе).
Кредо (исповедание, убеждение) – публичное заявление о миссии и целях, о самой дорогой ценности для организации. Формулировка кредо не претендует на полноту представления целевых ориентиров, но содержитпослание к тем, кто связан с организацией, информирующее о ключевых ценностях.
Миссия и кредо могут объединиться в одной формулировке. Например: «ОАО «Знак хлеба» - член европейского сообщества производителей хлебобулочных изде лий. Мы производим высококачественную продукцию для всех слоев населения. В мире не должно быть голодных». ОАО «ТРАНСМАШ» ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
Политика в области качества является равноправной и согласованной частью общей политики и стратегии Открытого акционерного общества «Транспортное машиностроение» (ОАО «Трансмаш»). Она направлена на обеспечение точно и в срок конкурентоспособной продукции, которая отвечает всем заявленным и предполагаемым потребностям, требованиям национальных, международных норм или превосходит их и удовлетворяет потребителя по качеству, надежности, долговечности, безопасности. Главной целью ОАО «Трансмаш» является улучшение благосостояния каждого работника предприятия, основанное на получении наибольшей прибыли посредством максимального удовлетворения требований внешних потребителей. Для достижения поставленной цели и поддержания имиджа надежного предприятия необходимо: ü обеспечение соответствия системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ИСО 9001 действующей редакции; ü обеспечение и эффективное управление необходимыми ресурсами людскими, инфраструктурой, производственной средой), выполнение кадровой, технической и социальной политики; выполнение запланированных экономических показателей; ü вовлечение поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий в деятельность по повышению качества; ü интенсивное обучение и повышение квалификации и компетенции персонала, вовлечение его в деятельность по претворению в жизнь политики и стратегии предприятия; ü определение ответственности и полномочий за качество на всех уровнях управления предприятием; ü обеспечение улучшения системы менеджмента качества для удовлетворения потребностей потребителей; ü доведение Политики и целей в области качества до каждого работника предприятия.
Руководство ОАО «Трансмаш» берет на себя обязательства по обеспечению необходимыми ресурсами, эффективному их управлению для выполнения Политики в области качества, в соответствии с действующим законодательством..
Реализация стратегии и политики осуществляется посредством разработки тактик – последовательности действий, обеспеченных необходимыми ресурсами, проектов и мероприятий по решению конкретных задач. Согласование этих компонентов целевой инфраструктуры представлено на схеме «Структурированное дерево целей организации и его инфраструктура»[47]
Технологическое ядро. Совокупность функций, обеспечивающих преобразование вводимых ресурсов в продукты и услуги, получила название «технологическое ядро». Это еще одна модель функциональной организации, позволяющая выделить из всех функций организации – основных и обеспечивающих, производственных и управленческих – только те, от которых напрямую зависит достижение основных целей организации – обеспечение клиента (потребителя) необходимой услугой или продуктом. «Технологическое ядро» представляет набор взаимосвязанных групп функций, в общем виде отражающий процесс производства продукта или услуги. Для коммерческой организации, например, торговой компании технологическое ядро включает следующие группы функций: маркетинг и обеспечение наличия товара, обработка товара, реализация товара. Декомпозиция этих групп функций на примере магазина представлена на схеме 7.1.
Схема 7.1. Технологическое ядро магазина И ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ Информационная среда организации Основные характеристики управленческой информации Информационные системы и технологии: эволюция и структура Управление организационными знаниями Организационные коммуникации: основные модели Типология коммуникаций в организации Формы и технологии эффективной коммуникации Содержание корпоративной культуры: основные характеристики. В содержание корпоративной культуры включают разнообразные элементы, которые можно сгруппировать в несколько комплексов (С. Фролов): - деятельностно-ролевой (ценности и нормы, регулирующие производство и выполнение ролевых требований, мотивацию); - управленческо-властный культурный комплекс; - комплекс отношений с внешней средой;
Эдгар Шейн предлагает выделять три уровня организационной культуры[77]: Артефакты – видимые организационные структуры и процессы; Провозглашаемые ценности – стратегии, цели, ценности; Базовые представления – подсознательные, представляющиеся чем-то самоочевидным (убеждения, особенности восприятия, горизонты интерпретаций[78]). При характеристике организационной культуры обращают внимание на ее силу / слабость (степень принятия сотрудниками основных организационных ценностей и преданности этим ценностям); на наличие субкультур (то есть ценностей различных групп сотрудников); на характер их отношения к доминирующей системе ценностей (подчинение, конфликтность). Закон и принципы развития. Закон развития, относящийся к группе общих законов организации, формулируется с некоторыми вариациями следующим образом: в процессе жизнедеятельности организации происходят необратимые и закономерные изменения, направленные на максимальное использование энергетического потенциала для достижения поставленной цели, в результате чего происходит качественное изменение состояния организации [83]. Закон развития проявляется через ряд принципов: инерции – запаздывания (изменения в системе начинаются спустя некоторое время после воздействия внутренних и внешних факторов и завершаются спустя некоторое время после окончания воздействия); эластичности (скорость изменения потенциала системы зависит от самого потенциала); непрерывности (процесс изменений протекает непрерывно); стабилизации (система стремится к стабилизации диапазона изменений). Жи зненный цикл организации. С точки зрения исторического подхода все организационные изменения, а не только планируемые, формируют определенную последовательность этапов [84] в жизни любой сложной системы, тем более, социальной организации – жизненный цикл. Жизненный цикл организации – последовательность этапов от момента возникновения до начала нового цикла. В литературе предлагаются разные модели жизненного цикла (по количеству и качеству включенных в них этапов). Простейшие модели включают два этапа: «спад – подъем» Дж. Сорос), «равновесие – хаос» (Б. Гейтс). В более сложных моделях жизненного цикла организации насчитывается до десяти этапов: фаза нечувствительности, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад, крах, утилизация. В частности, четырем этапам жизненного цикла соответствуют следующие содержательные компоненты (см. Таблицу).
В модели Л. Грейнера (Гринера) каждая фаза развития организации связана как с успехами организациями, так и с кризисами, разрешение которых позволяет организации развиваться дальше. На этапе создания – это кризис руководства; на этапе роста – кризис автономии; на этапе зрелости – кризис контроля (бюрократии); на этапе упадка – кризис синергии (интегральный кризис). И ЕЕ ОЦЕНКА Компоненты организационной деятельности и модели эффективности Разновидности организационной эффективности Управление эффективностью организации Оценка организационной эффективности КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Теория организации» (базовая часть) Содержание
Раздел I. Организационная теория: история, методология, модели Тема 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Предмет теории организации в рамках классической, неклассической и постнеклассической парадигм рационального познания Методы исследования организаций Организационное проектирование как технология изучения организации Структура и статус теории организации
Традиционно в первой лекции по многим учебным дисциплинам рассматривают вопросы, связанные предметом, методами и местом курса в системе научных знаний. При этом считается само собой разумеющимся, что предлагаемая трактовка объекта и предмета, структуры и методов является единственно возможной. С теорией организации не все так просто. Понятие «организация» многозначно и, соответственно, каждое из его значений может стать предметом научного анализа и найти выражение в теории. Вот некоторые смыслы понятия «организация»: – упорядоченная последовательность действий или изменений во времени (например, организация научного исследования). Отсюда можно сделать вывод о том, что теория организации – это знания об упорядоченности процессов, протекающих в природе и обществе [1]; – устройство, внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого (например, строение какого-либо объекта). Здесь акцент делается на соотношение элементов, частей в пространстве и теория организации – это теория структур [2]. – объединение людей для достижения совместных целей. Это объединение осуществляется на основе определенных принципов, с использованием норм, правил. Здесь организация предстает как социальный институт [3]. Что дает этот краткий и далеко не полный обзор значений термина «организация»? Как минимум понимание того, что под названием «теория организации» скрывается различное содержание. Достаточно пролистать несколько монографий и учебников по данной дисциплине, чтобы убедиться в правоте сделанного вывода. Специалисты по общей теории систем, кибернетике рассматривают временные и пространственные, динамические и статистические, количественно-качественные аспекты организации естественных или искусственно-естественных систем[4]. В отличие от них социологи, экономисты, эксперты по организационно-управленческому консультированию (Б.З. Мильнер, А.И. Пригожин и ряд других авторов) обращают внимание только на социальную организацию[5]. Третья группа авторов (Р.А. Коренченко, Г.Р. Латфуллин и А.В. Райченко), уделяя значительное внимание описанию объективных и субъективных, природных и искусственных, материальных и идеальных организационных систем, в качестве частного случая рассматривают социальную организацию [6]. Если обратить внимание на второй термин названия дисциплины «теория организации», то и здесь можно встретить разночтения. Это наименование с равным правом принадлежит «социологии организации», «экономике организации», «управлению организацией»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.016 с.) |