Власть и политическая активность в организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть и политическая активность в организации.



В литературе по теории управления, организационному поведению, теории организации, кратологии предлагаются десятки определений власти. В качестве исходного возьмем следующее: власть представляет собой способность человека, организации, института влиять на других людей.

Источниками личной власти могут быть как личностные, так и организационные основания. К источникам личной власти относят:

- легитимную власть (полномочия, предоставляемые менеджеру организацией); - власть вознаграждения (возможность поощрять сотрудников);

- власть принуждения (право наказывать);

- экспертная власть (опыт и мастерство в решении задач);

- референтная власть (власть примера, эталона).

Организационными источниками власти являются должность и место в формальной иерархии, важность решаемых задач, характер и объем распределяемых ресурсов.

Когда в отношениях между людьми существует власть, то сторона, имеющая власть, может добиваться выполнения своих требований. Этому способствуют полномочия – возможности влияния, предписываемые формальной иерархией и отношениями отчетности. Полномочиями в организации наделены должности, полномочия должны признаваться подчиненными и полномочия спускаются вниз по вертикали (т.е. должности на верхнем уровне управления обладают б Ò льшими формальнымиполномочиями, чем внизу.

Власть в организации может распространяться снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали. Горизонтальная власть не зависит от формальной иерархии или структурной схемы организации. Так, некоторые подразделения, формально равные другим, за счет своего уникального вклада в успех организации имеют большее влияние, преимущественное право голоса, их требования выполняются. В коммерческих организациях к таким подразделениям относятся отделы продаж, производственные отделы.

Особое значение для появления власти по горизонтали имеют стратегические непредвиденные обстоятельства – события или процессы в организации и за ее пределами, существенные для достижения целей организации. К таким обстоятельства относят[64]: зависимость (материалы, информация и ресурсы, которые есть у одних подразделений, но нужны другим); финансовые ресурсы (контроль над ними); центральность (близость к центру организационной деятельности); незаменимость; роль в снижении неопределенности ситуации в которой может оказаться организация.

Деятельность, направленная на приобретение, расширение и использование власти и других ресурсов для получения желаемых результатов в ситуации неопределенности или при наличии разногласий, получила название политика организации. Это естественный процесс в организации, позволяющий преодолевать разногласия разных заинтересованных групп. Это сделки и переговоры, используемые для разрешения конфликтов и преодоления разногласий. Политическая деятельность связана с конфликтом из-за целей, распределением ресурсов, формированием и распадом коалиций и заинтересованных групп, неоднозначностью информации и неопределенностью. Политическое поведение чаще используется на верхних уровнях организации, поскольку именно здесь чаще приходится принимать незапрограммированные решения.

По мнению специалистов в организации существуют три сферы политической активности: структурные изменения, преемственность в управлении (кадровые перестановки), распределение ресурсов.

Власть реализует себя через индивидуальное политическое поведение, которое проявляется во время ведения переговоров, принятия решений, разрешения конфликтов. При этом могут использоваться различные тактики: тактика усиления власти, тактика использования власти и тактика расширения сотрудничества. Применяя эти тактики менеджеры используют определенные тактические и политические приемы (см. Табл. 10.1)[65].

Таблица 10.1. Тактические и политические приемы усиления власти

Тактика усиления власти Политическая тактика использования власти Тактика расширения сотрудничества
1. Работа при высокой неопределенности 2. Создание зависимости 3. Обеспечение дефицитными ресурсами 4. Работа в стратегически непредвиденных обстоятельствах   1. Создание коалиций 2. Расширение сетей 3. Контроль условий принятия решений 4. Повышение легитимности и компетентности 5. Прямое заявление   1. Создание механизмов интеграции 2. Использование личных встреч и переговоров 3. Организация межгруппо­вых консультаций 4. Практика ротации персо­нала 5. Постановка соподчинен­ных целей  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.003 с.)