Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие и специфические законы и принципы социальной организации.
В литературе выделяется две группы законов, относящихся к организации: 1) законы для организации (к ним относятся федеральные и региональные законы, регулирующие деятельность организаций и межорганизационные отношения, например, ФЗ «Об акционерных обществах» и др.); 2) законы организации (устойчивые, проявляющиеся постоянно и необходимо связи и отношения, фиксируемые в виде общепринятых утверждений). Выявленные исследователями социальные связи, – поскольку они проявляются в деятельности конкретных людей, – отличаются степенью устойчивости, необходимости, общности. Как следствие, законы социальной организации, – в отличие от естественнонаучных законов, – в меньшей степени имеют универсальный характер [37]. Это приводит к тому, что формулировки одних и тех же законов не всегда совпадают, нет их единой номенклатуры. Законы классифицируются как общие, специфические, частные [38]. К общим законам организации относят: закон синергии, закон самосохранения, закон композиции-пропорциональности, закон развития, закон информированности-упорядоченности; закон единства анализа – синтеза. Закон синергии –набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов тех компонентов, из которых она состоит (персонала, технологий, техники и т.д.) или существенно меньше. Формальная запись этого закона выглядит следующим образом: 2 х 2 = 4 ± Syn. Syn. – синергетический эффект. Другая форма записи: 2 + 2 = 5. Применительно к социальным организациям закон синергии проявляется, в частности, в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации. Управление приростом энергии может осуществляться в разных формах: объединении усилий сотрудников для достижения общей цели; разделении трудовых операций и их интеграции в технологической цепи; проведении мероприятий социально-психологического характера[39] и др. Основными показателями созидательного синергетического эффекта являются: увеличение производительности труда, повышение уровня профессиональной подготовки, освоение смежных профессий, участие в коллективных мероприятиях – для личности и группы; высокий уровень показателей экономической деятельности, использование прибыли в целях расширения бизнеса и инновационной деятельности, высокое качество продуктов и услуг, создание положительного имиджа – для организации.
Закон самосохранения – любой организации как социально-экономической системе присуще стремление к выживанию (самосохранению) за счет оптимального использования всех ресурсов. Самосохранение обеспечивается действием ряда факторов: внутренних и внешних, позитивных (созидательных) и негативных (разрушительных), стабильности и развития. Взаимодействие внутренних факторов (уровень квалификации персонала, принципы управления, использование ресурсов и технологий) и внешних (экономическая и политико-правовая ситуация и др.) создают позитивные и негативные возможности для выживания организации в конкурентной среде. Неэффективное управление внутренними потенциалами может способствовать краху организации не в меньшей степени, чем экономическая ситуация и конкурентная борьба. Для повышения потенциала самосохранения необходимо проведение специальных мероприятий экономического характера (создание резервного фонда, диверсификация деятельности, установление партнерских отношений, совершенствование системы управления, использование маркетинговых исследований) и социально-психологического характера (регулярная оценка уровня подготовки персонала, разработка кадровой политики и системы мотивации, управление конфликтами). Закон единства анализа-синтеза утверждает, что благодаря использованию в процессах управления организаций процедур анализа и синтеза обеспечивается настройка организационной системы на оптимальный вариант достижения поставленной цели. Анализ как разложение целого на части, как декомпозиция сложного комплекса на простые составляющие позволяет определить необходимые и достаточные условия, факторы и ресурсы. Синтез позволяет объединить имеющиеся организационные потенциалы в ту конфигурацию, которая наиболее оптимальна для достижения поставленной цели [40]. К специфическим законам относят устойчивые связи внутри отдельных компонентов социальной организации, например:закон своеобразия, закон социальной гармонии, закон социальной загрузки, закон эффективного восприятия и запоминания информации, закон эффективного осмысления, закон установки, закон устойчивости информации, закон доходчивости информации [41] и др.
Ряд обнаруженных устойчивых отношений в организационно-управленческой деятельности носит название «принципы». Принцип - оптимальное правило (норма) деятельности, сформулированное людьми и имеющее субъективно-объективный характер, поскольку обобщают практику управления. То есть принципы определяют требования к конкретной системе, структуре и организации в специфических условиях. Однако результативность деятельности по принципам проблематична.
В истории организационной теории и практики известны принципы А. Файоля, Г. Эмерсона, Э. Деминга. В современной литературе предлагается множество вариантов классификации принципов[42]. В частности предлагается выделять принципы общие, действующие во всех материальных системах (обратной связи, дополнительности, разнообразия); частные (применяемые в различных общественных системах, в видах организационной деятельности, управления, аудита) и ситуационные принципы, действующие в специфических видах дея тельности (например, исследования систем управления). В зависимости от состояния организации статического (когда в организации решаются, прежде всего, внутренние проблемы) или динамического (когда организация решает внутренние и внешние проблемы во взаимосвязи) различают принципы статической организации, принципы динамической организации, принципы рационализации[43]. Принципы статического состояния организации: - принцип приоритета цели (в системе «цель – задача – функция – структура – персонал» наивысший приоритет имеет цель). При создании, сокращении, объединении реструктуризации или ликвидации организации прежде всего должна быть проработана общая цель;
- принцип приоритета функции над структурой (при создании организации наивысший приоритет в системе «функции - структура» должны иметь функции); - принцип приоритета субъекта управления над объектом (при создании организации или отдела приоритет должен отдаваться руководителю относительно будущих работников). Принципы динамического состояния организации: - принцип приоритета персонала (при функционировании организации главное внимание должно уделяться вопросам управления и стимулирования персонала. Структуры, функции, задачи, цели должны подбираться под работника, поскольку он основной производитель прибавочного продукта; - принцип приоритета структур над функцией (для действующих организаций в системе «функция – структура» приоритет должна иметь структура); - принцип приоритета объекта управления над субъектом (в действующей организации при замене руководителя или реорганизации приоритет должен отдаваться коллективу подразделений относительно будущего руководителя) Принципы рационализации (совершенствования деятельности, повышения ее эффективности): - принцип последовательного подключения (философия преобразований в организации должна разрабатываться специалистами с сенсуальной организацией мышления, основные принципы преобразований – специалистами с иррациональной организацией мышления, а непосредственное проектирование и осуществление преобразований – специалистами с рациональной организацией мышления). Сенсуализм – познание реальности через субъективное восприятие, чувство и ощущение, позволяющее интуитивно определить неэффективность состояния дел в организации. Иррационализм – познание реальности через волю, интуицию, инстинкт, воображение, озарение, позволяющие создать, сконструировать образы будущих состояний организации. Рационализм – признание разума и логики основой познания. Они позволяют формировать целесообразную организацию, продумывать алгоритм действий; - принцип входной информации (информация, поступающая от объекта рационализации, должна отражать сведения о ключевых характеристиках организации, то есть аудит и диагностика должны охватывать все элементы внутренней и внешней среды организации); - принцип всесторонности рекомендаций по рационализации (рекомендации, выдаваемые компании по рационализации ее деятельности, должны затрагивать не только непосредствен объекты рационализации, но и смежные объекты);
- принцип внутренней рационализации (руководство организации должно стимулировать потребности и интересы работников для активизации рационализаторской деятельности). Организационная типология Вопрос о необходимости классификации организаций не является надуманным. «Наука об организациях будет барахтаться в стоячем научном болоте до тех пор, пока не произойдет существенного прогресса в систематике», – это мнение Б. Мак-Килви – одного из авторитетных знатоков организационной теории, – процитировал Р. Холл в своей книге «Организации: структуры, процессы, результаты». Проведя изыскания по этому вопросу, автор указанной книги заключил: «несмотря на осознание ее необходимости, мы все еще не имеем адекватной типологии организаций». Почему так важна типология? Изучая сходные между собой по сущностным характеристикам организации мы можем: создавать типовые методики по совершенствованию систем управления; готовить необходимую для данного типа организаций инфраструктуру (например, кадры для организаций малого бизнеса или местного самоуправления); определять социально-экономические и правовые аспекты деятельности (например, налоговые льготы); при взаимодействии иметь общее представление о характеристиках структуры и функционирования. Основными подходами к классификации являются: подход с точки зрения здравого смысла (практический), эмпирический и теоретико-аналитический (таксономический). Практический подход, используя принцип дихотомического (на две части) деления множества объектов. Выделяется группа организаций имеющих определенный признак и другая группа, у которой этого признак нет.
Эмпирическая классификация основанием деления также делает какой-либо опытным путем фиксируемый признак. Но при этом учитываются градации, то есть степень наличия признака. Например, коммерческие организации могут быть большими, средними, малыми и даже микро размеров.
Разновидностью эмпирической типологии является классификация организаций на основе принципа бинарности. В пространстве, ограниченном полюсами может быть определено место любой организации, в большей или меньшей степени проявляющая определенные признаки. Например, в бинарной оппозиции «бюрократическая организация – предпринимательская организация» любая организация может быть идентифицирована по степени проявления тех или иных признаков. Зачастую в разных подразделениях одной организации проявляется приверженность или бюрократическим (централизация, приоритет формальных правил, должности, иерархия и т.д.) или предпринимательским (децентрализация, возможность проявлять инициативу, интерес к личности и т.д.) ценностям и качествам. Однако в целом организации может быть ближе то к одному, то к другому полюсу. Это касается также таких бинарных оппозиций, как: «механистический – органический», «экономический – общинный», «монолитный – мозаичный» типы организаций. Своеобразной оппозицией к этим традиционным типам организации могут быть современные типы организаций: эдхократические, партисипативные, виртуальные, многомерные, интеллектуальные, интермедиарные, «размороженные» [44].
Теоретико-аналитические классификации, в которых используется система признаков для выделения групп (по примеру таксономических таблиц в биологии), не нашли широкого применения в практике организационной деятельности. В некоторых случаях используется логическая последовательность в расположении критериев классификации. Например, от общего к частному: класс – род – тип – вид – группа. Или логическая последовательность эволюции социальных организаций: кооператив – предприятие – объединение – общество – нация. В литературе предлагаются типологии организаций с использованием различных признаков: взаимоотношение с внешней средой, тип организационной структуры, отношение к личности, организационно-правовые формы, отношение к собственности и др. [45]
Хозяйственные организации предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества преимущественно во внешней для организации среде путем производства продукции. Организации могут разделяться на управленческие и предпринимательские. Управленческие организации в форме «учреждения» или головной компании концентрируют управленческие и обслуживающие производство функции, например, стратегического управления, маркетинга. Предпринимательские организации в форме ООО, ОА выполняют преимущественно производственные функции.
Тема 5. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Целевые ориентиры организации: общая характеристика Целевая картина организации: классификация целей Видение, миссия и кредо организации Системы целей и их организационная инфраструктура Технологии целеполагания
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.162 (0.024 с.) |