Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Монополия. Монополистическое объединения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Монополистическая конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества. Монополистическая конкуренция — самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену(рыночную власть) здесь незначительная). Основные характеристики монополистической конкуренции: 1) относительно большое число некрупных (мелких) фирм; 2) эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них; 3) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей. Неценовая конкуренция — главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама. Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя. Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство. Олигополия — это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Олигополия характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей-продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену. Характерная особенность олигополистического рынка —взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Чистая монополия (от греч. monos — «один», poleo —«продаю») — это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста. Различают несколько типов монополий. 1. Естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.). 2. Искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений. В результате концентрации производства могут возникнут разные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест, концерн и др. 1. Картель — простейшая форма монополистического объединения. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использования патентов. Действуют картели, как правило, в рамках одной отрасли, попадают под действие антимонопольного законодательства. 2. Синдикаты — организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Так, алмазный синдикат «Де Бурс» сосредоточил в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. 3. Трест — форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий. 4. Концерн — организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации — страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и др. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. 5. Пул получил распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул. 6. Холдинг — акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями. 7. Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля за их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки — это символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими. Контрольные вопросы и задания: 1. Какие виды конкуренции вам известны? 2. Какая конкуренция типична для современной рыночной экономики? 3. Какие виды конкуренции являются несовершенными и почему? 4. Каковы принципы возникновения монополий? 5. Что общего и каковы различия между монополией и олигополией? 6. Как вы представляете себе естественную монополию? 7. В чем отличие несовершенной конкуренции от чистой? Что выгоднее для экономики: чистая или несовершенная конкуренция? 8. Какие факторы влияют на монополистическую власть? Как влияет концентрация производства на монополистическую власть? 9. Почему монополии прибегают к ценовой дискриминации? Какие условия делают ее возможной? Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: конкуренция, рынок, монополия, монопсония, олигополия, олигопсония, товаропроизводитель, картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат, патент, пул, холдинг, госрегулирование. Тесты Выберите правильный ответ. 1. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что: а) в каждой отрасли много производителей; б) все производители производят равную продукцию; в) имеется большое число покупателей; г) все перечисленное верно. 2. Что не относится к чистой монополии: а) одна фирма в отрасли; б) контроль над ценой; в) вступление в отрасль блокированное; г) дифференциация продукции. 3. Для олигополии характерно: а) присутствие нескольких фирм; б) ограничение контроля за ценой; в) затрудненный вход в отрасль; г) все перечисленное верно. 4. Признаки монополистической конкуренции: а) много фирм; б) дифференцированная продукция; в) ограничение контроля за ценой; г) облегченное вхождение в отрасль. 5. Если картель полностью контролирует цену и объем выпуска, он будет вести себя как: а) монополия; б) совершенный конкурент; в) отрасль; г) ценовой лидер. Кроссворд По горизонтали. 1. Соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. 3. Денежное выражение стоимости товара.5. Объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. 7. Ситуация, рассматриваемая в теории несовершенной конкуренции, при которой единичному покупателю противостоит множество продавцов. 8. Объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта изделий через общую продажную контору, организованную в форме особого торгового товарищества. 10. Господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов. объединившихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен. По вертикали. 1. Соглашение предприятий, обычно одной и той же отрасли, о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, обмене патентами и т.д. 2. Наиболее развитая форма объединения предприятий, осуществляющаяся посредством системы участий; финансовых связей, договоров об общности интересов. 4. Свидетельство, выдаваемое изобретателю и удостоверяющее его авторство и исключительное право на изобретение в течение определенного срока. 6. Сфера товарного обращения (по В. Далю). 9. Господство на рынке нескольких фирм, производящих одинаковые товары. 11. Продажа продуктов по чрезвычайно низким ценам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.138.129 (0.009 с.) |