Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Экономические блага и их классификация. Экономические ресурсы и их виды.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Блага — это все то, что способно удовлетворять повседневные (жизненные) потребности людей, приносить людям пользу,доставлять удовольствие (произведенные товары и услуги,а также дары природы). Многообразные человеческие потребности можно объединить в группы, пользуясь теми или иными классификационными признаками. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы благ: 1 ) экономические блага — результат экономической (хозяйственной) деятельности людей, обладают ценой (товар). 2) неэкономические блага — результат дарения, представлены природой. Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе свободно, в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.); 3) материальные блага имеют материально-вещественную форму (товар: уголь, цемент, обувь, одежда, пища и т.д.);включают естественные дары природы (земля, лес, вода продукты производства (здания, сооружения, машины и т.д.); 4) нематериальные блага не имеют материально-вещественной формы (услуги, научные открытия, образование и т.д.), воздействуют на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство и т.д. Различают две группы нематериальных благ: 1) внутренние — блага, данные человеку природой. Он развивает их в себе по собственной воле (голос — пение; музыкальный слух — занятия музыкой; способность к науке и т.д.); 2) внешние — это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).По степени удаленности от конечного потребления блага делятся на потребительские (пища, одежда, обувь) и ресурсы(факторы производства, используемые для производства потребительских благ).По длительности использования блага делятся на долговременные, используемые многократно (здания, книги, компьютеры), и кратковременные, используемые в процессе разового потребления (хлеб, молоко, спички и т.д.). Итак, средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток (нужда) в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике потребности выступают внутренними побудителями активной хозяйственной деятельности. Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятельности и проявляются во влечениях, интересах, целях и, наконец, в поведении. Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны; их можно классифицировать по следующим признакам. 1. По субъектам (носителям потребностей): а) удовлетворяемые индивидуально (лично); б) удовлетворяемые коллективно (группой, коллективом, обществом). Первые — индивидуальные потребности человек в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и другие, тогда как вторые — коллективные потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д. —удовлетворяются коллективно. 2. По объектам (предметам, на которые они направлены): а) материальные потребности; б) духовные потребности; в) этические потребности (относящиеся к нравственности); г) эстетические потребности (касающиеся искусства). 3. По степени удовлетворения потребностей: а) конечные потребности; б) промежуточные потребности. Конечные потребности — это потребности самого человека, т.е. это личные потребности. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название «предметы потребления». К ним относятся пища, одежда, обувь и т.д. Промежуточные потребности опосредованно связаны с человеком. Это потребности хозяйственных субъектов. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому эти потребности считаются производственными, а блага, их удовлетворяющие, — это средства производства (станки, оборудование, машины, здания и т.д.). 4. По происхождению: а) первичные потребности; б) вторичные потребности. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими, как правило, врожденными; это жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (потребности в пище, одежде, обуви, жилище, воде, воздухе и т.д.). Вторичные потребности по своей природе психологические (потребности в успехе, власти, уважении, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Экономические потребности — та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Американский ученый-экономист А. Маслоу разработал иерархию потребностей, где все потребности разделил на пять групп 1. Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания, включают потребности в пище, одежде, жилье, воде, отдыхе и др. 2. Потребности в безопасности и защищенности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. 3. Социальные потребности — это потребности, связанные с чувством принадлежности к чему или кому-либо, привязанности и поддержки. 4. Потребности в уважении включают в себя потребности в компетентности, признании. 5. Потребности в самовыражении — потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Природные ресурсы — это земля, ее недра, леса, вода, воздух, месторождения полезных ископаемых, климатические и рекреационные ресурсы и др. Земля — пространственно-географический фактор, где живут люди, — является также производственным фактором, на котором выращивают сельскохозяйственную продукцию. Трудовые ресурсы — это все трудоспособное население в возрасте от 16 до 60 лет, которое делится на две группы: 1) экономически активное население — занятое в общественном производстве независимо от организационно- правовой формы хозяйствования; 2) экономически пассивное население — часть трудоспособного населения, которое не занято в общественном производстве из-за занятости в домашнем хозяйстве, в армии, по состоянию здоровья, в декретном отпуске и т.д. Материальные ресурсы (инвестиционные ресурсы, реальный капитал) — средства производства (машины, станки, оборудование, здания, сырье, материалы и т.д.), которые используются в производстве товаров и услуг. Реальный капитал включает в себя основные и оборотные средства. Основные средства используются в нескольких производственных циклах, оборотные — в одном производственном цикле. Финансовые ресурсы являются производными по отношению к базовым ресурсам (природным, трудовым, материальным). Это совокупность имеющихся денежных ресурсов, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи и которые общество в состоянии выделить для организации производства экономических благ и услуг. Информационные ресурсы — самый молодой вид экономических ресурсов, рожденный НТР, они обеспечивают предприятие (организацию, учреждение, человека) ценной информацией, которая используется при функционировании производства с помощью компьютерных технологий (ЭВМ). Информационные ресурсы можно разделить на три основные группы: 1) информация делового характера — управленческая, социальная, статистическая, финансовая, коммерческая информация; данные о продукции и т.д.; 2) информация для специалистов — экономическая, научно-техническая, производственная, технологическая, маркетинговая и т.д.; 3) информация массового характера — правовая, общественно-экономическая, учебная, справочная, словарно- экциклопедическая; сведения о культуре, досуге, здравоохранении, спорте и пр. Основная экономическая проблема, с которой сталкивается любое общество, заключается в конфликте между неограниченными потребностями в товарах и услугах и ограниченными экономическими ресурсами, которые могут быть использованы для производства экономических благ. Закон возвышения потребностей гласит: динамика разнообразных потребностей постоянно растет в количественном соотношении, но в еще большей степени меняется в качественном отношении. Краткие выводы 1. Потребности общества безграничны и неудовлетворимы, они постоянно растут количественно и качественно, обгоняя производство и создавая стимул для него. Их можно классифицировать по субъектам, объектам, форме удовлетворения, по происхождению. 2. Закон возвышения потребностей означает, что потребности растут быстрее произведенных благ и услуг. Это происходит из-за того, что экономические потребности безграничны, а производство экономических благ и услуг ограничено в силу ограниченности экономических ресурсов. 3. Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства материальных благ и услуг. К ним относятся природные, трудовые, материальные, финансовые, информационные ресурсы. Они взаимосвязаны между собой, мобильны и альтернативны (взаимозаменяемы). Экономический тренинг Ключевые термины и понятия Блага, полезность, потребности, редкость, эффективность, ценность, экономические потребности, экономические блага, неэкономические блага, материальные блага, нематериальные блага, потребление, потребительская корзина, материальные потребности, духовные (интеллектуальные), социальные потребности, экономические ресурсы, ограниченность ресурсов, производственные возможности, полная занятость, проблема выбора, эффективность производства, кривая производственных возможностей, альтернативные издержки, закон Энгеля, закон возвышения потребностей, закон замещения, закон возрастающих вмененных издержек, закон убывающей отдачи. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое потребности, от чего они зависят? Приведите примеры экономических потребностей. 2. В чем заключается закон возвышения потребностей? Раскройте его сущность и механизм функционирования. 3. Какова связь между потребностями, производством и потреблением? Как вы понимаете безграничность потребностей? 4. Перечислите известные вам экономические ресурсы. Какова их сущность и какие из них являются базовыми? 5. Какая проблема возникает в связи с ограниченностью ресурсов? Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: блага, потребности, ценность, ограниченность, редкость, эффективность, потребление, ресурсы, занятость, выбор, альтернатива, Энгель, Маслоу, самовыражение, уважение, безопасность, защищенность. Тесты Выберите правильный ответ. 1. Какие экономические ресурсы являются базовыми: а) природные; б) трудовые; в) материальные; г) финансовые; д) информационные. 2. Какие три экономических ресурса невосполнимы: а) лес; б) высококвалифицированная рабочая сила; в) природный газ; г) медь; д) уголь. 3. Когда экономисты говорят об ограниченности, они подразумевают: а) невозможность удовлетворения всех потребностей людей; б) нехватку денег, чтобы купить то, что нужно; в) недостаточность ресурсов для удовлетворения всех потребностей; г) все ответы верны. Кроссворд По горизонтали. 1. Субъективная польза, извлекаемая индивидом из потребления товара или услуги. 2. Результат производственно-хозяйственной деятельности, получаемый как разница между стоимостью реализованной продукции и услуг и производственными затратами. 4. Важные, нужные предметы и явления. 6. Замещение одного другим, обычно сходным по свойствам, назначению. 8. Наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. 11. Денежное выражение стоимости товаров. По вертикали. 1. Выбор между возможными вариантами; утверждение, что один вариант лучше других и обладает большой полезностью для лица, осуществляющего выбор. 3. Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. 5. Совокупная общественная потребность в различных товарах, складывающаяся из множества конкретных требований массы потребителей.7. То, из чего можно выбрать. 9. Товары, дополняющие другие товары и тем самым делающие возможным их использование.10. Немецкий экономист, сформулировавший два закона, трактующих субъективно-психологическую оценку индивидуумом потребляемых благ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.86 (0.008 с.) |