Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация экономических благ.

Поиск

Классификация экономических благ.

1. Долговременные блага – обладающие способностью возобновляться (дом, книга)

2. Недолговременные блага – полностью потребляемые блага (еда и спички)

3. Взаимозаменяемые (субституты) - такие товары или услуги, которые рассматриваются потребителями как экономически заменяющие друг друга

4. Взаимодополняемые (комплементарные) называются блага, спрос на которые настолько взаимосвязан, что увеличение цены одного товара или услуги приводит к падению спроса на другой товар.

5. Настоящие – находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта.

6. Будущие – создание которых ожидается.

7. Прямые – непосредственно удовлетворяющие некоторую потребность, это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению (хлеб).

8. Косвенные или производительные – удовлетворяющие какую либо потребность как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т.д.)

9.Конкурентные и неконкурентные блага. Конкурентные - пользование благом мешает пользоваться этим благом остальным. Неконкурентными - любой может пользоваться благом, не мешая другим.

10.Исключаемые и не исключаемые из потребления блага. Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правом пользования которыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо. 11.Общественные и частные блага.. Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть как общественными, так и частными количеством жителей.

12.Клубные блага.

13.Насущные блага – это блага, осуществляющие достойное существования.

14.Предметы роскоши и товары массового потребления.


Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон замещения.

Полная занятость означает полное использование всех экономических ресурсов. Не должны простаивать пахотные земли и капитальное оборудование, необходимо обеспечивать занятость всех работников, кто хочет и способен трудиться, и т.д.

Полный объем производства означает, что ресурсы надо распределять эффективно, т.е. применяемые ресурсы следует использовать таким образом, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объем продукции.

Производственные возможности — это максимальное количество товаров и услуг, которое может быть одновременно произведено за данный период при данных ресурсах и технологиях. При этом имеющиеся ресурсы используются наиболее полно и эффективно.

Граница производственных возможностей (AF) показывает максимально возможный объем производства конкретного товара или услуги при заданных ресурсах, которыми располагает конкретная экономика. Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Точка N, находящаяся вне кривой производственных возможностей, недостижима при данном количестве ресурсов и при данной технологии производства. Точка М, находящаяся внутри кривой производственных возможностей, показывает, что распределение ресурсов является неэффективным.

Таким образом, только точки на кривой производственных возможностей показывают наиболее эффективные варианты использования имеющихся ресурсов для выпуска определенных товаров и услуг. Любой другой набор будет обозначать либо недоиспользование ресурсов, если точка лежит левее кривой, либо принципиальную невозможность этого достижения при данных ресурсах, если точка лежит правее кривой. Анализ приведенной кривой производственных возможностей позволяет сформулировать ряд важных экономических принципов (законов).

Закон замещения: при полном использовании ресурсов и неизменной технологии увеличение производства одного продукта приводит к сокращению производства другого.

Общество должно лишь выбрать нужную их комбинацию. При этом придется заплатить за сделанный выбор т.н. вмененными (скрытыми) издержками.

 

 

Натуральное и товарное производство, условия их возникновения.

Общественное производство прошло в своем развитии не­сколько стадий. Исторически первой формой хозяйственной деятельности было натуральное хозяйство. Оно возникло в глубокой древности. В дальнейшем его формами выступали феодальные поместья, сельские общины, городские цеха ремесленников, патриархальные родовые структуры, крестьянские семьи.

Натуральным хозяйством является такая форма общест­венного производства, в которой производство осуществля­ется обособленными и замкнутыми хозяйственными едини­цами для удовлетворения внутренних потребностей на осно­ве обычаев и традиций.

Появление земледелия и скотоводства предопределили перерождение присваивающего натурального хозяйства в воспроизводящее, для которого характерно появление новых орудий труда и новых способов их изготовле­ния. Появляется гарантированный минимальный уровень потребления. Появились факторы, вызывающие транс­формацию натурального хозяйства в товарное.

Товарное производство - это такая форма общественно­го хозяйства, когда продукты производятся отдельными обо­собленными производителями не для собственного потреб­ления, а для удовлетворения общественных потребностей по­средством обмена в форме купли-продажи. Важнейшим атрибутом товарного хозяйства выступает обмен продуктами. Продукт труда, принимаю­щий форму товара, в таких условиях становится своеобраз­ным «материальным носителем», генетическим кодом и фор­мой социальных отношений.

Экономическое обособление - вторая предпосылка воз­никновения товарного хозяйства.

Основными чертами экономического обособления явля­ются:

1) полная собственность на создаваемый продукт; 2) экономическая свобода;

3) экономическая ответственность; 4) зависимость от конечных результатов хозяйствования; 5) наличие частного экономического интереса, который реа­лизуется в возмездном эквивалентном обмене.

Основные признаки товарного хозяй­ства: общественное разделение труда, экономиче­ское обособление хозяйствующих субъектов, производство продукта на продажу, а не для собственного потребления, об­мен товарами как форма экономической связи между произ­водителями, эквивалентность обмена.

Выделяют два вида товарного производства: 1. простое товарное производство; 2. всеобщее товарное производство.

Структура и функции рынка.

СТРУКТУРА РЫНКА - Это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

4 ТИПА СТРУКТУРЫ РЫНКА:

1) СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: а) Множеством мелких фирм, б) Однородностью продукции, в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли), г) Равным доступом ко всем видам информации

2) МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: а) Множеством мелких фирм, б) Неоднородностью продукции, в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли), г) Несколько ограниченным доступом к информации

3) ОЛИГОПОЛИЯ (ДУОПОЛИЯ): а) Небольшим числом крупных фирм, б) Неоднородностью (или однородностью) продукции, в) Возможными затруднениями при входе (из отрасли), г) Несколько ограниченным доступом к информации

4) МОНОПОЛИЯ: а) Одной фирмой, б) Уникальностью продукции, в) Практически не преодолимыми барьерами на вход, г) Несколько ограниченным доступом к информации

Сущность рынка наиболее полно проявляется в выполняемых им функциях. К числу важнейших из них можно отнести следующие:

1.Регулирующая. Рынок довольно оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике. Если спрос на товар растёт, производители станут его больше производить, увеличивая при этом цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и соответственно цену. Производство будет постепенно сокращаться.

2.Стимулирующая. Так как каждый производитель непосредственно на себе ощущают результаты от своей деятельности, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

3.Ценообразующая. В результате столкновения товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на товары и услуги.

4.Распределительная. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке.

5.Информационная. Рынок даёт объективную и качественную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок, об уровне цен. Информация важна потенциальным участникам рыночных отношений.

6.Посредническая. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

7.Санирующая. Рынок не даёт дотаций убыточным производствам, он их предупреждает (состоянием цен и уровнем издержек), а затем разоряет посредством санирования.

8.Дифференцирующая. Те производители, которые смогли обеспечить высокий уровень производства, становятся сильными, конкурентоспособными, богатыми, а остальные разоряются, становятся банкротами.

9.Гарантирующая. Рыночная система формирует и воспитывает человека, для которого характерны расчётливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти ни риск, нести личную ответственность за свои действия.


Стоимость и цена товара.

Товар – это продукт труда, удовлетворяющий общественную потребность и предназначенный для обмена в форме купли-продажи. Товар является прежде всего общественным явлением, особой социальной формой, которую принимает продукт труда в условиях стихийного разделения труда и экономического обособления производителей. Продукт труда становится товаром, попадая в поле отношений между продавцом и покупателем. В этом поле он приобретает определенные свойства. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Потребительная стоимость – это способность вещи удовлетворять какую-либо потребность.

Меновая стоимость – это пропорция, в которой товар одного вида обменивается на товар другого вида.

Универсальное свойство всех товаров – стоимость. Стоимость – это скрытое свойство товара, определяющее пропорцию обмена, универсальное свойство обмениваемости.

Сущность закона стоимости: все товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимого труда. Закон стоимости – это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Другими словами, закон стоимости – это закон, согласно которому цена должна соответствовать стоимости товара.

Цена – это денежное выражение стоимости товара. В рыночной экономике она является всеобщим инструментом механизма хозяйствования. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляются с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества. В обществе с рыночной экономикой цена выполняет две функции: экономическую и социальную.

Уровень и качество жизни.

Под уровнем жизни понимают фактически сложившиеся условия жизни и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг.

В его характеристике присутствуют объективные и субъективные начала. Так, потребность человека в пищевых веществах, витаминах, минеральных солях является абсолютно объективной, тогда как набор продуктов, составляющих этот комплекс веществ, субъективен.

Не следует забывать о том, что рост общественного производства и уровня развития производительных сил изменяет предпочтения и запросы людей, а следовательно, должны изменяться и параметры измерения уровня жизни. Еще вчера, казалось, элитарные блага, сегодня становятся предметом обыденного потребления. В этой связи полезно вспомнить, что когда-то стекло было ценнее золота, а посуду из алюминия мог позволить себе купить только самый состоятельный человек. Это говорит о том, что при исследовании уровня жизни должно использоваться множество показателей, каждый из которых должен отражать одну из сторон жизнедеятельности человека.

Система показателей уровня жизни населения строится на основе классификации ООН, что позволяет использовать ее при международных сопоставлениях.

Сюда включаются следующие группы показателей:

· демографические;
· санитарно-гигиенические условия жизни;

 

· потребление продуктов питания;
· жилищные условия;

 

· образование и культура;
· условия труда и занятость;

 

· доходы и расходы населения;
· индексы потребительских цен;

 

· наличие транспортных средств;
· организация отдыха;

 

· социальное обеспечение;
· права человека.

При изучении уровня жизни используются также данные, полученные на основе опросов населения и экспертные оценки специалистов. В нашей стране применяются такие показатели, как реальные доходы населения, обеспеченность работой, продолжительность рабочего дня, возможность получения образования, жилищно-бытовые условия, развитие социального обеспечения и социального страхования, уровень культурно-бытового ми медицинского обслуживания.

К середине 50-х годов ХХ в. стало очевидным, что понятие уровня жизни не в полной мере отражает изменившиеся условия жизнедеятельности человека: загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д. В связи с этим на первый план выходит понятие качества жизни, которое трактуется как уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей.

Качество жизни отражает больший спектр потребностей людей по сравнению с уровнем жизни.

Оно объективно, поскольку критерием оценки выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. На их основе рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который является важнейшими инструментом социально-экономического анализа уровня и качества жизни. Если при изучении уровня жизни применяют в большей степени количественные показатели, то в исследовании качества жизни акцент делается на качественную определенность и качественные различия явлений. Так, говоря о питании как одной из важнейших составляющих в удовлетворении потребностей, нельзя ограничивать анализ количеством килограммов потребляемых продуктов или калорийностью рациона, следует обратить внимание на его регулярность и разнообразие.

Важнейшим показателем, характеризующим уровень и качество жизни, является потребление благ и услуг. Его можно рассматривать как процесс удовлетворения человеческих потребностей, в результате которого потребность удовлетворяется и воспроизводится (не воспроизводится) вновь, и как сферу жизнедеятельности человека, формирующую и воспроизводящую личность во всем ее многообразии. Для того, чтобы понять, насколько уровень потребления соответствует потребностям людей, его сравнивают с нормативами потребления, выработанными с учетом рекомендации ученых.


 

Классификация экономических благ.

1. Долговременные блага – обладающие способностью возобновляться (дом, книга)

2. Недолговременные блага – полностью потребляемые блага (еда и спички)

3. Взаимозаменяемые (субституты) - такие товары или услуги, которые рассматриваются потребителями как экономически заменяющие друг друга

4. Взаимодополняемые (комплементарные) называются блага, спрос на которые настолько взаимосвязан, что увеличение цены одного товара или услуги приводит к падению спроса на другой товар.

5. Настоящие – находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта.

6. Будущие – создание которых ожидается.

7. Прямые – непосредственно удовлетворяющие некоторую потребность, это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению (хлеб).

8. Косвенные или производительные – удовлетворяющие какую либо потребность как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т.д.)

9.Конкурентные и неконкурентные блага. Конкурентные - пользование благом мешает пользоваться этим благом остальным. Неконкурентными - любой может пользоваться благом, не мешая другим.

10.Исключаемые и не исключаемые из потребления блага. Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правом пользования которыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо. 11.Общественные и частные блага.. Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть как общественными, так и частными количеством жителей.

12.Клубные блага.

13.Насущные блага – это блага, осуществляющие достойное существования.

14.Предметы роскоши и товары массового потребления.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.120 (0.009 с.)