Тема 10. Функции рынка. Сущность инфраструктура рынка. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Функции рынка. Сущность инфраструктура рынка. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса.



Сущность рынка находит свое выражение в его экономических функциях.

Посредническая функция. Рынок соединяется в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей.

Регулирующая функция. Самая важная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Рынок немыслим без конкуренции. Поэтому рынок способствует перераспределению ресурсов производства, стремясь приблизить ассортимент товаров к структуре общественных потребностей.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется цена, отражающая полезность товара и издержки на его производство.

Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены, процентной ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Санирующая функция. Рыночный механизм — неблагоприятная система, жесткая, подчас даже жестокая, которой присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к экономически слабым производителям. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, хозяйственно нежизнеспособных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивыми эффективным предприятиям (фирмам).

Сущность инфраструктуры рынка.

Инфраструктура рынка — комплекс отраслей, под отраслей и сфер деятельности, главная задача которых —обеспечить бесперебойное функционирование рыночного механизма и непрерывность воспроизводственного процесса такая инфраструктура рынка создает предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, процесса реализации вновь созданной стоимости.

Основные элементы инфраструктуры рынка.

1. Рынок. В настоящее время сложилось огромное число различных видов рынка. Главное место среди них принадлежит рынкам капиталов, ресурсов, труда и валюты. Кроме того, различают государственный, монопольный и свободный рынки.

Факторы, влияющие на развитие рынка.

Рыночные процессы испытывают воздействие множества факторов. В краткосрочном периоде приоритет принадлежит таким факторам, как:

1) изменение уровня цен;

2) маневрирование товарными запасами;

3) регулирование денежных доходов потребителей.

В долгосрочном периоде все перечисленные выше факторы сами зависят от:

1) динамики производительности общественного труда и эффективности общественного производства;

2) уровня пропорциональности экономики в целом;

3) изменения в структуре личного потребления.

2. Торговля. Инфраструктура рынка включает также торговлю как специфическую отрасль народного хозяйства со всеми ее разнообразными формами (среди них оптовая и розничная торговля, торговые предприятия, аукцион, ярмарки, коммерческие посреднические центры, товарные биржи).

3. Рыночные институты — коммерческие банки, фондовые биржи, страховые компании, аудиторские конторы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро.

Среди таких объединений выделяют:

1) организационные объединения рыночной инфраструктуры(биржи, оптовые, брокерские, дилерские и другие посреднические организации, коммерческие структуры крупных промышленных объединений, комбинатов, концернов, предприятия мелкооптовой и розничной торговли);

2) материальную базу рыночной инфраструктуры (складское и тарное хозяйство, транспортные системы);

3) информационные базы рыночной инфраструктуры (информационные и справочные системы по продукции производственно- технического назначения и товарам народного потребления, производителям и потребителям продукции и услуг, ценам, курсам валют, банковским процентам, котировочным ценным бумагам);

4) кредитно-расчетную базу рыночной инфраструктуры (банковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные структуры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализации товаров и услуг, создание необходимых товарных запасов и финансовых резервов, а также финансирование инвестиций);

5) кадровую базу рыночной инфраструктуры (специалисты различной квалификации и специальности, необходимые для предприятий и организаций рыночной инфраструктуры);

6) организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров соответствующих специальностей;

7) органы трудоустройства;

8) нормативно-правовую базу рыночной инфраструктуры (нормы и правила регламентации отношений субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гарантирующие на рынке правопорядок и учет интересов общества).

Рыночная инфраструктура облегчает проведение товарообменных операций, повышает эффективность работы всех структурных звеньев рыночной экономики.

Краткие выводы

1. Рынок возникает в условиях общественного разделения и экономической обособленности товаропроизводителей. При этих условиях единственно возможной формой связи становится товарообмен, т.е. купля-продажа.

2. Рынок — это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров и услуг в денежной форме.

3. Рынок — это способ координации действий экономических субъектов, обеспечивающих согласование их экономических интересов на основе ценовой системы и конкуренции.

4. Инфраструктура рынка обеспечивает доведение готового товара до потребителя, снабжение производства ресурсами, распределение ресурсов и конечных товаров.

5. Рыночная система весьма эффективна, т.к. способствует рациональному распределению экономических ресурсов, разработке и внедрению новых технологий в производство. Однако рыночная система не идеальна, она не может обеспечить полной занятости, решить проблему экологии, социальной защиты населения и многие другие проблемы.

Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Рынок, эквивалентность обмена, свободный рынок, оптовый рынок, равновесный рынок, избыточный рынок, дефицит рынка, рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, рынок рабочей силы (рынок труда), рынок недвижимости, рынок жилья, рынок земли, финансовый рынок, фондовый рынок, денежный рынок, фьючерсный рынок (рынок срочных контрактов), функции рынка, информационный рынок, торговля, рыночные институты.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте понятие «рынок». Дайте собственное определение понятию «рынок».

2. Какие функции выполняет рынок?

3. Как рынок собирает информацию о потребностях потребителя?

4. Назовите условия нормального функционирования рынка.

5. Что такое инфраструктура рынка? Назовите ее основные элементы.

6. Биржа — основной элемент инфраструктуры рынка. Каковы ее функции? Является ли биржа коммерческим предприятием? Чем она отличается от торгового дома?

7. Фондовая биржа — это вторичный рынок ценных бумаг? Как функционирует первичный рынок ценных бумаг, что необходимо для формирования его в России?

8. Существует ли рынок в условиях административно-командной экономики? Поясните ответ.

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: рынок, обмен, дефицит, товар, услуга, торговля, биржа, инфраструктура, цена, спрос, предложение, ценообразование, информцентр, банк, маркетинг, дилер, торговля.

Тесты

Выберите правильный ответ.

1. Под рынком понимают:

а) экономические отношения, связанные с куплей-продажей услуг;

б) систему экономических отношений между продавцами и покупателями товаров, опосредуемых через спрос и предложение;

в) систему экономических отношений между предприятиями и населением по поводу купли-продажи услуг;

г) систему экономических отношений между продавцами и покупателями товаров, опосредуемых через спрос и предложение и затрагивающих исключительно сферу обращения.

2. Свободный рынок характеризуется:

а) свободой ценообразования;

б) ценовой конкуренцией;

в) свободой спроса и предложения;

г) все ответы верны.

3. Основной мотив поведения субъектов рынка:

а) удовлетворение общественных потребностей;

б) личная экономическая выгода;

в) удовлетворение интеллектуальных потребностей предпринимателя;

г) все ответы верны.

4. Функциями рынка являются:

а) обеспечение эффективности производства;

б) обеспечение социальной справедливости;

в) сохранение окружающей среды;

г) дифференциация потребителей.

5. Какими проблемами рыночной экономики должно заниматься государство:

а) распределять денежные доходы в обществе;

б) помогать конкретному потребителю с ограниченными доходами, определяя способы их рационального использования;

в) определять, что и сколько нужно произвести из наличных ресурсов;

г) определять круг товаров и услуг, в которых нуждается общество независимо от вкусов и предпочтений какой-то группы или всего населения.

Кроссворд

По горизонтали. 1. Совокупность предприятий, учреждений и организаций, которые связывают производителей и потребителей, придают рыночной системе целостность и завершенность. 2. Договор, по которому производитель сельско- хозяйственной продукции обязуется передать выращенную продукцию заготовителю. 3. Лицо, осуществляющее закупку сельскохозяйственной продукции для переработки или продажи. 4. Рынок, в который входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции и др. 5. Единая совокупность множества рынков функционального назначения. 6. Совокупность сделок купли-продажи товаров.

По вертикали. 7. Сумма товаров, которые продавцы готовы продать по альтернативным ценам. 8. Сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. 9. Основатель австрийской школы предельной полезности. 10. Рынок для работодателей и наемных работников.

Спроса и предложения

Спрос — это количество товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести по данной цепе в данное время.

Спрос — это объем возможной покупки товара в зависимости от установившейся цены на него.

Объем спроса — это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период (например, день или год). Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров (товаров-заменителей), доходов покупателей и их вкусов.

Зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q), на которые будет предъявляться спрос при каждом уровне цен, может быть представлена в виде графика

Графическое выражение между ценой товара и величиной с проса, предъявляемого покупателями на этот товар, называется кривой спроса. Кривая спроса обычно является убывающей.

Под воздействием прочих (неценовых) факторов кривая может смещаться вправо или влево. Если спрос увеличится, кривая спроса сдвинется вправо, если спрос уменьшится, кривая спроса сдвинется влево Итак, между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость (между величиной покупки и уровень -Объем Q

Итак, между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость (между величиной покупки и уровнем цены — зависимость обратная). Такая зависимость в экономической теории получила название закона спроса: чем выше цена, тем меньше величина спроса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.004 с.)