Большее значение, чем принято думать. В действительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Большее значение, чем принято думать. В действительности



ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Идеи экономистов и политических мыслителей... имеют гораздо

Большее значение, чем принято думать. В действительности

только они и правят миром...

Дж. Кейнс

Микро- и макроэкономика.

Экономика анализирует хозяйственную деятельность в основном на двух различных уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Микроэкономика — особый раздел экономической теории, изучающий экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели.

В центре внимания микроэкономики — производители и потребители, принимающие решения по поводу объемов производства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли.

Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством.

Макроэкономика (национальная экономика) — раздел экономической теории, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства.

Основные проблемы макроэкономики — инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы государственного регулирования и т.д.

Мировая экономика — сумма всех национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и зависимости между ними, призвана исходить из накопленных знаний и опыта и отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными.

Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу — поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Она оперирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте слова: надо, необходимо, следует.

 

Краткие выводы

1.Экономика изучает деятельность людей, связанную с производством, распределением, обменом и потребление мэкономических благ, т.е. деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей в экономических благах.

2. Экономика и право тесно переплетены между собой. Правовые нормы создают необходимые предпосылки для нормального функционирования экономики. Сами нормы права, регулирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются изменениями, происходящими в экономике.

3. Основные методы познания экономических процессов и явлений — это научная абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез (исторический и логический), экономико-математическое моделирование.

4. Экономические явления и процессы изучаются на разных уровнях: микроэкономика — изучение деятельности отдельных экономических субъектов; макроэкономика — изучение экономики в целом.

5. Позитивная экономика устанавливает реально сложившиеся экономические связи, не давая им оценки. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. Нормативная экономика —это субъективные оценочные суждения относительно того, что должно быть, какими должны быть экономные связи, какие решения необходимо принимать.

6. Экономические законы — это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся, типичные взаимозависимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Знание экономических законов необходимо для принятия эффективных экономических решений.

7. Исторический процесс развития экономической науки можно представить такими основными экономическими школами и направлениями, как меркантилизм, физиократическая школа, классическая английская политэкономия, марксизм, неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм.

Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Политэкономия, экономика, микроэкономика, макроэкономика, нормативная и позитивная экономика, научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико - математическое моделирование, экономические эксперименты, экономические законы, экономические категории, экономические отношения, общие законы, специфические законы, социально- экономические отношения, организационно-технические отношения, меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия, марксизм, маржинализм, кейнсианское направление, неоклассическая школа, монетаризм, неоклассический синтез, неолиберализм.

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучает экономика, каковы ее основные функции и методы познания?

2. Что изучают макро- и микроэкономика? Проанализируйте проблемы, которыми занимаются микро- и макроэкономика.

3. Какова связь экономики с юриспруденцией?

4. Что вы понимаете под экономическими законами и категориями?

5. Какие типы экономических отношений вы знаете и какова их сущность?

6. Назовите наиболее крупных ученых в области экономики; объясните, в чем состоял их вклад в развитие этой науки.

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: экономика, политэкономия, микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, абстракция, анализ, синтез, индукция, дедукция, модель, отношения, закон, категория, меркантилизм, физиократия, марксизм, маржинализм, кейнсианство, монетаризм.

Тесты

Выберите правильный ответ.

1. Каково наиболее полное и корректное определение предмета экономики:

а) экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами;

б) экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.д.);

в) экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей его членов;

г) экономика изучает деньги, банковскую систему и капитал

2. Что из перечисленного изучает микроэкономика, а что макроэкономика:

а) уровень занятости и безработицы в стране;

б) определение оптимального объема производства фирмы;

в) издержки производства;

г) финансовое регулирование экономики.

3. Позитивная экономика изучает:

а) что есть;

б) что должно быть;

в) что было;

г) оценочные суждения.

4. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

а) меркантилизм;

б) физиократы;

в) классическая политическая экономия;

г) маржинализм.

5. Какое направление возникло в экономической теорииXX в.:

а) марксизм;

б) монетаризм;

в) меркантилизм;

г) физиократия.

Кроссворд

По горизонтали. 1. Учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. 2. Основатель и глава физиократов во Франции.3. Школа политической экономии, которая возникла во Франции в середине XVIII в. и получила распространение в Италии, Великобритании, Германии и других странах. 4. Учение о способах, приемах научного познания действительности. 5. Экономическая теория, исследующая закономерности экономических процессов на основе использования предельных величин.6. Родоначальник английской классической политической экономии, возникшей и развивающейся в XVII-XVIII вв.

По вертикали. 7. Видный английский экономист, написавший сочинение «Начала политической экономии и налогового обложения». 8. Известная деятельница польской и немецкой социал-демократии, автор теоретических работ по экономике.9. Автор экономического труда «Капитал». 10. Школа экономической теории, которая возникла в Англии и других странах в начальный период становления капитализма, когда быстро развивалась международная торговля.

 

 

Краткие выводы

1. В последние полтора два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, административно-командная и традиционная экономики. В последние полтора два десятилетия появилась смешанная экономика.

2. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйственного развития, т.к. страны различаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

3. У российской модели переходной экономики имеются следующие характерные черты: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего предпринимательства, неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах страны, высокая криминализация экономики.

4. Основные вопросы экономики (что, как, для кого) решаются в различных социально-экономических системах по разному в зависимости от социально-экономического развития страны.

Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Экономическая система; типы экономических систем: традиционная экономика, рыночная экономика, административно-командная (централизованно-плановая) экономика, смешанная экономика; модели экономических систем: японская, южно- корейская, американская, шведская; российская переходная экономика; основные экономические вопросы: что, как, для чего.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие типы экономических систем вы знаете и какова их сущность?

2» Раскройте сущность моделей экономических систем.

3. Каковы особенности российской модели переходной экономики (в отличие от административно-командной к рыночной)?

4. Чем отличается японская модель от южнокорейской? Какие элементы этих моделей могут быть использованы в России при создании рыночной экономики?

5. На какие три главных вопроса экономики постоянно стремится дать ответ экономическая теория и в чем заключается их содержание?

6. Каким образом решаются три основных вопроса экономики (что, как, для кого) в рыночной экономике и административно командной?

7. В чем состоят особенности развития экономических систем на современном этапе?

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: типы, системы, традиция, обычаи, община, предпринимательство, собственность, многоукладность, саморегулирование, неравенство, план, планирование, администрирование, централизация, концентрация, государство, модели.

Тесты

Выберите правильный ответ.

1. Особенность России в сравнении, с другими странами с переходной экономикой состоит в:

а) высокой доле военно-промышленного комплекса в народном хозяйстве;

б) широком распространении кустарного производства;

в) наличии свободных экономических зон;

г) конкурентоспособности отраслей промышленности.

2. Можно говорить о преобладании в стране административно-командной системы исходя из степени участия государства в хозяйственных процессах, когда:

а) вмешательство государства в экономику минимально;

б) государство контролирует производство основной части товаров и услуг в рамках государственного сектора;

в) государство, сохраняя контроль над некоторыми отраслями экономики, в то же время поощряет развитие частного сектора;

г) все ответы верны.

3. Проблемы «что», «как», для кого производить могут иметь отношение:

а) только к обществу, где господствует административно-командная экономика;

б) только к рыночной экономике;

в) только к традиционной экономике;

г) к любому типу экономических систем.

4. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, эта экономика:

а) административно-командная;

б) рыночная;

в) традиционная;

г) смешанная.

5. В административно-командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают:

а) потребители:

б) производители;

в) государство;

г) иностранные инвесторы.

Кроссворд

По горизонтали. 6. Совокупность хозяйственных отраслей, обеспечивающая общество необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами. 7. Процесс, который выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. 8. Использование людьми материальных благ для удовлетворения своих потребностей. 9. Предмет, на который направлены человеческие потребности. 10. Носитель потребностей.

По вертикали. 1. Процесс создания полезного продукта.2. Нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы или общества в целом. 3. Вид целесообразной деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности. 4. Такое множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность благодаря их устойчивым отношениям и связям между собой. 5. Процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие.

 

 

Краткие выводы

1. Потребности общества безграничны и неудовлетворимы, они постоянно растут количественно и качественно, обгоняя производство и создавая стимул для него. Их можно классифицировать по субъектам, объектам, форме удовлетворения, по происхождению.

2. Закон возвышения потребностей означает, что потребности растут быстрее произведенных благ и услуг. Это происходит из-за того, что экономические потребности безграничны, а производство экономических благ и услуг ограничено в силу ограниченности экономических ресурсов.

3. Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства материальных благ и услуг. К ним относятся природные, трудовые, материальные, финансовые, информационные ресурсы. Они взаимосвязаны между собой, мобильны и альтернативны (взаимозаменяемы).

Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Блага, полезность, потребности, редкость, эффективность, ценность, экономические потребности, экономические блага, неэкономические блага, материальные блага, нематериальные блага, потребление, потребительская корзина, материальные потребности, духовные (интеллектуальные), социальные потребности, экономические ресурсы, ограниченность ресурсов, производственные возможности, полная занятость, проблема выбора, эффективность производства, кривая производственных возможностей, альтернативные издержки, закон Энгеля, закон возвышения потребностей, закон замещения, закон возрастающих вмененных издержек, закон убывающей отдачи.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое потребности, от чего они зависят? Приведите примеры экономических потребностей.

2. В чем заключается закон возвышения потребностей? Раскройте его сущность и механизм функционирования.

3. Какова связь между потребностями, производством и потреблением? Как вы понимаете безграничность потребностей?

4. Перечислите известные вам экономические ресурсы. Какова их сущность и какие из них являются базовыми?

5. Какая проблема возникает в связи с ограниченностью ресурсов?

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: блага, потребности, ценность, ограниченность, редкость, эффективность, потребление, ресурсы, занятость, выбор, альтернатива, Энгель, Маслоу, самовыражение, уважение, безопасность, защищенность.

Тесты

Выберите правильный ответ.

1. Какие экономические ресурсы являются базовыми:

а) природные;

б) трудовые;

в) материальные;

г) финансовые;

д) информационные.

2. Какие три экономических ресурса невосполнимы:

а) лес;

б) высококвалифицированная рабочая сила;

в) природный газ;

г) медь;

д) уголь.

3. Когда экономисты говорят об ограниченности, они подразумевают:

а) невозможность удовлетворения всех потребностей людей;

б) нехватку денег, чтобы купить то, что нужно;

в) недостаточность ресурсов для удовлетворения всех потребностей;

г) все ответы верны.

Кроссворд

По горизонтали. 1. Субъективная польза, извлекаемая индивидом из потребления товара или услуги. 2. Результат производственно-хозяйственной деятельности, получаемый как разница между стоимостью реализованной продукции и услуг и производственными затратами. 4. Важные, нужные предметы и явления. 6. Замещение одного другим, обычно сходным по свойствам, назначению. 8. Наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. 11. Денежное выражение стоимости товаров.

По вертикали. 1. Выбор между возможными вариантами; утверждение, что один вариант лучше других и обладает большой полезностью для лица, осуществляющего выбор. 3. Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. 5. Совокупная общественная потребность в различных товарах, складывающаяся из множества конкретных требований массы потребителей.7. То, из чего можно выбрать. 9. Товары, дополняющие другие товары и тем самым делающие возможным их использование.10. Немецкий экономист, сформулировавший два закона, трактующих субъективно-психологическую оценку индивидуумом потребляемых благ.

 

 

Две стороны собственности

Объектом собственности является все то, что включено в сферу жизнедеятельности субъекта, а также его производственной деятельности. Субъектами собственности являются отдельные люди, их группы, государство и т.д.

Две стороны собственности

Итак, в экономическом содержании собственности надо различать две стороны:

1) материально-вещественную (объекты собственности, имущество);

2) социально-экономическую (отношения между людьми в связи с их присвоением).

В хозяйственной практике надо всегда учитывать единство этих двух сторон.

Субъект собственности (собственник) — активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право владения объектом собственности.

Объект собственности — пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту.

Совокупность экономических отношений собственность имеет следующую структуру

Отношения собственности:

1.Присвоение собственности

- владение

- пользование

- распоряжение

2.Исчпользование имущества

3.Экономическое содержание собственности

Присвоение — экономическая связь между людьми, которая устанавливается их отношениями к вещам как к своим.

Отчуждение — отношение, являющееся противоположным присвоению; возникает, если какая-то часть общества захватывает все средства производства, оставляя других людей без источников средств к существованию или когда продукты, созданные одними лицами, присваивают другие.

В правовом аспекте выделяют триаду правомочий: право владения, право пользования и право распоряжения.

Право владения — предоставляемая законом возможность фактического обладания вещами, т.е. исключительного физического контроля за имуществом (вещью).

Право пользования — это основанная на законе возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и получения от него доходов, т.е. личного использования вещи.

Право распоряжения имуществом — это предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую свободу имущества, т.е. право принимать решения о том, как и кем вещь может быть использована.

При определении собственности в юридическом смысле выделяются различные виды собственников. Носителями права собственности являются:

1) физическое лицо — гражданин как субъект гражданских(имущественных и неимущественных) прав и обязанностей;

2) юридическое лицо — организация (объединение лиц, предприятия, учреждения), являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей. Примерами могут служить фирма, хозяйственное, промышленное или торговое предприятие, пользующееся правами юридического лица;

3) государство и муниципальные образования (органы местного управления и самоуправления).

 

Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Собственность, экономическое содержание собственности,собственность в юридическом смысле, субъект собственности, объект собственности, источники собственности, право собственности, право владения, право пользования, право распоряжения, отчуждение, реализация собственности, приватизация, частная собственность, муниципальная собственность, государственная собственность, кооперативная и коллективная, общая долевая собственность, общая совместная собственность, интеллектуальная собственность, аренда, экономические агенты, экономические интересы: государственные, коллективные, индивидуальные.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое собственность как экономическая категория?

2. Что понимает под собственностью юрист?

3. Что относится к субъектам и объектам собственности?

4. Какие виды и формы собственности вы знаете, чем они принципиально отличаются друг от друга?

5. Расскажите о правах владения, пользования, распоряжения собственностью. Приведите соответствующие примеры.

6. Сопоставьте преимущества и недостатки частной и общественной собственности. Какой форме собственности вы отдаете предпочтение и почему?

7. От какой формы собственности зависит благосостояние вашей семьи?

8. Что такое интеллектуальная собственность, каковы ее субъекты, объекты и правовая защита согласно Гражданскому кодексу РФ?

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: собственность, собственник, субъект, объект, вещь, имущество, источник, владение, пользование, распоряжение, отчуждение, реализация, агент, интерес, аренда, национализация, приватизация.

Тест

Выберите правильный ответ.

1. Собственность — это:

а) отношения людей к вещам, закрепленные в юридических законах;

б) отношения между людьми по поводу присвоения вещей;

в) отношения между общественными классами;

г) отношение человека к вещи.

2. Основным содержанием понятия собственности для экономистов является:

а) пользование и распространение;

б) владение и управление;

в) получение дохода;

г) присвоение.

3. Формой общественной собственности является:

а) муниципальная собственность;

б) акционерная собственность;

в) кооперативная собственность;

г) коллективная собственность.

4. Собственником акционерного общества является:

а) президент общества;

б) члены правления;

в) наблюдательный совет;

г) акционеры.

5. Экономическая свобода может определяться:

а) юридическими законами;

б) экономическими законами;

в) материальным достатком;

г) отношениями собственности на средства производства и производимой с их помощью продукции. Кроссворд

По горизонтали. 1. Система соподчиненных понятий определенной области знания или деятельности. 2. Право изменять присвоенность (принадлежность) имущества. 3. Отношения, прямо противоположные присвоению. 4. Договор о предоставлении имущества какого то человека во временное пользование другому человеку за определенную плату. 5. Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности.

По вертикали. 6. Право производительно или лично потреблять вещь для удовлетворения собственных потребностей и интересов в зависимости от ее назначения. 7. Договор, по которому государство сдает частным лицам, иностранным фирмам промышленные предприятия или участки земли для определенной производственной деятельности. 8. Объединение юридических лиц для достижения общей хозяйственной, научно-технической, коммерческой и иных целей. 9. Экономическая связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим. 10. Физическое обладание вещью.

 

 

Экономический кругооборот

Экономический кругооборот – это движение реальных благ ресурсов, сопровождающееся встречным движением денег и доходов.

По внутреннему кругу происходит движение товаров, ресурсов и услуг, по внешнему – расходов и доходов.

Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая потребителям товары и услуги. Государство активно вмешивается в эти процессы, собирая налоги и выдавая домохозяйствам трансферты, а предприятиям – субсидии.

Рынок товаров и услуг является первичным по отношению к рынку факторов производства, так как предприятия закупают только те факторы производства, с помощью которых можно создать продукт, пользующийся спросом.

Таким образом, результатом нормального экономического кругооборота является нормальное функционирование всех субъектов рыночной экономики.

 

 

Классификация рынков

1.По географическому признаку:

- внешний

- внутренний

2.По экономическому признаку:

- рынок ресурсов

- рынок конечных товаров

3. По характеру продаж:

- оптовые

- розничные

4. По степени регулирования

- регулируемые

- нерегулируемые

5. По уровню насыщения

- равновесный

- избыточный

- дефицитный

6. По организационному признаку:

- совершенная конкуренция

- несовершенная конкуренция

В системе рыночного регулирования главную роль контролирующего механизма играет конкуренция, заставляющая производителей удовлетворять общественные потребности наилучшим образом. Механизм рыночной конкуренции принуждает производителей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик и обновлению ассортимента товаров.

 

Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Рынок, эквивалентность обмена, свободный рынок, оптовый рынок, равновесный рынок, избыточный рынок, дефицит рынка, рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, рынок рабочей силы (рынок труда), рынок недвижимости, рынок жилья, рынок земли, финансовый рынок, фондовый рынок, денежный рынок, фьючерсный рынок (рынок срочных контрактов), функции рынка, информационный рынок, торговля, рыночные институты.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте понятие «рынок». Дайте собственное определение понятию «рынок».

2. Какие функции выполняет рынок?

3. Как рынок собирает информацию о потребностях потребителя?

4. Назовите условия нормального функционирования рынка.

5. Что такое инфраструктура рынка? Назовите ее основные элементы.

6. Биржа — основной элемент инфраструктуры рынка. Каковы ее функции? Является ли биржа коммерческим предприятием? Чем она отличается от торгового дома?

7. Фондовая биржа — это вторичный рынок ценных бумаг? Как функционирует первичный рынок ценных бумаг, что необходимо для формирования его в России?

8. Существует ли рынок в условиях административно-командной экономики? Поясните ответ.

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: рынок, обмен, дефицит, товар, услуга, торговля, биржа, инфраструктура, цена, спрос, предложение, ценообразование, информцентр, банк, маркетинг, дилер, торговля.

Тесты

Выберите правильный ответ.

1. Под рынком понимают:

а) экономические отношения, связанные с куплей-продажей услуг;

б) систему экономических отношений между продавцами и покупателями товаров, опосредуемых через спрос и предложение;

в) систему экономических отношений между предприятиями и населением по поводу купли-продажи услуг;

г) систему экономических отношений между продавцами и покупателями товаров, опосредуемых через спрос и предложение и затрагивающих исключительно сферу обращения.

2. Свободный рынок характеризуется:

а) свободой ценообразования;

б) ценовой конкуренцией;

в) свободой спроса и предложения;

г) все ответы верны.

3. Основной мотив поведения субъектов рынка:

а) удовлетворение общественных потребностей;

б) личная экономическая выгода;

в) удовлетворение интеллектуальных потребностей предпринимателя;

г) все ответы верны.

4. Функциями рынка являются:

а) обеспечение эффективности производства;

б) обеспечение социальной справедливости;

в) сохранение окружающей среды;

г) дифференциация потребителей.

5. Какими проблемами рыночной экономики должно заниматься государство:

а) распределять денежные доходы в обществе;

б) помогать конкретному потребителю с ограниченными доходами, определяя способы их рационального использования;

в) определять, что и сколько нужно произвести из наличных ресурсов;

г) определять круг товаров и услуг, в которых нуждается общество независимо от вкусов и предпочтений какой-то группы или всего населения.

Кроссворд

По горизонтали. 1. Совокупность предприятий, учреждений и организаций, которые связывают производителей и потребителей, придают рыночной системе целостность и завершенность. 2. Договор, по которому производитель сельско- хозяйственной продукции обязуется передать выращенную продукцию заготовителю. 3. Лицо, осуществляющее закупку сельскохозяйственной продукции для переработки или продажи. 4. Рынок, в который входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции и др. 5. Единая совокупность множества рынков функционального назначения. 6. Совокупность сделок купли-продажи товаров.

По вертикали. 7. Сумма товаров, которые продавцы готовы продать по альтернативным ценам. 8. Сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. 9. Основатель австрийской школы предельной полезности. 10. Рынок для работодателей и наемных работников.

Спроса и предложения

Спрос — это количество товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести по данной цепе в данное время.

Спрос — это объем возможной покупки товара в зависимости от установившейся цены на него.

Объем спроса — это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период (например, день или год). Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров (товаров-заменителей), доходов покупателей и их вкусов.

Зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q), на которые будет предъявляться спрос при каждом уровне цен, может быть представлена в виде графика

Графическое выражение между ценой товара и величиной с проса, предъявляемого покупателями на этот товар, называется кривой спроса. Кривая спроса обычно является убывающей.

Под воздействием прочих (неценовых) факторов кривая может смещаться вправо или влево. Если спрос увеличится, кривая спроса сдвинется вправо, если спрос уменьшится, кривая спроса сдвинется влево Итак, между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость (между величиной покупки и уровень -Объем Q

Итак, между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость (между величиной покупки и уровнем цены — зависимость обратная). Такая зависимость в экономической теории получила название закона спроса: чем выше цена, тем меньше величина спроса.

Рыночное равновесие

Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения:

1) возрастание спроса на товар — кривая его двигается вправо;

2) уменьшение спроса на товар — кривая его двигается влево;

3) возрастание предложения на товар — кривая его двигается вправо;

4) уменьшение предложения на товар — кривая его двигается влево.

Краткие выводы

1. Полезность означает способность продукта (товара, услуги) удовлетворять определенные потребности людей. Пре дельная полезность — это дополнительная полезность, получаемая от потребления дополнительной единицы какого-либо блага. Закон убывающей предельной полезности объясняет связь ценности какой-либо вещи с ее полезностью. Ценность вещи измеряется предельной (наименьшей) полезностью. Если полезные вещи имеются в неограниченном количестве, они не имеют никакой ценности, и наоборот.

2. Спрос — это потребность, обеспеченная деньгами. В рыночной экономике действует закон спроса: чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Закон спроса действует в трех случаях: при ажиотажном спросе, для некоторых редких и дорогостоящих товаров, при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

3. На изменение спроса влияют неценовые факторы: изменения в денежных доходах населения, изменения в возрастной структуре населения, экономическая политика государства и др.

4. Предложение — это количество товаров и услуг, которое производители могут доставить на рынок. Зависимость между ценой и величиной предложения прямая: чем выше цена, тем выше предложение. Эта зависимость выступает как закон предложения.

5. На основе взаимодействия спроса и предложения складывается рыночное равновесие. Оно означает соответствие структуры и объема спроса структуре и объему предложения. Такое соответствие означает образование рыночной равновесной цены.

Экономический тренинг

Ключевые слова и понятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.177 с.)