Лекция 4. Сравнительный подход к оценке бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Сравнительный подход к оценке бизнеса



1. Теоретические основы сравнительного подхода

2. Преимущества и недостатки, сфера применения

3. Алгоритм расчета

4. Проблемные вопросы

 

1. Сравнительный подход (ФСО №1) – это совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах

Базовые допущения сравнительного подхода:

· Использование в процессе оценки в качестве ориентира реальных рыночных цен на сходные предприятия или их акции

· Сравнительный подход базируется на принципе замещения (альтернативных инвестиций) – разумный инвестор не заплатит за объект оценки больше, чем он может заплатить, чтобы приобрести другой объект аналогичной полезности. Аналогично с покупателем.

· Цена предприятия отражает все существенные ценообразующие характеристики компании

Если есть подозрения, что одна из предпосылок не выполняется – не применяем его

Условия применения сравнительного подхода:

1. Наличие достаточно развитого рынка ценных бумаг компаний

2. Открытость рынка и доступность финансовой информации

3. Наличие специальных информационных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию

Наш рынок не является таковым, так как он ликвидный только для отдельных секторов. На Западе он применяется в 95% случаев, у нас редко, только когда есть реально сопоставимая компания в той же индустрии

Преимущества и недостатки сравнительного подхода

Преимущества Недостатки
Оценщик ориентируется на фактическиезафиксированные рынком цены купли-продажи сходных компаний Он не учитывает перспектив развития бизнеса в будущем – только как будут развиваться бизнесы аналогов, с которыми произошли сделки
Сравнительный подход основан на ретроспективной информации и отражает фактические показатели бизнеса. Информация легко проверяется Сравнительный подход требует подробной финансовой информации не только по оцениваемой компании, но и по компаниям-аналогам
Реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования (оценки) Необходимость внесения сложных корректировок, требующих серьезного обоснования – для поддержания сопоставимости. В отношении недвижимости это легко (есть факторы – местоположение, отделка, ремонт), но с бизнесом все намного сложнее

Сфера применения сравнительного подхода:

· Оценка акций (изначально был для этого разработан)

· Оценка пакетов ценных бумаг

· Экспресс-оценка (менее трудозатратно, чем другие методы)

· Проверка результатов других подходов (насколько адекватна рассчитанная стоимость относительно рынка)

В российской практике – чаще всего для двух последних

2. Принципиальный алгоритм

· Вычисление мультипликаторов по аналогам

Потом выводим средний мультипликатор

· Применение полученных мультипликаторов к объекту оценки

Полный алгоритм:

· Сбор информации

· Составление списка аналогов

· Анализ сопоставимости (чем мы отличаемся, уточняем список компаний)

· Расчет мультипликаторов

· Определение итогового мультипликатора

· Определение стоимости компании (если их несколько – взвешиваем)

· Внесение итоговых корректировок

Методы сравнительного подхода

· Метод рынка капитала (метод компаний-аналогов) – инфа с фондового рынка о котировках компаний-аналогов и наших. Только когда у нас есть данные об открытых компаниях-аналогах – считаем их капитализацию, ценовые мультипликатор и цену объекта.

· Метод сделок – инфа о любых сделках с крупными пакетами (более 1 или 5%) акций или долями участия. Ищем инфу о сделках, которые произошли с вашими сравниваемыми компаниями.

· Метод отраслевых коэффициентов (метод большого пальца или отраслевых ориентиров) – почти не используется, хотя на Западе популярен для оценки малого бизнеса. Инфа о связи между показателями деятельности компании и ее каким-то показателем. Источник – многолетняя статистическая база. Завод стоит, например, от 5 до 7 показателей EBITDA.

Методы отличаются источником информации, так как мы должны получить информацию по всем компаниям-аналогам. Помимо этого, они отличаются уровнем стоимости, которые получаются при их применении.

Источники информации (помимо информации от заказчика):

· Фондовые биржи (метод рынка капитала – для него самый важный источник)

· Информационные агентства (Cbonds, Финам, РА Эксперт, РБК, РИА-Новости, SPARK, mergers.ru, Bloomberg, Fitch, Moody’s, S&P, Reuters, сайт Дамодарана)

· Сайты компаний

Мы должны ссылаться на источники. Вставить скриншот в приложение

Отбор аналогов

Критерии отбора

· Наличие информации

· Отраслевая принадлежность

Второстепенные критерии:

o Виды деятельности

o Финансовые показатели (влияет размер компании)

o Перспективы роста и жизненный цикл

o Менеджмент, рынки сбыта, репутация и т.д.

Количество аналогов: в районе от 3 до 5 для любого объекта. Лучше взять больше аналогов, чем взять широкую выборку факторов

Финансовый анализ

  ЧП/Выручка СК/Баланс Коэффициент ликвидности Коэффициент оборачиваемости
Аналог 1        
Аналог 2        
Аналог 3        
       
Оцениваемая компания        
Среднее значение        
Место оцениваемой компании в списке        

Берем показатели компаний, считаем медианы, взвешенные и т.д. – смотрим, какие компании сопоставимые

Виды мультипликаторов:

· Интервальные (за период – денежный поток) и моментные (балансовые показатели, величина запасов). За какой период брать их? За последние пять лет, год, взвешивать их или нет? Календарный год или год до даты оценки? Моментные – на дату оценки либо ближайшие к ней

· Финансовые и натуральные (если в знаменателе финансовый показатель, то мультипликатор финансовый). Натуральные – число персонала, абонентов, население, запасы, добыча

Выбор числителя и знаменателя мультипликатора

Числитель Собственный капитал Инвестированный капитал
Показатели числителя 1. Рыночная капитализация (MC) – уровень стоимости – миноритарный ликвидный 2. Рыночная стоимость собственного капитала (MVE) 1. Рыночная стоимость инвестированного капитала (MVIC) 2. Рыночная стоимость действующего предприятия (EV)
Знаменатель Показатель, относимый только к СК Показатель, относимый ко всему ИК (всей компании)
Показатели знаменателя Чистая прибыль, балансовая стоимость СК, прибыль до налогообложения, денежный поток на СК, прибыль на акцию (тогда цена акции наверху) EBIT, EBITDA, NOPAT, денежный поток на СК, балансовая стоимость ИК, объем производства в натуральном выражении, число работников (ремонт оборудования, интеллектуальная работа), общая или торговая площадь, объем запасов, общее водоизмещение (транспортная компания), число абонентов, выручка, P/S (price to sales)

Д/з: Подходы, методы оценки, уровни стоимости, принципы оценки (из учебника). Зеленый учебник – задачи по этой теме

Выяснить, чем отличается MVIC от EV

Определение итогового мультипликатора (способы):

· Средние значения по компаниям (среднее арифметическое, медиана) – когда выборка компаний однородна или нет необходимой информации для более основательного выведения мультипликатора

· Корреляционно-регрессивный анализ – например, когда мы исследуем рентабельность (смотрим, действительно ли показатель зависит от какого-то показателя деятельности)

· Финансовый анализ – как выбрать финансовый мультипликатор

Определение стоимости компании:

· Расчет стоимости по каждому мультипликатору

· Взвешивание и вывод стоимости объекта оценки

Вывод итоговой стоимости:

· Скидки и премии за контроль и ликвидность

· Неоперационные активы (могут быть отдельно проданы и получена прибыль – часто денежные активы, если расчет мультипликатора производится по неденежным активам), избыток/недостаток собственного оборотного капитала (на основании среднеотраслевых показателей – либо должна быть объяснена разница, постоянно возникающая из года в год), экстренные капиталовложения для продолжения нормального функционирования

Проблемные вопросы:

· Закрытость информации (особенно у нас)

· Использование данных зарубежного фондового рынка (можно или нет – в частности, показатели зарубежных компаний или развивающихся стран)

· Выбор мультипликаторов и вывод итоговой величины

· Использование корреляционно-регрессионного анализа

Строим модели взаимосвязи стоимости компаний с финансовыми показателями

Каждая группа – на четыре подгруппы

Две группы – Мегафон, другие две – Сургутнефтегаз. Одна группа – по данным зарубежного фондового рынка, другая – на основании отечественного рынка (через семинар – 17 октября).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.011 с.)