Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное назначение наказания и основные цели исполнения мер уголовной ответственности
Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь основано на сформулированной в XVIII веке итальянским ученым Чезаре Беккариа концепции наказания, которая называется теорией предупреждения преступлений. Ч.Беккариа писал, что цель наказания состоит «не в мучительстве и угнетении виновного, но в воздействии на преступника и на других лиц для отвращения их от преступлений». В соответствии с этим в ст.44 УК в качестве целей уголовной ответственности указаны: Ø исправление лица совершившего преступление, Ø предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так иными лицами. Согласно ст.46 УК наказание выступает в качестве одной из форм реализации уголовной ответственности и преследует те же цели. Наряду с наказанием, реализация уголовной ответственности может осуществляется также в формах: 1) осуждения с отсрочкой исполнения назначенного наказания; 2) осуждения с условным неприменением назначенного наказания; 3) осуждения без назначения наказания; 4) осуждения с применением в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного характера. Курс уголовно-исполнительного права имеет целью дать общие знания о том, как происходит исполнение и отбывание мер уголовной ответственности – как наказаний, так и иных мер уголовно-правового воздействия, которые предусмотрены УК. Наиболее распространенной формой реализации уголовной ответственности является назначение в отношении осужденных лиц наказания и его реальное отбывание. В системе наказаний УК предусмотрены следующие виды основных наказаний: § общественные работы; § штраф; § лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; § исправительные работы; § ограничение по военной службе; § арест; § ограничение свободы; § направление в дисциплинарную воинскую часть; § лишение свободы; § пожизненное заключение; § смертная казнь (до ее отмены). В качестве дополнительных наказаний применяются конфискация имущества и лишение воинского или специального звания. В отношении несовершеннолетних лиц система наказаний установлена в ст. 109 УК. К лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, могут быть применены следующие наказания:
§ общественные работы; § штраф; § лишение права заниматься определенной деятельностью; § исправительные работы; § арест; § ограничение свободы; § лишение свободы. Значение уголовной ответственности и наказания в жизни общества состоит в том, что они является дополнительными средствами борьбы с преступностью. Главными средствами воздействия на преступность являются мероприятия экономического и социально-нравственного характера. Уголовная ответственность и наказание не являются основными средствами борьбы с преступностью во-первых потому, что они не решают и в принципе не могут решить задачу искоренения преступности. Законодательство и не ставит перед ними такой цели. Играя вспомогательную роль, они воздействуют на преступность наряду с основными средствами, и способствуют ее сокращению, оказывают мотивационное воздействие на преступника и иных лиц, воспитывают осужденных и выступают средством предупреждения преступлений. Во-вторых, уголовная ответственность и наказание имеют ограниченную сферу применения и как средство борьбы с преступлениями применяются только к лицам, виновным в совершении запрещенного уголовным законом деяния. Социальными целями наказания и иных мер уголовной ответственности в ст.7 УИК названы: Ø исправление осужденных и Ø предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами. Под исправлением осужденных понимается формирование у них готовности вести правопослушный образ жизни. Ранее действовавшие УК 1960 г. и ИТК 1971 г. предусматривали в качестве целей уголовно-исполнительного законодательства не только «исправление», но и «перевоспитание» осужденных. Представляется, что позиция действующего законодательства более логична и предпочтительна. Перевоспитать человека – значит заменить старую систему ценностей личности и его мировоззрение на новую, воспитать осужденного заново, причем сделать это необходимо в процессе отбывания наказания. По сути – осуществить процесс воспитания, формирования и развития личности заново, в течение срока назначенного наказания.
Некорректность использования в законе термина «перевоспитание» объясняется следующими причинами. Во-первых, после исполнения наказаний, воздействующих на осужденного единовременно, - например таких как штраф, - было бы безответственно говорить об уплатившем штраф человеке как о перевоспитавшемся в один момент–после похода в банк и уплаты суммы штрафа его уже следует таковым считать. Сомнительность достижения цели перевоспитания в данном случае очевидна, поскольку нельзя произвести замену ценностей и мирровозренческих позиций личности в один день. Во-вторых, новые данные психологической науки ставят под сомнение возможность и реальность перевоспитания взрослого человека со сложившимся мировоззрением. Также следует иметь в виду, что процесс перевоспитания должен происходить в условиях исполнения уголовного наказания, что обуславливает психологический дискомфорт и негативный фон, и при лишения лица определенных правовых благ, например, таких как личная свобода. В-третьих, зарубежные ученые на основании проведенных исследований в 70-80-тые годы прошлого века пришли к выводу, что … уровень рецидива относительно стабилен для каждой конкретной страны и не снижается, что свидетельствует о неэффективности специальной превенции. В-четвертых, согласно данным психологических исследований, длительное (свыше 5-6 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям психики человека. Ясно, что изменения эти не в лучшую сторону, поскольку у такого человека, привыкшего к размеренности тюремного режима, проявляются сложности в адаптации к условиям жизни на свободе. Впрочем, об отрицательном влиянии лишения свободы на психику и нравственность заключенных известно давно. Об этом подробно писал еще русский криминалист М. Н. Гернет (Гернет М. Н. "В тюрьме: Очерки тюремной психологии", Юр. Издат. Украины, 1930).В ней содержится мысль о том, что тюрьма должна быть местом исправления осужденных, а не служить школой криминальной профессионализации. В этом отношении позиция действующего законодательства более предпочтительна, поскольку значение слова «перевоспитать» предполагает замену в процессе отбывания наказания старой системы ценностей и взглядов личности на мир на новую, что по сути своей аналогично осуществлению процесса формирования личность заново. Использование в законодательстве термина «перевоспитание» не являлось корректным и обоснованным. Все цели уголовно-исполнительного права взаимосвязаны между собой и образуют определенную систему. Достижение одной из них создает условия для реализации других. Так, исправление осужденного предполагает, что в дальнейшем это лицо воздержится от совершения преступления и тем самым будет достигнута цель специального предупреждения. Социальные цели наказания и иных мер уголовной ответственности реализуются в процессе их исполнения уполномоченными на то органами и учреждениями государства, а также при отбывании осужденным назначенного ему наказания. Правовым средством реализации мер уголовной ответственности и достижения их социальных целей и выступает уголовно-исполнительное законодательство.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.007 с.) |