Объект, предмет, структура политологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, предмет, структура политологии



Денисюк Нина Павловна

 

Напечатал:

Халимончик Виктор Владимирович

 

Минск 2010

Политология как наука и учебная дисциплина. Предмет политологии

 

Объект, предмет, структура политологии

 

Политология (греч. politike +logos) – это наука, учение о политике, наука о власти, ее взаимодействии с обществом и индивидом.

 

Термин утвердился больше в Европе, а в Америке используется понятие «политическая наука».

 

Объект политологии – это политическая сфера и реальность.

 

Предмет – как эмпирическая реальность воспроизведена на абстрактном уровне (связи, свойства, отношения, политической системы, жизни общества).

 

Рис 1.

 

Философия рассматривает политику с точки добра и зла, справедливости и несправедливости.

 

Политическая социология изучает социальную структуру общества;

Политическая психология изучает мотивы поведения человека в политике;

Политическая антропология изучает, как развитие человека влияет на политику.

Политическая география изучает, как влияет расположение государства и его ресурсы и т. д. на политику.

 

Предмет политологии – это тенденции и закономерности формирования и развития политической власти, форм и методов ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе.

 

 

Структура политологии:

 

1) Политическая теория изучает законы функционирования и развития политических систем, разных явлений политики;

2) Эмпирическая политология изучает политические действия, поведение отдельных людей, общностей, их поступки, политически имидж;

3) Прикладная политология разрабатывает методики и технологии воздействия на политический процесс (организация избирательных кампаний).

 

Становление и развитие политологии

 

Политология как самостоятельная дисциплина формируется в середине 19 века. До этого были исследования, однако политические знания развивались в рамках философии.

 

Причины возникновения:

1) Развитие гражданского общества, то есть сферы частных интересов (возникновение политических партий, избирательных процедур);

2) Правоведение и философия не удовлетворяли потребностям общества;

3) К этому времени накопилось много политических знаний;

 

 

Политология зародилась в США.

В 1857 году в Колумбийском колледже в Нью-Йорке возникла кафедра политической науки. Курс начал читать Френсис Либер.

В 1871 году во Франции возникла свободная школа политических наук. Ее основал Бутли.

В 1880 году там же возникла школа политической науки. Большой вклад в развитие внес Джон Берджес.

В 1896 году вышла книга итальянского социолога и политолога Гайтана Моска «Элементы политической науки».

В 1903 году в США создана Американская Ассоциация политической науки. Она существует и сейчас, включая более 100 тысяч членов.

В 1948 году в Париже по инициативе ЮНЕСКО в Париже состоялся Международный коллоквиум по проблемам политической науки.

 

Коллоквиум выделил структурные блоки:

1. Политическая теория (теория и история политических идей);

2. Теория государственных институтов (центральных, региональных, местных);

3. Теория политического участия и давления граждан (партии, лоббизм, СМИ, общественные объединения);

4. Теория международной политики и международных отношений (международное право, геополитика, глобалистика).

Методы политологии

 

Научный метод – совокупность приемов, способов, с помощью которых можно изучать действительность и получать объективные знания о ней.

 

Методы делятся на 3 группы:

1. Общелогические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.);

2. Эмпирические методы (статистика, опрос, анкетирование, контент-анализ);

3. Общетеоретические методы (институциональный, нормативно-ценностный, системный, структурно-функциональный, социологический, психологический).

 

Функции политологии

 

1) Гносеологическая (познавательная, аналитическая);

2) Прогностическая;

3) Рационализации политической жизни (инструментальная). Обосновывает необходимость преобразований;

4) Аксеологическая (оценочная);

 

 

Программа по уровню развития страны ПРООН, 3 показателя:

· продолжительность жизни при рождении;

· уровень образования;

· ВВП на душу населения (покупательная способность).

 

5) Политическая социализация;

6) Мотивационно-регулятивная. Изучает, как политика влияет на поведение конкретных людей (ходить или не ходить на выборы, за кого голосовать).

 

Происхождение политики

Возникла примерно 2500 лет назад.

Слово «политика» ввел Аристотель. Он считал, что человек, это общественное (политическое) животное, наделенное разумом. Он может жить только в полисе. Это коммуникационное понимание политики. Жизнь в полисах регулировалась обычаями, табу. Главная задача политики – согласование интересов. В древности людей объединила нужда к орошению земель (ирригация). Возникает политика вместе с государством. Первые государства возникли на Востоке.

Макс Вебер: «Политика – это стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь-то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которое оно заключает».

 

Государство принимает обязательные решения. Через политику идет организация масс для регулирования политической деятельности. Политика – одна из сфер жизнедеятельности, которая выражает интересы больших социальных групп.

Уровни политики

 

В политике можно выделить 3 уровня.

 

1. Макроуровень. Речь идет о государстве в целом.

2. Микроуровень. Локальный уровень: отдельные организации, партии, индивиды.

3. Мегауровень. Международный уровень. Это деятельность международных организаций, как ООН.

4. Мезоуровень. Уровень отдельных регионов, региональная политика.

Функции политики:

 

Ø Выражение интересов отдельных лиц и государства в целом;

Ø Структурирование политической системы общества, разработка целей для общества;

Ø Управление и руководство политическим процессом;

Ø Интеграция различных слоев общества. Политика должна объединять людей.

Ø Предотвращение и регулирование социальных конфликтов. Общество всегда конфликтно, но конфликты не должны принимать форму восстаний, революций, уличного мордобоя. Мы должны снимать это напряжение заранее.

Ø Формирование политического сознания граждан. Политическое воспитание, политическая социализация.

 

Политика и мораль

Общее Отличия
Ø регулируют жизнь людей; Ø реализуют общее благо. Ø мораль регулирует политику (все сферы жизни), а политика мораль – нет.  

 

Нравственные ценности выводятся из природы самого человека, а не из политики, экономики.

Нормы нравственного долга Представления о долге в политике
Когда мы следуем нравственному долгу Для политика значит получить обещанный результат, следовать своим обещаниям.

 

Взаимодействие политики и морали:

 

1. Морализаторский подход. Полное подчинение политики морали. Политик может использовать только морально-допустимые средства (всегда говорить правду, быть честным). Сейчас этот подход выражен в христианско-демократическом движении, в его идеологии.

2. Полный разрыв между политикой и моралью. Мораль – дело личное, личной ответственности, политика – отрасль групповых интересов, а не личных. Характерна для большевиков и Гитлера. Марксисты отвергали мораль. Они строили коммунизм. В итоге мораль была уничтожена, а эффекта – никакого.

3. Мораль и политика взаимосвязаны (Вебер «Политика как призвание и профессия»)). Мораль должна учитывать особенности политики. Политика – сфера насилия, и политик должен бороться со злом, в противном случае он

несет ответственность за победу зла. Отделить политику от морали невозможно. Не должно быть отдельных моралей.

 

Понятие политической власти

Власть – это социальное явление. Она возникает между людьми на самых ранних стадиях. Возникают люди – возникает власть. Власть разная по объему, по объекту (личная, в группе, политическая). Власть существует во всех сферах. Есть такое направление, как кратология (греч. kratos – власть).

 

Свойства власти:

 

1. Всеобщность. Она охватывает все сферы человеческого общения;

2. Инклюзивность. (лат. includere – проникать). Она проникает во все сферы общества.

 

Глубинным источником власти является и социальное и естественное неравенство людей.

Власть возникла до государства, примерно 40 тысяч лет назад. Она существовала в догосударственной форме – потестарная власть. Она была децентрализована, анонимна, распылена и индивидуализирована.

 

Теперь говорят о надгосударственной власти, то есть международной.

 

Политическая власть – это система институционально закрепленных социальных отношений, которые отражают доминирование той или иной социальной группы в использовании ее полномочий государства для распределения ресурсов в своих интересах.

 

Процесс властвования:

 

1. Конфликтный. Когда принуждают, используют силу;

2. Целевой. Когда побуждают к действию (лучший).

 

Две фазы властвования:

 

1. Волевая. Принятие решения;

2. Силовая. Надо реализовать это решение.

 

Аспекты власти:

 

1) Директивный. Власть понимается как господство;

2) Функциональный. Реализация функций управления;

3) Коммуникативный. Механизм реализации власти чрез общение, через язык;

4) Структура властного отношения.

 

 

В демократическом обществе власть рассредоточена (власть организаций, партий).

 

Субъект
Объект
Ресурсы
Инструменты
Ценности, традиции

 


 

Политологический ромб. Автор – Дехтерев

 

 


Государство обладает следующими признаками:

Ø Территория;

Ø Население;

Ø Суверенитет;

Ø Ряд монополий (сбор налогов, применение насилия, судебная власть).

 

Политическая система – это совокупность взаимосвязанных элементов политической жизни общества: это совокупность политических институтов, общественных структур, норм, ценностей, а также их взаимодействий, посредством которых реализуется политическая власть и осуществляется управление делами общества.

 

 


Специфика политической системы:

 

1. Через нее осуществляется власть в обществе;

2. Политическая система – это часть надстройки общества и во многом определяется экономическим базисом по мнению марксизма;

3. Политическая система относительно самостоятельна, она имеет свою структуру.

 

Подход к политической системе можно разделить на 2 части:

 

Институциональный Системный
С точки зрения совокупности государственных и не государственных институтов. Выделяют 5 основных подсистем: 1) Институциональная (государство, партии, общественные организации и движения). 2) Нормативная (совокупность норм, которые регулируют политические отношения: законы, нормы морали, обычаи, традиции). 3) Политико-культурная (идеологическая) (знания, ценности, убеждения, стандарты поведения, менталитет, политическая культура). 4) Коммуникативная (взаимодействие власти с народом, другими странами) 5) Функциональная (это способы и средства воздействия на общественную жизнь)  

 

Тоталитарный режим

 

Термин «тоталитарный» (total – весь) ввел Бенито Муссолини. Начал употреблять в научном смысле итальянский ученый Дж. Тили.

Государственная власть полностью контролирует общество, нет оппозиции и разделения властей. Разрешено только то, что приказано, разрешено. Существует одна монопольная партия, которая срастается с государственным аппаратом. Одна государственная идеология, нет свободы слова и печати. Идеологическое инакомыслие расценивается как преступление протии партии, народа. «Кто не с нами, тот против нас»! Опора на силу, это террор, который направлен против общества.

Примеры: гитлеровский режим в Германии, фашистский режим в Италии, сталинский режим в СССР. В настоящее время некоторые относят к тоталитарному режиму Иран. Безусловно, тоталитарный режим сейчас в Северной Корее.

 

Авторитарный режим

 

Разновидности авторитаризма

· военный;

· партийный;

· национальный;

· личной власти.

 

Пример: Китай, Вьетнам.

 

Демократия – это правление народа, форма власти, при которой сувереном является весь народ, реализующий свое право или непосредственно (митинги, демонстрации, референдумы) или через официальных лиц им избранных (это социальное государство, где все имеют равные права, не полученные, без различий, рангов и привилегий).

 

Впервые слово «демократия»» использовал Геродот, чтобы охарактеризовать полис, где правит народ в 5 в. до н. э.

 


Политическая демократия:

· где меньшинство подчиняется большинству;

· где признаются свобода и равноправие граждан;

· где есть возможность для меньшинства выражать свою позицию.

 

Народ выражает свою власть через выборы. Каждый имеет право избирать и быть избранным, на свободу слова, об информации о деятельности органов государственной власти и т. д. Меньшинство имеет средства выражения своих интересов.

 

Исторические формы демократии:

1. Прямая. Впервые появилась в Афинах, в республиканском Риме, в средневековых городах с магденбургским правом.

2. Представительная. Появилась в Англии. Хотя Исландия считает, что у нее был Альтинг в 930 году.

 

Бюрократия

  Народ

 


Исторически первым был нормативный подход. А. Линкольнавласть народа, для народа и посредством самого народа. В древней Греции государство отождествлялось с обществом.

 

В Новое время есть:

ü либеральная трактовка демократии Дж. Локк (акцентирует внимание на естественные права человека: жизнь, свобода, собственность), и

ü коллективистскаямодель Руссо (отрицает индивидуальные права личности, за прямое волеизъявление).

 

Потом эту теорию развивали марксисты. Они говорили, что эти права надо отдать коллективу. Это коллективистская (советская модель).

 

Либерально-демократическая модель Коллективистская модель
· Приоритет индивидуальной свободы; · Суверенитет личности; · Плюрализм интересов; · Верховенство права; · Первенство прав человека; · Представительная демократия; · Разделение властей; · Подчинение меньшинства большинству с защитой прав меньшинства. · Социальный человек; · Суверенитет народа; · Первенство общего блага; · Единство прав и обязанностей (право и обязанность на труд); · Непосредственная демократия; · Разделение функций; · Подчинение меньшинства большинству без защиты прав меньшинства.

 

Партисипаторная демократия. Тут человек не должен уклоняться от политического участия. Лукас «Демократия участия» 1975 год. Государством управляет сам народ, а не специальные органы.

 

Элитарная теория демократии. Автор – Шумпетер. Это конкуренция за власть элитных группировок. Проблема – отбор квалифицированных политиков. Рядовые граждане не управляют. Главным элементом он считал процедуру.

Хелд написал книгу «Модели демократии». Он говорил, что элитарная модель характерна для политической системы индустриального общества.

 

Плюралистическая демократия. Рассматривает демократию с точки зрения распыленности между разными группами, интересами. Демократия – игра между ними за власть.

 

Со-общественная модель (консоциальная). Автор – Лейпхарт. Есть общество, где много групп и надо всем как-то обеспечивать доступ к власти. При либеральной модели у малых групп вообще нет доступа к власти. Надо создавать коалиционное правительство от разных групп, надо создать пропорциональное представительство. Применима в случаях раскалывания общества.

 

Рыночная модель. Есть обмен политическими программами, имиджами лидеров.

§ Покупатели – электорат;

§ Товар – кандидаты;

§ Продавец – субъекты власти.

Отдаем голос за кандидата и получаем свой товар. Автор – Энтони Даунс. Мы хотим получить максимальный результат при минимальных затратах. Каждое правительство стремится к максимилизации политической поддержки. Главный двигатель – экономические интересы, выгода, прибыль. Не исключена личная заинтересованность.

 

Телевизионная (электронная) демократия. Используются новые коммуникативные, информационные технологии. Например, голосование по интернету. Может ставить под вопрос репрезентативную демократию. Для нас это возможно будущее.

 

Вывод: Любая форма демократии предполагает гарантию прав граждан на участие в политике, плюрализм, взаимную ответственность граждан и власти. Всего примерно около 500 моделей демократии.

 

Форма государства


Включает 3 блока:

1. Форма правления;

2. Форма государственного устройства;

3. Политический режим.

 

Форма правления:

 

Государственное устройство – это способ территориальной (и национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти.

По форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные. Конфедерация – форма союза суверенных государств.

По профессии.

Функции общественных организаций и движений:

1. Выявляют интересы и потребности населения;

2. Социальная интеграция и мобилизация;

3. Социализация;

4. Репрезентативная (представляет интересы своих членов).

 

Формы воздействия на власть:

1. Выдвижение своих кандидатов;

2. Поддержка на выборах близких партий и их кандидатов;

3. Участие в подготовке и разработке нормативных актов;

4. Участие в работе парламентских комиссий;

5. Развертывание пропагандистских кампаний.

 

Группы интересов

 

Группы интересов – это объединения, которые формируются на основе выдвижения отдельных граждан, которым даются дополнительные права на выражение и отстаивание общих интересов и требований.

 

Теория групп интересов была сформулирована Бентли.

Основная функция – артикуляция и агрегирование интересов, коммуникация и формирование политической элиты.

 

Типология групп интересов:

по степени организации:

ü аномические (плохо организованные, спонтанные, недолговременные, занимаются митингами, демонстрациями);

ü институциональные (есть кадровый аппарат, функции, хорошо организованы, на долгий срок).

по характеру внутригрупповых связей:

ü ассоциативные (добровольные);

ü неассоциативные (недобровольные, трудовые коллективы, этнические общества, кланы).

по обычаю:

ü общины;

ü касты;

ü кланы.

по сфере деятельности извне:

ü специальные (занимаются только политической деятельностью);

ü частичные.

По характеру деятельности

ü одноцелевые (решают одну проблему);

ü многоцелевые.

 

Происхождение партий

 

Появление протопартий относится к античности, но они не были организационно-оформленными, они не имели программ, не имели системы взглядов.

Появлением партий мы обязаны буржуазии.

 

Партии возникают там, где есть свободные системы правления.

Э. Берк

Партии проходят 3 этапа в развитии (по Веберу):

 

1. Аристократическая группировка (котерия). Тори (англикане, сторонники Якова I) и Виги (пуритане, противники короля Якова I) 17 век, Англия. Они отличались по вере и отношению к Королевкой власти.

2. Политические клубы. Тори организовали Churton Club (был связан с земельной аристократией) Виги создали Reform Club (был связан с либеральной буржуазией). Молодая Италия в Италии.

3. Массовые партии. Возникли не ранее начала 19 века. Начали развиваться в Европе. Связано с появлением буржуазии, пролетариата, политических свобод (социалистические, социал-демократические партии – рабочие партии по своему составу). Первые массовые политические партии – 1861 год, Англия Либеральное объединение регистрации выборов. В Германии в 1863 году возник Всеобщий германский рабочий союз (основатель Лассаль). Причины возникновения: расширение избирательного права, распространение всеобщего избирательного права, развитие рабочего класса. Толчком к возникновению дала революция 1905 года. Появились «Союз 17 октября», конституционно-демократическая партия «Кадеты», партия правового порядка, партия мирного обновления, РСДРП (раскололась на меньшевиков – реформы: медленно и сверху и большевиков – революция: быстро и снизу).

 

Типология партийных систем

 

Партийная система – это механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществлением.

 

Классификация партийных систем:

Ø По числу партий;

Ø Есть или нет доминирующая партия;

Ø Уровень соревновательности между партиями.

 

Принято выделять одна-, двух- и многопартийные системы.

 

Однопартийная система – это система, где правит одна партия или фактически или юридически. Также существую несколько иных партий. Такая партия срастается с государством и не допускает претендентов на власть. Она тотальна. Например, в СССР.

 

Двухпартийная система – это система, где только две партии имеют вес, но партий может быть много. Причем одна из партий обеспечивает себе большинство голосов, которое поможет ей сформировать однопартийное Правительство. Классический вариант: две партии собирают до 90% голосов. Например, в Англии и США.

Когда 90 % не набираются, то начинает действовать система «2+1» или «2.5», которая называется двухпартийной модифицированной системой. Германия (ХДС лидер – Ангела Меркель/ХСС, СДПГ). При этом партия вступала в коалицию с небольшой партией в Парламенте. Лидеру этой небольшой партии обещали «теплое местечко», например пост министра иностранных дел (как Геншер в Германии). СДПГ поделило с ХДС министерские места, и образовали Большую коалицию.

 

Многопартийная система – более чем 2 партии имеют вес политической системе. Каждая партия набирает не более 30% голосов и надо формировать коалиционное Правительство. Надо формировать уклады.

Уклад партийной раздробленности. Партии должны идти на компромиссы и искать союзников, чтобы сформировать Правительство. Ле Пен говорит, что Франция для французов.

Уклад партийной доминации. У власти долго может быть одна партия, а оппозиция слаба. В Японии с 1955 года почти 40 лет была либерально-демократическая партия, институциональная партия в Мексике, в Швеции доминировала ШСДРП.

 

Политический процесс

Жак де Местр

 

Ø Контрреволюция. Политическое движение, которое возглавляется теми, кто потерял власть в ходе революции и тех, кто отказался от революции. Цель: свергнуть новую элиту и вернуть себе власть.

Ø Реформа. Частичное изменение, самая лучшая политика. Она меняет общество, не затрагивая его основ. Классический пример: реформы капитализма в развитых странах в 20 веке (реформы Рузвельта: либеральная политика без отмены частной собственности). Активной силой были не рабочие, а капиталисты, им было что терять. Самое разумное действие, альтернатив пока нет. Надо чтобы в обществе было согласие по базовым ценностям.

Ø Бунт. Участие масс, которые недовольны местной властью. Зачастую они перерастают в погромы.

Ø Переворот. Направлены на перемены в сфере власти, на персональные перестановки во власти, конкретных личностей.

· Государственный переворот делает представитель власти;

· Путч – тот, кто оказался оторванным от власти;

· Мятеж – связан с военными.

Ø Мятеж. В основном связан с военными. Близок к перевороту.

Ø Восстание.

Ø Выборы и проведение избирательных кампаний. Должны быть периодическими и нефальсифицированными.

Ø Популизм. Деятельность, которая направлена на то, чтобы обеспечить популярность ценой пустых обещаний, демагогических лозунгов, заигрывания. Характерен для не очень развитой политической системы. В современной политике считается негативным явлением.

Любое действие содержит как рациональнее, так и иррациональные элементы.

 

Политический абстенционизм

 

Абстенционизм – непрепятствование событиям идти своим чередом, апатия, пофигизм.

Если вы не занимаетесь политикой, то политика занимается вами. На практике укрепляет определенную линию политики.

Он может быть:

Ø изнутри (внутренний) политической системы (люди отказываются от участия: моя хата с краю);

Ø извне (внешний) политической системы (поддержание нейтралитета).

 

Абсентеизм – отказ от участия в выборах..

 

Классические теории элит

 

Власть не бывает безликой, она кому-то принадлежит, в основном элитам и лидерам.

Элита в переводе с французского – лучшие, отборные. Использовалось для обозначения высоких качеств предмета, а затем стало использоваться для обозначения лучших, избранных людей.

Политическая элита – это социальная группа, которая занимает наиболее высокие позиции в обществе, обладающая максимальными полномочиями, чтобы влиять на общество, те, кто обладает ресурсами влияния.

Элита – это всегда сплоченное меньшинство. Реальная власть находится в руках элиты. Роль элиты во все времена была определяющей. Элита ведет за собой большинство. Народы живут плохо, если они плохо управляемы, если элита некачественна. Такие общества могут служить источником хаоса, беспорядка. Но может быть и наоборот.

Теория элит сложилась на рубеже 19-20 веков, хотя истоки были в древности. Считается, что классиками были итальянские мыслители В. Парето и Г. Моска. Также можно выделить Р. Михельса, М. Вебера.

 

Классические теории элит:

 

С точки зрения марксизма роль элит ничтожна. Для марксизма главный субъект истории – народные массы.

В. Парето. Ввел само понятие «элита» и сформулировал концепцию циркуляции элит. Есть работа «Подъем и падение элит». Он развивал ценностный (меритократический meritos – заслуга) подход. Он считал, что то, как развивается общество, зависит от правящего меньшинства. Дело не в народе, дело в элите. Выделил две тенденции в пополнении элит:

1. Открытая циркуляция элит;

2. Закрытая циркуляция элит.

Считал, что люди, обладающие элитарными качествами, получают их по наследству («остатки», резидуи – остаточные качества). Лучший успех у людей со знаниями и психологией. Не все люди с элитарными качествами добиваются руководствующих мест. Элитарные люди, которые не попали в элиту, создают контрэлиту. Процесс замыкания элиты приводит к ее свержению. Это явление получило название закона циркуляции элит.

Причина: противоречия психики людей и социальной структуры общества, нет доступа к должностям. Поделил лидеров на лис и львов.

Г. Моска. Написал работу «Основы политической науки». Правящее меньшинство Моска называет политическим классом. Критерии отбора в правящий класс:

ü организаторские способности;

ü знание национального характера, ментальности;

ü интеллектуальное и моральное превосходство.

Этот подход называют организационным. Элита – это меньшинство, которое может управлять и имеет превосходство.

 

2 тенденции рекрутирования:

1. Аристократическая. Элита пополняется из своего круга.

2. Демократическая. В элиту входят представители разных социальных групп.

 

Каждая элита имеет тенденцию превращаться в закрытую группу. Это путь вырождения элиты. Демократическая тенденция предпочтительней, когда люди с элитарными качествами приходят из разных слоев общества.

Р. Михельс. Обосновал железный закон олигархии. Он писал, что любая человеческая организация порождает элитарность. Элита отдаляется от народа. У него был организационный подход.

М. Вебер. Предложил модель демократического элитизма. Не признавал широкого демократического участия. Должен быть баланс между руководством, элитой и обществом. На этот баланс надо пойти без уступки народу.

 

Современные теории элит:

Современные теории основаны на классических теориях.

 

1. Меритократический подход. Ортего-и-Гассет, Карл Мангейм. Элита – это наиболее сильные, энергичные, способные. Это личные способности человека. Элита – это лучший человеческий материал.

2. Организацтонный, институциональный, властный) подход. Лассуэл, Михельс, Моска. Элита – это меньшинство, которое лучше организовано. Источники власти: военная сила, богатство.

Внес большой вклад Р. Мильс. Написал работу «Властвующая элита». Говорит, что элита – это группа важных статусов и ролей. Элита получает места через власть, богатство, известность. Элиту надо изучать в качестве экономической и социальной структуры. Чтобы войти в элиту, необязательны интеллект и моральные качества, достаточно занять место.

3. Технократический подход. Развивали также Бернхем, Дж. Гелбрейт. Власть переходит из рук собственников в руки профессионалов-менеджеров. Формируется структура – анонимные группы экспертов. Они обрабатывают информацию внутри, оглашая обшественности конечный результат.

4. Плюралистическая теория элит. Во власти несколько элитарных группировок и у каждой своя сфера влияния, каждая выражает интересы определенной группы, каждая страта начинает формировать свою элиту. Элита называется стратархией.

Вывод: Для элиты характерна высокая степень сплоченности, у нее есть общая воля, у нее есть мнение, что она незаменима, исключительна. Главное в этом убедить других. Политическая элита – это властная доминанта, центральное звено государственного управления.

 

Бердяев вывел коэффициент элиты:

 

Показатель > 5% свидетельствует о высоком потенциале развития страны;

Показатель < 1 % свидетельствует о застое и возможных потрясениях.

 


Функции политической элиты:

1. Представительство, выражение, защита групповых интересов определенного класса или слоя;

2. Выработка и реализация государственной политики в различных сферах общества;

3. Формирование и пропаганда политических ценностей;

4. Достижение консенсуса на базе общих ценностей.

 


Типология элиты:

1. Парето: львы и лисы;

2. Моска: открытые и закрытые (по типам рекрутирования);

3. По типам рекрутирования:

a. антрепренерская система. Отбор из различных социальных групп, конкурентная борьба, важны личные качества (западная система);

b. система гильдий. Отбор в элиту на основе принадлежности к группе. Личные качества не на первом месте, главнее личная лояльность, преданность.

c. система кооптации. Это система назначения руководителей.

d. система ротации. Перетекание из одной правящей структуру в другую.

4. По Дойчу: показатели для входа в элиту: доход, профессиональный статус, образование (военная элита, предприниматели).

 

Структура правящей элиты (француз Шванцерберг) придумал треугольник власти:

политики

 


деловые круги

 

высшая администрация

 

Высшая политическая элита (кто занимает основные посты) – административная элита (примыкает) – бюрократия исполнительной власти (бюрократия, специалисты в области государственной управления).

В нашей политике министры не политики, это государственные управленцев. Администрация несет ответственность, а не бюрократия.

 

Подход:

1. Селекторат – потенциально готовая элита;

2. Потенциальная элита;

3. Группа вето – имеет право окончательно принимать решения;

4. Связанная группа – неформальное объединение политиков;

5. Неформальная элита в политике – ушедшие политики на пенсии;

6. Правящая элита/контрэлита; оппозиция – социальная группа, которая ставит задачей выразить интересы не представлен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.279 с.)