Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи зоопсихологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Зоопсихология — наука, занимающаяся изучением психической деятельности животных во всех ее проявлениях. Предмет зоопсихологии можно определить как проявление, закономерности и эволюция психического отражения на окружающий мир животным. Происхождение и развитие психической деятельности у животных, явилось предпосылкой к возникновению и развитию элементарной рассудочной деятельности. Объектом зоопсихологии является поведение животных. Кроме зоопсихологии, поведение животных изучают и другие науки, например этология, нейрофизиология, физиология высшей нервной деятельности, бионика. Ученый-зоопсихолог изучает весь комплекс проявлений поведения и психической деятельности животного, рассматривая процесс психического отражения как продукт его внешней активности. При изучении этого процесса он никогда не ограничивается только поведением животного, стараясь рассмотреть весь психический аспект возникновения и развития именно этого типа поведения. Рассматривая объект зоопсихологических исследований — поведение животных, следует указать на то, что зоопсихология в отличие от классической психологии, где всего один объект исследований — человек, имеет огромное количество объектов, число которых до сих пор достоверно неизвестно. В современной психологии термин «животное» можно употреблять только в сравнительно-психологическом понимании, когда речь идет о низких уровнях организации психики в целом. Следует более подробно остановиться на понятиях, которыми часто оперируют зоопсихологи, а именно: психика, поведение и психическая деятельность животных. Психика зарождается только на определенном этапе развития органического мира и является высшей формой отражения объективной реальности. Выражается психика в способности высокоорганизованных живых существ отражать своим состоянием окружающий мир. Возникновение психики напрямую связано с появлением животной формы жизни, так как при изменении условий жизнедеятельности появилась потребность качественно нового отражения объективной действительности. Психика позволяет живому организму соотносить свою активность с компонентами среды, поэтому для обеспечения нормальной жизнедеятельности в меняющихся условиях среды у подавляющего большинства животных появился единый центр контроля нервной деятельности организма — головной мозг. Психика животных тесно связана с поведением, под которым понимаются все проявления внешней (двигательной) активности, направленные на установление связей с окружающей средой. Психическое отражение осуществляется на основе этой активности в ходе воздействий животного на окружающий мир. Как писал К. Фабри, «справедливо считать психику функцией животного организма, состоящей в отражении предметов и явлений окружающего мира в ходе и результате направленной на этот мир активности, т.е. поведения. Внешняя активность и ее отражение, поведение и психика составляют неразрывное органическое единство и могут лишь условно расчленяться для научного анализа. Как показал еще И.М. Сеченов, психика зарождается и умирает с движением, поведением». Поведение — первопричина психического отражения, но хотя психика и является производной поведения, именно она, корректируясь, направляет внешнюю активность организма в нужное русло взаимодействия со средой обитания. Адекватно отражая окружающий мир с помощью психики, животное приобретает возможность ориентироваться в нем, строить свои отношения с компонентами среды. Единство психики и поведения обычно выражают понятием «психическая деятельность». Вот что писал по этому поводу К. Фабри: «Под психической деятельностью животных мы понимаем весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного. Такое понимание психической деятельности, неразрывного единства психики и поведения животных открывает перед зоопсихологией путь к истинному познанию их психических процессов и к плодотворному изучению путей и закономерностей эволюции психики. Одновременно с психологическим изучением поведения животных довольно широко, особенно в последние десятилетия, изучаются его общебиологические основы и закономерности. Наука, изучающая эти явления, называется этологией. Ученых-этологов поведение животных интересует в первую очередь как фактор их приспособления к условиям среды в ходе индивидуального развития и в процессе эволюции. Кроме того, этологи пытаются выявить закономерности изменения поведения в ходе филогенеза и зарождения новых форм поведения. Таким образом, этологи в первую очередь обращают внимание на биологические корни поведения и его адаптивное значение в процессе эволюции. Зоопсихология и этология дополняют друг друга: первая наука изучает психические аспекты поведения животных, вторая — биологические. Весьма существенны связи зоопсихологи с нейрофизиологией и физиологией высшей нервной деятельности. В отличие от зоопсихолога физиолог изучает не само психическое отражение, а процессы в организме, обусловливающие его возникновение. При изучении поведения физиолог в первую очередь обращает внимание на функции нервной системы, в частности головного мозга, основная его задача — изучение деятельности систем и органов, участвующих в поведении животного как целостного организма.
Заключение Собака стала помощником для человека и в определенной степени явилась для него примером коллективной охоты и охраны своей территории. Взаимовыгодное сотрудничество изменило как человека так и собаку, под влиянием окружающей среды и необходимой спецификации для нужд человека, собака как вид, претерпела ряд изменений внешнего вида, физиологических и психологических свойств. Современная дрессировка животных, ее методика выработки навыков в определенной последовательности основывается на учении И.П. Павлова и его учеников о высшей нервной деятельности животных. Эта деятельность приспосабливает функции организма к постоянно меняющимся условиям существования. Все отделы центральной нервной системы, включая и кору больших полушарий головного мозга, работают по принципу рефлекса. Поведение животных зависит, таким образом, от условий их жизни и потребностей организма. Психические явления животных связаны с мозговой деятельностью, их способностью чувствовать, ощущать, т.е. отражать своей нервной системой воздействия из внешнего мира и внутренней среды организма. Любая нервная деятельность является отраженной, возбуждается внешним толчком, под которым понимается любой раздражитель, действующий как из внешней среды, так и изнутри организма, но существующий вне нервной системы и ее окончаний. Ощущения у собак бывают разнообразные: зрительные, слуховые, обонятельные, болевые и др. Там, где нет ощущений, нет и психических явлений. Собаки, отбираемые для дрессировки и использования в органах внутренних дел должны обладать необходимыми психическими свойствами. Быть смелыми, умеренно-злобными (находясь рядом с хозяином, спокойно относится к подходу чужих людей, при имитации нападения без колебаний набрасывается на обидчика, захватывать дрессировочный рукав), свободно вести себя в любой обстановке, не бояться выстрелов. Половая и (или) ориентировочная реакция слабо выражена. Обладать активным заинтересованным поиском, при обследовании различных объектов, участков местности не отвлекаться на посторонние раздражители, отыскивать активно и быстро спрятанный апортировочный предмет за преградой или в труднодоступном месте. Отличаться хорошим здоровьем и физической подготовленностью. удовлетворительной упитанностью, подвижностью, нормальным аппетитом. Белыми, блестящими зубами без дефектов и кариеса. Отменным слухом и зрением. Соответствовать стандартам породы с характерными экстерьерными данными. Хорошо развитым костяком и мускулатурой, соразмерностью отдельных частей тела. Возможностью совершать быстрые и плавные передвижения, бег, прыжки. Применение в служебной деятельности определенных пород собак является злободневным, т.к. правильно подобрать породу собаки для службы еще не все. Специалист должен определить возможность использования данной собаки к определенной работе, изучив ее нервную систему и характер, даже после того, как собака отдрессирована, необходимо систематически заниматься ее тренировкой.
ЛЕКЦИЯ №2
«Физиологические основы поведения собак»
Содержание:
Введение 1.Физиологические основы поведения собак, роль нервной системы; 2. Процессы возбуждения и торможения; 3. Рецепторы и анализаторы; 4. Рефлексы и их характеристика; 5. Механизм образования условного рефлекса; 6. Условия образования условных рефлексов. Заключение.
Вступительная часть. Высшим отделом центральной нервной системы, от функции которого зависит поведение животных, являются большие полушария головного мозга, их кора, подкорковые образования. Учение о рефлекторной деятельности головного мозга с большой глубиной было развито основоположником отечественной физиологии И.М. Сеченовым. Широкое экспериментальное и теоретическое развитие его идеи получили в трудах И.П. Павлова и его многочисленных учеников. И.П. Павловым был найден чудесный ключ к раскрытию сокровенных тайн работы больших полушарий головного мозга, и с присущим ему беспримерным мастерством и изяществом он использовал его на протяжении более 30 лет, чтобы узнать истинную физиологию мозга животных. В связи с возрастающими требованиями к работе органов внутренних дел, весь личных состав работников служебно-розыскного собаководства должен, систематически повышать свой профессиональный уровень, и прежде всего, приобрести максимум знаний, в вопросах основ кинологии, т.к. розыскные собаки являются их верным и надежным другом, тончайшим криминалистическим инструментом, от работы с ними зависит успех в раскрытии преступлений. С каждым годом повышаются требования к подготовке розыскных собак, в связи с этим в дрессировке и тренировке должны внедряться новые научно обоснованные методы и способы, обеспечивающие безотказность работы в сложных условиях погоды и местности. Только теоретически хорошо подготовленный кинолог может эффективно применить свои знания, объединив их с практикой. Цель этой лекции – дать основные сведения и понятия о физиологических основах поведения собак, механизме образования условного рефлекса, условиях образования условного рефлекса и его характеристик с целью дальнейшего перехода к понятиям дрессировки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.255.238 (0.01 с.) |