Типы маркетингового контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы маркетингового контроля



Тип контроля Кто отвечает Цель контроля Подходы
Контроль ежегодных планов (оперативный контроль) Высшее руководство Менеджеры среднего звена Узнать, достигаются ли запланированные результаты -Анализ сбыта - Анализ доли рынка - Сравнение затрат и продаж -Финансовый анализ -Маркетинговый оценочный анализ
Контроль маркетинговой прибыльности Маркетинговый контролер (инспектор) Определить, куда идут и где теряются деньги компании Оценить прибыльность по: • продуктам • территориям • покупателям • сегментам рынка • каналам сбыта • размерам заказов
Контроль маркетинговой эффективности Линейные и функциональные менеджеры Маркетинговый контролер (инспектор) Повысить эффективность расходования средств и оценить влияние маркетинговых расходов Оценить эффективность: • торгового персонала • рекламы • стимулирования сбыта • распределения
Стратегический контроль Высшее руководство Маркетинговый аудитор Выяснить, максимально ли использует предприятие свои возможности в смысле рынков, товаров и каналов распределения • Маркетинговый аудит • Пересмотр качества маркетинга •Пересмотр этической и социальной ответственности

 

4.2.1 Контроль ежегодных планов

Цель данного типа контроля – под­тверждение того, что предприятие достигло своих целей по сбыту, при­были и другим показателям, установлен­ным в годовом плане маркетинга. Прежде всего, руководство устанавливает цели на месяц или квартал. Затем ведется контроль результатов рыночной дея­тельности фирмы. Серьезные отклоне­ния, если они возникают, изучаются руко­водством, определяются их причины. На завершающем этапе предпринимаются корректирующие шаги, сокращающие раз­рывы между реальными и намеченными показателями.

Данная модель контроля применима на всех уровнях организации. Высшее руководство фирмы устанавливает показатели по прибыли и объемам продаж на год. Для каждого последующего уровня управления эти цели разбиваются на частные и конкретные. В результате каждый менеджер по продукту занимается достижением установленных ему показателей по сбыту и затратам. Конкретные цели имеют и региональные, и районные менеджеры по сбыту, равно как и все торговые представители. По истечении определенного периода высшее руковод­ство анализирует результаты деятельности нижестоящих работников и определя­ет необходимость каких-либо корректирующих воздействий.

Для контроля выполнения показателей плана применяется пять способов анализа: сбыта, доли рынка, соотношения маркетинговые затраты/объем продаж, финансовый и оценочный.

Анализ сбыта. Анализ сбыта заключается в измерении фактического объема продаж и сравнении с запланированным. Для этого применяются различные ме­тоды:

- Анализ отклонений сбыта показывает, как влияют различные факторы на различие между реальным и запланированным объемом продаж. В процессе ана­лиза микропродажрассматриваются отдельные товары, территории и т. д. – все то, что не смогло обеспечить нужный результат.

- Анализ доли рынка. Анализ сбыта компании не позволяет сопоставить показа­тели компании с результатами конкурентов. Для этого необходимо проследить за состоянием доли рынка, которую имеет фирма. Если она растет, то компания опережает конкурентов – в противном случае она начинает сдавать завоеванные позиции.

Необходимо четко определять причины изменения доли рынка. Это могут быть отдельные товары, группы покупателей, регионы, прочее. Анализ изменений доли рынка полезно проводить с четырех позиций:

Общая доля рынка = П х Л х Рх Ц, (2)

где П – это процент всех потребителей, которые совершают покупки

в вашей компании;

Л – это процент покупок, которые покупатели совершают в вашей компании, от общего числа покупок во всех компания а (т.е. доля лояльных потребителей);

Р – это средний размер покупки в вашей компании, выраженный в процентах от средней покупки в средней компании;

Ц – это средняя цена по вашей компании в процентах от средней цены по всем компаниям.

Представим себе, что доля рынка предприятия в стоимостном выражении за определенный период сократилась. Представленное выше выражение подсказывает четыре возможные причины такого изменения: предприятие потеряло некоторых своихпокупателей (меньшее проникновение на рынок); покупатели сократили закупки продукции предприятия (снижение лояльности потребителей); оставшиеся покупатели покупают меньше (уменьшение размеров покупки), и/или цена, которую взимает предприятие, стала выше в сравнении с ценами конкурентов.

Анализ соотношения затраты/объем продаж. Анализ ежегодных планов требует контроля расходов направленных на достижение поставленных целей. Основной показатель, который необходимо постоянно контролировать, – это со­отношение маркетинговых затрат и объема продаж. Например,это соотношение может составлять 30% и складываться из пяти отдельных показателей: расходы торгового персонала (15%), затраты на рекламу (5%), затраты на стиму­лирование сбыта (6%), расходы на маркетинговые исследования (1%) и админи­стративные расходы (3%). Все эти показатели маркетинговой деятельности должны контролироваться. В нормальной ситуации они могут немного колебаться, поэтому не стоит судо­рожно хвататься за телефонную трубку при малейшем их изменении. Однако отклонения, выходящие за рамки допустимых величин, могут стать причиной проблем в недалеком будущем, и оставлять их без внимания не рекомендуется.

Колебания каждого соотношения по периодам обычно отслеживают с помощью диаграммы контроля, показывающей, что расходы на рекламу, ска­жем, в 99 случаях из 100 колеблются в пределах от 8 до 12%. Однако в последнем периоде отклонение превысило верхнее допустимое значение. Объяснить данное отклонение позволяет одно из следующих пред­положений:

Предприятие по-прежнему контролирует свои затраты, и данная ситуация один из редких случаев «выхода за рамки». Исследований внешней или внутренней среды на предмет изменений производить не стоит, однако существует некоторый риск – изменение все-таки имело место, и тогда предприятие окажется в числе отстающих.

Предприятие утратило контроль над затратами и должно найти причину. Исследование следует провести. Тут тоже есть риск — можно ничего не обнаружить и потратить время и деньги впустую.

Финансовый анализ. Соотношения затрат и объемов продаж следует сматривать с точки зрения общего финансового состояния, чтобы определить, как и где компания делает свои деньги. Маркетологи все чаще пользуются финансовым анализом, для разработки не только эффективных с точки зрения объемов продаж, но и высокоприбыльных стратегий.

Финансовый анализ позволяет определить факторы, влияющие на норму прибыли по чистой стоимости предприятия. Норма прибыли по чистой стоимости складывается из двух показателей: дохода на активы и финансового рычага (левереджа). Чтобы повысить норму прибыли по чистой стоимости, предприятие должно либо увеличить отношение чистой прибыли к величине своих активов, либо увеличить отношение активов к чистой стоимости.

Доход от активов складывается из маржи прибыли (в процентах) и показателя оборачиваемости. Еслимаржа прибыли невысока, а оборачиваемость активов близка к норме, то есть два способа исправления такой ситуации: (1) повысить маржу прибыли посредством увеличения объема продаж и снижения затрат; (2) увеличить оборачиваемость, повысив прибыль и снизив текущую стоимость активов (объем запасов, дебиторскую задолженность).

Маркетинговый оценочный анализ. Описанные выше методы контроля носят в основном финансовый характер. Однако многие системы оценки, применяемые в маркетинге, имеют скорее качественный, нежели количественный харак­тер. Мы рассмотрим две такие системы рыночной оценки, позволяющие заранее предупредить о надвигающейся опасности.

Первая, оценка по покупателям, рассматривает работу предприятия в динамике, на основании следующих показателей.

• Количество новых покупателей.

• Количество неудовлетворенных покупателей.

• Потерянные покупатели.

• Осведомленность целевого рынка.

• Предпочтения целевого рынка.

• Относительное качество продукции.

• Относительное качество обслуживания (сервиса).

По каждому показателю должны быть установлены нормы, и когда текущие величины выходят за допустимые рамки, руководство предприятия должно предпри­нять корректирующие воздействия.

Вторая система называется оценка по акционерам. Руководство должно посто­янно следить за настроением представителей заинтересованных групп: рабочих, поставщиков, банков, дистрибьюторов, розничных торговцев и собственных акци­онеров. Здесь также необходимо установить нормы для каждой группы и прини­мать меры, как только одна из них считает, что ее интересами пренебрегают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.008 с.)