Фрайбургская школа (ордолиберализм) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фрайбургская школа (ордолиберализм)



После второй мировой войны идеология неолиберализма на­шла успешное практическое применение первоначально в Запад­ной Германии (ФРГ). Здесь начиная с 1948 г. эти идеи приобре­ли статус государственной доктрины правительства Аденауэ­ра—Эрхарда. Видные немецкие теоретики неолиберализма В.Ре­пке, А.Рюстов и другие возглавили критику любого проявления монополизма ради свободы и гуманизма. В.Ойкен и его последо­ватели во Фрайбургском университете с того же 1948 г. начали выпуск ежегодника "Ордо", который сыграл роль теоретической трибуны неолиберализма всех стран. Само слово "Ордо", из­бранное В.Ойкеном, превратилось в собирательное понятие, сим­волизирующее "естественный строй... свободного рыночного хо­зяйства". Западногерманская доктрина неолиберализма под вли­янием "школы Ойкена" стала именоваться ордолиберализмом.

Ордолиберализм предпринял попытку создать собственное учение о народном хозяйстве на базе синтеза идей новой исторической школы, не­оклассики и традиционного либерализма.

Методологически ордолиберализм наиболее близок к новой истори­ческой школе, для которой характерна трактовка процесса общественного развития как медленной, постепенной эволюции.

В отличие от неоклассики в методологическом инструментарии ордолиберализма маржинализм не занимает самостоятельного места. Он учиты­вается как распространенный в западных концепциях теоретический прием.

С традиционным либерализмом ордолиберализм роднит идея инди­видуальной свободы на основе всемерного укрепления и поощрения частной собственности на средства производства. Вместе с тем неолибералы, в отли­чие от своих предшественников, оценивали процессы хозяйственной жизни с макроэкономических позиций, а не микроэкономических. Кроме того, ор­долиберализм отличается от либерализма эпохи капитализма свободной конкуренции тем, что он выступал за активное государственное воздействие на экономику. Причем объектами этого вмешательства ордолибералы, в от­личие от кейнсианцев, считали не сам процесс воспроизводства, а институ­циональные основы механизма прибыли и конкуренции.

Основу ордолиберализма составляют учение о строе конкуренции и концепция социального рыночного хозяйства. Учение о двух типах эконо­мического строя принадлежит Вальтеру Ойкену (1891-1950 гг.) и изложено в его работах «Основания национальной экономии» (1947) и «Основные принципы экономической политики» (1950).

Экономический строй - совокупность реализованных на практике хозяйственных форм, в которых протекает повседневный конкретный хозяйст­венный процесс. Ойкен считает, что ключ к анализу всех известных в исто­рии экономических систем можно получить, выделив два основных типа экономического строя. Во-первых, центрально-управляемое хозяйство, во-вторых, хозяйство общения, или рыночное. Они никогда не встречаются в чистом виде, но всегда в виде некоторой смеси с преобладанием одного из них.

Задача экономического исследования состоит в том, чтобы найти, ка­кой из возможных хозяйственных порядков реализовался в данном месте в данное время. Решив эту задачу, можно получить ответы на два вопроса: какова структура хозяйственного порядка и каковы происходящие в нем процессы.

Если Кейнс объяснял недуги капитализма хроническим недостатком эффективного спроса, что при невмешательстве государства в экономику лишает этот строй стимулов к развитию, то ордолибералы видели источник бед в подрыве совершенной конкуренции, монополизации. Монополия - отклонение от модели совершенной конкуренции. К монополистам он при­числял профсоюзы, этим обосновывая правомерность принятия предприни­мателями и государством ограничительных мер против них.

Из пассивности государства Ойкен выводил подрыв совершенной конкуренции и социальные издержки капитализма, которые могут быть уст­ранены при помощи государства.

Основным направлением государственной экономической политики является формирование хозяйственного строя: регулирование монополии и конкуренции, соотношения частной и государственной собственности, пря­мых и косвенных мер вмешательства в экономику, установление правовых норм хозяйствования.

Основные принципыстроя конкуренции по Ойкену:

1) неприкосновенность частной собственности;

2) стабильность денежной валюты;

3) открытые рынки;

4) свобода всех сделок и договоров;

5) возложение материальной ответственности на тех, кто отвечает за дейст­вия хозяйственных единиц;

6) постоянство экономической политики.

Ордолибералы противопоставляли постоянство экономической поли­тики идеям Кейнса, считавшего необходимой гибкую фискальную и кредит­но-денежную антициклическую политику. Государственное воздействие на хозяйственный процесс ордолибералы допускали лишь в исключительных случаях, связанных с действием экзогенных факторов.

Теория ордолибералов не могла использоваться в Западной Германии после войны по двум причинам:

1) из-за объективной необходимости более гибкого государственного воз­действия на экономику, чем это допускали ордолибералы;

2) строи конкуренции не находил поддержки у широких слоев населения из-за кризиса 20-30-х г.

По сути дела германский неолиберализм не внес чего-либо нового в экономическую теорию, ибо идеи рыночного регулиро­вания восходят ко времени Адама Смита. Разница, однако, в том, что Смит исходил из механизма свободной конкуренции, а в ФРГ решающую роль играют монополии. И пусть действует ан­тимонопольное законодательство, которое составляет предмет гордости немецких политиков, монополии никуда не исчезли. Но основываясь на авторитетах западной политэкономии, можно ут­верждать, что при несовершенной конкуренции не будет и опти­мизации народнохозяйственной структуры.

Эти обстоятельства были учтены теоретиками «социального рыночного хозяйства». Этот термин впервые появился в 1947 г. в работе А. Мюллера-Армака «Регулирование экономики и рыночное хозяйство».

Если Ойкен провозглашал венцом социальной справедливости ры­ночное распределение доходов в условиях совершенной конкуренции, то Мюллер-Армак выступал за активную социальную политику, подчиненную принципу социальной компенсации, что являлось основным отличием соци­ального рыночного хозяйства от капитализма.

Главным инструментом социальной компенсации Мюллер-Армак считал прогрессивное налогообложение лиц с высокими доходами и пере­распределение этих средств в пользу менее имущих слоев в виде бюджетных дотаций на содержание детей, выплату квартплаты, строительство собствен­ных жилищ. К другим формам социальной политики он причислял развитие системы социального страхования: по безработице, болезни и достойной человека социальной инфраструктуры.

Выдающуюся роль в практической реализации ордолиберальных идей сыграл Людвиг Эрхард (1897-1977 гг.), вице-канцлер ФРГ при Аденауре и канцлер после его смерти. В книге «Благосостояние для всех» (1956 г.), которая явилась отчетом о проделанных преобразованиях, Эрхард отмечает, что основные цели социального рыночного хозяйства - свобода и справедливость, причем экономическая свобода невозможна без политиче­ской свободы, без государственных гарантий обеспечения прав и свобод человека, без социальной защищенности и социальной справедливости.

Осознавая невозможность автоматического функционирова­ния "свободного рыночного хозяйства", В.Репке и Л.Эрхард признавали необходимым противопоставить любому проявлению анар­хии производства соответствующие меры государственного вмеша­тельства, которые обеспечивали бы "синтез между свободным и социально обязательным общественным строем". Роль госу­дарства, согласно образной иллюстрации Репке - Эрхарда, сравнивается с положением судьи (арбитра) на футбольном поле, который строго наблюдает за действиями футбольных команд в соответствии с определенными правилами, но не имеет права непосредственно участвовать в игре. Другими сло­вами, государство для поддержания условий существования "социального рыночного хозяйства" как "идеального типа" свободного рыночного хозяйства должно следить за соблюдени­ем "правил" свободной конкуренции ("честной игры"), конт­ролировать условия ценообразования и пресекать попытки ус­тановления монопольных цен, гарантировать охрану и приори­тетное значение частной собственности в товарно-денежном хозяйстве без монополий.

В 60—70-е годы концепция неолибералов о создании и функционировании модели "социального рыночного хозяйст­ва" во многом была созвучна с возникшей в тот период мо­делью институционалистов об "обществе всеобщего благоденст­вия", поскольку и в той, и в другой отвергается мысль об экс­плуатации человека человеком и классовом антагонизме. Обе модели, кроме того, основываются на идее активной социаль­ной функции государства по обеспечению всем гражданам рав­ных прав и равных возможностей в получении социальных ус­луг и повышении их благосостояния. При этом под внешним проявлением "всеобщего благоденствия" имелись, конечно, в виду не только рост числа акционеров в различных слоях об­щества, но и возросшая стабильность всех общественных инс­титутов, уверенность - значительной части трудящихся в за­втрашнем дне и т.д.

 

Монетаризм

Под монетаризмом понимают общетеоретический подход, при­знающий исключительную важность денег в экономике и отдающий при­оритет особому типу кредитно-денежной политике - прямому регулирова­нию темпов роста денежной массы - в противоположность иным методам воздействия, прежде всего фискальной, а также денежно-кредитной полити­ке, но воздействующей на экономику через процентные ставки.

Развитие монетаризма ассоциируется прежде всего с именем нобе­левского лауреата 1976 г. Милтона Фридмена (род. 1912 г.),большой вклад в развитие этой концепции внесли также А. Шварц, К. Бруннер, А. Мелцер, Д. Лейдлер, Р. Селден, Ф. Кейган.

М. Фридмен относится в настоящее время к числу наиболее известных в мире экономистов. Его необычная популярность обу­словлена, по нашему мнению, тем, что в 70-е годы проявились слабости кейнсианской экономической политики. Подобно тому, как популярность кейнсианства была связана с объективными потребностями в государственном вмешательстве в 30-е годы, в 70-е годы степень огосударствления оказалась чрезмерной и ста-ла восприниматься как бремя для экономики.

Определенную роль сыграли и некоторые черты личности Фридмена. Дело в том, что он с необычайным упорством проти­востоял кейнсианскому большинству и продолжал писать фунда­ментальные работы. Фридмен полагает, что положения экономичес­кой теории точно так же подлежат обоснованию или опроверже­нию фактическими данными, как и положения естественных наук.

В своих работах он настойчиво убеждает читателя, что госу­дарственное вмешательство в экономические процессы приносит негативные результаты, а главное, неизбежно ущемляет свободу личности. Именно ради свободы и недопущения тоталитаризма в какой бы то ни было форме, нужно отвергнуть некомпетентное вмешательство государства (а он считал, что чаще всего действия государственных чиновников не отличаются профессионализмом).

Фридмен считал, что деньги служат: 1) главной причиной изменения реального дохода в короткий период времени и 2) единственной причиной изменения номинального дохода в длинные периоды времени. Долгосроч­ный экономический рост, напротив, определяется ресурсами, технологиями и предпочтениями потребителей.

М. Фридмен и А. Шварц в работе « Монетарная история Соединен­ных Штатов, 1867-1960 гг.» (1963 г.) выявляют закономерность, согласно которой темпы роста денежной массы, находящиеся в обращении, связаны с движением цикла, упреждая общие темпы развития делового цикла. Иссле­дования открыли взаимосвязь между темпами роста денежной массы и точ­ками экстремумов в деловом цикле. В период с 1908 по 1916 г. рост предло­жения денег начинал возрастать приблизительно за 12 месяцев до наступле­ния пиков циклов. Подобно этому рост предложения денег начинал увели­чиваться до момента достижения дна делового цикла. В пределах одного делового цикла взаимная связь денежной массы и абсолютного уровня цен не является столь тесной, как в долгосрочных временных интервалах.

Основные положения классического (Фридменовского) монетаризма таковы:

1. Капиталистическая экономика внутренне устойчива относительно некое­го оптимального уровня производства, который определяется развитием производительных сил, запасом ресурсов и т.д. Этот оптимальный уро­вень производства не исключает наличия некоторой безработицы, кото­рая связана с институциональными особенностями экономики, напри­мер, недостаточной гибкостью заработной платы. Речь идет о так назы­ваемом естественном уровне безработицы.

Достижение оптимального уровня производства обеспечивается дейст­вием механизма цен, который является способом распределения ресур­сов. Вмешательство государства в этот механизм должно быть мини­мальным.

2. Изменение количества денег противоречиво влияет на норму процента:
рост предложения денег сначала вызовет понижение нормы процента, а затем рост затрат и инфляции увеличивает спрос на займы, что ведет к росту величины процента. Кроме того, высокая инфляция увеличивает различие между номинальным и реальным процентом, а предвидение большей инфляции еще сильнее повышает процент.

3. В условиях долгосрочного равновесия имеет место пропорциональность между деньгами и ценами, основанная на стабильности денежного спроса (или обратной ему величины - скорости обращения денег). Напротив, предельная склонность к потреблению и мультипликатор считаются неустойчивыми величинами. Долгосрочную реальную процентную ставку невозможно изменить с помощью денеж­ной политики с тем, чтобы стимулировать инвестиции и накопление ка­питала. Долгосрочная ставка определяется реальными факторами, про­изводительностью и бережливостью.

4. В короткие и средние периоды времени (до 5-7 лет) деньги, напротив, могут стать причиной реальных изменений в экономике. В силу краткосрочного воздействия на выпуск деньги важны для опреде­ления реального уровня занятости и дохода. Денежное влияния возника­ет в связи с расхождением между фактической и желаемой величиной реальных кассовых остатков, непредсказуемое изменение предложения денег. Изменение предложения денег влияет на цены через процентные ставки, меняя структуру портфеля активов.

Изменение спроса на деньги влияет на скорость обращения денег, кото­рая зависит от издержек хранения денег (величины процентной ставки и темпа инфляции), от величины реального дохода на душу населения.

5. Деловой цикл усиливает влияние изменения предложения денег на вели­чину дохода. Денежный кризис, приводящий к уменьшению предложе­ния денег, образует условие депрессии.

6. Объем денежной массы находится под контролем Центрального Банка, непосредственно воздействующего на величину денежной базы, которая и является основным индикатором денежной политики и ее главным ин­струментом.

Для обоснования этого положения монетаристы исходят из известного равенства, определяющего количество денег в зависимости от величины денежного мультипликатора:

 

M=MULT*H

 

H - денежная база (сумма наличных денег и остатков на резервных сче­тах коммерческих банков в Центральном Банке);

MULT - денежный мультипликатор;

С - наличность;

D - банковские депозиты;

R - деньги, хранящиеся в качестве банковских резервов.

 

Поскольку Центральный Банк может контролировать эти величины, то он может контролировать и денежную массу (М).

7. Бюджетная политика не имеет особого значения. По мнению Фридмена, для того, чтобы бюджет играл роль регулятора, достаточно рассматри­вать только доходную часть бюджета, а не расходную. Уменьшение ВНП автоматически уменьшит налоги и толкает бюджет в сторону дефицита. Рост ВНП автоматически действует в обратном направлении. В период спада следует понижать налоги и увеличивать их в период подъема. Это способствует росту эффективности экономики в большей степени, чем варьирование государственных расходов.

Решающее значение имеет кредитно-денежная политика, но и здесь воз­никают трудности: Фридмен показал, что в течение последних 75 лет в США изменения денежной массы предшествовали поворотам в эконо­мическом цикле. Среднее запаздывание «пиков» и «ям» - 12 месяцев. Это ограничивает возможности проведения активной кредитно-денежной политики, поскольку границы надежных предсказании конъ­юнктуры не превышают года.

8. Инфляция есть денежное явление в том смысле, что она может возник­нуть только тогда, когда количество денег растет быстрее, чем уровень производства. Рост государственных расходов не вызывает инфляции, если он не использует дополнительного выпуска денег.

9. Денежная политика важнее бюджетной. Но в силу того, что существует неожидаемая инфляция, политика, основанная на дискреционной денеж­ной политике, трудно осуществима и может иметь своим последствием дестабилизирующий эффект. Поэтому лучше использовать простое пра­вило ежегодного увеличения денежной массы постоянным темпом, про­порциональным долговременному ежегодному темпу экономического роста, независимо от состояния конъюнктуры и фазы рынка. Важнее контролировать количество денег, чем норму процента и объем кредита.

Монетаристская концепция и монетаристские рецепты отличаются от кейнсианских, а иногда и противоречат им. Вместе с тем было бы непра­вильно проводить резкую грань между этими двумя подходами к проблеме экономического регулирования. Обе теории построены применительно к условиям рыночной экономики, обе теории взаимодополняют друг друга, составляя теорию определения общего дохода. Кейнс обосновывает количе­ственную зависимость доходов от расходов, Фридмен - зависимость дохо­дов от денег. Вместе с тем между подходами Кейнса и Фридмена имеются немалые различия (табл. 1).

 

Таблица 1.

Кейнсианский и монетаристский подходы к кредитно-денежной политике государства

 

Кейнс Фридмен
1. Рыночная эконо­мика - неустойчивая система, поэтому ну­ждается в государст­венном регулирова­нии. 1. Рыночная эконо­мика - внутренне устойчивая система, а все негативные моменты - результат вмешательства пра­вительства в экономику.
2. Занятость зависит от совокупного спро­са. 2. Экономика сама установит уровень производства и за­нятости.
3. Денежная масса нейтральна к произ­водству. 3. Денежная масса -причина роста цен, изменения конъюнк­туры.
4. Основное теоретическое тождест­во: Y=C+I+G+Xn, где Y-объем ВНП С - объем потребления, I - объем инвестиций, G - государственные расходы, Хn - чистый экспорт. 4. Основное теоретическое положение: М =P*Q/V, при этом считается, что скорость обращения денег V постоянна, отсюда прямая и непо­средственная (а не через ставку процента) зависимость объема ВНП от массы денег в обращении.
5. Главная проблема - безработица 5. Главная проблема - инфляция.
6. Нужна гибкая денежная политика 6. Нужна стабильная денежная политика в соответствии с монетар­ным правилом: ∆M%=∆P%+∆Y%, где М - денежная масса, Р - уро­вень инфляции, Y - объем ВНП.

Фридрих фон Хайек

Негативная реакция на появление теорий государственного регулирования экономики началась еще в довоенные годы. В ка­честве примера упомянем австрийского экономиста Фридриха фон Хайека, который с 1931 года по 1949 год жил в Англии, а затем переехал в США (Чикаго), а также французского эконо­миста Жака Рюэффа.

Хайек занимался разработкой экономических проблем в рус­ле австрийской школы, но наибольшую известность ему принес­ли его работы против тоталитаризма. В опубликованной в 1944 году книге «Дорога к рабству» он подвергает резкой критике то­талитарный режим. По мнению Хайека, любая форма социализ­ма, основанная на планировании экономики, не может не губить свободу человека. В такой системе у человека нет права на вы­бор способов приложения своего труда и способов удовлетворения своих потребностей, ибо государственная шкала предпочтений никак не может совпадать со шкалами каждого индивидуума. Некоторые потребности вовсе не смогут удовлетворяться, а дру­гие будут навязываться.

В таком обществе социальные группы будут вести борьбу за власть, и победившая обязательно станет навязывать всем свои идеалы, а для защиты своей безопасности не сможет обой­тись без милитаризма. Хайек предсказывает, что власть захватят наименее развитые члены общества, а самые способные будут игнорироваться, ибо большинство всегда состоит из пассивных инеразвитых людей.

Свою книгу Хайек писал против фашизма но, конечно же, она выходит за рамки этой задачи.

Австро-американского экономиста Фридриха фон Хайека (1899-1992) называют отцом неолиберализма. Вместе с Людвигом фон Мизесом (1891-1973) он выступил в качестве одного из ведущих критиков социализма. Хайек - лауреат Нобелевской премии по экономике в 1974 г. В своей по­следней работе "Пагубная самонадеянность"он утверждает, что социа­лизм неосуществим с общеконцептуальной и моральной точек зрения. Один из главных аргументов, в конечном счете, сводится к тому, что цен­трализованное планирование, не обладая достаточно полной и оперативно поступающей информацией, не сможет реагировать столь же быстро и ре­зультативно, как это способна делать только рыночная экономика.

Первый тезис Ф. Хайека - монопольный рыночный порядок.По Ф. Хайеку, экономика так сложна, что ум человеческий не в состоянии по­знать объективные законы экономики. Поэтому лучшим средством её регу­лирования является смитовская "невидимая рука рынка". Ф. Хайек не идеализирует спонтанный рыночный порядок, однако, по его мнению, - это меньшее зло. Если государство будет вмешиваться в рынок, то наступит разрушение экономики. По Ф. Хайеку, "невидимая рука рынка", во-первых, соответствует индивидуальной свободе человека, во-вторых, лучше рас­пределяет ограниченные ресурсы, в-третьих, даёт объективную информа­цию о спросе, предложении, ценообразовании и т.д.

Второй тезис Ф. Хайека. Государство загрязняет рынок, поэтому он против всех течений, выступающих за какое-либо государственное регули­рование экономики. Ф. Хайек - ярый антимарксист. Он назвал вмешатель­ство государства в экономику "пагубной самонадеянностью"

Третий тезис - резкая критика перераспределительной бюджетной политики. Это перераспределение наносит вред экономике и обществу, так как по Ф. Хайеку, неравенство должно быть обязательно. Оно - не только результат рынка, но и необходимая его предпосылка.

Четвёртый тезис - резкая критика профсоюзов, которые, по Ф. Хайеку, являются монополией рынка труда. Профсоюзы загрязняют рынок, поэтому с ними надо бороться.

Таким образом, Хаек предстаёт как проповедник философии эконо­мической свободы, создания спонтанного экономического порядка, кото­рый не является результатом сознательного действия. Этот социально-экономический порядок есть следствие взаимодействия между людьми, которые руководствуются не теорией, а опытом и традициями; он устанав­ливается в ходе конкурентной борьбы.

Идеи и концепции либерализма были взяты на вооружение предста­вителями неконсервативного направления. Их используют политические лидеры консервативного направления в ряде западных стран.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.03 с.)