Развитие неоклассической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие неоклассической теории



В конце XIX - начале XX в. начался процесс концентрации производства. К этому времени уже был накоплен огромный капитал, быстрыми темами росли капиталоемкие отрасли (тяжелое машиностроение, железнодорожное строительство), перешли к использованию электрической энергии. В результате возникли крупные и сверхкрупные предприятия, захватившие большую часть рынка, что привело к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках, и ускорился процесс перехода рыночного хо­зяйства к несовершенной конкуренции (или к со­стоянию монополистического капитализма). Этот процесс заста­вил ряд экономистов осознать необходимость модификации пред­ставлений о характере хозяйственного процесса, корректировки господствовавших теоретических пред­ставлений о механизме функционирования и развития рынков, формирования издержек и цен, закономерностей взаимодействия спроса и предложения и т.д.

Анализ новой рыночной конъюнктуры был дан Эдвардом Чем­берлином и Джоан Робинсон. При всей несхо­жести подходов авторов к происшедшим переменам их объеди­няет неоклассическая методология исследования, направленная на изучение внутренних, а не внешних причин нарушения равновесия в связи с феноменом монополис­тической (или несовершенной) кон­куренции, что дает основание относить обоих ученых к неоклас­сической школе.

 

Теория монополистическойконкуренции Э. Чемберлина

Эдуард Чемберлин(1899—1967 гг.) в работе «Мо­нополистическая конкуренция. Реориентация теории стоимости» обращает внимание на дифференциацию продукта, при чем дифференциация трактуется им достаточно широко, в это понятие он включает не только свойства продукта (его качество, стиль, форма, цвет, упаковка и т.п.), но и условия его реализации, а также услуги, которые сопутствуют его продаже. Основным при­знаком дифференцированного продукта, по Чемберлину, является наличие у товара или услуги или у одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака (например, отличий стиля его поведения как субъекта хозяйства, если речь идет о розничной торговле). Следовательно, основным фактором (причиной) монополистической конкуренции служит монополия продукта, а не фирмы.

Дифференциация продукции, которая обеспечивает обособле­ние рынка для отдельного продавца или фирмы за счет отсутствия аналогичных продуктов-заменителей (субститутов), создает предпосылки для установления контроля над ценой. Э. Чемберлин заключает, что в условиях существования дифференциации «поку­патели будут группироваться попарно с продавцами не по воле слу­чая и не беспорядочно (как это происходит при чистой конкурен­ции), а в соответствии с выбором, основанным на предпочтении».

В условиях дифференциации монополистический фактор присутствует в системе ценообразования. Но в условиях дифференциации, продавец, являясь монополистом своего продукта, одновременно подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей, следовательно, можно говорить о существовании сил монополистической конкуренции. Поэтому, сложившиеся представления о чистой конкурентной природе ценообразования (цены стремятся к уровню, соответствующему условиям чис­той конкуренции) не соответствуют реальности.

В действительности дифференциация приводит к такому по­ложению, при котором вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но, тем не менее, взаимосвязанных рын­ков, на которых существует разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. В результате приведенных построений становится очевидным, что модель Чемберлина носит смешанный характер, где взаимосвязаны как эле­менты конкуренции, так и элементы монополии. Он констатирует, что «большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления, включающие и конкуренцию, и монополию».

Э. Чемберлин рассматривает также категорию «чистой монополии», или «законченной монополии на известный продукт». Действие этой модели, так же как и модели чистой конкуренции, ограни­ченно, поскольку власть монополии не распространяется на более ши­рокий класс товаров, разновидностью которых является монопо­лизированный продукт. Такого рода монополия закрепляется па­тентами, авторскими правами, хотя и она обычно сталкивается с конкуренцией более или менее совершенных субститутов. Про­блема контроля монополиста за ценой решается Э. Чемберлином в соответствии с уже выдвинутым положением о смешанном, син­тетическом характере процесса ценообразования. Ученый дока­зывает ограниченный характер воздействия монополиста на цену, который определяется наличием субститутов. Пределы влиянию монополиста устанавливает спрос на продукт, который может иметь достаточно высокую эластичность. Спрос может быть настолько эластичным, что максимально выгодная для продавца цена будет незначительно отклоняться от цен других продавцов и может совпадать и даже быть ниже общих цен на товары данного рода. Эти рассуждения привели Э. Чемберлина к выводу о том, что монопольные цены не обязательно должны пре­вышать цены сходных товаров, а, следовательно, и монопольная прибыль не обязательно превышает ее обычную норму.

По мнению Чемберлина, монопольная сверхприбыль может возникать при условии создания или увеличения спроса на опреде­ленный товар, если производитель или продавец защищен от воз­действия конкурентов. Используя сформулированный А. Маршал­лом закон возрастающей отдачи, он утверждает, что увеличение объема выпуска продукции ведет к увеличению прибыли. Однако в отличие от маржиналистов, исходивших из фиксированной величины спроса, Э. Чемберлин рассматривает его как величину, управляемую со стороны производителя или продав­ца.

Чемберлин исследует категорию издержек сбыта,наряду с известной экономической науке категорией издержек производства. Без издержек сбыта практически невозможно созда­ние новых рынков, формирование и управление спросом, они вклю­чают все затраты на создание торговой информации или рекламу товаров, как известных на рынке, так и новых. Чемберлен исследует воздействие рекламы на спрос, доказывая, что с ее помощью может произойти увеличение сбыта товара без изменения цены, и, следовательно, увеличение прибыли, но ста­вит определенное ограничение действию данного неценового фак­тора конкуренции, справедливо отмечая, что рост дохода не про­порционален росту издержек сбыта в перспективе, так как «сопро­тивление, вызывающее уменьшение дохода, все время усиливается по мере того, как расширяются затраты по сбыту».

Таким образом, Э. Чемберлин доказывает, что цены являются всего лишь одним из инструментов конкуренции, а не единствен­ным или основным. По его мнению, в реальных условиях монополистической конкуренции ве­дущую роль играют неценовые факторы конкуренции,такие, как качество товара и обслуживание потребителей. В качестве объекта исследования проблемы ценообразования, поэтому должно высту­пать регулирование продукта при заданной цене, а также пере­стройка цены в связи с изменением продукта или установление цены на новый продукт.

Модель монополистической конкуренции Э. Чемберлина пред­полагает наличие рыночной структуры, где число продавцов, как и в модели чистой конкуренции, достаточно велико и каждый из них действует относительно независимо от конкурентов, что от­личает ее от режима чистой монополии. Вторым признаком моде­ли является наличие качественно разнородного, дифференцированного продукта, что определяет сосуществование элементов кон­куренции и монополий (так как покупатели предпочитают товары с определенными качествами и готовы платить за них более высо­кую цену). Наконец, для данной модели характерен неограничен­ный вход в производство и реализацию близких групп товаров, что отличает ее от монополистической модели.

Заслугой Э.Чемберлина является ревизия устаревшей концеп­ции «чистой конкуренции» наряду с критическим подходом к кате­гории «полной монополии». На основе анализа феномена диффе­ренциации продукта ученый выдвигает обновленную концепцию ценообразования, подчеркивая ведущую роль неценовых факторов. Однако в исследовании феномена монополии Э. Чемберлин также отводит центральную роль проблеме дифференциации, не рассмат­ривая связи этого фактора с условиями конкурентной борьбы меж­ду крупными компаниями, которые в действительности являются ведущими хозяйственными субъектами, влияющими на систему ценообразования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.005 с.)