Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическое учение Дж.С. МилляСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Джон Стюарт Милль(1806–1873) – один из завершителей классической политической экономии и признанный авторитет в научных кругах. Принимая во внимание признание самого Дж.С. Милля, в теоретико-методологическом плане он действительно во многом близок своему кумиру Д. Рикардо. Между тем позиции, принимаемые как «логический вывод» из учения Д. Рикардо, и позиции, демонстрирующие творческие достижения непосредственно Дж.С. Милля, сосредоточены в основном в его лучшем труде, полное наименование которого «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии».
Предмет и метод изучения
В своем исследовании Дж.С. Милль на первый план выдвигает законы производства и законы распределения. В то же время специфичным для методологии автора «Основ...» является противопоставление законов производства и законов распределения. Первые, как он полагает, неизменны и заданы техническими условиями, т.е. они имеют характер, свойственный естественным наукам. А вторые зависят от воли и сознания людей. Именно законы распределения, на которые влияют законы и обычаи данного общества,предопределяют персональное распределение собственности посредством распределения доходов между тремя основными классами общества. Из этой методологической посылки формирования законов распределения человеческими решениями Дж.С. Милль разрабатывает затем собственные рекомендации социального реформирования общества. Другой новый момент в методологии исследования Дж.С. Милля - попытка выявления различий в понятиях статики и динамики. В главе 1 книги IV он отмечает, что всем экономистам было свойственно стремление познать законы экономики «общества стационарного и неизменного» и что теперь следует добавить «динамику политической экономии к ее статике».
Теория производительного труда
Дж.С. Милль утверждает, что только производительный труд(труд, результаты которого осязаемы) создает «богатство», т.е. «материальные блага».Новизна его позиции здесь лишь в том, что производительным он рекомендует также признать труд по охране собственности и приобретению квалификации, позволяющий наращивать накопление. По утверждению Дж.С. Милля, доходы от производительного труда имеют производительное потребление, если это потребление «поддерживает и увеличивает производительные силы общества». А любые доходы от непроизводительного труда,считает он, — это только простое перераспределение дохода, созданного производительным трудом. Даже потребление заработной платы рабочих, по Миллю, производительно, если оно доставляет минимум средств, необходимых для поддержания рабочего и его семьи, и непроизводительно в той части, в какой оно доставляет «предметы роскоши». Теория доходов
Дж.С. Милль в вопросах заработной платыпридерживался в основном взглядов Д. Рикардо и Т. Мальтуса. Характеризуя ее как плату за труди полагая, что она зависит от спроса и предложения на рабочую силу, автор «Основ...» повторил их вывод о неизбежном минимальном размере оплаты труда рабочих, что стало основой его доктрины «рабочего фонда». В соответствии с последней ни классовая борьба, ни профсоюзы не могут предотвратить формирование заработной платы на уровне прожиточного минимума. Но в 1869 г. в одной из своих статей Дж.С. Милль официально отказался от положений доктрины «рабочего фонда», признав, что профсоюзы действительно влияют на действия по ограничению заработной платы, которые может «совершить конкуренция на рынке труда. Кроме того, следует отметить, что, по Миллю, заработная плата при прочих равных условиях более низкая, если труд менее привлекателен. Капитал Милль характеризует как ранее накопленный запас продуктов прошлого труда. Инвестиции позволяют расширить масштабы занятости и могут предотвратить безработицу, если, правда, не имеются в виду «непроизводительные расходы богатых». Еще одной общей позицией Дж.С. Милля и Д. Рикардо является осмысление теории ренты. Автор «Основ...» принимает положения Д. Рикардо о рентообразующих факторах, видя в рентекомпенсацию, уплачиваемую за пользование землей. Но, как уточняет Дж.С. Милль, следует учитывать, что в зависимости от формы использования земельного участка он может либо обеспечивать ренту, либо, наоборот, потребует издержек, исключающих этот доход. Не вдаваясь в другие подробности теории распределения доходов Дж.С. Милля, т.е. распределения заработной платы, ренты и прибыли, отметим, что автор «Основ...» в главных выводах на этот счет всецело примкнул к «лагерю» мальтузианцев. Теория народонаселения Т. Мальтуса для него просто аксиома, он констатирует, что в Англии в течение 40 лет после переписи населения 1821 г. средства для существования не опережали темп роста населения. В его книге мы видим многообразную аргументацию мер по ограничению семьи за счет добровольного снижения рождаемости, эмансипации женщин и т.п.
Теория стоимости
Ученый рассматривает понятия меновая стоимость, потребительная стоимость, стоимостьи некоторые другие, он обращает внимание на то, что стоимость (ценность) не может возрасти по всем товарам одновременно, так как стоимость представляет собой понятие относительное. А в главе 4 книги III автор «Основ...» повторяет тезис Д. Рикардо о создании стоимости трудом, требующимся для производства товарных благ, заявив при этом, что именно количество труда «имеет первостепенное значение в случае изменения стоимости».
Теория денег
Дж.С. Милль вносит свой вклад и в теорию денег. Он показывает свою приверженность количественной теории денег, в соответствии с которой увеличение или уменьшение количества денег влияет на изменение относительных цен товаров. По его словам, при прочих равных условиях стоимость самих денег меняется обратно пропорционально количеству денег: всякое увеличение количества денег понижает их стоимость, а всякое уменьшение повышает ее в совершенно одинаковой пропорции. Цены товаров регулируются, прежде всего, количеством находящихся в обращении в данный момент денег, поскольку золотой запас настолько велик, считает он, что возможные изменения издержек на добычу золота за тот или иной год не могут сразу повлиять на корректировку цен. По мнению автора в общественной экономике нет ничего более несущественного по своей природе, чем деньги, они важны лишь как хитроумное средство, служащее для экономии времени и труда. Это механизм, позволяющий совершать быстро и удобно то, что делалось бы и без него, хотя и не столь быстро и удобно. Теория реформ
Первые суждения и трактовки социализма и социалистического устройства общества среди крупных представителей классической политической экономии принадлежат Дж.С. Миллю. Этих вопросов он коснулся вначале в главе 1 книги II в связи с проблемой собственности. Но при всей доброжелательности к «социализму» автор «Основ...» принципиально отмежевывается от социалистов в том, что социальная несправедливость якобы связана с правом частной собственности как таковой. По его мнению, задача состоит лишь в преодолении индивидуализма и злоупотреблений, возможных в связи с правами собственности. Он даже заявляет, что жизненный идеал нельзя рассматривать как борьбу за преуспевание, ибо «только в отсталых странах мира увеличение произведенных благ является наиболее важной задачей - в более развитых странах экономически необходимым считается усовершенствование распределения».Главный вывод Милля однозначен: хотя решение практических проблем требует «распространения социалистического мировоззрения», но общим принципом должно быть невмешательство государства в экономику и каждое отступление от него, «не продиктованное соображениями какого-то высшего блага, есть явное зло». Будучи убежденным сторонником «принципа невидимой руки», Дж.С. Милль все же понимает, что существуют различные сферы общественной деятельности — сферы «бессилия рынка»,где рыночный механизм неприемлем. И для того, чтобы без ниспровержения«системы частной собственности»обеспечить «ее улучшение и предоставление полного права каждому члену общества участвовать в приносимых ею выгодах» и чтобы утвердился порядок, при котором «никто не беден, никто не стремится стать богаче», автор «Основ...» обращается к возможностям государства в части создания инфраструктуры, развития науки, упразднения законов, запрещающих деятельность профсоюзов или ограничивающих ее, и т.д. Главные положения его реформ можно свести к трем нижеследующим позициям: 1)уничтожение наемного труда при помощи кооперативной производительной ассоциации; 2) социализация земельной ренты при помощи земельного налога; 3) ограничение неравенства богатства при помощи ограничения права наследования. Качество образования, по Миллю, выявляется не сразу, и, чтобы не позволить правительству «лепить мнения и чувства людей, начиная с юного возраста», им рекомендуется не общедоступное государственное образование, а система частных школ или обязательное домашнее образование до определенного возраста. Государственные школы, по его мнению, могут быть исключением только для отдаленных районов. Общественный образовательный минимум, поставленный на частную основу, полагает автор «Основ...», необходимо сочетать с системой государственных экзаменов (за неуспех на экзамене взимаемый с родителей налог явится компенсацией за продолжение образования), вменив в обязанность государства обеспечение «денежной поддержки начальной школы». Теории Ж.Б. Сэя, Ф. Бастиа, Т. Мальтуса. В противоположность рикардианским взглядам на источник стоимости и образования доходов выдвигалась концепция, согласно которой в основе стоимости лежит не один, а несколько факторов – земля, капитал, труд. Одним из авторов трехфакторной концепции был французский экономист Жан-Батист Сэй(1767-1832). Сэй считал, что в производстве взаимодействуют и дополняют друг друга предприниматели (они организуют и правят делом производства), землевладельцы (предоставляют природный материал для производства товаров) и рабочие (создают готовый продукт). Участники производственного процесса не находятся в противоречии, а, наоборот, дополняют друг друга. По мнению Сэя, прибыль нельзя рассматривать как вычет из продукта рабочего, она есть результат функционирования капитала. В своей триединой формуле Сэй закрепил за каждым фактором часть совокупного общественного продукта: за трудом – заработную плату, за капиталом – прибыль, за землёй – ренту. Широкое распространение получил закон Сэяо реализации – закон рынков. Сэй пришел к выводу, что в условиях рыночной экономики процесс реализации обеспечивается внутренними силами, самой экономической жизнью, соотношением факторов производства. Рыночные силы, по мнению Сэя, исключают возможность общего перепроизводства товаров, экономических кризисов. Производство создает не только продукты, но и доходы, поэтому все, что производится, то и потребляется. Если же в каком либо секторе экономики возникает перепроизводство, то рыночный механизм посредством снижения цен и заработной платы приводит экономическую систему в равновесие. По мнению ученого развитие капиталистического способа производства приводит к росту доходов как капиталистов, так и рабочих. Другой французский экономист – Фредерик Бастиа(1801-1850) выдвинул и обосновал теорию услуг, а также концепцию "экономических гармоний".В теории услуг производство трактовалось как обмен услугами. В результате такого обмена, по мнению Бастиа, создается полезность, представляющая одну из частей совокупного продукта в виде товаров или услуг. На основе теории услуг Бастиа разработал идею утверждения экономических гармоний, складывающихся в условиях развития свободной торговли и свободного предпринимательства. По его мнению, капитал создается в результате усилий или лишений с целью приобретения каких-либо выгод в будущем. Следовательно, уступить капитал – значит, лишить себя выгоды, оказать услугу другому лицу. Оказавший услугу, таким образом, имеет право на получение соответствующего вознаграждения, которое имеет место в виде арендной платы, ренты, процента и т.д. Рыночная экономика в учении Бастиа – это подлинное устройство свободы и гармоний, поскольку все члены рыночного общества вынуждены оказывать друг другу взаимные услуги и взаимную помощь ради общей цели. Идеи Томаса Мальтуса(1766-1834) становятся известными в экономической литературе после его работы " Опыт о законе народонаселения " (1798). Рассматривая проблему народонаселения, Мальтус делает вывод о том, что все бедствия народа связаны с естественными законами природы, в частности, с общим и вечным законом народонаселения. В силу этого закона, по мнению Мальтуса, население является избыточным по сравнению с необходимыми ему жизненными средствами. Одной из главных причин войн Т. Мальтуса считал "недостаток места и продовольствия". Он подчеркивал стремление всех живых существ размножаться быстрее, чем это допускает имеющееся количество пищи. Население, по расчетам Мальтуса, удваивается каждые 25 лет, возрастая в геометрической прогрессии, а средства существования при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии. Для преодоления такого положения Мальтус предлагает воспитание рабочих, в соответствии с которым им следует внушать мысль, что детьми они должны обзаводиться тогда, когда прочно стоят на ногах. На определенном этапе своей деятельности он даже предлагал сокращение социальной поддержки. Также Мальтус предлагает создание касс взаимопомощи, которые помогали бы беднякам выходить из трудных материальных ситуаций. Теория Мальтуса пришлась по душе богатым слоям населения, поскольку возложила ответственность за низкий уровень материального благополучия на самих бедняков. Истинная же причина бедности состояла в низком уровне развития производительных сил в тот период.
Тренировочные задания
1. Дайте отличие смитовского подхода в определении капитала от физиократического. 2. Приведите примеры (3 - 5) экономических категорий и явлений, рассматриваемые А. Смитом, которые верны и сегодня. 3. Назовите, по Рикардо, главные задачи политической экономии. 4. Рассчитайте норму эксплуатации (m”), в соответствии с концепцией К.Маркса, если при 8-часовом рабочем дне прибавочное время(m) составляет 3 часа, а необходимое(v) – 5 часов. Примеры решения тренировочных заданий 1. У физиократов деление авансов на первоначальные и ежегодные относится только к земледельческому капиталу. А. Смит распространил категории основного и оборотного капитала на все отрасли хозяйства. 2. а) Определение стоимости – затратами труда; б) А. Смит считал, что деньги – особый товар; в) Прибыль А. Смит прямо называл вычетом из продукта рабочего. Это результат того, что рабочий работает сверх нормы, необходимой для создания эквивалента его заработной платы. 3. Отвлекаясь от случайного, Д. Рикардо стремился определить внутренние связи и законы, управляющие хозяйством: «Определить законы, которые управляют этим распределением, - главная задача политической экономии». 4. Тест
1. Что не являлось объектом исследования меркантилистов: а) сфера обращения; б) торговый капитал; в) денежный капитал; г) материальное производство; д) деньги.
2. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения: а) меркантилизм; б) физиократы; в) классическая политэкономия; г) маржинализм.
3. Укажите позиции, из которых не исходил Смит в своём исследовании: а) эгоизм людей; б) стремление людей к общественному производству; в) конкуренция; г) погоня за прибылью; д) разделение труда;
4. Какие из определений стоимости, данные Смитом, соответствуют теории трудовой стоимости при капитализме: а) стоимость определяется затратами труда; б) меновая стоимость определяется рабочим временем; в) стоимость определяется покупаемым трудом; г) стоимость определяется издержками производства.
5. Какое из определений заработной платы не принадлежат Смиту: а) заработная плата – это превращённая форма стоимости и цены рабочей силы; б) заработная плата – это минимум средств существования рабочего; в) заработная плата – это плата за труд; г) заработная плата – это цена труда.
6. Какое из смитовских определений ренты не соответствуют теории трудовой стоимости: а) рента – это неоплаченный труд рабочего; б) рента – это элемент издержек производства; в) рента – это вычет из продукта труда рабочего; г) рента – это продукт человеческого труда.
7. Укажите категорию, которую не анализировали физиократы: а) чистый продукт; б) ежегодные авансы; в) первоначальные авансы; г) сельское хозяйство; д) промышленность;
8. Какое из положений, сформулированное Смитом в учении о капитале и его воспроизводстве, является ошибочным: а) капитал делится на основной и оборотный; б) оборотный капитал меняет свою натуральную форму в своём движении; в) деление капитала на основной и оборотный относится ко всем отраслям народного хозяйства; г) стоимость общественного продукта равняется сумме заработной платы, прибыли и ренты.
9. Кто является автором теории сравнительных преимуществ в международной торговле: а) А. Смит; б) Д. Рикардо; в) Дж. С. Милль; г) К. Маркс; д) У. Петти.
10. Кто создает прибавочную стоимость: а) рабочий; б) капиталист; в) машины; г) менеджер. Выводы 1. Классическая школа – прогрессивное направление в истории мировой экономической мысли возникшее в XVIIв. Родоначальником классической школы мировая экономическая мысль единодушно признаёт английского экономиста У. Петти, теория которого является своеобразным мостиком между меркантилизмом и классикой. 2. Центральной фигурой классической школы является Адам Смит, роль которого в истории экономической мысли определяется тем, что он обобщил, упорядочил экономические взгляды своих предшественников и развил их. 3. Выдающимся представителем классической школы следует выделить Давид Рикардо, заслугой которого является то, что он привёл политическую экономию в систему, которая отличается логикой и последовательностью, построил её на базе единого принципа, положив в основу своих конструкций закон стоимости. 4. Одним из величайших ученых девятнадцатого столетия является К.Маркс. Центральным звеном учения Маркса является теория прибавочной стоимости. Механизм извлечения прибавочной стоимости в понимании К. Маркса следующий: в течение «необходимого времени», которое всегда меньше фактически отрабатываемого времени, рабочий отрабатывает своим «необходимым трудом» ценность своей рабочей силы, чтобы получить ее в форме заработной платы, а в течение «прибавочного времени» имеет место уже «прибавочный труд», который и создает желанную капиталистами «прибавочную стоимость». В этом и состоит сущность капиталистической эксплуатации. К. Маркс делает вывод о неизбежном крахе капитализма, потому что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам. Общественным идеалом он считает социализм и коммунизм, называя их фазами неантагонистического коммунистического общества, при котором средства производства не будут более объектом индивидуального присвоения и каждый человек обретет свободу. 5. Джон Стюарт Милль - один из завершителей классической политической экономии и признанный авторитет в научных кругах. В своем исследовании Дж.С. Милль на первый план выдвигает законы производства и законы распределения. Первые, как он полагает, неизменны и заданы техническими условиями, т.е. они имеют характер, свойственный естественным наукам, а вторые зависят от воли и сознания людей. Из этой методологической посылки формирования законов распределения человеческими решениями Дж.С. Милль разрабатывает затем собственные рекомендации социального реформирования общества. 6. Свое развитие классическая школа получает в законе народонаселения Мальтуса, законе рынков Сэя, в теории услуг Бастиа. 7. Общий характер классической школы характеризуется такими основными чертами: рассмотрение капитализма как самостоятельного строя, исследование сферы производства, начало трудовой теории стоимости.
Вопросы для повторения 1. Назовите наиболее известные работы У. Петти и годы издания. 2. Дайте анализ учения У. Петти о естественной и различии «естественной» и «рыночной» цены. 3. Раскройте различия между английской и французской классической политической экономией. 4. Дайте анализ трём определениям стоимости данной А. Смитом. 5. Какие классы рассматривал А. Смит в капиталистическом обществе. 6. По мнению Д. Рикардо чем определяется стоимость золота? 7. Каковы взгляды Д. Рикардо на воспроизводство и цели капиталистического производства?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 2477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.245 (0.012 с.) |