Второй этап развития институционализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второй этап развития институционализма



 

Можно выделить следующие отличия послевоенного институционализма от институционализма 30-х годов.

1. Если основная проблематика 30-х г. - монополизация экономики и конфликты между рабочими и капиталистами, то эволюция институционализма выразилась в преобладании индустриально-технократического под­хода. Корни этих взглядов прослеживаются в работах Т. Веблена. НТР способна решать фундаментальные общественно-политические проблемы.

2. В послевоенный период высказывается идея о спонтанной транс­формации капитализма за счет изменения природы крупных корпораций. Эти идеи были связаны, во-первых, с концепцией революции управляю­щих, во-вторых, с учением о демократизации собственности на капитал.

3. Государство претерпело кардинальные изменения, вследствие чего основной целью его стало обеспечение "благоденствия для всех членов общества".

Наиболее ярким представителем этого периода является Джон Кен­нет Гэлбрейт (1909 г.), автор работ "Американский капитализм" (1925 г.), "Общество изобилия" (1958 г.), "Новое индустриальное общество" (1967 г.), "Экономические теории и цели общества" (1973 г.).

Гэлбрейт делит американскую экономику на две разнородные сис­темы: "планирующую" и "рыночную". Критериями деления экономики на две системы являются технико-организационные факторы производства (передовая техника и сложная организация) и наличие экономической вла­сти, т.е. контроль над ценами, издержками, потребителями. Такая власть сосредотачивается только в крупных корпорациях.

Планирующая система объединяет крупные монополии, зани­мающие ведущее место в общественном производстве. На них держится весь технический прогресс, благодаря им обспечивается массовое производство и повышается уровень жизни страны. Планирующая система в состоянии предвидеть будущее и учи­тывать эти прогнозы в своей деятельности. Благодаря крупным доходам планирующая система гораздо лучше оплачивает своих работников в сравнении с другими секторами экономики. Кстати, Гэлбрейт объясняет этим обстоятельством спад рабочего движе­ния, поскольку наиболее организованные отряды этого движения всегда были в тяжелой промышленности, а последняя находится в сфере планирующей системы.

Вместе с тем по мере развития и укрепления планирующей системы она оказывает все большее давление на общество. Во-первых, это давление на менее организованную рыночную систе­му, которую монополии эксплуатируют. В частности, они это де­лают через систему монопольных цен. Во-вторых, планирующая система оказывает сильное давление на потребителя. Последнему только представляется, что он делает выбор нужных ему товаров. На деле же очень мощная система рекламы через сред­ства массовой информации диктует ему то поведение, которое в интересах техноструктуры. Поэтому, заявляет Гэлбрейт, в совре­менном капиталистическом производстве изготавливается множе­ство ненужных или даже вредных товаров. В-третьих, техноструктурa давит на государственный аппарат, ибо располагает круп­ными средствами.

К рыночной системе Гэлбрейт относит индивидуальные предприятия, сосредоточенные в основном в сельском хозяйстве, сфе­ре обслуживания. Она удовлетворяет многие жизненно важные потребности общества и сохраняет рыночный механизм регулиро­вания и контроля. В целях сохранения здоровой смешанной эко­номики, общество должно прийти на помощь этому сектору.

Рыночная система, включающая в себя мелкие фирмы и индивиду­альных предпринимателей, несовершенна по сравнению с планирующей системой. Она не может влиять на цены или на политику правительства, здесь нет профсоюзов, рабочие получают более низкую зарплату. Главным в концепции Гэлбрейта является анализ планирующей системы и ее основного звена - зрелой корпорации.Он выделяет две стадии в разви­тии корпорации:

1) господство "предпринимательской корпорации", которая еще по­зволяет отдельному лицу, контролирующему ее капиталы, пользоваться экономической властью;

2) зрелая корпорация у которой власть перешла к техноструктуре: э то совокупность ученых, инженеров, техников, специалистов по реализа­ции, рекламе, торговым операциям, управляющих; этот процесс он назы­вает «революцией управляющих».

Выводы Гэлбрейта можно свести к следующему.

1. В корпорациях реальной властью обладают не собственники, а техноструктура.

2. Власть техноструктуры безлика, поскольку все ее решения выра­батываются постепенно и коллективно. Высшее руководство лишь коорди­нирует этот процесс.

3. Техноструктура вынуждена планировать работу корпорации на годы вперед. Только при этом условии можно загодя заключать контракты на научные и конструктивные разработки, поставку сырья и комплектую­щих.

4. Техноструктура заинтересована не столько в максимизации при­были на капитал, сколько в создании условий для того, чтобы собственник нуждался в услугах техноструктуры. Как только техноструктуре удается обезопасить себя с помощью минимального уровня прибыли, у нее появля­ется свобода выбора целей. В большинстве случаев цель состоит в том, чтобы достичь максимально возможного темпа роста корпорации, изме­ряемого продажами. Такой рост означает увеличение персонала, повыше­ние ответственности, и, следовательно, дополнительной возможности для продвижения и получения более высокого жалования.

5. Планирование требует стабильности, чтобы можно было предви­деть будущий исход решений, принимаемых сегодня. Поэтому в совре­менной экономике формируется непрерывная сеть миникорпоративных договоров, которая делает рынок управляемым и предсказуемым.

Предлагаемые автором реформы предусматривают ограничение техноструктуры, ослабление ее экономической и политической власти. Например, Гэлбрейт призывает профсоюзы устранить несправедливость в оплате труда, когда незаслуженно высокая до­ля доходов приходится на техноструктуру.

В предложениях Гэлбрейта бросается в глаза следующее про­тиворечие. С одной стороны, он красочно рисует власть техноструктуры в обществе. С другой же призывает государство ограничивать эту власть, хотя сам же подчеркивает зависимость государственного аппарата от монополий. В США Гэлбрейта считают чуть ли не социалистом, хотя его предложения не отли­чаются особым радикализмом.

За последние десятилетия в теориях трансформации капита­лизма все больше усиливается «технократический» уклон, возни­кают теории, в которых преобразование общества выводится непосредственно из научно-технического прогресса.

Теории индустриального и постиндустриальногообщества нельзя считать экономическими, это скорее общесоциологические кон­цепции. Поэтому и мы не будем на них подробно останавли­ваться и затронем лишь в той мере, в какой они касаются эко­номических проблем.

Под влиянием научно-технической революции с ее огромными потенциальными перспективами родилось представление о возмо­жности современного общества уничтожить нищету, обеспечить всеобщее благосостояние. Теория индустриального общества вы­деляет прежде всего позитивные следствия НТР: рост производи­тельности труда и снижение материалоемкости позволяет переклю­чить рабочую силу в сферу услуг и резко сократить затраты тру­да в промышленности, в особенности труда неквалифицирован­ного.

Тем не менее, общество не в состоянии поглотить всю рабо­чую силу. Авторы теории индустриального общества исходят из того, что при высокой эффективности общество может позволить себе содержать безработных за общественный счет. Но безрабо­тица — это не только проблема материальной обеспеченности, это проблема обезличивания человека, если он выброшен из жиз­ни как работник.

Идея замены рыночной стихии промышленным планированием ис­пользуется в обосновании процесса трансформации капитализма в индуст­риальное общество. Основой и инструментом замены рынка планировани­ем он считает развитую корпорацию, а экономическая деятельность госу­дарства рассматривается как необходимый элемент. Вмешательство госу­дарства необходимо для решения главных проблем капитализма, в основе которых лежит противоречие между планирующей системой и рыночной системой, куда входит мелкий бизнес, сельское хозяйство, образование, здравоохранение, транспорт и другие сферы социального обслуживания.

 

Неоинституционализм

 

Неоинституционализм исходит из предположения, что социальные инсти­туты поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономи­ческой теории. Неоинституционализм наиболее тесно связан с неокласси­ческой теорией, от которой он ведет свое происхождение. Понятия и мето­ды микроэкономики - максимизация, равновесие, эффективность - стали прилагаться к широкому кругу таких внерыночных явлений, как парла­ментские выборы, образование и др. Основу методологии неоклассической школы составляют принципы рационального поведения и индивидуализма, которые были подхвачены неоинституционалистами. Среди множества теорий неоинституционализма наибольший интерес представляет теория общественного выбора и теория прав собственности.

 

Теория общественного выбора

 

Несколько по-иному подошли к проблеме экономического регулиро­вания представители вирджинской школы, сформировавшейся в 60-70-х гг. на базе Вирджинского университета. Дж.Бьюкенен (род. 1919)- ведущий разработчик теории общественного выбора - исходил из того, что речь следует вести не о приоритете или выборе определенной политики, а о пути ограничения государственного регулирования и регламентации.

Позиция вирджинской школы заключается в том, что она негативно относится к государственному вмешательству в экономическую жизнь. Вместе с тем она не считает, что рынок способен выполнять роль эффек­тивного регулятора. Рынок работает плохо, но это не значит, что государ­ство будет работать лучше.

Теория общественного выбора опирается на три основные предпо­сылки:

1) индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой; теория общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и ме­тоды, посредством которых люди используют правительственные учреж­дения в своих интересах;

2) концепция "экономического человека"; его поведение рациональ­но; рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значе­ние; это означает, что все - от избирателей до президента - руководствуют­ся в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предель­ные выгоды и предельные издержки.

3) трактовка политики как процесса обмена; если на рынке люди ме­няют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на обще­ственные блага; этот обмен не очень рационален; обычно налогоплатель­щики одни, а блага за счёт налогов получают другие.

Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по ана­логии с товарным. Государство - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство - это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут вы­бирать представителей в высшие органы государства, депутаты - прини­мать законы, чиновники - следить за их исполнением. Избиратели и поли­тики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыбор­ными обещаниями.

Сторонники теории общественного выбора показали, что нельзя по­лагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени за­висят от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосова­ния - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Для разрешения этого парадокса существует несколько приемов: лоб­бизм, логроллинг. Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.

Практика взаимной поддержки депутатов путём "торговли голосами" называется логроллингом. Классической формой логроллинга является "бочонок с салом" - закон, включающий набор небольших локальных про­ектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавля­ется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его происхождение, к нему добавля­ют всё новые и новые предложения ("сало"), пока не будет достигнута уве­ренность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов. Это таит в себе опасность для демократии, так как принципиально важные ре­шения могут быть "куплены" предоставлением частичных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.

Государственные деятели думают о том, как обеспечить успех на вы­борах, получить голоса избирателей. При этом они наращивают государст­венные расходы, стимулируя тем самым инфляцию. В свою очередь, это ведёт к усилению жесткого регулирования, государственного контроля, раздуванию бюрократического аппарата. В итоге правительство концен­трирует в своих руках всё большую власть, а экономика оказывается в про­игрыше.

Существуют экономические предпосылки принятия неэффективных решений: недобросовестность чиновников, отсутствие ответственности, сокрытие информации, её искажение. А это порождает негативное отно­шение избирателей к правительственным решениям, распоряжениям, до­кументам, законам.

Концепция Бьюкенена предполагает реформирование существующей системы. В рамках "политического обмена" выделяются два уровня обще­ственного выбора. Первый уровень - разработка правил и процедур поли­тической игры. Например, правил, регламентирующих способы финанси­рования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогооб­ложения. Среди них могут быть различные правила: принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т.п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагае­мых правил, норм поведения, процедур Бьюкенен именует "конституцией экономической политики". Второй уровень - практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.

Критерием справедливости и эффективности политической системы должно послужить распространение правил экономической игры на поли­тический процесс. Сторонники теории общественного выбора не отрицают роли государства. По их мнению, оно должно выполнять защитительные функции и не брать на себя функции участия в производственной деятель­ности. Выдвигается принцип защиты порядка без вмешательства в эконо­мику. Блага общественного пользования предлагается преобразовать в то­вары и услуги, продаваемые на рынке. Люди и фирмы заключают сделки, осуществляют контракты с взаимной выгодой без регламентации со сторо­ны государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.021 с.)