Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Второй этап развития институционализма
Можно выделить следующие отличия послевоенного институционализма от институционализма 30-х годов. 1. Если основная проблематика 30-х г. - монополизация экономики и конфликты между рабочими и капиталистами, то эволюция институционализма выразилась в преобладании индустриально-технократического подхода. Корни этих взглядов прослеживаются в работах Т. Веблена. НТР способна решать фундаментальные общественно-политические проблемы. 2. В послевоенный период высказывается идея о спонтанной трансформации капитализма за счет изменения природы крупных корпораций. Эти идеи были связаны, во-первых, с концепцией революции управляющих, во-вторых, с учением о демократизации собственности на капитал. 3. Государство претерпело кардинальные изменения, вследствие чего основной целью его стало обеспечение "благоденствия для всех членов общества". Наиболее ярким представителем этого периода является Джон Кеннет Гэлбрейт (1909 г.), автор работ "Американский капитализм" (1925 г.), "Общество изобилия" (1958 г.), "Новое индустриальное общество" (1967 г.), "Экономические теории и цели общества" (1973 г.). Гэлбрейт делит американскую экономику на две разнородные системы: "планирующую" и "рыночную". Критериями деления экономики на две системы являются технико-организационные факторы производства (передовая техника и сложная организация) и наличие экономической власти, т.е. контроль над ценами, издержками, потребителями. Такая власть сосредотачивается только в крупных корпорациях. Планирующая система объединяет крупные монополии, занимающие ведущее место в общественном производстве. На них держится весь технический прогресс, благодаря им обспечивается массовое производство и повышается уровень жизни страны. Планирующая система в состоянии предвидеть будущее и учитывать эти прогнозы в своей деятельности. Благодаря крупным доходам планирующая система гораздо лучше оплачивает своих работников в сравнении с другими секторами экономики. Кстати, Гэлбрейт объясняет этим обстоятельством спад рабочего движения, поскольку наиболее организованные отряды этого движения всегда были в тяжелой промышленности, а последняя находится в сфере планирующей системы.
Вместе с тем по мере развития и укрепления планирующей системы она оказывает все большее давление на общество. Во-первых, это давление на менее организованную рыночную систему, которую монополии эксплуатируют. В частности, они это делают через систему монопольных цен. Во-вторых, планирующая система оказывает сильное давление на потребителя. Последнему только представляется, что он делает выбор нужных ему товаров. На деле же очень мощная система рекламы через средства массовой информации диктует ему то поведение, которое в интересах техноструктуры. Поэтому, заявляет Гэлбрейт, в современном капиталистическом производстве изготавливается множество ненужных или даже вредных товаров. В-третьих, техноструктурa давит на государственный аппарат, ибо располагает крупными средствами. К рыночной системе Гэлбрейт относит индивидуальные предприятия, сосредоточенные в основном в сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Она удовлетворяет многие жизненно важные потребности общества и сохраняет рыночный механизм регулирования и контроля. В целях сохранения здоровой смешанной экономики, общество должно прийти на помощь этому сектору. Рыночная система, включающая в себя мелкие фирмы и индивидуальных предпринимателей, несовершенна по сравнению с планирующей системой. Она не может влиять на цены или на политику правительства, здесь нет профсоюзов, рабочие получают более низкую зарплату. Главным в концепции Гэлбрейта является анализ планирующей системы и ее основного звена - зрелой корпорации.Он выделяет две стадии в развитии корпорации: 1) господство "предпринимательской корпорации", которая еще позволяет отдельному лицу, контролирующему ее капиталы, пользоваться экономической властью; 2) зрелая корпорация у которой власть перешла к техноструктуре: э то совокупность ученых, инженеров, техников, специалистов по реализации, рекламе, торговым операциям, управляющих; этот процесс он называет «революцией управляющих». Выводы Гэлбрейта можно свести к следующему. 1. В корпорациях реальной властью обладают не собственники, а техноструктура.
2. Власть техноструктуры безлика, поскольку все ее решения вырабатываются постепенно и коллективно. Высшее руководство лишь координирует этот процесс. 3. Техноструктура вынуждена планировать работу корпорации на годы вперед. Только при этом условии можно загодя заключать контракты на научные и конструктивные разработки, поставку сырья и комплектующих. 4. Техноструктура заинтересована не столько в максимизации прибыли на капитал, сколько в создании условий для того, чтобы собственник нуждался в услугах техноструктуры. Как только техноструктуре удается обезопасить себя с помощью минимального уровня прибыли, у нее появляется свобода выбора целей. В большинстве случаев цель состоит в том, чтобы достичь максимально возможного темпа роста корпорации, измеряемого продажами. Такой рост означает увеличение персонала, повышение ответственности, и, следовательно, дополнительной возможности для продвижения и получения более высокого жалования. 5. Планирование требует стабильности, чтобы можно было предвидеть будущий исход решений, принимаемых сегодня. Поэтому в современной экономике формируется непрерывная сеть миникорпоративных договоров, которая делает рынок управляемым и предсказуемым. Предлагаемые автором реформы предусматривают ограничение техноструктуры, ослабление ее экономической и политической власти. Например, Гэлбрейт призывает профсоюзы устранить несправедливость в оплате труда, когда незаслуженно высокая доля доходов приходится на техноструктуру. В предложениях Гэлбрейта бросается в глаза следующее противоречие. С одной стороны, он красочно рисует власть техноструктуры в обществе. С другой же призывает государство ограничивать эту власть, хотя сам же подчеркивает зависимость государственного аппарата от монополий. В США Гэлбрейта считают чуть ли не социалистом, хотя его предложения не отличаются особым радикализмом. За последние десятилетия в теориях трансформации капитализма все больше усиливается «технократический» уклон, возникают теории, в которых преобразование общества выводится непосредственно из научно-технического прогресса. Теории индустриального и постиндустриальногообщества нельзя считать экономическими, это скорее общесоциологические концепции. Поэтому и мы не будем на них подробно останавливаться и затронем лишь в той мере, в какой они касаются экономических проблем. Под влиянием научно-технической революции с ее огромными потенциальными перспективами родилось представление о возможности современного общества уничтожить нищету, обеспечить всеобщее благосостояние. Теория индустриального общества выделяет прежде всего позитивные следствия НТР: рост производительности труда и снижение материалоемкости позволяет переключить рабочую силу в сферу услуг и резко сократить затраты труда в промышленности, в особенности труда неквалифицированного. Тем не менее, общество не в состоянии поглотить всю рабочую силу. Авторы теории индустриального общества исходят из того, что при высокой эффективности общество может позволить себе содержать безработных за общественный счет. Но безработица — это не только проблема материальной обеспеченности, это проблема обезличивания человека, если он выброшен из жизни как работник.
Идея замены рыночной стихии промышленным планированием используется в обосновании процесса трансформации капитализма в индустриальное общество. Основой и инструментом замены рынка планированием он считает развитую корпорацию, а экономическая деятельность государства рассматривается как необходимый элемент. Вмешательство государства необходимо для решения главных проблем капитализма, в основе которых лежит противоречие между планирующей системой и рыночной системой, куда входит мелкий бизнес, сельское хозяйство, образование, здравоохранение, транспорт и другие сферы социального обслуживания.
Неоинституционализм
Неоинституционализм исходит из предположения, что социальные институты поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории. Неоинституционализм наиболее тесно связан с неоклассической теорией, от которой он ведет свое происхождение. Понятия и методы микроэкономики - максимизация, равновесие, эффективность - стали прилагаться к широкому кругу таких внерыночных явлений, как парламентские выборы, образование и др. Основу методологии неоклассической школы составляют принципы рационального поведения и индивидуализма, которые были подхвачены неоинституционалистами. Среди множества теорий неоинституционализма наибольший интерес представляет теория общественного выбора и теория прав собственности.
Теория общественного выбора
Несколько по-иному подошли к проблеме экономического регулирования представители вирджинской школы, сформировавшейся в 60-70-х гг. на базе Вирджинского университета. Дж.Бьюкенен (род. 1919)- ведущий разработчик теории общественного выбора - исходил из того, что речь следует вести не о приоритете или выборе определенной политики, а о пути ограничения государственного регулирования и регламентации. Позиция вирджинской школы заключается в том, что она негативно относится к государственному вмешательству в экономическую жизнь. Вместе с тем она не считает, что рынок способен выполнять роль эффективного регулятора. Рынок работает плохо, но это не значит, что государство будет работать лучше. Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки: 1) индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой; теория общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах;
2) концепция "экономического человека"; его поведение рационально; рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение; это означает, что все - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки. 3) трактовка политики как процесса обмена; если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага; этот обмен не очень рационален; обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие. Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство - это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты - принимать законы, чиновники - следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. Сторонники теории общественного выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосования - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ. Для разрешения этого парадокса существует несколько приемов: лоббизм, логроллинг. Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом. Практика взаимной поддержки депутатов путём "торговли голосами" называется логроллингом. Классической формой логроллинга является "бочонок с салом" - закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его происхождение, к нему добавляют всё новые и новые предложения ("сало"), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов. Это таит в себе опасность для демократии, так как принципиально важные решения могут быть "куплены" предоставлением частичных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов. Государственные деятели думают о том, как обеспечить успех на выборах, получить голоса избирателей. При этом они наращивают государственные расходы, стимулируя тем самым инфляцию. В свою очередь, это ведёт к усилению жесткого регулирования, государственного контроля, раздуванию бюрократического аппарата. В итоге правительство концентрирует в своих руках всё большую власть, а экономика оказывается в проигрыше.
Существуют экономические предпосылки принятия неэффективных решений: недобросовестность чиновников, отсутствие ответственности, сокрытие информации, её искажение. А это порождает негативное отношение избирателей к правительственным решениям, распоряжениям, документам, законам. Концепция Бьюкенена предполагает реформирование существующей системы. В рамках "политического обмена" выделяются два уровня общественного выбора. Первый уровень - разработка правил и процедур политической игры. Например, правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения. Среди них могут быть различные правила: принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т.п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагаемых правил, норм поведения, процедур Бьюкенен именует "конституцией экономической политики". Второй уровень - практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур. Критерием справедливости и эффективности политической системы должно послужить распространение правил экономической игры на политический процесс. Сторонники теории общественного выбора не отрицают роли государства. По их мнению, оно должно выполнять защитительные функции и не брать на себя функции участия в производственной деятельности. Выдвигается принцип защиты порядка без вмешательства в экономику. Блага общественного пользования предлагается преобразовать в товары и услуги, продаваемые на рынке. Люди и фирмы заключают сделки, осуществляют контракты с взаимной выгодой без регламентации со стороны государства.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.021 с.) |