Внешнеторговый договор купли-продажи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешнеторговый договор купли-продажи



Контракт (договор) купли-продажи представляет собой документ, свидетельствующий о том, что одна сторона сделки (продавец) обязуется передать указанный в контракте товар или иной предмет соглашения в собственность другой стороне (покупатель), которая в свою очередь обязуется принять товар и уплатить за него установленную цену.

Непременным условием контракта купли-продажи является переход права собственности на товар. Этим он отличается от всех других видов договоров – арендного, лицензионного, страхования и т.д., где не содержится условия о переходе права собственности на товар, а предметом договора является либо право пользования товаром, либо предоставление услуг.

В контракте купли-продажи оговаривается содержание договорных условий, порядок их исполнения и ответственность за исполнение. Участники сделки самостоятельно выбирают те или иные формулировки статей контракта с учетом ситуации на рынке, торговых обычаев, потребностей сторон, международных соглашений, общих условий торговли. Стороны договора (контракта) купли-продажи – продавец и покупатель берут на себя конкретные обязательства, которые содержатся во всех условиях контракта. Основными для продавца являются: поставить товар, передать относящиеся к нему документы и передать право собственности на товар; для покупателя – уплатить цену за товар и принять поставку.

Для заключения внешнеторгового контракта купли-продажи необходима договоренность (соглашение) сторон по всем существенным для данного вида контракта условиям. Существенные условия контракта – это условия, без которых он не имеет юридической силы. Если одна из сторон не выполняет их, другая сторона имеет право отказаться от выполнения своих обязательств, расторгнуть контракт и потребовать возмещения понесенных убытков. К несущественным относят условия контракта при нарушении которых одной стороной другая сторона не вправе расторгнуть контракт, а может только потребовать исполнения обязательств и возмещения убытков. Понятие существенных и несущественных условий зависит от конкретной сделки, законодательства, торговых обычаев.

Источники правового регулирования договора
купли-продажи

Внешнеторговые договоры имеют определенную специфику. К основным источникам правового регулирования относят международные договоры (конвенции, соглашения), национальное законодательство, торговые обычаи.

Что касается международных источников правового регулирования отношений по купле-продаже, то среди них важное место принадлежит Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи 1980 года (Венская конвенция), о которой уже упоминалось выше.

Практически во всех странах мира приняты законодательные акты, содержащие нормы, регулирующие отношения по международной купле-продаже. Например, во Франции, Германии, США, Швейцарии такие нормы содержатся в Торговых кодексах. В Великобритании приняты специальные законодательные акты по международной купле-продаже – Закон Великобритании 1979 года о купле-продаже товаров, Единообразный закон о международной купле-продаже товаров.

В Республике Беларусь основной законодательный акт, регулирующий отношения в этой сфере, – это Гражданский кодекс Республики Беларусь. В соответствии со статьей 155 (пункт 3) ГК для заключения договора необходимо выражение согласованной воли (действий) двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех и более сторон (многосторонняя сделка). Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (статьи 402, 403, пункт 1 ГК). Внешнеэкономическая сделка хотя бы одним из участников которой является юридическое лицо Республики Беларусь или гражданин Республики Беларусь, совершается независимо от места заключения в письменной форме (статья 1116, пункт 3). Согласно статье 404 (пункт 2) договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

В Указе Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» определены основные разделы и реквизиты, которые должен содержать внешнеторговый договор: дата и место заключения договора, предмет договора, количество, качество и цена товара, условия расчета и поставки, ответственность сторон, порядок разрешения споров, названия, юридические адреса и банковские реквизиты сторон.

Примером наиболее часто используемых торговых обычаев как источника правового регулирования договора купли-продажи являются Международные правила по толкованию торговых терминов (INCOTERMS), которые более подробно будут рассмотрены ниже.

Контрольные вопросы к теме №7:

1. Что понимают под международным контрактом?

2. Назовите основные правила по заключению сделки любого вида.

3. Дайте определение договора купли-продажи.

4. Что является непременным условием договора купли-продажи?

5. В чем различие между существенными и несущественными условиями договора купли-продажи?

6. Назовите источники правового регулирования договоров купли-продажи и дайте их характеристику.


ТЕМА 8. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Лекция 8. Структура и содержание внешнеторгового
договора купли-продажи

Основные понятия:

Структура договора; статьи (разделы, условия) договора; предмет договора; качество и количество товара; срок и дата поставки; виды цен контракта; скидки; условия платежа; аккредитив; инкассо; чек; вексель; сдача-приемка; упаковка и маркировка; арбитраж; форс-мажор; претензии; санкции.

Факторы, влияющие на структуру и содержание договора

Структура и содержание договора во многом носят индивидуальный характер и определяются видом внешнеторговой операции, предметом сделки, а также степенью доверия к партнеру. Участники сделки самостоятельно выбирают те или иные формулировки статей договора с учетом ситуации на рынке, торговых обычаев, потребностей сторон. Кроме этого, некоторые условия определяются международными соглашениями, общими условиями торговли.

Примерная структура договора купли-продажи может состоять из следующих статей (разделов, условий):

1. Вводная часть (преамбула), определение сторон.

2. Предмет договора.

3. Количество.

4. Срок и дата поставки.

5. Цена и общая сумма договора.

6. Базисные условия поставки.

7. Качество товара.

8. Условия платежа.

9. Упаковка и маркировка.

10. Сдача-приемка.

11. Страхование.

12. Претензии (рекламации).

13. Санкции.

14. Форс-мажор.

15. Решение споров или арбитраж.

16. Другие условия договора.

17. Юридические адреса и подписи сторон.

Содержание статей договора

Вводная часть (преамбула)

Предшествует тексту договора и имеет обычно следующее содержание: наименование и номер контракта; место и дата заключения контракта; определение сторон, совершающих сделку.

При определении сторон обычно указываются фирменные наименования, под которыми контрагенты зарегистрированы в торговом (государственном) реестре своей страны, их правовое положение, местонахождение (название страны или города), а также наименование сторон в тексте контракта (например, продавец и покупатель, поставщик и заказчик). Здесь же могут быть указаны лица, уполномоченные на его подписание, и документы, на основании которых им предоставлены полномочия.

Место подписания контракта в определенных случаях может иметь юридическое значение. Например, если стороны в договоре не оговорили условия о праве, которым они будут руководствоваться при рассмотрении споров, то именно место заключения контракта (его подписания) укажет на применяемое право, т.к. коллизионная норма международного частного права устанавливает, что право, регулирующее внешнеторговую сделку, определяется по месту заключения контракта.

Предмет договора

(Англ. – subject of contract; франц. – objet du contract; нем. – Gegenstand des Vertrages).

При определении предмета контракта указываются в краткой форме вид внешнеторговой сделки, точное и полное наименование товара (характеристика, ассортимент и т.д.). При поставках оборудования в характеристику товара входит, например, определение его производительности, мощности, расхода топлива или энергии и другие показатели. При определении ассортимента товара указываются виды, фасоны, сорта, марки и модели поставляемого товара. Если контрактом предусмотрена поставка товаров разных наименований, качественных характеристик и разного ассортимента, обычно они указываются в приложении-спецификации, подписываемой сторонами, прилагаемой к контракту и являющейся его неотъемлемой частью. На практике в этот раздел контракта часто включаются базисные условия поставки и его количество.

Количество

При определении количества товара в договоре купли-продажи устанавливаются: единица измерения количества, порядок установления количества, система мер и весов.

Единица измерения количества. Количество товара в контракте можно выразить мерами веса, объема, длины, площади, в штуках. Выбор той или иной единицы измерения зависит от характера самого товара и от сложившейся практики в международной торговле тем или иным товаром. Например, для обозначения количества таких товаров, как зерновые, каучук, сахар, уголь, руды, цветные металлы, обычно употребляются меры веса. В торговле лесоматериалами используются меры длины и меры объема (куб.м). В торговле нефтепродуктами применяются как меры веса, так и меры объема (баррель). В торговле хлопком основной единицей измерения количества является вес, но размер товарных поставок выражается количеством кип определенного среднего веса. В торговле машинами и оборудованием, одеждой, книгами, часами количество устанавливается обычно в штуках, а размер поставок определяется числом штук, входящих в ту или иную партию. В торговле некоторыми другими товарами (ртуть, спички, кофе) единицей измерения служит количество товара, находящегося в определенной упаковке бутыли, коробке, мешке, пачке. Количество некоторых специфических товаров определяется в контрактах в пересчете на условные единицы. Например, количество ряда химических товаров определяется в пересчете на 100% содержания основного вещества.

Порядок установления количества. Количество товара, подлежащего поставке, может быть определено либо твердо фиксированной цифрой, либо в установленных пределах. Иногда твердо фиксированное количество сопровождается оговоркой, предоставляющей право продавцу или покупателю закупить на тех же (или иных) условиях в тот же (или иной) срок дополнительное количество товара с указанием периода, в течение которого одна сторона должна уведомить другую сторону о своем намерении воспользоваться своим правом. Это право выражается словами «по опциону» или «по выбору».

В контрактах купли-продажи на массовые сырьевые и продовольственные товары, поставляемые насыпью, навалом или наливом, обозначение количества обычно дополняется оговоркой, допускающей отклонение фактически поставляемого продавцом количества товара от количества, обусловленного в контракте. Эта оговорка называется оговоркой «около» и может быть выражена одним из следующих способов: перед цифрой, определяющей количество товара, ставится слово «около» (англ. – about; франц. – environ; нем. – etwa, zirka, cirka); после цифры, определяющей количество, ставятся слова «больше или меньше на... %» (англ. – more or less; франц. – en plus on en moins; нем. – mehr oder weniger); после цифры, определяющей количество товара, ставится знак ±... %.

Оговорка «около» обычно применяется при морских перевозках грузов. В этом случае стороны учитывают, что может оказаться затруднительным фрахтование судна необходимого тоннажа и поставка в точности предусмотренного в контракте количества. Оговорка «около» дает возможность продавцу наиболее полно использовать грузовместимость судна и не оплачивать так называемый «мертвый фрахт», т.е. фрахт за неиспользуемое пространство судна.

Обычно в контракте устанавливается по какой цене будет производиться расчет за сверхконтрактное количество. Этот расчет может производиться как по контрактной цене, так и по цене, существующей на рынке в момент исполнения сделки. В последнем случае при поставках на условиях CIF в зависимости от состояния конъюнктуры рынка продавец часто использует эту оговорку в своих интересах.

Установление системы мер и весов в контракте купли-продажи необходимо потому, что в некоторых странах используются отличные от общепринятых системы мер и весов. Так, страны Западной Европы, Центральной и Латинской Америки, большинство стран Африки и Юго-Восточной Азии придерживаются метрической системы, но применяют также и свои, национальные системы мер. США употребляют американскую систему, а также с некоторыми изменениями метрическую систему мер.

В тех случаях, когда сторонами контракта выступают фирмы стран, придерживающихся разных систем мер, во избежание недоразумений количество указывается в обеих системах.

Одни и те же по наименованию единицы измерения (например, бушель, кипа, мешок, бочка) в разных странах содержат совершенно различные количества. Поэтому при обозначении количества в единицах, имеющих неодинаковое значение в разных странах, обычно указывается эквивалент этого количества в метрической системе мер.

В контракте купли-продажи оговаривается также включается ли тара и упаковка в количество поставляемого товара. В зависимости от этого различают: вес брутто (gross weight) – вес товара вместе с внутренней и внешней упаковкой, включая упаковочные материалы; вес легальный нетто (legal net weight) – вес товара без всякой упаковки; вес брутто за нетто – вес товара с тарой, когда стоимость тары приравнивается к стоимости товара (в тех случаях, когда вес тары составляет не более 1-2% веса товара и когда цена тары мало отличается от цены такой же весовой единицы товара – мешки, полиэтиленовые пакеты). В этом случае весом тары как бы пренебрегают и брутто принимается за нетто.

Срок и дата поставки

Срок поставки – это согласованные сторонами и предусмотренные в контракте временные периоды, в течение которых продавец должен передать товар в собственность покупателю или по его поручению лицу, действующему от его имени. Оговоренное в контракте количество товара может быть поставлено единовременно или по частям. При единовременной поставке устанавливается один срок поставки. При поставке по частям в договоре указываются сроки поставки каждой партии товара.

Срок поставки в контракте купли-продажи может быть установлен одним из следующих основных способов:

· определением календарного дня поставки (фиксированная дата);

· определением периода, в течение которого должна быть произведена поставка (календарный месяц, квартал или год). В этом случае добавляют слова «в течение» или «не позднее». При периодических поставках срок может обозначаться словами «ежемесячно», «ежеквартально». В долгосрочных контрактах обычно устанавливаются общий срок действия контракта и промежуточные сроки, которые могут быть определены либо сразу на весь срок действия соглашения, либо в конце каждого календарного года на следующий год. Установление срока поставки путем определения периода является наиболее распространенным в коммерческих сделках зарубежных фирм;

· применением принятых в торговле специальных терминов, таких как «немедленная поставка» (англ. – immediate, prompt; франц. – immediat; нем. – prompt); «быстрая поставка» (англ. – quick); «без задержки» (англ. – without delay; франц. – livraison); «товар в наличии на месте» (англ. – spot; франц. – marchandise vendue en disponible); «со склада» (англ. – warehouse) и др. Все эти термины используются в контракте обычно в тех случаях, когда между заключением договора и его выполнением проходит короткий срок, исчисляемый днями, т.е., когда в момент заключения контракта товар уже имеется в распоряжении продавца в месте выполнения поставки.

Наиболее часто в международной торговле применяется термин «немедленная поставка». Под немедленной поставкой понимается поставка в течение определенного числа дней после заключения договора. Это число дней определяется торговыми обычаями и практикой торговли отдельными товарами и составляет обычно от 1 до 14 дней. Определение срока поставки с использованием терминов применяется при заключении контрактов на товарных биржах, международных аукционах, при продаже товаров со склада.

Иногда контрагенты вообще не устанавливают точно срока поставки, а определяют его согласованными условиями: «по снятию урожая», «в течение лета», «после открытия навигации». При этом если в контракте не оговорено иное, срок, в течение которого товар должен быть поставлен после наступления указанного условия, определяется торговыми обычаями и обыкновениями данной отрасли торговли.

Если в контракте не установлен срок поставки товара, то срок исполнения обязательств поставки определяется исходя из законов и торговых обычаев, обыкновений страны, право которой применимо к настоящему договору.

В контракте может быть предусмотрено право продавца поставить товар досрочно. Если это право не оговорено в контракте, досрочная поставка возможна только с согласия покупателя, т.к. обычно она предполагает и досрочную оплату товара покупателем.

Датой поставки называется дата передачи товара в распоряжение покупателя. В зависимости от способа поставки датой поставки может считаться:

· дата документа, выдаваемого транспортной организацией, принявшей товар для перевозки (например, дата коносамента или штурманской расписки, дата штемпеля пограничной станции на железнодорожной накладной; дата авианакладной и т.д.);

· дата таможенного оформления товара;

· дата подписания приемо-сдаточного акта комиссией представителей продавца и покупателя и т.д.

По законодательству Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 4.01.2000г. №7, статья 29) датой отгрузки (поступления) товаров по внешнеторговому договору считается день их таможенного оформления в таможенных режимах, предусмотренных Таможенным кодексом Республики Беларусь (за исключением транзита). Если в соответствии с законодательством таможенное оформление не производится, датой отгрузки товаров считается дата их отпуска со склада, а датой поступления – дата их оприходования в установленном порядке импортером.

Цена и общая сумма договора

В договоре обычно устанавливается цена за единицу товара и указывается общая сумма контракта. При установлении цены товара определяются:

- единица измерения – зависит от характера товара и практики, сложившейся в торговле данным товаром на мировом рынке. Цена в контракте может быть установлена: за определенную количественную единицу товара, обычно применяемую в торговле данным товаром (единицу веса, длины, площади, объема, в штуках, комплектах и т.д.) или в счетных единицах (сотня, дюжина); за весовую единицу, исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (для руд, концентратов, химических веществ и др.); за весовую единицу в зависимости от колебаний натурного веса, содержания посторонних примесей и влажности.

При поставке товара разного качества и ассортимента цена устанавливается за единицу товара каждого вида, сорта, марки в отдельности. При поставке по одному контракту большого числа разных по качественным характеристикам товаров цены на них, как правило, указываются в спецификации, составляющей неотъемлемую часть договора. При поставках комплектного оборудования цены обычно устанавливаются по позициям на каждую частичную поставку или на отдельные комплектующие части и указываются в приложении к контракту. Если в основу цены кладется весовая единица, необходимо определить характер веса (брутто, нетто, брутто за нетто) или оговорить, включает ли цена стоимость тары и упаковки. Это указание необходимо также в тех случаях, когда цена устанавливается за штуку или комплект;

- базис цены – определяется в отношении места поставки, устанавливает какие расходы по доставке товара входят в цену товара (транспортные, страховые, складские и т.д.). Базис цены обычно определяется применением специальных терминов – FCA, FOB, CIF и др.;

- валюта цены – количество денежных единиц определенной валютной системы за поставляемый товар. Это может быть валюта страны экспортера, импортера или третьей страны.При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле этими товарами. Например, в контрактах на каучук, цветные металлы принято устанавливать цены в фунтах стерлингов, на нефтепродукты, пушнину – в американских долларах.

Экспортер стремится зафиксировать цену в относительно более устойчивой валюте, а импортер, наоборот, заинтересован в том, чтобы установить цену в валюте, подверженной обесценению;

способ фиксации цены – цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения, на протяжении срока действия или к моменту его исполнения. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая (фиксированная), подвижная (плавающая), скользящая, с последующей фиксацией:

· Твердая (фиксированная) цена (англ. – firm, fixed) устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение всего срока действия. Она применяется как в сделках с немедленной поставкой, поставкой в течение короткого срока, а также в сделках с длительными сроками поставки. В последних обычно делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит».

· Подвижная (плавающая) цена (англ. – flexible) — зафиксированная при заключении договора цена, в дальнейшем может быть пересмотрена, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится. При установлении подвижной цены в контракт вносится оговорка, предусматривающая, что если к моменту исполнения сделки цена на рынке повысится или понизится, то соответственно будет изменена цена, зафиксированная в момент заключения договора. Эта оговорка носит название оговорки о повышении и понижении цены (англ. – fall and rise clause; франц. – baisse et hausse clause; нем. – Baisse und Hausseklausel). Обычно в договоре оговаривается допустимый минимум отклонений рыночной цены от контрактной (2 – 5%), в пределах которого пересмотр зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в контракте обязательно должен быть указан источник, по которому стороны будут судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены чаще всего устанавливаются на промышленные, сырьевые и продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным контрактам;

· Скользящая цена (англ. – sliding – scale) – это цена, установленная в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в процессе исполнения договора. Если контрактом предусматриваются частичные поставки, скользящая цена рассчитывается отдельно на каждую поставку. Скользящие цены применяются в контрактах на товары, требующие длительного срока изготовления. Чаще всего это крупное промышленное оборудование, суда и т.д.

При подписании контракта в этом случае фиксируется так называемая базисная цена и оговариваются ее составляющие, т.е. доля в процентах постоянных расходов (прибыль, накладные расходы, амортизационные отчисления и др.), расходов на сырье и материалы, заработную плату, а также приводится формула расчета скользящей цены.

Чаще всего в настоящее время используется метод расчета скользящей цены, предложенный Европейской экономической комиссией ООН в Общих условиях экспортных поставок машинного оборудования. Этот метод предусматривает применение для расчета скользящей цены следующей формулы:

, где

– окончательная цена по договору;

– договорная (базисная) цена, установленная на день заключения контракта (обычно этой ценой является предусмотренная в контракте цена за вычетом стоимости упаковки, перевозки и страхования);

– средняя арифметическая или средневзвешенная цена (или средняя индексов цен) на перечисленные в договоре сырье и материалы за период исполнения контракта или его части;

– цена (или индексы цен) на упомянутые материалы в момент подписания контракта;

– средняя арифметическая или средневзвешенная зарплата, включая расходы и отчисления на социальное обеспечение, или соответствующие индексы в отношении определенной в договоре категории рабочей силы за установленный период;

– заработная плата или соответствующие индексы в отношении тех же категорий рабочей силы в момент подписания контракта;

а, в, с – выражают установленное в контракте процентное соотношение отдельных элементов договорной цены (их сумма равна 100%);

а – постоянная часть расходов;

в – доля расходов на материалы;

с – доля расходов на заработную плату, включая расходы и отчисления на социальное обеспечение.

В контракте обязательно оговариваются источники, на основе которых определяется изменение стоимости материалов и ставок заработной платы за расчетный период.

В практике международной торговли используются и другие методы расчета скользящей цены. В каждом случае стороны должны зафиксировать в договоре применяемый ими метод или указать, какие изменения вносятся ими в формулу, предложенную ЕЭК ООН.

При установлении скользящей цены в условиях повышающейся конъюнктуры рынка в интересах импортера в контракт могут быть внесены некоторые ограничительные условия. В частности, может быть установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится, а также определен в процентах предел возможного изменения договорной цены (например, не свыше 10% от общей суммы заказа), который называется лимитом скольжения. Кроме того, в контракте может быть предусмотрено, что скольжение распространяется не на всю сумму издержек производства, а лишь на определенные их элементы (например, на металл при постройке судна) с указанием их величины в процентах от общей стоимости заказа. И, наконец, в контракте скольжение цены может быть предусмотрено не на весь срок действия контракта, а на более короткий период (например, на первые 6-8 месяцев с даты заключения контракта), так как в течение этого периода поставщик может закупить все необходимые материалы для выполнения заказа.

На практике иногда применяется смешанный способ фиксации цены, когда часть цены фиксируется твердо при заключении контракта, а другая часть – в виде скользящей цены.

Цена, фиксируемая в процессе исполнения договора. В контракте в этом случае оговариваются условия фиксации и принцип определения уровня цены. Например, цена может устанавливаться по договоренности сторон перед поставкой каждой предусмотренной контрактом партии товара или при долгосрочных поставках перед началом каждого календарного года. Покупателю может быть предоставлено право выбора момента фиксации цены в течение срока исполнения сделки с оговоркой какими источниками информации о ценах ему следует пользоваться для определения уровня цены. Так, при сделках на биржевые товары оговаривается по котировкам какой биржи и по какой рубрике котировального бюллетеня будет определяться цена, а также срок, в течение которого покупатель обязан уведомить продавца о своем желании зафиксировать цену в контракте. Такие сделки называются онкольными (англ. – on call).

- уровень цены – при определении уровня цены контрагенты обычно ориентируются на два вида цен: публикуемые и расчетные.

Публикуемые цены это цены специальных и фирменных источников информации. Они, как правило, отражают уровень мировых цен. Под мировой ценой понимается цена, по которой проводятся крупные коммерческие экспортные и импортные операции с платежами в свободно конвертируемой валюте. Практически мировые цены в этих условиях – это экспортные цены основных поставщиков данного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Например, на пшеницу и алюминий мировыми являются экспортные цены Канады; на пиломатериалы – экспортные цены Швеции; на каучук – цены Сингапурской биржи; на пушнину – цены Лондонских аукционов, на чай – цены аукционов Калькутты, Коломбо и Лондона. Если по сырьевым товарам мировую цену определяют основные страны-поставщики, то для готовых изделий и оборудования решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные виды изделий.

К публикуемым ценам относятся: справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены, приводимые в общих статистических справочниках, цены фактических сделок, цены предложений крупных фирм.

Справочные цены представляют собой цены товаров во внутренней оптовой или внешней торговле зарубежных стран, публикуемые в различныхпечатных изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги и прейскуранты. Справочные цены могут быть либо чисто номинальными, не связанными с реальными коммерческими операциями (запросы или неуторгованные предложения продавцов), либо отражающими прошлые операции, совершенные за истекшую неделю, месяц. Справочные цены по ряду товаров играют роль лишь отправной точки, с которой начинается уторговывание цен при заключении сделок. Иногда справочные цены используются для определения уровня цены с последующей фиксацией, подвижной или скользящей цены. Справочные цены в большинстве случаев представляют собой так называемые базисные цены, т.е. цены товаров определенного качества и количества, спецификации, химического состава и т.д. в том или ином заранее установленном географическом пункте (базисном пункте).

Биржевые котировки это цены товаров, которые являются объектом биржевой торговли и в основном отражают фактические сделки. В тех случаях, когда биржевые котировки не имеют за собой конкретных сделок, при их публикации перед ценой ставится буква «Н», отмечающая номинальность котировки.

Цены аукционов близки к котировкам бирж, так как отражают, как правило, реальные сделки.

Средние экспортные и импортные цены, рассчитанные на основе данных внешнеторговой статистики путем деления стоимости товара на его количество, более показательны, чем справочные цены, хотя и отражают не столько цены фактически совершенных в данный период экспортно-импортных сделок, сколько экспорт или импорт, осуществленный в соответствующий отрезок времени. Это смещение во времени имеет особенно большое значение в тех отраслях, где наблюдается большой разрыв между сезоном запродаж и фактическим экспортом, как, например, в торговле пиломатериалами.

Цены фактических сделок наиболее применимы для определения уровня цены в контракте. Однако эти цены, как правило, регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизодически лишь по отдельным операциям. Тем не менее, сопоставление цен фактических сделок со справочными дает возможность более правильно установить уровень цены в контракте.

Цены предложений крупных фирм менее представительны, чем цены фактических сделок потому, что цены предложений по существу носят справочный характер, так как первоначальные цены при заключении сделок в результате уторговывания обычно понижаются.

Публикуемые цены носят преимущественно справочный характер и довольно часто существенно отклоняются от фактически уплачиваемых покупателем вследствие широкого применения системы скидок с цены. Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки. В настоящее время в практике международной торговли используется около 20 различных видов скидок. Наиболее распространены следующие виды скидок:

· Общая (простая) скидка предоставляется с прейскурантной или со справочной цены товара. Простая скидка с прейскурантной цены обычно составляет 20 – 30%, а в некоторых случаях доходит до 30 – 40%. Такие скидки широко применяются при заключении сделок на машины и стандартные виды оборудования. Скидки со справочной цены обычно используются при поставках промышленного сырья и составляют в среднем от 2 до 5%. К простой скидке можно отнести скидку, предоставляемую при покупке товара за наличный расчет (сконто). Она дается продавцом в тех случаях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит, а покупатель согласен оплатить наличными. Эта скидка обычно составляет 2 – 3% справочной цены или соответствует размеру ссудного процента, существующему на денежном рынке.

· Скидка за оборот (бонусная) предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности. В этом случае в договоре устанавливаются шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока (обычно одного года), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок. По некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают от 15 до 30% оборота, по сырьевым и сельскохозяйственным товарам – нескольких процентов.

· Скидка за количество или серийность (прогрессивная) предоставляется покупателю при условии покупки им заранее определенного увеличивающегося количества товара. Серийные заказы представляют большой интерес для производителей, так как при изготовлении машин одного и того же типа и размера снижаются издержки производства.

· Дилерские скидки предоставляются производителями своим постоянным представителям (сбытовым посредникам). Эти скидки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов и некоторых видов стандартного оборудования. Дилерские скидки на автомобили составляют в среднем 15 – 20% розничной цены в зависимости от марки машины.

· Специальные скидки предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы. К категории специальных скидок относятся также скидки на пробные партии и заказы для того, чтобы заинтересовать покупателя, а также скидки за длительное сотрудничество, с помощью которых производители стремятся удержать постоянных клиентов.

· Экспортные скидки предоставляются при продаже товаров иностранным покупателям. Они, как правило, по размеру выше скидок для покупателей на внутреннем рынке. Предоставляется такой вид скидок для увеличения конкурентоспособности того или иного товара на внешнем рынке.

· Сезонные скидки предоставляются за покупку товара вне сезона. Например, по сельскохозяйственным удобрениям они составляют около 15%.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.071 с.)