Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Политические системы большинства современных стран имеют сходную структуру (включая законодательную, исполнительную и судебную ветви власти), однако при этом каждая имеет специфические черты. Различия в политических системах зависят от характера их окружения. Под политическим окружением можно понимать все факторы, влияющие на функционирование политической системы. Политическое окружение включает в себя историю страны, ее экономику, гражданское общество, культуру, природно-климатические условия. Политико-культурное окружение в ряду перечисленных факторов имеет чрезвычайно важное значение для политической системы. Политическая культура создает нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы. В основе политической культуры лежат: 1) понимание справедливости, связанное с пониманием свободы и равенства; 2) форма организации согласия; Справедливость – представление о должном, правильном общественном устройстве. Сама справедливость может выступать в обществе генератором добра, трудолюбия, стимулом общественной деятельности. Справедливость можно сравнить с весами, на которых уравновешиваются вклад и воздаяние, труд и вознаграждение, преступление и наказание. Либерально-демократическое понимание справедливости основано на приоритете индивидуальной свободы; справедливость в рамках социалистической идеологии тесно связана с социальным равенством. Что означает «равенство»? Что нужно делать, чтобы его обеспечить? В юридической и политической литературе выделяют следующие типы равенства: индивидуальное, социальное и гражданское. Индивидуальное и социальное равенства – утопичны. Индивидуальное равенство невозможно, так как люди не равны по способностям от рождения. Социальное равенство на практике обернулось потерей стимулов к труду, уравниловкой. Еще социалист-утопист Г.Бабеф высказывался о социальном равенстве так: «Никто не может иметь того, что не могут иметь все». Парижская коммуна, а затем советская власть столкнулись с противоречием между декларируемой уравнительностью и необходимостью стимулирования труда. Идея уравнительности нашла теоретическое выражение в программных установках марксистов о социально однородном обществе. Однако, социальная дифференциация – это органический продукт общественной жизни: разделение труда, различия способностей, культуры, устремлений людей. Для общества опасна не сама дифференциация, а ее чрезмерные формы (обогащение отдельных лиц путем нарушения закона). Основная цель социальной политики и обязанность государства – достижение гражданского равенства, понимаемого как равенство перед законом, независимо от национальности, партийности, общественного и имущественного статуса. Осознание необходимости наличия в обществе гражданского равенства – важное достижение демократического развития. «Выравнивать» нужно не по низшему, а по высшему критерию, стандарту. Этот вывод актуален и для оценки политической культуры граждан Беларуси. Стереотипы уравнительного равенства все еще сильны. Цель социальной политики должна состоять в осознанном регулировании процессов стратификации, а не в формировании мифологической однородности. Идея гражданского равенства не противоречит либеральным принципам свободы, поскольку свобода не есть произвол и вседозволенность. Свобода – это одна из самых важнейших ценностей цивилизованного человечества. Свобода – это состояние человека, когда он может самостоятельно осуществлять выбор. Существуют разные понимания свободы. Различают негативную и позитивную свободу. Негативная (свобода «от») – свобода от принуждения, насилия, эксплуатации, от того, что ограничивает проявление человека, как личности. Позитивная (свобода «для») – это свобода, связанная с реализацией собственных интересов человека, его саморазвитием и самореализацией. Можно выделить три аспекта свободы: свобода от принуждения; свобода мысли; свобода действия. Проблема общественной жизни заключается в мере свободы человека. Проявления свободы многообразны: политическая (демократия, плюрализм), экономическая (свобода труда, предпринимательства), моральная свобода и свобода совести, правовая свобода (принципы правового государства и права человека). Право – это всеобщая и равная мера свободы. Право выступает регулятором внешней свободы человека. Немецкий философ Иммануил Кант говорил, что человек свободен, если подчиняется не другому человеку, а закону. Правовая свобода проявляется в равенстве перед законом и судом. Правовая свобода отражает меру свободы в отношениях между человеком и государством, описывает нормы демократического политического участия и должна строиться на следующих принципах: а) человеку разрешено все то, что не запрещено законом; б) государству и его органам запрещено все, что не разрешено законом. Еще один непреложный принцип: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. То есть одним из ограничителей выступают права и свободы других людей. Итак, идеи равенства и свободы отнюдь не противостоят друг другу, как может показаться на первый взгляд. Гражданское равенство и принципы политической, экономической, моральной и правовой свободы лежат в основе справедливости демократического общества. Кроме того, справедливость – это конкретная категория, требующая учета ее вида. Различают следующие виды справедливости: распределительная (равная оплата за равный труд), компенсаторная (перераспределение, компенсация за высокие затраты), карающая (санкции, наказание). Один вид справедливости не должен подменяться другим, так как это приводит к потере стимулов к экономической и социальной деятельности в целом. Оформление согласия в обществе – следующий составной элемент окружения политической системы. Согласие означает, что государство может существовать и управлять только с согласия управляемых. При всем разнообразии интересов в обществе должен быть достигнут консенсус по поводу базовых целей и ценностей. Консенсус обеспечивает легитимность политической системы, сбалансированность политических ценностей в обществе. В тоталитарных обществах нежелательные ценности и целевые ориентации подавляются политическими методами. Кроме того, существует тенденция к унификации ценностей и интересов, идущая как снизу – из стремления самого общества к консервативным традициям, так и сверху – для поддержания гомогенности и стабильности социальной системы, ее более легкой управляемости. В бывшем СССР общественный консенсус по вопросам социалистического строительства обеспечивался на основе жесткой централизации государственного управления. Функции КПСС были огосударствлены, а другие элементы политической системы оказались лишенными возможности влияния на государственную политику. Абсолютизация роли исполнительного аппарата в реализации решений высших органов на практике привела к тому, что местным органам самоуправления практически было отказано в праве осуществления местной политики. Общество в процессе трансформации, т.е. перехода из частично модернизированного состояния в современное, находится в ситуации выбора пути общественного развития. Единство ценностей и интересов разрушено, есть плюрализм новых ориентаций. Одна часть общества стремится назад, к прежнему единству, занимая консервативную позицию, другая – к большей плюрализации жизненных позиций. Рассматривая следующий компонент окружения политической системы – принципы конституционализма – мы сталкиваемся с вопросами: как развивалось конституционное устройство страны во времени и обеспечивает ли оно возможность решать проблемы современного общества? Насколько оно эффективно в обеспечении прав человека? Часто можно встретить высказывания, что американская конституция «самая лучшая», поскольку «работает» с 1787 года. Но при этом не учитываются условия ее создания. Если современные страны Восточной Европы при создании конституций основной задачей имеют закрепление меняющихся политических и экономических отношений, то целью создателей американской конституции были не радикальные изменения в стране, а лишь закрепление сложившихся социальных и экономических отношений через установление конституционной демократии. В странах Восточной Европы процессы преобразования экономики, утверждения конституционной демократии, на которые другим странам понадобились века, осуществляются одновременно и в кратчайшие сроки. В настоящее время основным легитимирующим признаком, который провозглашают практически все конституции, является признание народа единственным источником и носителем власти. Кроме того, конституция берет на себя задачу очертить в письменном тексте гражданские, политические, социально-экономические и культурные права, а также набор правил, институтов, социальных практик как необходимых элементов современного общества, поскольку они недостаточно развиты в стране. Как уже отмечалось, согласно статье 1 Конституции Республики Беларусь наша страна – это унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Данная статья также закрепляет принцип государственного суверенитета. На развитие политической системы Беларуси большое влияние оказали республиканские референдумы. В Беларуси состоялось два республиканских референдума: в мае 1995 и в ноябре 1996 года. По результатам майского референдума 1995 года, большинство граждан Беларуси высказалось за конституционное закрепление двуязычия (русскому языку наряду с белорусским был придан статус государственного), изменение государственной символики укрепление экономических и политических связей с Российской федерацией, а также за право Президента на роспуск парламента в особых случаях, оговоренных в законе. По результатам референдума 24 ноября 1996 года была принята редакция Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом А.Г.Лукашенко (70,5 % населения высказались «за» данную редакцию). Кроме того, был перенесен День независимости Республики Беларусь на 3 июля (День освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков), сохранена смертная казнь (лишь 17,9 % населения высказались за отмену смертной казни), сохранена государственная форма собственности на землю (лишь 15,3% населения высказались за свободную, без ограничений куплю-продажу земли). Не получил поддержки проект конституции, вынесенный на республиканский референдум депутатами фракции коммунистов. Еще два вопроса не получили массовой поддержки: «Выступаете ли Вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями административно-территориальной единицы»? («за» высказалось 29,9%) и «Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета»? («за» – 32,1%).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.250.143 (0.007 с.) |