Основные приоритеты в работе Правительства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные приоритеты в работе Правительства



При формировании целевой функции государство вырабатывает стратегические направления социально-экономического развития, берет на себя то, что неподвластно рыночной системе. Важнейший аспект экономической стратегии Правительства — обеспечение безопасности страны, то есть состояния, в котором народ может суверенно, без вмешательства извне, определять пути и формы своего развития. Экономическая безопасность является синтетической категорией политэкономии и политологии, имеет внутреннюю материально-вещественную основу (уровень развития производительных сил), внутреннюю социально-политическую основу (уровень общественного согласия в отношении национальных целей, выработка и принятие стратегии социального и экономического развития в интересах народа). Кроме того, национальная безопасность страны определяется созданием международных условий сосуществования, которые позволяют Республике Беларусь свободно выбирать и осуществлять свою стратегию социально-экономического развития, налаживать взаимовыгодные экспортно-импортные отношения с другими государствами. Это означает, что национальная безопасность страны органично связана с международной системой коллективной безопасности, включающей политические, экономические, военные, экологические и гуманитарные аспекты. Прежде всего, указанные обстоятельства определили приоритеты в деятельности Правительства — продовольствие, жилье и экспорт.

Аграрная политика

В годы стабильного состояния экономики на долю агропромышленного комплекса республики (АПК) приходилось около
44 % валовой продукции, 40 % стоимости основных производственных фондов и более 90 % продовольственных ресурсов. В 70 – 80-х годах сельскохозяйственное производство республики по многим показателям достигло мирового уровня.

Следует иметь в виду, что АПК Республики Беларусь развивается в сложных климатических условиях. Биологическая продуктивность климата оценивается в Беларуси в 100 – 121 балл. Для сравнения: в Польше – 125 – 135, Германии – 125 – 140, Австрии – 140 – 150, Болгарии – 150 – 173, США – 150 – 220.

Поддержка сельскохозяйственного производства, как показывает мировой опыт, является одним из приоритетов государственной политики. Пожалуй, наиболее объективны цифры, характеризующие уровень этой поддержки на гектар земли. В ФРГ – это 800 долларов, в США – 341, в России – 35, в Беларуси на гектар пашни – 6,5 доллара. В последние годы мы удовлетворяем потребности земли по азотным удобрениям на 40 %, по фосфору – на 25 – 30, по калийным удобрениям – на 80 %.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов Совет Министров определил основные направления поддержки АПК. Это, прежде всего, государственные программы «Сахар», «Масло растительное», «Дороги Беларуси», «Охрана и рациональное использование земель», а также улучшение организации ветеринарного обслуживания животноводства, дальнейшее развитие селекционно-племенной работы, плодоводства, увеличение производства и повышение качества кормов.

Ежегодно выделяются финансовые и материально-технические ресурсы районам республики, находящимся в худших природно–климатических, экологических и экономических условиях (Березинский, Брагинский, Ганцевичский, Городокский, Ивьевский, Краснопольский, Лельчицкий, Лиозненский, Петриковский, Сенненский, Славгородский и Чериковский).

Постановлением от 4 февраля 2002 года № 135 Правительство определило первоочередные меры по подготовке сельскохозяйственных организаций к весенним полевым работам и созданию прочной кормовой базы. Были намечены мероприятия по восстановлению системы научно обоснованных севооборотов, оптимальному использованию минеральных удобрений, интенсификации полевого и лугового кормопроизводства, поставке нефтепродуктов, известкованию кислых почв и т.п.

Постановлением от 16 апреля 2002 года № 494 в целях обеспечения проведения весенних полевых работ соответствующим органам поручено отпустить сельскохозяйственным организациям в виде товарного кредита 50 тыс. тонн дизельного топлива и 10 тыс. тонн автомобильного бензина.

Кроме того, решениями Правительства оказана в 2002 году государственная поддержка:

· в виде бюджетной ссуды сельскохозяйственному производственному предприятию «Гвардия» Борисовского района в размере 100 млн. рублей на пополнение собственных оборотных средств;

· выделен бюджетный заем сельскохозяйственному предприятию «Припять» Мозырского района в сумме 131,7 млн. рублей; совхозу-комбинату «Сож» выделено более 2,6 млрд. рублей для приобретения современной техники, на реконструкцию животноводческих помещений, осуществление энергосберегающих мероприятий;

· 22-м сельскохозяйственным предприятиям выделена бюджетная ссуда в размере 5001400 тыс. рублей для погашения ими задолженности перед закрытым акционерным обществом «Белагроинторг» за поставленное зерно;

· выделен бюджетный заем 35 организациям хлебопродуктов для погашения задолженности по кредитам, полученным в иностранной валюте и т.д.

Рядом постановлений Совета Министров разрешено Министерству обороны передать безвозмездно грузовые автомобили, самосвалы, прицепы, цистерны, лесопильные рамы, электростанции и другие технические средства десяткам сельскохозяйственных организаций.

Для бесперебойного обеспечения населения продовольственными товарами Постановлением от 29 июля 2002 года № 1009 Правительство создало стабилизационные фонды продовольствия на межсезонный период 2002/2003 гг. Так, продукция животноводства была определена в целом по республике в объеме мяса свинины и говядины 2640 тонн, масла животного – 3970 тонн, сухого молока – 4840 тонн, творога – 1000 тонн, картофеля – 52860 тонн, овощей – 43465 тонн, фруктов – 4910 тонн. Постановление было реализовано практически полностью.

В целях повышения заинтересованности в эффективном использовании земель и культуры земледелия Совет Министров в марте2002 года объявил республиканский смотр-конкурс «Землепользование высокой культуры земледелия, благоустройство машинных дворов, животноводческих ферм и комплексов». Его победителями в 2002 году были признаны 6 районов, 6 сельских исполкомов, 18 сельскохозяйственных организаций, 6 крестьянских (фермерских) хозяйств, 6 лесохозяйственных учреждений.

Правительство активно использует внебюджетный фонд поддержки сельскохозяйственной продукции и продовольствия на приобретение минеральных удобрений, закупку тракторов и сельскохозяйственных машин, выравнивание условий хозяйствования, мелиорацию земель. Более 80 экономически слабых колхозов и совхозов закреплены за 60 органами исполнительной власти и банками. Организовано производство и поставка селу современных тракторов и сельскохозяйственных машин и агрегатов. Широко практикуется шефство городов, трудовых коллективов промышленных предприятий над колхозами и совхозами. Выработана и осуществляется политика в реформировании сельскохозяйственных организаций, их связи с перерабатывающими предприятиями. Оказывается значительная помощь крестьянским (фермерским) хозяйствам, которых в середине 2002 года имелось 2600, а также личным подсобным хозяйствам граждан.

Несмотря на то, что сельское хозяйство республики в основном обеспечивает потребности республики, оно остается высокозатратным и малоэффективным. Стратегия развития АПК нашла отражение в утвержденной Правительством 8 февраля 2000 года Республиканской программе повышения его эффективности на 2000 – 2005 годы. Главная задача этой программы – обеспечение полной продовольственной безопасности государства, удовлетворение потребностей граждан, в чем еще раз проявляется взаимосвязь экономики с политикой и, если так можно выразиться, – с практической идеологией.

Жилищное строительство

На начало 2001 года в Республике Беларусь 568, 8 тыс. семей и одиноких граждан состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий против 609 тыс. семей и одиноких граждан на
1 января 1998 года. Зa 1996 – 2000 годы средняя обеспеченность населения жильем увеличилась на 1,7 м2 и составила 21,2 м2 общей площади на человека. Тем не менее, проблема жилищного строительства остается острой, поэтому она является одним из приоритетов как Правительства, так и местных органов исполнительной власти.

Жилищное строительство и ранее было в центре внимания исполнительных и распорядительных органов. Начиная с 1970 года, когда в Беларуси было построено 4,3 млн. м2 жилья, объемы жилищного строительства ежегодно увеличивались в среднем на 4 %. По количеству возводимого на душу населения жилья Беларусь вплотную приблизилась к таким странам, как Германия и Финляндия.

В 1994 году Президентом и Правительством страны были приняты принципиально новые подходы в жилищном строительстве: не путем раздачи жилья нуждающимся, а путем его продажи, с привлечением, при этом, средств граждан, предприятий, государственного субсидирования и кредитования. В итоге из 12 млн. м2 незавершенного жилья, насчитывающихся к 1 января 1995 г., на начало 1999 года осталось 4 млн. м2. А к 1997 году Республика Беларусь восстановила по этому показателю лидирующее положение среди стран СНГ: в расчете на тысячу человек было построено 325 м2, в России – 222, в Украине – 122 м2.

Новая политика исполнительной власти наиболее полно нашла отражение в Постановлении Правительства от 3 мая 1999 года № 640, утвердившего Национальную жилищную программу (Концептуальные положения жилищной политики в условиях перехода к рыночной экономике). Основными положениями этой политики в современный период являются: создание системы финансирования воспроизводства, реконструкции и ремонта существующего жилищного фонда; разделение функций между государством и гражданами в жилищном строительстве; сохранение обязательств государства перед гражданами, пользующимися предусмотренными законодательством льготами по обеспечению жильем; создание и совершенствование системы государственной поддержки граждан, стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание улучшить эти условия с использованием собственных средств; разработка и принятие нормативно-правовых документов по внебюджетному финансированию жилищного строительства; снижение стоимости строительства жилья, что позволит обеспечить доступность его мало – и среднеимущим слоям населения.

Президент, Правительство, местные органы исполнительной власти особое внимание уделяют застройке сельских населенных мест. В каждой области проведены конкурсы на лучшее проектное решение с целью снижения затрат на строительство и стоимости жилья, изучены возможности использования выпускаемых на местах строительных материалов и изделий. Это позволяет применять широкий спектр объемно-планировочных решений – от одноэтажных высокоэкономичных домов в д.Новка Витебского района до мансардных и двухэтажных домов, спроектированных и строящихся в Брестской, Гродненской и Могилевской областях.

Реализуются мероприятия по широкому внедрению в строительство новых строительных материалов, изделий и конструкций, их своевременной поставке потребителям независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Благодаря размаху жилищного строительства с полной нагрузкой работают предприятия стройиндустрии, мебельная промышленность. Следовательно, жилищное строительство может рассматриваться и как локомотив экономики, как проявление идеологии Правительства в этой важнейшей сфере жизнедеятельности общества.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы, утвержденной Указом Президента от 8 августа 2001 г. № 427, предусмотрен ежегодный ввод 2,5 –
3 млн. м2 общей площади жилых домов. Новое жилье в этот период должны получить около 300 тыс. белорусских семей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.008 с.)