Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 10. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства

Поиск

Основы идеологии

белорусского государства

 

 

Курс лекций

Часть II

2-е издание, стереотипное

Минск


УДК 321 (476)

ББК 66

О75

Серия основана в 2001 году

 

Авторcкий коллектив:

доктор юридических наук, профессор Князев С.Н. (общ.ред.),

доктор политических наук, профессор Решетников С.В. (предисловие;
гл.1,15; приложение; общ.ред.),

доктор исторических наук, профессор Сташкевич Н.С. (гл. 2),

доктор исторических наук, профессор Шинкарев В.В. (гл. 13),

доктор политических наук, профессор Бущик В.В. (гл.3 §1, 2, 3),

доктор политических наук, профессор Земляков Л.Е. (гл. 18),

доктор биологических наук, профессор Чещевик А.Б. (гл. 17),

доктор социологических наук, профессор Котляров И.В. (гл. 11),

доктор философских наук Криштапович Л.Е. (гл. 4),

доктор философских наук, профессор Адуло Т.И. (гл. 6 §1, 2, 3, 4),

доктор философских наук, профессор Яскевич Я.С. (гл. 16),

доктор экономических наук, профессор Козик Л.П. (гл. 3, §4; гл. 8),

доктор юридических наук, профессор Василевич Г.А. (гл. 5),

кандидат исторических наук, доцент Мацель В.М. (гл. 20),

кандидат исторических наук, доцент Соколовский А.А. (гл. 12),

кандидат политических наук Паречина С.Г. (гл.10),

кандидат политических наук, доцент Антанович Н.А. (гл. 15),

кандидат социологических наук, доцент Дмитриев Е.И. (гл. 7),

кандидат философских наук, доцент Гречнева Е.Ф. (гл. 19),

кандидат философских наук, доцент Денисюк Н.П. (гл. 9),

кандидат философских наук, доцент Матусевич Е.В. (гл. 4),

кандидат философских наук, доцент Старовойтова Л.В. (гл. 1),

кандидат экономических наук, доцент Антонова Н.Б. (гл. 14),

кандидат юридических наук Петрик И.Л. (гл. 6 §5)

Вартанова Л.В. (гл. 13).

 

Научные рецензенты:

кафедра философии Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка;

профессор кафедры культурологии Белорусского государственного университета культуры, доктор социалогических наук Р.В. Гребенников

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

О75 Основы идеологии белорусского государства [Текст]: курс лекций. Ч.2/ под общ.ред.
С.Н. Князева, С.В. Решетникова.– Изд. 2-е., стер. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.– 371с. – Библиогр.:с.370-371. – 100 экз. – ISBN 985-457-418-0 (ч.II)

 

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".

 

УДК 321 (476)

ББК 66

ISBN 985-457-418-0 (ч.II) ã Авторский коллектив, 2004
ISBN 985-457-416-4 ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004

 


СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 7

Лекция 10. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства 7

Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества 7

Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь 13

Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления 16

Функции президентской власти 18

Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства 20

Контрольные вопросы 28

Литература 28

Лекция 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства 30

Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь 30

Структура и функции Парламента 38

Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь 50

Контрольные вопросы 75

Литература 75

Лекция 12. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского государства 77

Идеология деятельности исполнительной власти 77

Идеология экономической политики Правительства 83

Основные приоритеты в работе Правительства 91

Аграрная политика 92

Жилищное строительство 96

Внешнеэкономическая деятельность и экспорт продукции 98

Социальная сфера как объект идеологической деятельности 101

Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики 110

Контрольные вопросы 114

Литература 114

Лекция 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах 117

Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления 117

Система и главные направления идеологической работы на местном уровне 125

Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления 134

Контрольные вопросы 139

Литература 140

ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 141

Лекция 14. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства 141

Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией 142

Экономические платформы современных идеологических течений 147

Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели 151

Условия формирования белорусской экономической модели 158

Экономическая политика Республики Беларусь 163

Контрольные вопросы 171

Литература 171

Лекция 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства 173

Интегративная идея и национальные интересы государства 173

Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы 189

Проблема стабильности и изменчивости политической системы 195

Контрольные вопросы 201

Литература 202

Лекция 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства 204

Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции 208

Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности» 213

«Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм 217

Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития 234

Контрольные вопросы 244

Литература 245

Лекция 17. Идеологическая политика в социальной сфере 246

Сущность и содержание социальной политики 246

Приоритеты в сфере образования 249

Приоритеты в сфере здравоохранения 254

Приоритеты в сфере социальной защиты населения 257

Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма 266

Контрольные вопросы 284

Литература 285

Лекция 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства 287

Религия в современной Беларуси 287

Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства 295

Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях 301

Контрольные вопросы 310

Литература 310

Лекция 19. Идеологическая политика в молодежной среде 313

Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи 313

Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики 320

Основные направления молодежной политики на современном этапе 328

Контрольные вопросы 334

Литература 335

Лекция 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь 338

Внешняя политика и идеология государства 338

Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики 348

Приоритеты внешней политики Республики Беларусь 357

Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства 366

Контрольные вопросы 383

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 384

Литература 387


ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Президент; институт президентства; республиканский референдум; глава государства; Конституция; ветви власти; исполнительная вертикаль; декреты; полномочия Президента; функции президентской власти; идеологическая роль Президента.

С целью его разрешения А.Г.Лукашенко обратился к народу как высшему источнику государственной власти. Президент выступил инициатором проведения республиканского референдума по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, что позволило избежать развития событий по печально известному российскому сценарию.

На ноябрьский референдум 1996 года были представлены Президентом и Парламентом (фракциями аграриев и коммунистов) два проекта новой редакции Конституции, которые носили взаимоисключающий характер. В первом варианте предусматривалось реформирование всей системы государственной власти с доминирующим положением президента, в другом варианте – упразднение поста президента и функционирование государственного механизма в условиях верховенства законодательного органа.

Глава государства обеспечивает политическую и экономическую стабильность страны, цементирует белорусское общество, одновременно способствуя становлению таких основных демократических институтов, как: многопартийность, свободомыслие, равные возможности каждого гражданина принимать активное участие в решении государственных дел.

Большое внимание со стороны руководства страны уделяется формированию системообразующей структуры общества в Беларуси, основу которого, по мнению Президента А.Г.Лукашенко, составляют сильные Советы, профсоюзы и молодежные организации. «Вот три основные опоры нашего общества, которые призваны обеспечить связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активное государственное строительство вместе с другими участниками политического процесса и осуществляя контроль за теми структурами власти, которые имеют много этой власти и распоряжаются материальными ресурсами»[17].

Важнейшая составляющая часть идеологии государства — теория белорусской модели социально–экономического развития. Она предполагает формирование социально ориентированной, многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием государственной и частной собственности.

Белорусский экономический строй на деле доказал свою жизненность. Беларусь единственная среди стран СНГ превзошла уровень промышленного производства 1990 года, не разрушила, а нарастила свой научно–производственный потенциал. В республике создана основа для устойчивого и динамичного развития общества и государства.

Президент страны является главным инициатором проведения социально ориентированной политики белорусского государства, направленной на защиту малообеспеченных слоев населения, дальнейшее преодоление социального неравенства, создание необходимых условий для всестороннего развития личности и необходимых предпосылок для их успешной реализации.

Позиция Главы государства по решению социальных проблем находится в русле современных мировых тенденций. Красноречивое тому свидетельство – социальная направленность республиканского бюджета. Многие промышленно развитые страны гордятся тем, что их расходы на образование сравнялись с затратами на оборону. При всех трудностях Беларусь сохранила бесплатное среднее и расширила доступность высшего образования, обеспечен социальный стандарт в здравоохранении.

В республике создается «…государство, в котором на деле реализуются принципы народовластия, воплощаются общечеловеческие идеалы и нравственные ориентиры, обеспечивается преемственность национальных традиций, сохранены и приумножаются фундаментальные ценности духовной веры, семьи, коллектива»[18].

Выступления общенационального лидера всегда являются программными, поскольку именно в них формулируются концепции, создаются идеалы белорусского общества, осуществляется сложнейший процесс целеполагания в рамках государственного управления.


Контрольные вопросы

1. Каково значение института президентства в политической системе современного общества?

2. Назовите основные этапы становления института президентства в Республике Беларусь.

3. Как изменился политико-правовой статус Президента Беларуси после внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь в 1996 году?

4. В чем заключается специфика президентской власти при «смешанной» системе правления?

5. Какие функции выполняет президентская власть?

6. Какова роль Президента страны в формировании идеологии белорусского государства?

7. Назовите основные идеологические приоритеты Беларуси?

Литература

1. Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. Конституционно-правовой статус / Сер. «Юрид. справочник». Прилож. к журн. «Право и экономика». – Минск, 1998. – 232 с.

2. Вардомацкий А.П. Выборы первого Президента Белоруссии // Социс. 1995. №9. С. 45–46.

3. Дербин А.П. Значение декретов и указов Президента Республики Беларусь в системе источников конституционного права // Право и демократия: Сб. науч. тр.; Гл. ред. В.Н. Бибило / БГУ. – Минск: «Право и экономика», 1999. Вып. 10. С. 125–137.

4. Канстытуцыя Рэспублiкi Беларусь 1994 года (са змяненнямi i дапаўненнямi). Прынята на рэспублiканскiм рэферэндуме
24 лiстапада 1996 г. – Мiнск: Беларусь, 1997. 92 с.

5. «Круглый стол» в Конституционном Суде. Обсуждаем проекты конституций // Вести Конституц. Суда Респ. Беларусь. 1996. №3. С. 64.

6. Паречина С.Г. Институт президентства: история и современность. – Минск: ИСПИ, 2003. – 164 с.

7. Первые президентские выборы в Республике Беларусь: основные итоги / Докл. гр. Экспертов: А.П. Вардомацкий, Л.Ф. Заико, В.А. Карбалевич и др.; Под рук. Л. Заико. – Минск.: НЦСИ «Восток – Запад», 1994. – 54 с.

8. Реут В.И. Взаимоотношения Президента и Парламента Республики Беларусь в законодательном процессе // Вестн. Конституц. Суда Респ. Беларусь. 1999. №1. С. 65–70.

9. Реут В.И. Закон, декрет, указ: проблема соотношения юридической силы // Вестн. Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь. 1999.
№ 2–3. С. 131–136.

10. Тиковенко А.Г. Принцип разделения властей: теория и практика // Вестн. Конституц. Суда Респ. Беларусь. 1997. № 1.
С. 32–37.


Парламент; парламентаризм; Верховный Совет; Президиум Верховного Совета; Конституция; двухпалатный парламент; Национальное собрание; Палата представителей; Совет Республики; законодательный орган; представительный орган; однопалатная парламентская система; депутат; функции парламента; фракции; депутатские группы; законотворческая деятельность.

Литература

1. Василевич Г.А. Парламент Республики Беларусь: конституционно-правовой аспект. – Мн., 1995.

2. Волков Ю.Г. В поисках новой идеологической парадигмы. // Социально-гуманитарные знания. 2003. №2. С.80–100.

3. Котляров И.В. Власть // Беларуская энцыклапедыя. Т.16. – Мн., 2003. С.210.

4. Котляров И.В. Как белорусскому студенту стать Нобелевским лауреатом // Адукацыя і выхаванне. 2003. №6. С. 3–6.

5. Котляров И.В. Может ли кандидат наук стать профессором? // Адукацыя і выхаванне. 2003. №10. С.3-8.

6. Котляров И.В., Омельянюк Ю. Гражданское общество: теоретико-социологические аспекты формирования, функционирования и законодательного обеспечения // Беларусь: вчера, сегодня, завтра. – Мн., 2001. С 17–41.

7. Котляров И.В. Политическая партия. // Социологическая энциклопедия. – Мн., 2003. С.266–267.

8. Котляров И.В. Политические партии Беларуси между прощлым и будущим. – Мн. 2003.

9. Котляров И.В. Политологический и социологический анализ развития современной многопартийной системы Республики Беларусь. // Беларусь – Россия – Китай: к новой парадигме истории. – Мн., 2003. С. 205–226.

10. Котляров И.В. Республика Беларусь в зеркале социологического мониторинга // Социология. 1998. № 4. С. 62–74.

11. Котляров И.В. Чтобы все осталось, как есть, все должно измениться // Вышэйшая школа. 2003. №2. С. 13–15.

12. Криштапович Л.Е., Котляров И.В. Идеология: теория и практика. – Мн., 2003.

13. Тощенко Ж.Т. Идеология и жизнь: социологический очерк. – М., 1983.


Аграрная политика

В годы стабильного состояния экономики на долю агропромышленного комплекса республики (АПК) приходилось около
44 % валовой продукции, 40 % стоимости основных производственных фондов и более 90 % продовольственных ресурсов. В 70 – 80-х годах сельскохозяйственное производство республики по многим показателям достигло мирового уровня.

Следует иметь в виду, что АПК Республики Беларусь развивается в сложных климатических условиях. Биологическая продуктивность климата оценивается в Беларуси в 100 – 121 балл. Для сравнения: в Польше – 125 – 135, Германии – 125 – 140, Австрии – 140 – 150, Болгарии – 150 – 173, США – 150 – 220.

Поддержка сельскохозяйственного производства, как показывает мировой опыт, является одним из приоритетов государственной политики. Пожалуй, наиболее объективны цифры, характеризующие уровень этой поддержки на гектар земли. В ФРГ – это 800 долларов, в США – 341, в России – 35, в Беларуси на гектар пашни – 6,5 доллара. В последние годы мы удовлетворяем потребности земли по азотным удобрениям на 40 %, по фосфору – на 25 – 30, по калийным удобрениям – на 80 %.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов Совет Министров определил основные направления поддержки АПК. Это, прежде всего, государственные программы «Сахар», «Масло растительное», «Дороги Беларуси», «Охрана и рациональное использование земель», а также улучшение организации ветеринарного обслуживания животноводства, дальнейшее развитие селекционно-племенной работы, плодоводства, увеличение производства и повышение качества кормов.

Ежегодно выделяются финансовые и материально-технические ресурсы районам республики, находящимся в худших природно–климатических, экологических и экономических условиях (Березинский, Брагинский, Ганцевичский, Городокский, Ивьевский, Краснопольский, Лельчицкий, Лиозненский, Петриковский, Сенненский, Славгородский и Чериковский).

Постановлением от 4 февраля 2002 года № 135 Правительство определило первоочередные меры по подготовке сельскохозяйственных организаций к весенним полевым работам и созданию прочной кормовой базы. Были намечены мероприятия по восстановлению системы научно обоснованных севооборотов, оптимальному использованию минеральных удобрений, интенсификации полевого и лугового кормопроизводства, поставке нефтепродуктов, известкованию кислых почв и т.п.

Постановлением от 16 апреля 2002 года № 494 в целях обеспечения проведения весенних полевых работ соответствующим органам поручено отпустить сельскохозяйственным организациям в виде товарного кредита 50 тыс. тонн дизельного топлива и 10 тыс. тонн автомобильного бензина.

Кроме того, решениями Правительства оказана в 2002 году государственная поддержка:

· в виде бюджетной ссуды сельскохозяйственному производственному предприятию «Гвардия» Борисовского района в размере 100 млн. рублей на пополнение собственных оборотных средств;

· выделен бюджетный заем сельскохозяйственному предприятию «Припять» Мозырского района в сумме 131,7 млн. рублей; совхозу-комбинату «Сож» выделено более 2,6 млрд. рублей для приобретения современной техники, на реконструкцию животноводческих помещений, осуществление энергосберегающих мероприятий;

· 22-м сельскохозяйственным предприятиям выделена бюджетная ссуда в размере 5001400 тыс. рублей для погашения ими задолженности перед закрытым акционерным обществом «Белагроинторг» за поставленное зерно;

· выделен бюджетный заем 35 организациям хлебопродуктов для погашения задолженности по кредитам, полученным в иностранной валюте и т.д.

Рядом постановлений Совета Министров разрешено Министерству обороны передать безвозмездно грузовые автомобили, самосвалы, прицепы, цистерны, лесопильные рамы, электростанции и другие технические средства десяткам сельскохозяйственных организаций.

Для бесперебойного обеспечения населения продовольственными товарами Постановлением от 29 июля 2002 года № 1009 Правительство создало стабилизационные фонды продовольствия на межсезонный период 2002/2003 гг. Так, продукция животноводства была определена в целом по республике в объеме мяса свинины и говядины 2640 тонн, масла животного – 3970 тонн, сухого молока – 4840 тонн, творога – 1000 тонн, картофеля – 52860 тонн, овощей – 43465 тонн, фруктов – 4910 тонн. Постановление было реализовано практически полностью.

В целях повышения заинтересованности в эффективном использовании земель и культуры земледелия Совет Министров в марте2002 года объявил республиканский смотр-конкурс «Землепользование высокой культуры земледелия, благоустройство машинных дворов, животноводческих ферм и комплексов». Его победителями в 2002 году были признаны 6 районов, 6 сельских исполкомов, 18 сельскохозяйственных организаций, 6 крестьянских (фермерских) хозяйств, 6 лесохозяйственных учреждений.

Правительство активно использует внебюджетный фонд поддержки сельскохозяйственной продукции и продовольствия на приобретение минеральных удобрений, закупку тракторов и сельскохозяйственных машин, выравнивание условий хозяйствования, мелиорацию земель. Более 80 экономически слабых колхозов и совхозов закреплены за 60 органами исполнительной власти и банками. Организовано производство и поставка селу современных тракторов и сельскохозяйственных машин и агрегатов. Широко практикуется шефство городов, трудовых коллективов промышленных предприятий над колхозами и совхозами. Выработана и осуществляется политика в реформировании сельскохозяйственных организаций, их связи с перерабатывающими предприятиями. Оказывается значительная помощь крестьянским (фермерским) хозяйствам, которых в середине 2002 года имелось 2600, а также личным подсобным хозяйствам граждан.

Несмотря на то, что сельское хозяйство республики в основном обеспечивает потребности республики, оно остается высокозатратным и малоэффективным. Стратегия развития АПК нашла отражение в утвержденной Правительством 8 февраля 2000 года Республиканской программе повышения его эффективности на 2000 – 2005 годы. Главная задача этой программы – обеспечение полной продовольственной безопасности государства, удовлетворение потребностей граждан, в чем еще раз проявляется взаимосвязь экономики с политикой и, если так можно выразиться, – с практической идеологией.

Жилищное строительство

На начало 2001 года в Республике Беларусь 568, 8 тыс. семей и одиноких граждан состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий против 609 тыс. семей и одиноких граждан на
1 января 1998 года. Зa 1996 – 2000 годы средняя обеспеченность населения жильем увеличилась на 1,7 м2 и составила 21,2 м2 общей площади на человека. Тем не менее, проблема жилищного строительства остается острой, поэтому она является одним из приоритетов как Правительства, так и местных органов исполнительной власти.

Жилищное строительство и ранее было в центре внимания исполнительных и распорядительных органов. Начиная с 1970 года, когда в Беларуси было построено 4,3 млн. м2 жилья, объемы жилищного строительства ежегодно увеличивались в среднем на 4 %. По количеству возводимого на душу населения жилья Беларусь вплотную приблизилась к таким странам, как Германия и Финляндия.

В 1994 году Президентом и Правительством страны были приняты принципиально новые подходы в жилищном строительстве: не путем раздачи жилья нуждающимся, а путем его продажи, с привлечением, при этом, средств граждан, предприятий, государственного субсидирования и кредитования. В итоге из 12 млн. м2 незавершенного жилья, насчитывающихся к 1 января 1995 г., на начало 1999 года осталось 4 млн. м2. А к 1997 году Республика Беларусь восстановила по этому показателю лидирующее положение среди стран СНГ: в расчете на тысячу человек было построено 325 м2, в России – 222, в Украине – 122 м2.

Новая политика исполнительной власти наиболее полно нашла отражение в Постановлении Правительства от 3 мая 1999 года № 640, утвердившего Национальную жилищную программу (Концептуальные положения жилищной политики в условиях перехода к рыночной экономике). Основными положениями этой политики в современный период являются: создание системы финансирования воспроизводства, реконструкции и ремонта существующего жилищного фонда; разделение функций между государством и гражданами в жилищном строительстве; сохранение обязательств государства перед гражданами, пользующимися предусмотренными законодательством льготами по обеспечению жильем; создание и совершенствование системы государственной поддержки граждан, стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание улучшить эти условия с использованием собственных средств; разработка и принятие нормативно-правовых документов по внебюджетному финансированию жилищного строительства; снижение стоимости строительства жилья, что позволит обеспечить доступность его мало – и среднеимущим слоям населения.

Президент, Правительство, местные органы исполнительной власти особое внимание уделяют застройке сельских населенных мест. В каждой области проведены конкурсы на лучшее проектное решение с целью снижения затрат на строительство и стоимости жилья, изучены возможности использования выпускаемых на местах строительных материалов и изделий. Это позволяет применять широкий спектр объемно-планировочных решений – от одноэтажных высокоэкономичных домов в д.Новка Витебского района до мансардных и двухэтажных домов, спроектированных и строящихся в Брестской, Гродненской и Могилевской областях.

Реализуются мероприятия по широкому внедрению в строительство новых строительных материалов, изделий и конструкций, их своевременной поставке потребителям независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Благодаря размаху жилищного строительства с полной нагрузкой работают предприятия стройиндустрии, мебельная промышленность. Следовательно, жилищное строительство может рассматриваться и как локомотив экономики, как проявление идеологии Правительства в этой важнейшей сфере жизнедеятельности общества.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы, утвержденной Указом Президента от 8 августа 2001 г. № 427, предусмотрен ежегодный ввод 2,5 –
3 млн. м2 общей площади жилых домов. Новое жилье в этот период должны получить около 300 тыс. белорусских семей.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями): принята на республиканском референдуме
24 ноября 1996 г. Мн.: Беларусь, 1997.

2. Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»//Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікi Беларусь. 1998.
№ 29-30.

3. Указ Президента Республики Беларусь от 14 января 2000 года № 18 «Об утверждении Директивы о стиле и методах работы Совета Министров Республики Беларусь по решению вопросов социально-экономического развития страны»// Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2000. № 2.

4. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент. Докл. на постоянно действующем семинаре руководящих работников респ. и местных государственных органов// Сов. Белоруссия. 2003 г. 28 марта.

5. Лукашенко А.Г. Послание Президента белорусскому народу и Парламенту// Сов. Белоруссия». 2003 г. 17 апр.

6. Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2000 – 2003 годы.

7. Маркс К. Критика Готской. программы // Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные произведения. 2-х т. Т. 2. –М., Политиздат, 1955.

8. Мельник В.А. К вопросу о государственной идеологии в Республике Беларусь. – Власть и жизнь //Материалы Междунар. науч. конф. «Политический и социально-экономический процесс в Беларуси: состояние, проблемы, перспективы» 11 – 12 дек. 1997 г. – Мн.: БГЭУ, 1998.

9. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Официальное издание. 2002 – 2003 годы.

10. Постановления Совета Министров Республики Беларусь за 2000 – 2002 годы. Правит. Архив: Ф. 7, д. 19 - 1.

11. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы. -Мн.: Беларусь, 2001.

12. Решетников С.В. Методологические проблемы анализа белорусской государственной политики и управления /Руководитель на рубеже XXI века: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 22 – 23 сент. 1999 г. Ч. 2; Под ред. В.В. Русакевича, Э.М. Скобелева,
В.М. Михеева. – Мн.: Беларусь, 1999.


Местное управление; местное самоуправление; демократизация процессов управления; правовая культура граждан; реформирование местного самоуправления; принцип субсидиарности; делегирование полномочий; идеологическое обеспечение местного самоуправления; социальная технология идеологической работы.

Литература

1. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. -Мн., Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2003.

2. В.В.Шинкарев, Л.В.Вартанова. Идеология государственности и общественного развития Республики Беларусь. - Мн., 2003.

3. Послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь 1997-2003.

4. Канстытуцыя Рэспублікі Беларусь. - Мн., 1997.

5. Павлова Н.В., Степанов Г.И. Гражданское общество и правовое государство. -Мн., 1999.

6. В.В.Шинкарев. Местное самоуправление и гражданское общество //Инф. бюл. Администрации Президента республики Беларусь. 2001. №12.


Краеугольным камнем формирования экономических платформ идеологических течений является признание форм собственности и присутствия государства в экономической жизни общества, его роли и места в регулировании экономики, масштабов и направлений вмешательства государства в экономические процессы.

Либерализм, который как самостоятельное идеологическое направление сформировался в конце XVII--XIII веков, выдвигал свою экономическую платформу и свое отношение к социальной сфере, которую сформулировал и обосновал в своих трудах выдающийся английский мыслитель А.Смит. В основу своей концепции классический либерализм положил идеи свободного рыночного обмена: «честной конкуренции», предпринимательской инициативы, полного освобождения от надзора государства в экономической деятельности. Государству отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего частную собственность, обеспечивающего порядок и исполнение законов.

В социальной области классический либерализм исходил из принципа свободы человека, защищенности его частной жизни, из «естественного неравенства людей», их «способностей, талантов, трудолюбия», что обусловливало получение различных результатов даже при равных условиях.

Однако, как показала мировая практика, идеи классического либерализма не дали обещанного результата в развитии экономики. Кризис классического либерализма обусловил необходимость выработки новых идей, которые нашли отражение в социальном либерализме. Вместе с тем идеология либерализма остается доминирующей и сегодня.

Социальный либерализм или неолиберализм, который пришел на смену классическому либерализму, основан на новых идеях и принципах, на новом понимании роли государства в экономической и социальной сфере. Наибольший вклад в разработку основ неолиберализма внес Джон Кейнс – английский экономист, учение которого получило название кейнсианство. В своей Концепции «государства всеобщего благоденствия» Дж.Кейнс в качестве генеральной идеи выдвигал определяющую роль эффективного спроса в обеспечении экономического роста. Он обосновал необходимость государственного регулирования экономического развития и активного участия государства в решении социальных проблем: поддержка обездоленных и социально незащищенных слоев населения; доступного всем категориям граждан медицинского обслуживания; бесплатного дошкольного воспитания; школьного и высшего образования и т.д.

Системно применять идеи Дж.М.Кейнса на практике впервые пытался Президент США Ф.Д.Рузвельт, назвавший введенную им систему государственного регулирования экономики новым курсом.

Осуществляемые им в течение ряда лет преобразования позволили решить ряд сложных проблем, в том числе преодолеть огромную безработицу, увеличить спрос на товары, производимые на предприятиях США, увеличить расходы на социальные нужды, на образование, здравоохранение и т.д.

Идеи социального либерализма в области решения экономических и социальных проблем были использованы многими развитыми капиталистическими государствами.

Однако к середине 70-х годов кейнсианские методы регулирования экономики и решения социальных проблем исчерпали себя; назрела необходимость в новых подходах и новых методах их решения.

Иное видение социальной и экономической политики обосновывали идеологи консерватизма и неоконсерватизма.

Консерватизм как идейно-политическое течение появился в эпоху Просвещения и Великой французской буржуазной революции 1789 года и в систематизированном виде был представлен в работах английского ученого Э.Берка. Основная идея консерватизма – сохранение традиций и устоев государственного и общественного устройства.

Расцвет идеологии и политики консерватизма относится к 70-м годам ХХ века в виде неоконсерватизма. Его идеологи -- Дж.Белл (США), Р.Гелен, Э.Юнгер, Г.Кальтербрунер (ФРГ), Р.Арон, А.де Бенуа (Франция).

Последние выступали за приоритет рынка, развитие свободного предпринимательства и минимальное участие государства в экономике. Они отвергали идею «государства всеобщего благоденствия», считая, что выполнение несвойственных ему функций ослабляет государство.

Социал-демократия в своей трактовке экономической теории и социального развития исходит из цели достижения экономической и социальной демократии. В экономической сфере должен быть обеспечен приоритет интересов общества над частными интересами, экономика должна быть смешанной, и в ней свою роль должен играть государственный сектор экономики, обязателен демократический контроль над экономикой. Главные задачи экономического развития – полная занятость населения, рост общественного производства, повышение уровня жизни населения, удовлетворение стремления людей к вознаграждению в соответствии с их трудовым вкладом, справедливое распределение дохода.

Основной идеей идеологов коммунизма как политического течения было создание социалистического государства и построение социалистического общества. К.Маркс и Ф.Энгельс в преобразовании экономической сферы стояли на позиции обобществления всех средств производства, превращении их в собственность всего народа, что должно было служить основой планомерного развития производительных сил, устранения товарного производства, упразднения товарно-денежных отношений, торговли.

Однако реализовать идеи К.Маркса и Ф.Энгельса на практике было очень трудно. В силу этого последователь марксизма В.И.Ленин существенно изменил свои взгляды на развитие экономической сферы и, в частности, на товарное производство, товарно-денежные отношения, торговлю, кооперацию. Им были выработаны идеи новой экономической политики, которые после его смерти не нашли поддержки.

Идеи марксизма-ленинизма были использованы в бывшем СССР, вставшем на путь строительства социализма, формирования жесткой плановой системы, отрицания рынка. Однако его экономические успехи, также как и других стран, идущих по этому пути, не дали ожидаемых результатов, социалистический эксперимент потерпел провал. Разрушительный удар коммунистической идеологии был нанесен распадом бывшего СССР в начале 90-х годов ХХ столетия.

Однако именно с коммунист



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.121.152 (0.012 с.)