Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 17. Идеологическая политика в социальной сфереСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные понятия: социальное государство; социальная политика; субъекты социальной политики; здравоохранение; образование; наука; культура; социальная защита; принцип доступности образования; социальная справедливость в области образования; структурная перестройка школы; информатизация процесса обучения; государственная система здравоохранения; медицинская помощь; государственные социальные стандарты; система материальной помощи; пенсионная система; Национальная информационная система социальной защиты; государственная жилищная политика; система учреждений культуры; государственная политика в области физической культуры и спорта; индустрия туризма. Сущность и содержание социальной политики В Республике Беларусь основополагающим документом, определяющим сущность, содержание, цели и принципы государственной социальной политики, является Конституция. В статье 1 Республика Беларусь провозглашена унитарным демократическим, правовым социальным государством. Это значит, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан. Социальное государство – это государство, которое стремится максимально обеспечить достойные условия существования своих граждан, удовлетворить их материальные и духовные потребности, обеспечить социальную защищенность и участие в управлении производством. Именно в Конституции Республики Беларусь и определены основные принципы социального государства. Взаимоотношениям между личностью, обществом и государством, гражданами и государством посвящен раздел II Конституции. Однако необходимо отметить, что для практической реализации конституционно закрепленных положений требуется ряд условий. Объектом социальной политики являются общественные слои и поддержание стабильности их существования как необходимого условия для обеспечения устойчивого и эффективного развития государства в целом. Предметом социальной политики выступает государственное регулирование общественных отношений по поводу справедливого перераспределения материальных благ, обеспечение социальной и политической стабильности, гарантия достойного материального обеспечения граждан, формирование образа жизни населения. Таким образом, социальная политика выполняет ряд функций: защитную, перераспределительную, стабилизационную и воспитательную. Необходимо также учитывать тот факт, что социальная политика осуществляется не только государственными органами. Важную роль в ее реализации играют профессиональные союзы, различные общественные объединения, а также широкий спектр негосударственных организаций, занимающихся экономической, культурной, образовательной, спортивной и другой деятельностью. Субъектами социальной политики наряду с государственными органами выступают различные институты гражданского общества. Мы можем сформулировать понятие социальной политики как деятельность государства, направленную на поддержание социальной стабильности путем регулирования отношений и связей между отдельными гражданами и различными объединениями граждан по поводу их положения в обществе и обеспечения их достойными условиями жизни. В процессе реформирования общества создается новая социальная среда, что потребовало выработки эффективной социальной политики, которая реализуется в рамках «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг.». Она является необходимым условием для экономического подъема, а адекватные социальные программы способствуют достижению согласия в обществе и являются основополагающими в осуществлении успешных реформ. Грамотная, четко выверенная социальная политика способствует установлению макроэкономического равновесия и обеспечивает справедливое распределение результатов во всем обществе. Во многом это связано с тем, что Республика Беларусь перешла от общих к селективным социальным программам по конкретным регионам и определенным группам населения. Социальная сфера в переходном периоде является сложным объектом государственного регулирования. Основная проблема состоит в том, чтобы, с одной стороны, сосредоточить средства для социальной помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются (многодетным и неполным семьям, инвалидам, пенсионерам), а с другой – поддержать такие направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства: здравоохранение, образование, науку, культуру. Поэтому государственное регулирование в Республике Беларусь сориентировано на стабильное проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание условий для более широкого привлечения в нее внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций. Благодаря этому Республика Беларусь не только не утратила важнейшие социальные завоевания предыдущих лет, но многое сделала для развития и совершенствования всей социальной сферы: здравоохранения, образования, науки и культуры, социальной защиты наших граждан. Приоритеты в сфере образования В современном мире признано, что система образования в значительной мере определяет социально-экономический прогресс общества. Образование является определяющим фактором не только роста эффективности экономики, но и важнейшим фактором совершенствования демократического правового социального государства. Главной задачей национальной системы образования является формирование свободной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности. Образовательная политика нашей республики на современном этапе направлена, в первую очередь, на достижение следующих целей: · сохранение и развитие лучших традиций системы образования, заложенных в советский период; · своевременное и опережающее обеспечение запросов белорусского общества в целом и каждого гражданина в частности; · формирование системы обучения и воспитания, в полной мере отвечающей задачам нового этапа развития общества. Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования проводится в соответствии с тремя основополагающими идеологическими принципами: · равным доступом к образованию; · социальной справедливостью в получении образования; · высоким качеством образования. Принцип доступности – один из ведущих приоритетов социальной политики государства в области образования. Граждане Беларуси вне зависимости от социального положения и места жительства имеют равные возможности и доступ к его получению. Реализация этого принципа пронизывает все звенья национальной образовательной системы. В области дошкольного образования, несмотря на негативные процессы конца 1980-х и начала 1990-х годов, связанные с замедлением развития сети дошкольных заведений, наблюдается тенденция увеличения процента охвата детей дошкольными учреждениями (70,7%), в первую очередь, за счет сохранения доступного для родителей механизма оплаты за их посещение. Услугами дошкольных учреждений пользуется каждая вторая семья. В республике остановлен процесс закрытия детских дошкольных учреждений. Если с 1990 года по 1994 года их количество сократилось на 611 учреждений, то с 1994 года по 2000 год – на 239, что было обусловлено исключительно сложившейся демографической ситуацией. Массовый охват детей дошкольным образованием является обязательной предпосылкой реализации права семьи на получение детьми достойного образования. В стране имеются все необходимые условия для того, чтобы обеспечить в течение 3-х лет полный охват детей 5-летнего возраста дошкольным образованием, что позволит получить детям, независимо от уровня доходов их родителей, равные стартовые возможности при поступлении в школу. Учебные заведения профтехобразования в значительной степени ориентируются на потребности своего региона. Около 70% контингента, обучающегося в них, – это жители районов, в которых расположены учебные заведения. Для них реально обеспечивается лучший доступ к среднему специальному и высшему образованию. Это очень важное направление в сфере образования, обеспечивающее наряду с целевым приемом, раздельным конкурсом в высших и средних специальных учебных заведениях для городской и сельской молодежи защиту сельской молодежи, малоимущих слоев населения за счет предоставления более качественных образовательных услуг по месту жительства. Сохранены социальные льготы для учащихся (бесплатное питание и т.д.). Количество студентов на десять тысяч населения в 2002 году составило 340 человек (в 2001 году – 302 человека), что не только сопоставимо с показателями наиболее развитых стран мира, но превосходит некоторые из них. В вузах республики начата работа по введению дистанционного обучения, что позволит расширить возможности в получении образования значительной части населения (в первую очередь, взрослого). Развитие системы профессионально-технического, среднего специального и высшего образования делает реальной задачу обеспечения в ближайшие 5 лет возможности каждому выпускнику базовой и средней общеобразовательной школы продолжить образование в профессионально-техническом, среднем специальном или высшем учебном заведении. Ежегодно Указом Президента Республики Беларусь создаются государственные комиссии по контролю за проведением вступительных экзаменов в учебные заведения республики. В результате их работы значительно повысилось качество приема вступительных экзаменов. Этот процесс стал носить более объективный характер, что также способствует реализации принципа обеспечения равного доступа к образованию. Важным условием построения государства с социальноориентированной рыночной экономикой является обеспечение социальной справедливости при получении образования. Особое внимание в республике уделяется населению сельских регионов, а также территорий, пострадавших от аварии на ЧАЭС. С целью обеспечения сельской молодежи качественными образовательными услугами создаются лицейские и гимназические классы в общеобразовательных школах, лицеи и гимназии в сельской местности и при ведущих учебных заведениях. На решение этой задачи направлено развитие целевого приема в высшие и средние специальные учебные заведения. Начиная с 1998 года, при поступлении в вузы проводится раздельный конкурс среди выпускников городских и сельских школ. Большое внимание уделяется также обеспечению прав на общее и профессиональное образование инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития. В республике активно функционирует система по поддержке одаренной молодежи. Действует целый ряд нормативных актов, устанавливающих порядок назначения именных стипендий учащимся общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, средних специальных учебных заведений и студентов вузов. По линии созданного в 1996 году специального фонда Президента Республики по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов только в 2002 году получили поддержку фонда 1 357 учащихся, студентов, преподавателей и ученых, оказана финансовая помощь на общую сумму свыше 225 млн. рублей. В целях повышения качества образования государственная образовательная политика предполагает проведение структурной перестройки школы. С 1-го сентября 1998 года в республике осуществляется постепенный переход на обязательное 10-летнее образование и 12-летний срок обучения в средней школе с началом обучения детей 6-летнего возраста в подготовительных классах. С 1 сентября 2002 года ведена 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Новая система призвана обеспечить повышение объективности и соблюдение принципа справедливости в оценке учебного труда школьников, создать условия для стимулирования их учебно-познавательной деятельности. Особое значение в современных условиях развития общества приобрело комплексное решение вопросов информатизации процесса обучения и управления. В 1998 году началась реализация республиканской программы «Информатизация системы образования». Перспективы развития национальной системы образования, а также выбор стратегии развития средней и высшей школы определяются концептуальным документом («Основные направления развития национальной системы образования»), принятым Советом министров Республики Беларусь в апреле 1999 года. В нем определены цели, этапы и мероприятия по развитию всех компонентов системы образования. В соответствии с утвержденными программными документами в период до 2010 года предполагается проведение следующих мероприятий. В системе дошкольного образования: обеспечение постепенного перехода к полному охвату детей пятилетнего возраста подготовкой к школе; дальнейшее развитие государственной сети дошкольных учреждений, особенно на селе. В системе школьного образования к 2008 году будет завершен переход к обязательному десятилетнему образованию при 4-летней начальной и 6-летней базовой школе, а к 2010 году – полному среднему образованию. Переход на 5-дневную учебную неделю позволит установить научно обоснованную учебную нагрузку. Поэтапное снижение наполняемости классов создаст оптимальные условия для обучения и охраны здоровья учащихся. В сфере профтехобразования и среднего специального образования получит развитие сеть профессиональных лицеев и профессионально-технических колледжей. Создание новой системы квалификаций и моделей профессионального обучения позволит расширить контингент обучающихся за счет различных возрастных групп и категорий населения. Новая структура высшего образования получит закрепление в системе двухступенчатого высшего образования, включая бакалавриат и магистратуру. Переход к 12-летнему полному среднему образованию создаст предпосылки для постепенного перехода к двухуровневому высшему образованию. Первая ступень, имеющая массовый характер, будет иметь 4-летний срок обучения на базе 12-летней школы (сегодня – 11 школьных плюс 5 вузовских, а завтра – 12 школьных плюс 4 вузовских). В 2001–2005 годах планируется увеличение приема в вузы. Предполагается дальнейшее развитие системы подготовки научных и научно-педагогических кадров: школа–вуз–магистратура–аспирантура–докторантура. Необходимо отметить, что основные тенденции развития современного образования в Беларуси связаны с перспективами развития мирового сообщества в целом. При этом нельзя не учитывать принципиальной зависимости отечественной образовательной системы от типа культуры, степени цивилизованности, ментальности, сложившихся социокультурных структур и процессов, которые в совокупности детерминируют систему образования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.99 (0.01 с.) |