Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества

Поиск

Термин «президент» происходит от лат. Prаesidens, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях[1]. От этого первоначального значения впоследствии возникла такая должность, как президент сената. В нынешнем понимании как главы государства термин «президент» начал употребляться только с конца ХYIII века, когда был учрежден институт президентства в США.

Возникновение института президентства в мире было связано с поиском США нового способа организации государственного управления, предусматривающего создание сильной исполнительной власти и в то же время исключающего возможность ее превращения в тиранию.

Задуманный первоначально как глава исполнительной власти президент США заменил в сознании граждан монарха и стал осуществлять функции главы государства. Современное представление о президенте как раз и основывается на отождествлении его с главой государства. Эффективность функционирования президентства в США способствовала распространению этого института в мире. Сегодня президентство – неотъемлемый элемент мировой политической практики. 143 страны, из них 140 – члены ООН, имеют в своем государственном устройстве институт президентства[2].

Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления. Необходимость существования данного института вытекает, прежде всего. из потребности осуществления функций главы государства и подтверждается масштабностью распространения президентства в мире.

В Республике Беларусь институт президентства был введен одновременно с принятием новой Конституции, хотя сама идея введения этого нового для Беларуси государственного института восходит к началу 90-х годов, когда была предпринята первая попытка «имплантации» поста президента в Конституцию БССР 1978 года. Но только после приобретения республикой суверенитета возникла объективная необходимость в учреждении данного института.

Во-первых, произошли кардинальные изменения в политической системе общества, связанные с ликвидацией командно-административной системы и отказом КПСС от руководящей роли. Начался процесс передачи власти Советам народных депутатов. Советы же в силу ряда причин (фракционной борьбы, некомпетентности части депутатов) не сумели взять всю полноту власти в центре и на местах и, главное, не овладели функцией координации действий государственных структур. В результате образовался вакуум власти, возникла потребность в органе, координирующем деятельность всех ветвей государственного устройства.

Во-вторых, усиление и развитие законодательной деятельности ослабило исполнительную власть, что привело к серьезным недостаткам в реализации принимаемых решений. Президент был нужен для ускорения исполнения законов и других государственных решений.

В-третьих, за многие годы Советской власти произошло искажение принципа коллективного руководства, что привело к безответственности, ошибкам и злоупотреблениям. Появилась необходимость индивидуализировать социальную и политическую ответственность за деятельность на высшем уровне руководства.

Введение поста президента было обусловлено и тем обстоятельством, что главой государства может быть либо монарх, либо президент. В силу того, что Беларусь является республикой, главой государства становится, естественно, президент.

К тому же опыт государств, переживших однопартийную систему и близких по территории и численности к Беларуси, показывает, что выход из экономического кризиса наиболее оптимально обеспечивается через сильную президентскую власть, преимуществом которой является быстрое реагирование, принятие и реализация наиболее рациональных решений.

Что же касается парламентарной республики, то в Беларуси она выявила крайне низкую дееспособность. Партийная система находилась и продолжает находиться на начальной стадии формирования. Существуют фактически лишь предпартии с 2–3 известными личностями.

На сильную личность ориентирован и менталитет белорусского народа. Если раньше первым лицом в государстве был Первый секретарь ЦК КПБ, Председатель Верховного Совета, то сейчас им может быть только Президент [3].

Согласно Конституции 1994 года Президент Беларуси являлся Главой государства и главой исполнительной власти, но в отличие от США деятельностью правительства руководил Премьер-министр. Правительство несло двойную ответственность – перед Президентом и перед парламентом. Президент наделялся рядом существенных полномочий, однако, как и в России, на политическом Олимпе к первенству стремился парламент.

При выборе модели президентства в Беларуси решающее значение имело то обстоятельство, что пост президента учреждался под конкретную личность – В.Ф.Кебича, который являлся главой правительства. Институт президентства был призван только легитимизировать его политико-правовой статус, а не стать ведущим государственным органом. Конституцией не устанавливался действенный правовой механизм взаимодействия президента с другими властными структурами. В номенклатурной системе сохранялись свои, во многом унаследованные от прошлого механизмы, позволявшие государственной машине работать на «старых оборотах». Избрание Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко – человека из другой «среды» – неминуемо привело к выявлению заложенных в Конституции недоработок и противоречий.

Учреждение президентства в Беларуси открыло новый этап в развитии белорусской государственности и свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов демократических стран. Однако использование опыта западных демократий не привело к осознанию назначения и функций президентства политической элитой и значительной частью общества. Институт президентства в качестве легитимизации политико-правового статуса воспринимался правящей номенклатурой как ведущий государственный орган.

Концепция президентской власти на этом этапе была слабо разработана, а ее введение не привело к коренному изменению всего механизма государственного управления. Ведущая роль по-прежнему принадлежала Верховному Совету, что свидетельствовало о приверженности принципам «социалистической» демократии и приводило к смещению баланса сил в пользу законодательного собрания.

Положение усугубила сложная политическая обстановка, возникшая вследствие конкуренции, разгоревшейся между политическими лидерами того времени. После поражения В.Кебича на президентских выборах началось открытое противостояние законодательной и исполнительной властей, что нашло свое выражение в игнорировании многих президентских инициатив.

К сожалению, Конституция в большей мере только декларировала принцип разделения властей. Соотношение же полномочий властей было достаточно несбалансированным, не был создан и механизм разрешения противоречий между ними. Президент не обладал правом роспуска парламента, а парламент не имел возможности воздействовать на деятельность правительства, если не считать права ставить вопрос о досрочном отстранении от должности отдельных членов Кабинета Министров. При таком положении дел разделение властей стало перерастать в их противостояние.

С целью его разрешения А.Г.Лукашенко обратился к народу как высшему источнику государственной власти. Президент выступил инициатором проведения республиканского референдума по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, что позволило избежать развития событий по печально известному российскому сценарию.

На ноябрьский референдум 1996 года были представлены Президентом и Парламентом (фракциями аграриев и коммунистов) два проекта новой редакции Конституции, которые носили взаимоисключающий характер. В первом варианте предусматривалось реформирование всей системы государственной власти с доминирующим положением президента, в другом варианте – упразднение поста президента и функционирование государственного механизма в условиях верховенства законодательного органа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.244 (0.011 с.)