Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прошлое, настоящееи будущее.
Неукорененность в настоящем и постоянная обращенность в прошлоеили будущеесвязана со спецификой восприятия времении является одной из наиболее существенных черт национально-культурной ментальности. Преобладание в восприятии мира одного из временных модусов сужает или расширяет горизонты культуры, во многом определяет смысл человеческой жизни, шкалу человеческих ценностей, его идеалы, образ мыслей, ориентирует человека на “здесь и теперь” или на “светлое будущее”. Вот как оценивал это качество представитель другой культуры: “Близкий вечному, русский легко теряет соприкосновение с происходящим. И тогда он или отходит от земного, бросаясь в аскезу, как русский монах, или же отчаянно штурмует его, впадая в нигилизм, как русский революционер”.[185] Образ незначимости настоящегоблестяще создал О.Мандельштам следующими словами: “Немногие для вечности живут. Но если ты мгновенным озабочен, твой жребий страшен и твой дом не прочен”. Низкую ценность настоящего можно увидеть в народной поэзии, русских сказках, например, в отношении к счастью: сейчас оно греховно и несбыточно, оно всегда за тридевять земель и дается как результат самоотречения, преодоления внешних препятствий, а уже потом - смекалки. Чтобы обрести право на любовь, герою русской сказки приходится сначала пройти “огонь, воду и медные трубы” - победить врага, преодолеть себя, принести всего себя в жертву чему- или кому-либо. В этой связи интересно отметить, что ценностная незначимость “здесь и теперь” характерна не только для восприятия времени, но и пространства. Неактуальность настоящего символически отражается в теме дороги (в литературе - Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, в русской сказке), которая рассматривается как способ ухода из настоящего, как путь в “неведомое царство”, “светлое будущее”, как форма бытия (“жизнь - путь”). Эта незначимость прослеживается даже в самом образе русской природы, красота которой - “невидимая красота”, она “не столько красота на горизонте, сколько красота за горизонтом”, неуловимая “божественность” которых компенсирует “убожество” заполняющих Россию форм, она вся в чувстве “легко и неустанно размыкающихся горизонтов”.[186] Преимущественная устремленность в будущеекак черта ментальности ярче всего проявляется в русской мысли, которая всегда была глубоко пессимистична в отношении к настоящему (и даже прошлому) и одновременно несла в себе глубокую веру в будущее России.[187] Если любовь русского человека к Европе была связана с ее прошлым, в то время как настоящееоценивалось в категориях разложения и распада, то любовь к России - это любовь к России будущей. Основной мотив русской идеи, который проходит сквозь весь ХIХ век - прошлоерусского народа темно, его настоящее ужасно, остается вера в будущее.[188] Именно незначимость настоящего придавала русскому самосознанию идеалистическую обращенность и ориентацию в будущее, которую очень точно отметил еще Л.Шестов: “Изучение нам кажется тошнотворнейшим занятием. Нам хочется творить, как творил библейский Бог, творить “словом”, все из ничего....Все, что принадлежит этому миру, вызывает в нас чувство глубочайшего презрения”.[189]
Ощущение неактуализированного и неоформленного “настоящего” давало основание русской мысли верить в грядущие времена, в наступление эпохи “исторического величия”, нового цикла истории. Самосознание, переживая кризисы самоотрицания, неизбежно приходило к утверждению великой миссии России.[190] Даже такой великий нигилист как П.Я.Чаадаев, категорически отрицавший историческую ценность прошлого и настоящего России, в результате проникается русской мессианской идеей и приходит к утверждению, что России предстоит “завершить большую часть идей”, “разрешить проблемы и ответить на важнейшие вопросы”, занимавшие до сих пор человечество. “Мы самой природой вещей придназначены быть настоящим совместным судом по многим тяжбам, которые ведутся перед великими трибуналами человеческого духа и человеческого общества.[191] Однако будущеев русской культуре видится не как результат эволюции настоящего - оно находится как бы “по ту сторону” трагедии и растворяется в вечности. Эту поистине драматическую черту русского самосознания Н.Бердяев объяснял следующим образом: “Есть два преобладающих мифа, которые могут стать динамическими в жизни народа - миф о происхождении и миф о конце. У русских преобладает второй миф - миф эсхатологический”.[192] Именно эта черта определила специфику русской идеи, духовные искания ХIХ века и характер социальных экспериментов ХХ века. Стремление к прогрессу, к социализму, к революции, к “последним результатам мировой цивилизации” неизбежно сопровождалось “глубоким и острым осознанием пустоты, уродства, бездушия и мещанства всех результатов мирового прогресса, революции, цивилизации”.[193] Эсхатологическая окраска русской идеи, ее обращенность к предельному, конечному резко отличает ее от философской и социологической мысли Западной Европы, за исключением, пожалуй, Германии, которая “оповестила” мир устами Ницше о конце царствования человека.
Чувство “богооставленности” Руси Н.Бердяев связывает с религиозным расколом ХУII века, который вызвал в народе уверенность в том, что государством и церковью овладели “злые силы”. С тех пор поиск истинного царства смещается с настоящего в будущеевремя, которое воспринимается теперь апокалипсически, т.е. грядущее возрождение связывается с приходом царства “антихриста” и последующим очищением через великие страдания и испытания. Неудовлетворенность настоящим, ощущение его трагичности и бессмысленности не оставляет российского человека и сегодня - в эпоху либерализации и демократизации политической, экономической и культурной жизни, которая еще 10 лет тому назад казалась почти недостижимым общественным идеалом. Низкую значимость настоящего и ориентацию в будущееП.Я.Чаадаев объяснял отсутствием глубоких духовных корней в прошлом и подлинной бытовой и гражданской благоустроенности в настоящем. Сходную мысль высказывает Н.А.Бердяев: у него социально-политические движения, ориентированные на “желаемое будущее”, рассматриваются как “выход из невыносимого настоящего”.[194] На наш взгляд, причина кроется не только в этом - характеризуемая черта национального менталитета имеет глубинную связь с предыдущей ценностной доминантой. Дело в том, что аскетизмкак путь духовного самосовершенствования предполагает самодистанцирование человека, его отстраненность от “естественных” человеческих желаний и побуждений. Поэтому смысл жизни (в силу несовершенства сегодняшнего состояния) переносится в будущее. Православный человек во временном модусе сейчас всегда несовершенен и грешен, его душа открыта будущему. В этой связи “бытовую и гражданскую неустроенность” следует рассматривать не как причину обращенности человека в будущее, а как, скорее, ее результат. Идеальная направленность русского сознания отражается в исторически-устойчивой “неделовитости” русского человека, которая, как отмечал Ф.Степун, является “обратной стороной напряженной идейности”.[195] Сказанное выше позволяет сформулировать одну из существенных черт русской культуры, которая, в отличие от западных культур, ориентированных на преобразовательную, созидательную деятельность, окультуривание внешнего мира, направлена на освоение “мира” внутреннего, на “строительство” души человека. Это культура Слова, им рожденная и в нем воплощающаяся.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.004 с.) |