Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное состояние национальной стандартизации в России
История государственного управления стандартизацией в России начинается с 1925 года, и в 2005 году отметила свой 80-летний юбилей. На этапе становления и развития стандартизации в России она преследовала интересы государства и финансировалась исключительно за счет средств федерального бюджета. Реформирование стандартизации, которое было начато с переходом России к новым условиям хозяйствования, в настоящий момент времени еще не закончено. Целями реформирования национальной стандартизации является не столько решение проблем самой системы стандартизации, сколько преодоление порожденных этой системой проблем и противоречий в экономической системе государства и предпринимательства. Эти проблемы и противоречия могут быть обозначены следующим образом: а) недостаточный уровень гармонизации национальных стандартов с международными. С целью сокращения количества стандартов, относящихся к одному и тому же объекту, которые обеспечивают взаимозаменяемость продукции, работ (процессов) и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, предоставляемой в соответствии с этими стандартами, утвержденными (принятыми) различными органами стандартизации, целесообразно осуществлять их гармонизацию. Такие стандарты называются гармонизированными. Гармонизация стандартов может осуществляться на международном или региональном уровнях, на многосторонней и двухсторонней основе. б) ухудшение качества разработки национальных стандартов целого ряда направлений в силу отсутствия системы научных исследований и ресурсного обеспечения; в) снижение темпов обновления и актуализации фонда документов национальной системы стандартизации (так, по оценкам, обновление должно составлять не менее 10% фонда в год); г) неполнота отражения текущей ситуации в сфере стандартизации и технического регулирования в перечне законов и нормативных актов РФ; д) снижение активности технических комитетов по стандартизации в связи со слабой заинтересованностью промышленности в разработке, а также в результате реорганизации управления отраслями. Стандартизация призвана вносить определенный вклад в экономическое развитие страны, но при этом цели и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам, соответствовать международной практике. Так, в 2006 г. рабочей группой в составе экономической рабочей группы при Президенте Российской Федерации, Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Национального института технического регулирования, отраслевых технических комитетов и других организаций была разработана и направлена на утверждение Концепция развития национальной системы стандартизации[30]. В Концепции указано, что сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации, которая призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.
По определению[31], национальная система стандартизации представлена совокупностью национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, в том числе правилами их разработки и применения. В Концепции определена законодательная и нормативная база национальной системы стандартизации, к которой отнесены: · Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации; · Федеральный закон "О техническом регулировании", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов; · нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации; · основополагающие стандарты национальной системы стандартизации. Национальные и международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов и содействия соблюдению их требований.
Вступление в силу Федерального закона «О техническом регулировании» перевело государственные стандарты Российской Федерации, выполнявшие функции основного инструмента государственного регулирования, в национальные стандарты, призванные на добровольной основе обеспечить повышение конкурентоспособности и безопасности продукции, работ и услуг и содействовать соблюдению обязательных требований технических регламентов. Так, ранее[32], основы стандартизации были обязательными для всех участников рынка (предпринимателей, юридических лиц, государственных органов и пр. организаций), а разработка и применение нормативной документации по стандартизации являлось мерой защиты государственных интересов и потребителей. В законе «О техническом регулировании» происходит пересмотр характера применения нормативной документации по стандартизации, перевод ее в добровольно применяемую. Иными словами, стандарты, даже государственные, перестают быть обязательными для субъектов хозяйствующей деятельности. Изменение правового статуса документов по стандартизации и самого понятия «стандартизация» обусловлено ориентацией российского законодателя на международную практику и сложившийся практический международный опыт в этой сфере деятельности. Различие между стандартизацией и техническим регулированием состоит в уровне согласия. В то время как соответствие стандартам - добровольное дело изготовителей, техническое регулирование носит принудительный характер. Это имеет различное значение для торговли. Если изделие не отвечает требованиям технического регламента, оно не будет допущено к продаже. Изделие, которое не соответствует стандартам, будет допущено на рынок, но потребители, скорее всего, отдадут предпочтение изделиям, отвечающим стандартам качества данного рынка.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.004 с.) |