Основные принципы стандартизации. Роль стандартизации в системе технического регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы стандартизации. Роль стандартизации в системе технического регулирования



 

Результаты стандартизации оцениваются теми изменениям, которые она внесла в экономику государства и общественное развитие. Для того чтобы эти изменения были положительными, т.е. чтобы стандартизация была эффективной, при ее проведении необходимо соблюдение определенных принципов.

Основополагающими принципами стандартизации являются:

1 принцип - добровольного применения стандартов;

Принцип добровольности стандартов заимствован из международной практики. В западном цивилизованном понимании «добровольность» интерпретируется как необходимость, обязанность поставщика добровольно возлагать на себя ответственность за выполнение (превышение) требований, изложенных в добровольных национальных или отраслевых стандартах на продукцию, процесс или услугу. Каждый участник цивилизованного рынка знает, что без выполнения требований действующих добровольных стандартов, разработанных при непосредственном добровольном участии поставщиков продукции или услуги, невозможны не только успешная деятельность, но и само существование организации.

В отечественной интерпретации «добровольность» трактуется как необязательность исполнения каких-либо требований добровольных стандартов, как дозволенность поставки на рынок продукции любого, даже самого низкого качества. Это весьма неверные представления.

Таким образом, на федеральном и региональном уровне в сознании всех участников рыночных отношений должно произойти коренное изменение традиционных представлений о добровольности, иначе реализация данного принципа приведет к крайне негативным последствиям.

2 принцип - максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

Понятие «заинтересованные стороны» расширяет понятие «потребители». Так, в международной практике[33] в главные заинтересованные стороны обычно включаются:

· заказчики и конечные пользователи,

· люди в организации,

· собственники и/или инвесторы,

· поставщики и партнеры,

· общество, в смысле муниципалитета и народа, оказывающего влияние на организацию.

Каждая заинтересованная сторона надеется на свою собственную выгоду в отношении конкретного предприятия (ее продукции, услуг, процессов). Законные интересы потребителей согласуются с конституционными правами, и правами, вытекающими из закона «О защите прав потребителей», наиболее значимыми из которых являются обеспечение безопасности поставляемой продукции (услуг) на рынок, гарантия экологической безопасности при производстве и пр.

3 принцип - применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным. Невозможность может быть признана вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям; либо в ситуации, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

Данный принцип является одним из основных и базируется на требованиях Соглашения по техническим барьерам в торговле, принятого Россией для обеспечения условий ее вступления в ВТО (Всемирную торговую организацию).

4 принцип - обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

В качестве основных барьеров Соглашение по техническим барьерам в торговле считает расхождение законодательств разных стран, различие стандартов и несовпадение процедур проверки соответствия. Поэтому национальные стандарты должны целиком или в определенной их части соответствовать международным стандартам. Процесс приведения национальных стандартов в соответствие с международными называется гармонизацией. В развитых странах уровень гармонизации стандартов составляет 50%, в России - около 35%.

5 принцип - недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Законом «О техническом регулировании» вводится принципиально новое понятие «технический регламент». Прежде всего, технический регламент - это документ, в котором изложен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых государством к тому или иному виду деятельности. Технический регламент представляет целостное и системное регулирование направлений деятельности. При этом нормой становится не отдельный документ (что удобно для инстанций нормирования), а регламент на вид деятельности, своего рода исчерпывающий свод норм и правил (что удобно для предприятий и необходимо для эффективного контроля). Утверждение регламента деятельности в качестве основного документа нормирования необходимо было в целях преодоления существующих противоречий, когда в стране действует более шестидесяти тысяч разного рода документов, содержащих обязательные требования, и когда их полный объем для того или иного вида деятельности не знают не только контролируемые, но и сами контролирующие.

6 принцип - недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. Данный принцип согласуется с обозначенными выше принципами.

Принятие данных принципов в качестве основных в политике национальной стандартизации подчеркивает сущность проводимых государством реформ. Хотя сейчас все элементы технического регулирования – технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, контроль и надзор – в том или ином виде имеются в Российской Федерации, они требуют существенной доработки в той мере, что создают необоснованные и избыточные барьеры в торговле.

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. Так, по исследованиям немецких экспертов, треть ежегодного экономического роста Германии за 1960 – 1990 гг. (около 30 млрд. марок) относилась к эффекту применения стандартов. В результате исследований, проведенных в ряде стран (страны – члены Азиатского Тихоокеанского экономического сотрудничества – АТЭС), выявлено, это эффективное применение технического нетарифного регулирования позволяет увеличить долю прибыли в среднем на 0,26% от ВВП, тогда как прибыль от мер тарифного регулирования не превышает в среднем 0,14%. Таким образом, государство напрямую должно быть заинтересовано в эффективном применении стандартизации в качестве рычага технического регулирования.

При разработке технических регламентов необходимо использовать опыт стран Европейского Союза, который практически перестал включать конкретные технические требования в директивы ЕС, а использует принцип нового подхода, предполагающего указание в директиве только существенных требований. Конкретные требования и методы испытаний устанавливаются в национальных стандартах, направленных на подтверждение соответствия директиве. Стандарты принимаются на основе консенсуса всех заинтересованных сторон в рамках согласительного совещания представителей министерств и ведомств, предприятий – изготовителей, саморегулируемых организаций, научных организаций – технических комитетов по стандартизации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.006 с.)