Понятие, предмет и метод АП. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет и метод АП.



Понятие, предмет и метод АП.

Административное право - отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. Предмет – отношения в сфере гос. управления. Виды: вертикальные, горизонтальные, между субъектами ИВ и гражданами, гос.служащими и др. Отличительная черта – отсутствие равноправия. Методдозволение (предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой), предписание (установление определенного порядка действий), запрет (запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия).

Место в системе права. Источники АП.

Источники АП — это внешние формы выражения административно-правовых норм. Виды – конституция, международные договоры, КоАП, ФКЗ, ФЗ, Таможенный, Налоговый кодексы, указы президента. Место в системе права – На мой взгляд, административное право занимает ведущее место в системе российского публичного права не только потому, что регулирует самый широкий круг публично-правовых отношений, но и оказывает самое непосредственное влияние на взаимоотношение гос. власти и общества, власти и отдельного индивида. Потому что предусматривает в себе конкретные механизмы этого взаимодействия. Государство формально в основном всегда преследует цели достижения общественного благополучия, и часто система норм права может быть правильно выстроена и направлена на интересы общества и индивида. Но именно административное право как право государственного управления помогает воплотить эти вопросы в реальную жизнь. Именно от административного права в конечном итоге и зависит жизнь государства, общества, отношения между ними.

3. Понятие содержание и виды АП норм.

АП норма – правило поведения, закрепленное законодателем, в сфере гос. управления. Норма состоит из: гипотеза (условия применение норм) - диспозиция (описание нормы)- санкция (последствия). Особенности: база для регулир. общественных отношений, императивны, подзаконны, определяют границы дозволенного поведения. Виды: По целевому назначению нормы делятся на регулятивные (содержащие правила созидательной, нормальной деятельности), и охранительные (призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юр. нормами отношений. По содержанию различаются нормы материальные (определяют права и обязанности субъектов правоотношений) и процессуальные (закрепляют порядок, процедуры осуществления власти).

Система и субъекты АП.

Субъект – участник админ-прав. отношений, наделенный субъективными правами и юрид. обязанностями. Субъекты: физ. лица (граждане) и организации (представит., исполнит., суд. органы прокуратуры, гос. предприятия, учреждения и др.). Система АП – совокупность админ. норм и институтов, образующих внутреннюю структуру АП. Признаки: обусловлена спецификой регулируемых отношении, вкл в себя элементы, объективное правовое явление, взаимосвязанные элементы. Институты: админ. процесса, админ. контроля, принципов АП, госуд. и муниц. службы, форм гос. устройства и др.

Черты и виды АП отношений.

АП отношение - урегулированной АП нормами управленческое отношение, участники кт наделены субъективными правами и обязанностями. Особенности: неравноправие субъектов, обязательный субъекты наделенный властными полномочиями, возникают в связи с практической дея-тью органов ИВ, по инициативе одной из сторон, при нарушении АП норм субъект несет ответственность перед гос-вом, направлены на организацию дея-ти людей и их объединений. Виды: регулятивные, охранительные, материальные (урег. матер. нормами). вертикальные/горизонтальные защищаемые в суд. порядке/во внесудебном, внутренние/ внешние, порожденные правомерными действиями/неправомерными/событиями.

АП статус гражданина РФ.

Это- сов-ть субъективных прав и юрид. обязанностей гражданина РФ, гарантий и отве-ти, закрепленных админ. правами. Элементы: гражданство, принципы АП статуса, админ. правоспособность, права и обязанности в сфере гос. управления, отв-ть, гарантии. НПА закрепляющие АП статус граждан: конституция, декларация прав чел-ка, ФЗ о гражданстве. Виды АП статусов граждан: общий (общее положение в сфере гос. управления), родовой (положение спец.групп граждан (военных, врачей), индивидуальный (конкретное положение гражданина с учетом пола, возраста и т.п.).

АП статус полит. партий.

Партии создаются свободно, кроме случаев в ст.9. ФЗ о полит.партиях. Членами партии могут быть граждане РФ с 18 лет. Иностранцы и лица без гражд-ва не могут. Наличие филиалов в более 50% субъектов РФ. Приостановление дея-ти не менее 2 месяцев(за нарушение ФКЗ, ФЗ). Последствия: запрет СМИ, митингов, собраний, но основное – ликвидация (неучастие в выборах 5 лет подряд, неустранение косяков, отсутствие членов 500 на субъект и 50000 всего). Решение может быть обжаловано. Права: пропаганда идей, использование СМИ, участие в выборах, создание отделении, защита своих прав, вступать в международные ассоциации и союзы. Обязаны: соблюдать Конституцию РФ, ФКЗ, ФЗ, допускать представителей уполномоч. органов на свои собрания.

АП режимы.

АП режим – комплекс оперативных гос. решений и АП мер принуждения и убеждения, направленных на обеспечение стабилизации общ. отношении в регионе или гос-ве в целом. Они временно ограничивают права и свободы граждан. Достигается с помощью: дополнит. запретов и обязывания, разрешительный способ реализации прав и свобод, установление контроля и надзора, введение правил. Правовая основа: Конституция РФ, ФЗ, указы президента и др. Изменяется объем правосубъектности граждан. Классификация: федеральные/региональные/ местные. По предмету регулирования: природоохранные/обеспечение гос.безопасности/ охрана общ. порядка (чрезвычайное положение). + военное положение.

Государственное управление.

Можно разделить на техническое, биологическое, социальное направление. Админ. нормы действуют во всех сферах гос. управления, основная задача – регулирование органов дей-ти высших гос.органов и ОМСУ. Функции: сбор, анализ и подготовка информации для субъекта, научный прогноз, планирование, контроль и учет, надзор. Делится на 3 части: гос.органы действующие на основании АП договоров/указов президента/не входящие в систему гос. управления. Гос. управление действует в системе ИВ вертикально и горизонтально. Оно имеет материальную и процессуальную дей-ти.

Президентский контроль.

Осущ-ся контрольным управлением президента РФ. Функции: организация и проведение проверок, проверка всех докладов, относящихся к поручениям президента, подготовка предложении по прекращению контроля, проверяют дея-ть других отделом администрации президента, проверка сметы администрации президента, проверяет дея-ть гос. предприятий и готовит отчет, проверка дея-ти органов ИВ субъектов РФ, не имеют права вмешательства в оперативное управление гос. предприятий, выдвигают предложения президенту по изменению структуры гос. органов. Представители президента: контроль ОМСУ, не могут вмешиваться в дея-ть законодательного собрания РФ, готовят отчеты по проверкам, дает рекомендации по выборам руководителя субъекта, выдвигают предложения по отмене законом и НПА субъектов РФ. Указ "О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе".

Административный надзор.

Это вид деятельности спец. уполномоченных органов ИВ по систематическому наблюдению за точным соблюдением, исполнением и применением юрид. и физ. лицами правовых норм в сфере гос. управления. Админ. надзором занимаются: таможенный комитет, сан-эпедем станция, налоговая служба и др. Особенности админ. надзора: особая разновидность гос.контроля, осущ. спец.уполномоченными органами ИВ, систематическая дея-ть, цель – обеспечение правопорядка в сфере гос. упр-я, между субъектом и объектом отсутствует соподчиненность. Методы: постоянное наблюдение, периодические проверки, обследование поднадзорного объекта, истребование и изучение документов, изучение обращении граждан и информации в СМИ. Полномочия органов админ. надзора: получение информации, применение мер админ. принуждения и пресечения, привлечение к администр. отв-ти, регистрация и учет, выдача лицензии, нормотворчество.

Прокурорский надзор.

Прокуратура – гос. орган, входящий в судебную систему РФ по конституции, но никакого отношения к суд. системе не имеющий. Это независимый орган подчиняется только закону, имеет огромные надзорные полномочия. Формы реагирования прокурора: протест, представление, постановление, предостережение о недопустимости нарушения закона. Правильно и своевременно проверять жалобы, Задачи органов прокуратуры состоят в том, чтобы используя полномочия по осуществл. надзора за точным и единообразным исполнением з-ов, обеспечить гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних и др. Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Генеральный прокурор имеет право законодательной инициативы.


 

Понятие, предмет и метод АП.

Административное право - отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. Предмет – отношения в сфере гос. управления. Виды: вертикальные, горизонтальные, между субъектами ИВ и гражданами, гос.служащими и др. Отличительная черта – отсутствие равноправия. Методдозволение (предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой), предписание (установление определенного порядка действий), запрет (запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.01 с.)