Система административных наказаний: понятие, особенности и элементы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система административных наказаний: понятие, особенности и элементы.



Система административных наказаний, в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Как средство принудительного (карательного) воздействия на правонарушителя, оно должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния. Виды административных наказаний устанавливаются только государством и могут изменяться путем принятия соответствующих федеральных законов, вносящих изменения в КоАП РФ.


Административные наказания признаются разновидностью мер административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что: а) являются карательными санкциями; б) преследуют специфические цели; в) применяются в соответствии с детально урегулированной правом процедурой. Кроме того, очень важен и формальный момент. На практике административными наказаниями могут считаться только те принудительные меры, которые законодатель на федеральном уровне включил в перечень видов административных наказаний (ст. 1.3 КоАП РФ). Так, временное лишение права пользования библиотекой, отзыв лицензии и ряд иных принудительных средств воздействия, предусмотренных федеральными административно-правовыми нормами и применяемых в административном порядке, не признаются административными взысканиями, а следовательно, и применяются не в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Например, такая мера административного принуждения, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, стала административным взысканием (наказанием) только начиная с 1995 г.


Административные наказания являются карательными санкциями, которые могут применяться за нарушение норм административного, конституционного, трудового (ст. 5.27 - 5.34 КоАП РФ и др.), финансового (ст. 15.1 - 15.15 КоАП РФ и др.), гражданского (ст. 7.17, 7.27 КоАП РФ и др.), гражданско-процессуального, уголовно-процессуального (ст. 17.4 КоАП РФ) и других отраслей права. Их применение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права, возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение года со дня окончания исполнения постановления не совершило нового административного правонарушения.
Но кара - не самоцель, а лишь средство воспитательного воздействия, которое, образно говоря, осуществляется как с помощью "пряника", так и "кнута". Применение наказания необходимо, чтобы воспитать субъекта ответственности в духе уважения к закону и правопорядку, предупредить совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание не может преследовать цель унижения человеческого достоинства гражданина, привлеченного к административной ответственности. Часть 2 ст. 3.1 КоАП РФ запрещает применение административных наказаний с целью причинения гражданам физических страданий. Кроме того, закон закрепляет положение, защищающее и юридических лиц: "Административное наказание не может иметь своей целью... также нанесение вреда деловой репутации юридического лица".
В ст. 3.2 КоАП РФ дан систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний. Вместе они образуют систему административных наказаний, которая включает разные по содержанию, тяжести и иным признакам карательные санкции. Подобно тому как это сделано в уголовном и трудовом праве, в КоАП РФ перечень имеет определенную последовательность: сначала идут менее, а затем более суровые наказания. Иными словами, законодатель сконструировал своеобразную "лестницу наказаний" <*>, что, безусловно, будет учитываться и законодательными органами регионов, и многочисленными субъектами, которые уполномочены налагать такие санкции.
Следует отметить, что КоАП РФ назвал административно-карательные санкции "наказаниями". Ранее они во всех официальных документах и, соответственно, в научной и учебной литературе именовались "административные взыскания". Новое наименование мер административной ответственности, во-первых, лучше, нежели старое, раскрывает их карательное содержание и предназначение, а во-вторых, больше подчеркивает их связь и близость с уголовными наказаниями, отражает общие черты этих видов ответственности (применение карательных санкций за совершение правонарушений, составы которых четко закреплены законами, только субъектами публичной власти к лицам, которые не находятся от них в служебной зависимости).

 

Статья 3.2. Виды административных наказаний:
1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.


Все восемь видов административных наказаний, помещенных на различные ступени названной выше "лестницы", тесно связаны между собой. Прежде всего их объединяет общая цель - защита правопорядка, воздействие на лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предупреждение новых нарушений правовых норм. По содержанию каждое административное наказание является карой, назначаемой за правонарушение. Применение любого из них означает привлечение лица к административной ответственности, официальное осуждение деяния как общественно вредного, противоправного, а кроме того, влечет неблагоприятные юридические последствия.
Систему административных наказаний характеризует общее основание их применения - административное правонарушение. Действующее законодательство устанавливает, кроме того, единые принципы и общий порядок их применения.
Необходимо отметить также широкое использование законодателем альтернативных санкций, что позволяет субъектам административной юрисдикции при определении кары за конкретное правонарушение избирать ту, которая наиболее соответствует обстоятельствам дела и личности правонарушителя.
!Среди наказаний по содержанию карательного воздействия можно различать морально-правовые (предупреждение), имущественные (штраф, возмездное изъятие, конфискация), ограничивающие личные свободы (административный арест, административное выдворение), организационные (лишение специального права, дисквалификация).

Если некоторые наказания являются чисто карательными и только косвенно оказывают профилактическое воздействие (штраф, предупреждение), то другие, карая, вместе с тем непосредственно предупреждают новые правонарушения (конфискация, дисквалификация, лишение специального права, выдворение).

Необходимо выделить административные наказания, которые могут применяться только в судебном порядке (возмездное изъятие, конфискация, лишение специального права, административный арест, дисквалификация), а также те, что могут назначаться и судьями, и административными органами (их должностными лицами). В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение, штраф, а в особых случаях - административное выдворение за пределы Российской Федерации.

 

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Устное предупреждение за малозначительность деяния, не являются адм. наказанием

Административный штраф

Штраф как мера принуждения известен ряду отраслей права. Для того чтобы отличить данный вид наказания от уголовного и иных его разновидностей, в КоАП РФ его назвали "административным".
Такую имущественную санкцию, как штраф, т.е. взыскание определенной денежной суммы, в борьбе с административными правонарушениями используют чаще всего. Административную ответственность без всякого преувеличения можно назвать "штрафной", так как почти 90% виновных в совершении таких деяний подвергаются именно штрафу. И все статьи Особенной части КоАП, устанавливающие ответственность за совершение правонарушений (кроме ст. 20.25 КоАП РФ), содержат такую санкцию, как штраф.

Статьей 3.5 КоАП РФ установлено, что минимальный размер штрафа, налагаемого на любого субъекта, не может быть менее ста рублей. Максимальный размер штрафа, налагаемого на граждан, - 5000 руб., на должностных лиц - 50 000 руб, на юридических лиц – 1.000.000 руб.

 

Конфискация

Конфискация является принудительным безвозмездным обращением в государственную собственность имущества, не изъятого из оборота. Как административное наказание, она имеет ряд особенностей. Во-первых, конфискация назначается только судьей. Во-вторых, она применяется к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам. В-третьих, конфискация применяется только в отношении орудий совершения или предметов административного правонарушения.

Как правило, в статьях КоАП РФ прямо называются предметы, которые должны, а на основании ст. 14.1 КоАП РФ могут быть конфискованы. Так, в ч. 1 ст. 14.16 КоАП РФ речь идет о конфискации этилового спирта и спиртосодержащей продукции, в ст. 14.18 КоАП РФ - о конфискации произведенной продукции, а в ст. 14.10 КоАП РФ - о конфискации предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.
Статья 52 УК РФ устанавливает, что конфискуется имущество, "являющееся собственностью осужденного". КоАП РФ предусматривают применение конфискации к должностным лицам, которые в большинстве случаев не являются собственниками конфискуемых предметов.
В этом состоит еще одна особенность административной конфискации, что вызывает ряд возражений.

Пост. Конст. Суда – изымать можно не у собственника только в сфере таможенных отношений.

Ведь конфискация является наказанием, а оно должно применяться в том случае, если деяние совершено виновно, правонарушитель в установленном законом порядке привлечен к ответственности и признан виновным. Когда же конфискуется предмет, не принадлежащий виновному, то наказывается не он, а собственник, которого лишили законного права собственности навсегда. Но ведь собственника к ответственности не привлекали и вину его не устанавливали.

Часть 3 ст. 35 Конституции РФ провозглашает: "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда". Такое решение должно приниматься только в отношении лица, которое является стороной в имущественном споре или привлекается судом к ответственности. Духу и букве Конституции РФ противоречит акт правосудия о конфискации вещей у собственника, которого к ответственности не привлекали.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.83.20 (0.02 с.)