Делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.



Свидетель обязан дать правдивые показания: заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего либо отказ указанных лиц от дачи показаний влекут уголовную ответственность согласно ч. 1 ст. 307 и ст. 308 УК. Отказ или уклонение свидетеля от обязанностей, предусмотренных ч. 2 статьи 25.6 КоАП, квалифицируются по ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении); заведомо ложные показания свидетеля квалифицируются по ст. 17.9 КоАП.

Статья 25.7. КоАП определяет, что в случаях, предусмотренных Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Труфанов М.Е. Проблемы правового положения понятого в производстве по делам об административных правонарушениях.// Труды юридического факультета СевКавГТУ: Сборник научных трудов. Выпуск 3. -Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. С.34.

Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 Кодекса, то есть при производстве следующих процессуальных действий:

- личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице;

- осмотре, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, территорий и находящихся там вещей и документов;

- досмотре транспортного средства;

- изъятии вещей и документов;

- задержании транспортного средства, создавшего препятствие для движения другого транспортного средства, в отсутствие водителя;

- аресте товаров, транспортных средств и иных вещей.

По усмотрению лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, понятые могут привлекаться и при производстве иных процессуальных действий.

Анализ административно-процессуальных норм, образующих институт понятых в административно-процессуальном законодательстве, позволяет обозначить следующие права понятого: право знать свои права и обязанности, право делать замечания по поводу произведенных действий, которые подлежат занесению в протокол соответствующего процессуального действия (ст. 25.7. КоАП), право на сохранение среднего заработка по месту его работы или на вознаграждение за отвлечение его от обычных занятий за все время, затраченное им в связи с вызовом к лицу, осуществляющему производство по делу.

Обязанности понятого сводятся к обязанности удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых он присутствовал (ч.2 ст. 25.7. КоАП). Из содержания ст. 28.3. КоАП вытекает обязанность подписать протокол процессуального действия, при производстве которого присутствовал понятой.

Применительно к правовому статусу понятого внимание следует уделить также фактической способности реализации прав и обязанностей. Здесь выделяются такие моменты, как вменяемость, знание языка, на котором проводится следственное действие, возраст, состояние слуха, зрения, профессиональные навыки и т. д. Наличие конкретных качеств у лица, приглашенного в качестве понятого, должно быть в обязательном порядке установлено перед началом процессуального действия.

Таким образом, анализ правового статуса понятого делает возможным констатировать два момента: общая правоспособность данного участника процесса не определена; специальная же определена посредством включения в соответствующую административно-процессуальную норму (ч.1 ст. 25.7. КоАП РФ) общего требования, предъявляемого к понятому, - незаинтересованность в деле.

Специалист может быть привлечен после возбуждения производства по делам об административных правонарушениях, при производстве по которым необходимо составление протокола. В соответствии с указаниями вызвавших его судьи, органа, должностного лица специалист обязан участвовать в процессуальных действиях, в которых требуются его познания в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В отличие от эксперта специалист дает пояснения, а эксперт представляет, как правило, письменное заключение.

В отличие от эксперта специалист может и не обладать специальными познаниями по существу фактов и обстоятельств рассматриваемого дела об административном правонарушении.

Однако специалист обязан участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний (экспертизы). Специалист в случае привлечения его для проведения экспертизы действует под руководством эксперта, осуществляя в основном вспомогательные, технические функции.

Права и обязанности специалиста и эксперта в производстве по делу об административном правонарушении во многом совпадают.

Специалист обязан:

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.

Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

Содержание прав эксперта, определенное ч. 5 статьи 25.9 КоАП, обусловлено его функциональными обязанностями представить объективное заключение в соответствии с вопросами, поставленными перед ним судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Согласно ст. 17 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт вправе:

- ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

- делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

- обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.006 с.)