Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ содержания школьной программы обучения технологии.

Поиск

Лекция№1.

Тема: образовательная область «технология» как учебный предмет общеобразовательной школы.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УЧЕБНЫХ РАЗДЕЛОВ И ВИДОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ

МИНИМУМОМ СОДЕРЖАНИЯ

Содержание предмета «Технология» предусматривает пять основных разделов (включая черчение), по каждому из которых разработан свой базовый модуль, и пять разделов (информационные технологии; художественная обработка материалов; основы предпринимательства; профессиональное самоопределение; основы проектирования), содержание модулей, у которых также определено, но они не имеют самостоятельного статуса. Это означает, что при создании региональных или авторских программ вошедший в них материал и отводимое на его изучение учебное время должны быть рассредоточены и интегрированы в разделы, связанные с технологиями обработки материалов или пищевых продуктов, сборкой и соединением деталей и узлов, преобразованием энергии, управлением машинами и т.п. Таким образом, учителям предоставляется право самим определять место изучения того или иного материала на протяжении всего периода обучения учащихся с V по IX классы и детально распределять его по темам и фрагментам каждого раздела учебного материала.

Из этого следует, что примерный характер программы по технологии, значительная свобода в отборе учебного материала с учетом региональных и местных особенностей, подготовленности учителя, пожеланий учащихся и их родителей создают благоприятные условия для дифференциации и индивидуализации обучения. При этом нельзя забывать о таком важном ориентире как требования к обязательному уровню знаний и умений школьников. Без выполнения этого условия невозможно сохранить единое образовательное пространство учебного предмета. Учитель технологии при отборе учебного материала, интерпретации учебных разделов и видов деятельности должен постоянно помнить, что образовательная область «Технология» входит в федеральный компонент базисного учебного плана. Она вводит учащихся в такие важные для каждого человека сферы жизни, как производство, реализация и потребление материальных и духовных благ, культура труда, быта, профессиональное самоопределение в условиях перехода страны к рыночной экономике, открывает наибольшие по сравнению с другими областями школьного образования возможности для трудового и творческого становления личности. Нельзя забывать и о том, что это фактически единственная образовательная область в учебном плане, которая формирует невербальную сферу человека, столь же важную, как и вербальная.

Таким образом, основной документпрограммане является для учителя догмой! Школьный учитель имеет право на ее широкую коррекцию с учетом различных факторов: материальной базы учебного заведения, своих пристрастий и наклонностей учащихся, технических возможностей и целесообразности, и т.п. Важно лишь, чтобы при внесении изменений в базовую программу, ее коррекции или переработке в авторскую программу были соблюдены следующие правила.

1. Предлагаемая программа основывалась на базовой и предусматривала, что основная часть учебного времени (не менее 70 %) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.

2. Переработанная программа должна в обязательном порядке быть утверждена методическим объединением (по профилю). При этом учитывается, что базовое содержание предмета содержит федеральный компонент — минимальный стандарт базового инвариантного курса, а дополнительные вариативные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки могут выбираться из представленного далее списка.

Структурная модель изучения учащимися I — XI классов общеобразовательных школ образовательной области «Технология» представлена в таблице:

Базовый инвариантный курс, минимальный стандарт Дополнительные вариативные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки
Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения Художественный труд Домоводство (для девушек) Домоводство (для мальчиков)
Электрорадиотехнология. Хозяйка дома.
Информационные технологии. Хозяин дома.
Графика. Технология деревообработки.
Культура дома. Технология обработки ткани.
Ткани и пищевые продукты. Технология обработки пищевых продуктов
Строительные ремонтно-отделочные работы Технология обработки металлов.
Общественное производство и профессиональное самоопределение Электромонтажные работы.
Производство и окружающая среда Ремонтно-строительные работы.
Домашняя экономика и основы предпринимательства Художественное конструирование
Техническое творчество. Художественно-оформительские работы.
Художественная обработка материалов Технология изготовления продуктов растениеводства
Введение в художественное конструирование. Технология изготовления продуктов животноводства
Теоретическое изучение — до 30% учебного времени. Строительные работы
Практические и лабораторные работы — 70%. . Робототехника.
Индивидуальные творческие проекты — 10% (начиная с II класса). Техника в быту.
  Радиотехника.
  Предпринимательство.
  Автомобиль.
  Техника в фермерском хозяйстве.
  Домашняя экономика.
  Народные ремесла и промыслы.
  Декоративно-прикладное и техническое творчество

Следует постоянно помнить, что авторские программы могут расширять обязательный минимум, но сокращать или урезать его. Для учителя технологии выбор модулей, как уже подчеркивалось, допускается в широкой трактовке сочетаний.

При реализации разделов»Технологии» в школе могут быть предложены такие варианты.

В начальной школе: технология обработки материалов (природных, бумаги, проволоки); культура дома (правила поведения, сервировка стола); уход за домом (уборка, мытье посуды, уход за растениями); информационные технологии (обуч-е игры на ПЭВМ); выполнение индивидуальных технологических проектов. Для реализации модуля «электротехника» нужны простейшие электроконструкторы, для модуля «элементы техники» - механические конструкторы.

В средней школе: технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения; культура дома. Технологии обработки ткани и пищевых продуктов; художественная обработка материалов; строительные и ремонтно-отделочные работы; информационные технологии; выполнение проектов.

В старших классах: домашняя экономика и основы предпринимательства; производство и окружающая среда; общественное производство и профессиональное самоопределение; информационные технологии; художественная обработка материалов; техническое творчество; введение в художественное конструирование; выполнение проектов.

Необходимо обратить внимание будущих учителей технологии на то, что по любому направлению технического, обслуживающего или с/х труда установлены четкие оценки качестваподготовки школьников. В большинстве своем они предусматривают приобретение учащимися твердых умений и навыков, призванных оказаться полезными в быту. Например, по разделу «строительные, ремонтно-отделочные и санитарно-технические работы» будущий хозяин дома должен получить знания, которые позволят произвести самому необходимые действия по ремонту и эксплуатации в городской квартире, сельском доме или на даче всего, что цивилизация сделала для нас привычной окружающей средой. Более того, знания устройств современных сетей водопровода и канализации позволит, при необходимости, осуществить быстрые и грамотные поступки в аварийных ситуациях. Все это должно учитываться преподавателем технологии при организации учебного процесса, тк как это актуализирует знания учащихся, повышает их заинтересованность в освоении материала раздела.

При разработке своего, авторского варианта программы важно иметь ввиду, что изучение отдельных элементов должно предполагать ознакомление учащихся с многообразием современного мира техники и развитие творческих способностей школьников. Выбор практических работ должен учитывать региональный фактор и материальное обеспечение.

Успех интерпретации учебных дисциплин и видов деятельности в соответствии с программой образовательной области «технология» во многом будет определяться подходом учителя. Вот почему его методическая подготовка так важна. Молодой учитель будет инстинктивно будет избегать включения в программу тех разделов, в которых он чувствует себя недостаточно уверенно, а это – заведомое обеднения обучения школьников.

Учителю технологии приходится проводить занятия по графике, ИТ, элементам домашней экономики и основам предпринимательства, по разделу «производство и окружающая среда», основам художественного конструирования и профессиональному самоопределению. Поэтому уровень профессиональной подготовленности будущего учителя должен быть достаточно высоким.

Лекция №3

Лекция №10

Лекция №12.

Лекция№1.

Тема: образовательная область «технология» как учебный предмет общеобразовательной школы.

Анализ содержания школьной программы обучения технологии.

Закон «об образовании» принятый в России в 1992г., был нацелен на будущее общества и утверждал, что содержание образования должно обеспечивать:

· Формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

· Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры;

· Формирование человека, гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

· Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Сформированные новые принципы государственной политики в области образования учли, в том числе и недостатки существовавшей системы трудовой подготовки молодежи, несоответствие ее изменившимся задачам развития подрастающего поколения. Длительная работа по созданию федеральных компонентов государственных стандартов обусловила утверждение обязательного содержательного минимума для российской школы.

В соответствии с этим минимумом в Российской академии образования под руководством академика В. А. Полякова большим коллективом ученых и учителей-практиков разработаны примерные программы для образовательной деятельности «технология» (таблица 1).

Обращая внимание на термин «примерные», употребленный выше, следует пояснить следующее. Приведенный учебный план лишь раскрывает основные направления обучения учащихся в образовательной области «Технология», представляя право на местах разрабатывать и утверждать на его основе авторские учебные программы по технологии.

Это означает, что пеподаватель технологии в зависимости от материально-технического обеспечения учебного процесса, избранных объектов труда, характера изучаемых технологий имеет возможность широко использовать дополнительные часы в желаемом направлении.

На региональный и школьный компоненты выделяется 40 часов, которые могут значительно наполнить содержание избранных разделов. Более того, чтобы снять проблемы, возникающие у школьного учителя с изучением разделов, не обеспеченных материально-технической базой обучения, допускается содержательная корректировка. При отсутствии возможностей для организации практической деятельности учащихся по какой-либо теме соответствующий ей материал может быть дан в сокращенном варианте, информационно-иллюстративном. Например, если в разделе «Электротехника и электроника» на школьной базе не удается организовать монтажные и измерительно-исследовательские работы по радиоэлектронике, электронной автоматике и цифровой электронике, то допускается дать этот материал в сокращенном варианте на уровне технологических сведений, а практические работы провести в эксплуатационном варианте с готовыми промышленными электронными устройствами, обучая пользованию ими. В то же время следует увеличить разнообразие и сложность работ по другим темам, обеспечивая выполнение требований обязательного минимума.

 

Среди учебных направлений имеются базовые технологии и виды деятельности, а также разделы, не имеющие в содержании самостоятельногостатуса (это хорошо видно из табл. 1). Объясним подробно эту особенность учебного плана.

 

Таблица 1

Примерный учебный план

 

Варианты Направления труда и учебные разделы Годовое количество часов по классам
V VI VII VIII IX Всего
Варианты содержания обучения в городской школе            
Первый 1. Технический труд            
1.1. Технологии обработки конструкционных материалов            
1.2. Строительные, ремонтно-отделочные и санитарно-технические работы                        
1.3. Машиноведение       - -  
1.4. Электротехника и электроника            
1.5. Информационные технологии            
1.6. Художественная обработка материалов            
1.7. Основы предпринимательства            
1.8. Профессиональное самоопределение            
1.9. Основы проектирования            
2. Черчение - - - -    
Второй 1. Обслуживающий труд            
1.1. Технологии обработки пищевых продуктов и тканей            
1.2. Культура дома            
1.3. Машиноведение            
1.4. Электротехника и электроника            
1.5. Информационные технологии -          
1.6. Художественная обработка материалов            
  1.7. Основы предпринимательства -          
1.8. Профессиональное самоопределение   -          
1.9. Основы проектирования            
2. Черчение - - - -    
Варианты содержания обучения в сельской школе            
Первый 1. Сельскохозяйственный труд            
1.1. Растениеводство            
1.2. Животноводство            
2. Технический труд            
2.1. Технологии обработки конструкционных материалов         -   -  
2.2. Машиноведение       - -  
2.3. Строительные, ремонтно-отделочные и санитарно-технические работы                     -    
2.4. Электротехника и электроника            
2.5. Информационные технологии -          
2.6. Художественная обработка материалов           -  
2.7. Основы предпринимательства - - -      
2.8. Профессиональное самоопределение   -   -     -    
2.9. Основы проектирования            
З. Черчение - - - -    
Второй 1. Сельскохозяйственный труд            
1.1. Растениеводство            
1.2. Животноводство            
2. Обслуживающий труд            
2.1. Технологии обработки пищевых продуктов и тканей            
2.2. Культура дома       - -  
2.3. Машиноведение -       -  
2.4. Электротехника и электроника - - -      
2.5. Информационные технологии - - - - - -
2.6. Художественная обработка материалов            
2.7. Основы предпринимательства - - - -    
2.8. Профессиональное самоопределение   -   -   -      
2.9. Основы проектирования            
3. Черчение - - - -    
Рекомендуемые региональные Компоненты содержания обучения   -   -   -   -   -   -
Примерная тематика курсов для обязательного обучения; занятий по выбору; факультативных, групповых, кружковых и индивидуальных занятий 1. Информационные технологии - - - -    
2. Основы предпринимательства - - - -    
3. Профессиональное самоопределение   -   -   -   -    
4. Строительные, ремонтно-отделочные, сантехнические работы   -   -   -      
5. Художественная обработка материалов   -   -   -   -    


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.211.135 (0.009 с.)