Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Англосаксонские королевства в V–IX ввСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Англосаксонское завоевание
Враждовавшие между собой кельтские вожди приглашали на службу дружины англов, саксов и ютов (германские племена) с континента. Такие дружины, оставшиеся на зимовку в Британии, и были первыми завоевателями. Достоверных сведений о том, как именно началось вторжение, нет. Те известия, которые до нас дошли, очень скудны и носят полулегендарный характер. Наши источники — это сочинение Гильдаса «О разорении Британии» (около 550 г.), «История бриттов» Ненния (конец VII в.), «Церковная история англов» Беды Почтенного (731 г.) и «Англо-Саксонская хроника» (около 890 г.). Сведения первых двух источников спорны, а последние два составлены гораздо позднее происходивших событий. Гильдас пишет: «Советники вместе с гордым королем ввели в страну яростных саксов, ненавистных богу и людям, для отпора северным племенам». Дружины прибыли на трех кораблях, затем присоединились дополнительные отряды. Все они требовали платы, грозили разорением, если им не платили, и осуществляли свои угрозы. Имен и дат Гильдас не называет. Беда повторяет эту версию, но называет имена короля Воргигерна, вождей Хенгиста и Хорзы. Хенгист — ют и его дружина ютская. Действовали они, очевидно, против пиктов. В «Истории бриттов» Ненния легенда получает дальнейшее развитие: говорится о любви Вортигерна к дочери Хенгиста и о том, что за ее руку Хенгисту был отдан Кент (449–450). «Англо-Саксонская хроника» сообщает о высадке германских дружин в Эббсфлите, о битвах, в результате которых бритты покидают Кент и в ужасе бегут к Лондону, и в частности о битве 473 г., имевшей подобный же результат. Таковы скудные сведения письменных источников. В сочетании с археологическими данными они позволяют сделать следующие выводы. Наиболее вероятно, что дружины ютов, обитавших на Ютландском полуострове, были приглашены на службу Вортигерном, который и отдал им остров Танет. Служила дружина 5–6 лет. Нанимали также саксов и англов, живших на севере Германии. Кент был очень удобен для ютов и практически почти беззащитен. Его и захватили в первую очередь. Юты селились общинами. Они же поселились и на острове Уайт. Это было начало. Дальнейшее завоевание Британии ютами, англами и саксами приходится на вторую половину V в. Высадка дружин морских разбойников на побережье сопровождалась пожарами, истреблением всех, кто попадал в руки завоевателей, грабежами и насилиями. Кто мог, спасался бегством. Местное население было охвачено паническим ужасом и полностью деморализовано. Это делало невозможным какое-либо сопротивление завоевателям. Завоеватели были язычниками и в силу этого с особенной яростью громили богатые церкви и монастыри, дававшие прекрасную добычу. Из «Англо-Саксонской хроники» узнаем, что саксонский вождь Элла со своими сыновьями высадился в 477 г., перебил всех попавшихся ему бриттов, а остальных загнал в Андеридский лес. Затем осадил и взял Андериду (491 г.), где также всех перебил. Беда говорит об Элле как о короле всей области к югу от Хамбера. Данные археологии свидетельствуют о наличии поселений саксов в долине Темзы и Суссексе, но эти два района были отрезаны друг от друга большим лесом и жители сносились между собою по морю. Селились по течению рек, вдоль дорог избегали (опасно!). Густые поселения саксов встречались по рекам Кам, Уз, Нин. Гильдас сообщает о разоренных и разгромленных городах, брошенных затем завоевателями, так как они не представляли для них интереса, о рухнувших башнях, обвалившихся стенах, опустошенных деревнях, заброшенных полях, на которых не было ни колоса. Он пишет о том, как кельты бегут в горы и леса, как их ловят, убивают, наиболее упорных голодом вынуждают к сдаче, а потом либо убивают, либо обращают в рабство. Некоторые, спасаясь, бегут за море на континент или в Ирландию. «Огонь их (саксов) ярости лизал своим красным языком западный океан» (Ирландское море), — говорит летописец. Завершающим событием первого этапа завоевания можно считать высадку саксонских вождей Цедрика и Кюнерика и основание ими королевства западных саксов — Уэссекса в 494 г. Второй этап начинается с конца V в. Он ознаменовался временной консолидацией сил кельтов, которые, объединившись под властью Амвросия Аврелиана, перешли к вооруженному сопротивлению завоевателям. Считают, что Амвросий Аврелиан происходил из знатной римской семьи, был одним из немногих римлян, уцелевших в Британии в эту бурную эпоху. Он был вождем романо-бриттов. В начале VI в. Амвросий собрал бриттов и начал борьбу с завоевателями. Борьба шла с переменным успехом. Очевидно, примерно в это время произошло и массовое переселение бриттов на континент в Арморику (Бретань). Амвросий дал ряд сражений и одержал несколько побед, из которых особенно запомнилась потомкам победа при Бэддон Хилле. Имя Амвросия Аврелиана связывают с упоминаемым Неннием Арториусом, одержавшим 12 побед над завоевателями. Вероятно, именно его имеют в виду легенды о короле Артуре, которые легли в основу позднейшего рыцарского эпоса о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Историки не едины в оценке борьбы Амвросия и его роли. Многие считают, что его роль была преувеличена легендами. Однако бесспорным является то, что после битвы у Бэддон Хилла (516 г.) в Дорсетшире саксы в течение 50 лет не возобновляли своих атак. Неясно, какую территорию занимали в это время саксы. Одни ученые, базируясь на данных археологии о наличии англосаксонских захоронений, считают, что саксы занимали не только восток, но и центральную часть страны. Другие указывают, что места погребений не обязательно свидетельствуют о существовании поселений, а могут говорить лишь о сражениях. Есть теория, что англосаксы двигались не на север от Суссекса, а на запад от устья Темзы и, возможно, от Уоша вдоль Уза и по Икнилдской дороге. Историки считают возможным, что после битвы при Бэддон Хилле и вплоть до середины VI в. в центральных районах страны существовало смешанное население бриттов и саксов. Налицо было смешение рас и в пограничных районах. В боях 571, 577 гг. (тогда были убиты три короля кельтов и взяты Глостер, Сайренсестер и Бат) и в 584–592 гг. в Уилтшире кельты были окончательно разгромлены. К 600 г. завоевание основной территории острова германскими дружинами англов, саксов и ютов было завершено.
Судьба римских поселений Кельты и саксы
Историков занимают два вопроса: о судьбе римских поселений в англосаксонскую эпоху и о взаимоотношениях кельтов и саксов. Одно направление в историографии считает, что преемственности между римской и англосаксонской эпохами нет, так как римские города были разрушены и стали необитаемыми. Многие романизированные обитатели погибли или попали в рабство и были проданы в другие страны, а оставшиеся ушли на запад. Другое направление в исторической науке считает, что нет оснований говорить о гибели всех римских городов, хотя, действительно, многие из них были разрушены и обезлюдели во время первых набегов саксов и англов. Равным образом нет оснований говорить о полной гибели римской цивилизации и об исчезновении латинского языка: Гильдас опровергает это, называя латынь «нашим языком» (nostra lingua), а бриттов — cives. Григорий Великий указывал в 601 г. на Лондон и Йорк как на густонаселенные города и наиболее подходящие пункты для резиденции епископов, что прямо противоречит утверждению об их полном разрушении. Об этом же свидетельствуют и данные археологии. Таким образом, можно считать в настоящее время доказанным, что какие-то элементы римской цивилизации в Британии остались. Если говорить о втором вопросе — о взаимоотношениях саксов и кельтского населения, то до начала XX в. господствовала теория полного истребления кельтов; в настоящее же время историки, археологи и лингвисты пришли к выводу, что значительная часть кельтского населения выжила и слилась с завоевателями. Обилие кельтских названий населенных пунктов, имен собственных, кельтские остатки в лексике, связанной с сельскохозяйственными работами (пахотой и скотоводством), с женским домашним обиходом, — все это в большей мере в диалектах западных и северных, нежели южных или восточных, доказывает, что вряд ли можно говорить о полном уничтожении кельтского элемента. В этническом отношении кельты сохранились. Их принудили отказаться от поселений на холмах и заставили обрабатывать землю по англосаксонской системе. Англы и саксы вступали в браки с кельтскими женщинами. В завоеванных областях кельтский язык стал постепенно забываться, он сохранился лишь в отдельных элементах, влившись в общую ткань живых разговорных диалектов англосаксонского языка.
Гептархия
После 600 г., когда завоевание в основном закончилось, образовался ряд мелких англосаксонских королевств. В результате борьбы между ними сложилось семь наиболее значительных: Эссекс, Суссекс и Уэссекс — саксонские, Нортумбрия, Мерсия и Восточная Англия — королевства англов и, наконец, ютский Кент. VII–VIII вв. историки поэтому называют эпохой семикоролевья, или эпохой гептархии. Наиболее могущественными среди этих королевств оказались Нортумбрия, Мерсия и Уэссекс. Они были расположены самым выгодным образом для продолжения нападений на бриттов. Уэссекс возвысился в 60-е годы VI в., Мерсия не имеет ранней традиции, лишь от VII в. дошел список областей, с которых король Мерсии брал дань. Нортумбрия усиливается с конца VI в. в результате присоединения Дейры. В начале VII в., заключив союз с кельтским королевством Стратклайд, Нортумбрия ведет борьбу с князьями бриттов. До конца VI в. англосаксы оставались язычниками. Раньше остальных принял христианство Кент (597) и только в 625 г. — Нортумбрия. Мерсия же долго оставалась оплотом язычества. Король Мерсии Пенда в союзе с племенами Уэльса вел упорную борьбу против гегемонии Нортумбрии. В 655 г. Пенда был разбит и убит. Нортумбрия продолжала господствовать. Только в 685 г. Нортумбрии был нанесен удар Мерсией. Но Мерсия была еще слаба, когда началось постепенное усиление Уэссекса. Король Уэссекса Ине (688–728) захватил юг Британии (Сомерсет, Суссекс, Кент) и вел войны против Мерсии. Победе Уэссекса помешали внутренние усобицы в этом королевстве. В итоге Мерсия завоевала Уэссекс и все силы обратила на покорение Нортумбрии, которая упорно сопротивлялась. Нортумбрия имела в ту пору очень большое значение как центр британского христианства и как литературный и культурный центр Европы.
Христианизация Британии
Для понимания значения Нортумбрии нужно коротко остановиться на истории христианизации Британии. В период, предшествовавший англосаксонскому завоеванию, христианская церковь Британии имела две ветви: собственно британскую, тесно связанную с Римом, и ирландскую, в значительной мере независимую от Рима и имевшую ряд особенностей. Миссию в Ирландии возглавлял св. Патрик (ум. в 461 г.), миссию в Британии — св. Иллтуд. Патроном Уэльса был св. Давид (520–588). Иллтуд и его ученики основали первый в Британии монастырь и школу в Лланвите в конце V — начале VI в. Ирландская и британская миссии соперничали друг с другом. Посланец ирландской церкви св. Колумбан (521–597), человек королевского рода, основал на северо-западе Британии, на острове Айона, монастырь. Отсюда он начал обращение в христианство пиктов. Из монастыря на острове Айона спустя некоторое время христианство распространилось и в Нортумбрии (625). Король Нортумбрии Освальд (634–642) получил воспитание у ирландских монахов на острове Айона. Когда Освальд вернулся в Нортумбрию, с ним вместе прибыл Айдан, который затем основал монастырь в Линдисфарне. Ирландские и нортумбрийские монахи вели борьбу с мерсийским королем-язычником Пендой. Пенда одержал победу и убил Освальда, но христианство сохранилось в Нортумбрии. В первой половине VII в. весь север Британии принадлежал к ирландской церкви, более независимой от Рима и более приспособившейся к родовым институтам кельтских, а затем и саксонских королевств. Параллельно с этим в Британии ведет работу и римская миссия. Папа Григорий I (590–604) в 595 г. велел купить у англов мальчиков и этих рабов намеревался научить христианской вере и затем отправить в Британию. Но планы Григория изменились, и в 597 г. в Британию был послан св. Августин с братьями монастыря св. Андрея. Римская миссия Августина обосновалась на острове Танет и занялась обращением в христианство короля Этельберта и всего населения Кента. Кентербери стал центром, из которого распространялось влияние римской церкви. Вслед за Кентом были обращены Эссекс, Восточная Англия и Уэссекс. В 664 г. ирландские и римские миссионеры встретились на синоде в Уитби, чтобы ликвидировать имеющиеся расхождения (форма тонзуры, дата пасхи и др.). Эти чисто обрядовые расхождения прикрывали более серьезные разногласия, вытекавшие из своеобразия ирландского христианства. Ирландские монастыри — это группы отшельников, живущих в убогих хижинах. Земли у них было мало, так как земля — собственность рода. Приходской организации в Ирландии не было. Епископы скорее напоминали странствующих проповедников: их власть была неопределенна и держалась в значительной мере на личном моральном авторитете. Римские миссионеры того времени признавали римское право, имели развитую иерархию и систему приходов, знали феодальные отношения. Особенно активен был на соборе римский прелат Уильфред, затем ставший архиепископом Йорка. Северное ирландское духовенство представлял Кутберт, аскет из Линдисфарна. Победило на соборе римское духовенство. В 668 г. из Рима был прислан для организации епископств, приходов и системы постоянного духовенства прелат Теодор. Бенедикт Бископ (628–690) основал монастырь в Ярроу, а ученый монах этого монастыря Беда Почтенный (672–735) в свою очередь основал школы в Ярроу и Йорке. Беда Почтенный — первый английский историк, автор «Церковной истории англов»; за свою жизнь он обучил множество монахов и клириков. Ему принадлежат латинские сочинения по теологии, философии, грамматике, арифметике, астрономии, медицине. Беда знал древнегреческий, латынь и цитировал древних авторов. Он осуществил перевод Евангелия на англосаксонский язык.
Гегемония Мерсии
До середины VIII в. среди англосаксонских королевств в целом была бесспорной гегемония Мерсии, но Уэссекс вел упорную борьбу за освобождение от ее влияния. В 753 г. Уэссекс освободился от власти Мерсии. Нортумбрия также отразила натиск мерсийцев и захватила Стратклайд. Но в самой Нортумбрии в это время шли непрестанные усобицы, знать поднимала мятежи, деревни были разорены, голод и чума стали постоянными гостями этого королевства. В Уэссексе после его освобождения положение было примерно таким же. Над средней Англией Мерсия сохранила власть. Правление в Мерсии короля Оффы (757–796) было временем подготовки к захвату всей Британии. Оффа пошел походом на Уэльс и одержал ряд побед (779), в результате которых установилась военная граница от устья реки Уай до устья реки Ди. Затем Оффа подчинил Эссекс, Суссекс, Восточную Англию и держал в повиновении Кент. Но это усиление Мерсии было временным; после смерти Оффы попытки объединить Англию были оставлены, так как Нортумбрия и Уэссекс, соперничая, мешали друг другу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.248 (0.01 с.) |