Церковь и двор в 60-70-х годах XIV в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь и двор в 60-70-х годах XIV в.



 

Уже в первый период Столетней войны в Англии началось движение за реформу церкви. Англичанам казалось абсурдным положение, при котором авиньонские папы, фактически находившиеся в руках французского короля и проводившие политику в интересах Франции, получали от Англии ежегодную дань и считали английского короля своим вассалом. В 1353 г. Эдуард III издал закон, запрещавший перенесение дел английских подданных в папскую курию. Несколько позднее было заявлено, что Англия не является леном папского престола и отказывается платить папе дань (1366). Королевская политика пользовалась поддержкой как знати, стремившейся к захвату церковных богатств, так и рыцарей и горожан. Очень сильны были антицерковные традиции при дворе. Глава придворной партии Джон Гонт, второй сын короля, носивший титул герцога Ланкастерского, стремился к захвату церковных имуществ и всячески разжигал недовольство церковью.

Огромные поборы в пользу духовенства делали понятным стремление освободиться от власти и претензий Рима. Особенно велика была ненависть к церкви среди горожан. На этих настроениях умело играли Джон Гонт и его партия, что, однако, не прибавляло популярности самому герцогу, фактически стоявшему во главе государства. Эдуард III стал безвольной марионеткой в руках Джона Гонта, а наследник престола Эдуард Черный принц, снискавший славу своими победами и покрывший себя позором грабежами, был смертельно болен. Возобновившаяся в 1369 г. война, истощая народ, шла крайне неудачно для англичан. Заправилами придворной клики, помимо Джона Ланкастерского, были лорды Латимер и Невиль. Финансировал клику, немало обогащаясь при этом, крупный лондонский купец Ричард Ляйенс, среди прочих привилегий получивший право вывоза шерсти из Англии, минуя склад в Кале, т. е. без уплаты соответствующих пошлин. Ляйенс и придворные не знали меры своей алчности и своим злоупотреблениям, старый же король потерял всякий авторитет. Особенно повредила популярности короля его связь с Алисой Перрерс, которой король в числе прочих подношений передал и драгоценности своей покойной супруги. Влияние Алисы было очень велико, казна расхищалась, положение стало критическим. В этих условиях правительство решило созвать парламент.

 

«Добрый парламент»

 

29 апреля 1376 г. в Лондоне открылся парламент, получивший название «доброго». Спикер палаты Питер де ла Map заявил, что до рассмотрения претензий общин и наказания виновных палата не даст согласия на сбор налога. Заправилы придворной клики были обвинены и заключены в тюрьму (Ляйенс, лорды Латимер и Невиль). Было возбуждено преследование и против Алисы. Ее призвали в палату лордов и заставили поклясться, что она не станет приближаться к королю. Однако Джон Гонт уцелел. Более того, он способствовал осуждению Латимера и изгнанию Алисы.

«Добрый парламент» выдвинул ряд требований, важнейшими из которых были: ежегодный созыв парламента, свободные от давления короны выборы рыцарей графств, покровительство торговле, соблюдение рабочих законов и уменьшение налогов.

Смерть Эдуарда Черного принца, поддерживавшего «добрый парламент», была ударом для него. Наследником престола парламент признал сына Черного принца — Ричарда.

В палате общин «доброго парламента» были очень сильны горожане и представители рыцарей графств, стремившихся обуздать Джона Гонта и его клику. Но как только депутаты разъехались, Джон забрал еще большую, нежели раньше, власть. Он вернул Алису, Латимера и других членов придворной партии. Питер де ла Map был брошен в тюрьму, где его чуть не убили сторонники Алисы. В поэме Уильяма Ленгленда «Видение Уильяма о Петре Пахаре» недаром говорится, что мышам так и не удалось надеть на придворного кота (Джонта Гонта) ошейник с колокольчиком.

Сила герцога Ланкастерского в значительной мере была обусловлена его антицерковной политикой, которой сочувствовали очень широкие круги английского общества. Борьба против католической церкви, и в частности против финансовых притязаний папы римского, привела придворную партию к сближению с Джоном Уиклефом.

 

Джон Уиклеф (1320–1384)

 

Крупнейший английский богослов Джон Уиклеф своими сочинениями и проповедями положил начало борьбе за реформу церкви в Англии. Вся жизнь Уиклефа была связана с Оксфордским университетом, где он сначала учился, а затем преподавал. Уже в 60-х годах XIV в. Уиклеф пользовался большим влиянием в Лондоне и при дворе. Особенно же его авторитет возрос в 1366 г. и последующие годы, когда обострилась борьба с папством. В эту пору Уиклеф становится орудием в руках короля и баронов, стремившихся к захвату церковных имуществ и к ослаблению зависимости от папы.

По своим взглядам Уиклеф был предшественником Гуса и Лютера. Он проводил мысль о том, что государство в случае необходимости имеет власть лишать церковь ее владений. Папе не следует платить ни ренту, ни подать, ибо он должен быть последователем Христа, который не хотел обладать гражданской властью. Папа имеет право на получение только тех поборов, которые являются вознаграждением за службу с его стороны, а так как Англия не получает от папы никакой помощи, она ничего не должна ему платить. Всякое право на богатство и власть зависит от того, насколько праведную жизнь ведет человек, претендующий на них. Папа теряет это право, если он впадает в смертный грех, а праведные миряне его получают.

В 1377 г. церковные власти вызвали Уиклефа в лондонский собор св. Павла на суд. Разыгравшиеся далее события показали двойственное положение реформатора. В собор явилось множество народу, ибо Уиклеф был очень популярен среди горожан. Но туда же в качестве защитников Уиклефа прибыли Джон Гонт и маршал Англии лорд Перси, которых горожане ненавидели. Лорды вели себя вызывающе и весьма дерзко говорили с епископом: герцог Ланкастерский заявил, что вытащит епископа за волосы из собора. На помощь епископу в собор ворвалась толпа горожан и ринулась на герцога. Едва удалось спасти Уиклефа. В Лондоне готово было начаться восстание против герцога. С большим трудом удалось успокоить народ, а суд над Уиклефом так и не состоялся.

После этого папа прислал в Англию пять булл, требуя ареста Уиклефа и суда над ним. Но реформатор продолжал свою деятельность, а популярность его росла: ведь и во время событий в соборе св. Павла толпа выступала, по сути, не против Уиклефа, а против герцога.

В своих сочинениях Уиклеф развивает теперь положение о том, что государи имеют право отнимать у церкви имущества и что сам папа может законно подвергнуться осуждению мирян. Папе подобает жить в евангельской бедности, он не имеет права и отлучать от церкви.

21 июня 1377 г. умер король Эдуард III. Престол наследовал его внук Ричард II (1377–1399). Его мать, принцесса Уэльская, покровительствовала Уиклефу.

В начале 1378 г. Уиклеф был снова вызван на суд епископа лондонского в Ламбетский дворец. Однако принцесса прислала повеление, чтобы против реформатора ничего не предпринимали, и, пока епископы в замешательстве обсуждали сложившуюся ситуацию, горожане освободили Уиклефа. Суд был прерван.

После этого Уиклеф выступил с еще более решительными заявлениями, направленными уже не только против папы, но и против основных догматов католицизма.

В этот период Уиклеф особое внимание уделяет разработке тезиса о том, что только богу принадлежит высшее право на владение всем в мире. Что касается людей, то они держат свое достояние от бога за определенную «службу», держат непосредственно от бога, и в этом отношении все они перед богом равны. «Служба» состоит в исполнении евангельских заветов. Папа римский точно так же держит непосредственно от бога, как и прочие люди. Его власть и влияние в принципе такие же, как и власть прочих государей. Папа не выше их и не имеет права вмешиваться в светские дела, а тем более диктовать свою волю светскому государю. Церковь ведает исключительно духовной жизнью, глава ее — папа не должен питать страсти к земному имуществу, не должен владеть мирским богатством. Духовенству нужно жить в евангельской бедности, так как богатство вообще развращает. Уиклеф доходит до утверждения, что, поскольку отношения между богом и человеком — отношения непосредственные, папа и священники вообще не нужны, их роль в качестве посредников между богом и людьми и передатчиков благодати лишена смысла, ибо спасение души верующего зависит от его «службы» за держание, т. е. от исполнения им евангельских заветов.

Особую роль при подобном толковании спасения души естественно приобрело священное писание. Оно должно было быть доступным каждому верующему, ибо только в нем он мог найти руководство для своего поведения. Именно из этих соображений Уиклеф приступил к переводу Библии. Ученики Уиклефа и проповедники его идей стали распространять в народе списки английского перевода Библии. Этих последователей Уиклефа называли лоллардами или «бедными священниками». Лолларды ходили в народ со своими проповедями уиклефова учения и до перевода им Библии. Теперь же, имея в руках Евангелие на английском языке, они стали проповедовать в гораздо более радикальном духе и вести себя гораздо смелее. Лолларды пошли гораздо дальше, чем сам Уиклеф, и сделали из его учения далеко идущие выводы демократического и зачастую революционного характера.

Среди лоллардов особую известность еще в 60-х годах приобрел своими страстными проповедями «бедный священник» Джон Болл. Он ходил по деревням и городам Англии, собирая (обычно на кладбище или на церковном дворе) большие толпы слушателей, и произносил перед ними проповеди, в которых, исходя из идей Уиклефа, развивал по сути дела отнюдь не желательные для Уиклефа идеи социального равенства и общности имущества. Особенно известна была его проповедь на тему: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?». Если собственно идеи Уиклефа пользовались огромным успехом у горожан, мелких дворян (джентри), зажиточных крестьян, то идеи «бедных священников» встречали горячий отклик среди самых широких народных кругов, среди батраков, крестьянской бедноты, мелких городских ремесленников, учеников и слуг. Распространение этих идей социального равенства явилось как бы идеологической подготовкой назревающего восстания.

 

Восстание Уота Тайлера

 

Причина восстания 1381 г., охватившего большую часть графств Англии, коренится в резком обострении противоречий социального и экономического порядка в английской деревне. Усиление феодальной эксплуатации в связи с развитием товарно-денежных отношений, как мы уже видели, привело к значительному увеличению денежной ренты в средних и мелких поместьях и к увеличению барщины в крупных поместьях. Экспроприация лордами общинных угодий и усиление общего нажима на крестьян характеризовали уже вторую половину XIII — первую половину XIV в. Противоречия резко обострились в связи с эпидемией чумы в 1348–1349 гг., которая, однако, отнюдь не повернула социальное и экономическое развитие Англии на какой-то новый путь, а лишь отчетливо выявила и обострила уже имевшиеся тенденции. Явления феодальной реакции — усиление барщины, увеличение рент, усиление крепостничества, а особенно жестокие рабочие законы неизбежно должны были привести к взрыву социального недовольства по всей стране. Помимо нарастания противоречий в деревне, усиливалось и недовольство в английских городах. Оно было вызвано разложением цеховой системы, расслоением внутри гильдий (цехов), борьбой между подмастерьями и мастерами, между богатыми и бедными ремесленниками и между гильдиями.

Обстановка в стране особенно обострилась из-за военных неудач и непрерывного роста налогов, вызванного как войной, так и хищнической политикой знати.

Злоупотребления при взимании поголовного налога вызвали сильнейшее возмущение уже в 1380 г., а в июне 1381 г. они стали поводом к восстанию, охватившему значительную часть Англии: двадцать три графства из сорока. В конце мая 1381 г. началось возмущение в Эссексе и Кенте, а в начале июня поднялось уже большинство районов в этих графствах. Восставшие захватили Дартфорд, Рочестер, Кентербери, после чего движение повстанческих отрядов вылилось в мощный поход на Лондон. В Лондоне у восставших было много сторонников, да и внутренние противоречия в столице настолько обострились, что было совершенно естественно, когда лондонцы впустили восставших в столицу. Руководителем восстания стал кровельщик Уот Тайлер, пытавшийся как-то организовать движение и подчинить его участников строгой дисциплине. Идеологом восстания был «бедный священник» Джон Болл, пользовавшийся необычайной популярностью среди восставших крестьян.

Войдя в Лондон, восставшие разгромили дворец Джона Гонта, разрушили тюрьмы и выпустили заключенных, разгромили квартал юристов Темпль, свели счеты с наиболее ненавистными для них королевскими чиновниками. Следует отметить, что во время этих событий крестьяне не допускали грабежей и предавали смерти всякого, уличенного в воровстве. Вскоре повстанцы направились к Тауэру и потребовали, чтобы Ричард II вышел к ним для переговоров.

14 июня в Майл-Энде состоялась встреча восставших с королем. Ричарду II были предъявлены требования, составившие Майл-Эндскую программу. Наиболее важными были требования отменить крепостное право и барщину, перевести все повинности на деньги и установить единообразную денежную ренту в четыре пенса за акр. Крестьяне требовали также свободной торговли для всех английских подданных по всей Англии и амнистии восставшим.

Это была программа, отражавшая интересы зажиточного крестьянства, в целом носившая прогрессивный, хотя и достаточно умеренный характер: крестьяне не ставили вопроса о земле, об общинных угодьях и о рабочих законах. В то же время надо признать реальность требований восставших, так как все, о чем говорилось в этой программе, фактически оказалось действительностью уже в начале XV в.

Ричард II принял эти требования и приказал начать выдачу грамот об освобождении от крепостной зависимости. Крестьянам же велел отправляться домой. Многие зажиточные крестьяне, особенно из Эссекса, были удовлетворены и начали покидать столицу. В то же время малоземельные крестьяне, сельские батраки и городская беднота, не получившие никаких обещаний, во главе с Уотом Тайлером и Джоном Боллом потребовали вторичного свидания с Ричардом. Во время этого свидания в Смитфилде была предъявлена новая программа. Ее суть сводилась к следующему: возврат сеньорами общинных угодий, отнятых у крестьян в предшествовавший период, отмена рабочих законов, секуляризация церковных земель и раздел их между крестьянами, упразднение дворянских привилегий, равенство всех (кроме короля).

Это была несравненно более радикальная программа, очень остро ставившая вопрос о земле и отражавшая интересы малоземельного крестьянства и городских наемных рабочих.

До нас дошла в так называемой «Исповеди» Джека Строу еще одна, наиболее революционная программа. Это — показания одного из вожаков повстанцев, данные им перед казнью. В «Исповеди» говорится о том, что крестьяне намеревались умертвить всех дворян, а короля захватить в плен и водить с собою, дабы все, думая, что он возглавляет восстание, переходили на сторону крестьян. После истребления светских и духовных феодалов предполагалось установить общность имущества и равенство. Короля в конце концов должны были убить, а новым королем поставить Уота Тайлера.

Еще во время переговоров в Смитфилде Уот Тайлер был предательски ранен и вскоре убит, а приближенные короля, собрав ополчение лондонских горожан и рыцарские отряды, начали громить восставших, которым король, заверив, что выполнит их требования, приказал разойтись. Начавшиеся преследования покидавших столицу крестьян вскоре вылились в настоящий кровавый террор. Казнен был Джон Болл. Карательные отряды прошли по восставшим графствам, безжалостно подавляя все очаги сопротивления.

Причины разгрома движения крестьян лежали в основном в имущественной неоднородности рядов восставших. Сыграла роль и недостаточно последовательная позиция горожан, в частности лондонцев, которые вначале примкнули к восстанию, а затем предали его. Много повредил крестьянам наивный монархизм, заставивший их доверчиво отнестись к обещаниям короля.

Несмотря на разгром, восстание Уота Тайлера имело огромное значение для дальнейшей истории Англии: оно в значительной мере способствовало отмиранию крепостного права, хотя и не являлось основной причиной его ликвидации. Не без влияния событий 1381 г. был ускорен переход к денежной ренте. И освобождение крестьян, и коммутация повинностей коренятся в глубинных процессах экономического развития страны, что, однако, не позволяет забывать о событиях, ускоривших их наступление, событиях, потрясших до основания феодальную Англию.

 

 

Англия в эпоху восстания Уота Тайлера.

 

Культура Англии в XIV в.

 

Вторая половина XIV в. была очень важной эпохой в развитии английской национальной культуры. Именно тогда завершается в основном процесс слияния различных англосаксонских диалектов и на базе лондонского диалекта складывается литературный английский язык. Этот язык становится языком закона и парламента. Перевод Библии Уиклефом оказал большое влияние на этот процесс. Ко второй половине XIV в. относится расцвет английской литературы. У. Ленгленд пишет поэму «Видение Уильяма о Петре Пахаре», в которой в аллегорической форме изображает английское общество и возвеличивает образ простого крестьянина-пахаря. Получают распространение песни о Робине Гуде. Джефри Чосер (1340–1400) создает свои «Кентерберийские рассказы», дающие яркую реалистическую картину жизни Англии. Распространяется образование. Центрами его являются Оксфордский и Кембриджский университеты с их системой колледжей. Центром юридического образования становится Судебное подворье в Лондоне.

 

 

Глава VII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.02 с.)