Функции органов системы государственного управления охраной окружающей среды в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции органов системы государственного управления охраной окружающей среды в РФ



 

 

Лит-ра:

- Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. Л.А. Михайлова - 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. с. 134-145.

 

 

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ

 

Приоритетными направлениями государственной политики в области сохранения природных систем является поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для сохранения и воспроизводства, а также для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения безопасности страны (экономической, экологической и нравственной).

Основная цель природоохранного законодательства России - создание эффективной правовой модели регулирования общественных отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды, адекватно отражающей соотношение экологических и экономических интересов общества, экологические приоритеты государства. При этом совершенствование экологического законодательства должно быть увязано с проводимыми в стране экономическими, социальными и иными реформами. Законодательные акты, образующие целостную систему природоохранного законодательства, не только должны быть привязаны к решению текущих, часто взаимоисключающих друг друга задач в области охраны окружающей среды, но и призваны способствовать достижению долгосрочных целей, основанных на соблюдении экологических приоритетов государства.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - составная часть государственного управления в целом, роль которого в данной сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. Именно органы государственной власти обладают специальными правовыми и административными средствами для обеспечения реализации требований экологического законодательства.

В настоящее время природоохранное законодательство состоит из более 400 федеральных законов и 4000 подзаконных актов, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации[1]. Основные направления в области охраны окружающей среды устанавливает Федеральный закон "Об охране окружающей среды". Кроме того, правовое регулирование вопросов экологического нормирования осуществляется Федеральными законами "Об охране атмосферного воздуха", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об отходах производства и потребления" и др.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Функция управления представляет собой постоянную и многоаспектную деятельность по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования (координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды; распоряжение (управление) природными ресурсами; планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды; экологическое нормирование; экологическая экспертиза; контроль за использованием и охраной объектов природы и т.д.).

Сферу природопользования и охраны окружающей среды статья 72 Конституции РФ относит к совместному ведению (регулированию) Российской Федерации и субъектов Федерации. В процессе экологического управления осуществляется предоставление природных объектов в пользование, собственность, устанавливается их целевое использование, осуществляется наблюдение, учет, экологический контроль и экологическая экспертиза и многое другое, что в принципе должно обеспечивать рациональное природопользование и охрану окружающей среды.

В настоящее время задачи по формированию гражданского общества и правового государства не только закреплены в Конституции РФ, но также должны учитываться при подготовке, рассмотрении и принятии нормативно-правовых актов регионального законодательства. Анализ действующего законодательства показывает, что основные принципиальные положения предпринятого конституционного курса развития нашей страны все более активно внедряются в нормативную правовую базу регионов России[2].

 

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В настоящее время в России многие организации и предприятия заинтересованы в том, чтобы добиться экологической эффективности, контролируют воздействие своей деятельности, продукции и услуг на окружающую среду (ОС). Всё это делается в условиях всё большего ужесточения законодательства, направленных на охрану ОС, а так же в условиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами охраны ОС, включая устойчивое развитие.

Задача состоит в том, чтобы такую работу по охране ОС проводили не отдельные предприятия и организации, а решались эти вопросы на государственном уровне и были задействованы все организации и предприятия, оказывающие влияние на ОС. Такая работа должна проводиться в рамках структурированной системы административного управления на всех уровнях (государственном, отраслевом, субъектов РФ).

Система государственного управления охраной ОС (СГУООС) должна определить задачи, уровни, органы СГУООС, принципы их функционирования и основываться на Конституции РФ, Федеральном конституционном законе “О правительстве РФ”, Федеральном законе “Об охране окружающей среды”, соответствующих законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Система государственного управления охраной окружающей среды направлена на:

- реализацию и совершенствование государственной политики в области охраны окружающей среды;

- создание безопасной производственной среды в организациях;

- защиту законных интересов работников, пострадавших от загрязненной окружающей среды и профессиональных заболеваний;

- обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны окружающей среды: работодателей, объединений работодателей, государственных органов, органов местного самоуправления, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

В основу настоящей СГУООС положены следующие принципы государственной политики в области охраны окружающей среды в Российской Федерации, обеспечивающие решение стоящих перед ней задач:

- профилактическая направленность деятельности всей системы управления охраной окружающей среды на предупреждение её загрязнения и профессиональной заболеваемости;

- гарантии прав работников на охрану окружающей среды;

- научная обоснованность, практическая реализуемость и отсутствие противоречий требований охраны окружающей среды, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, в межотраслевых и отраслевых правилах по охране окружающей среды, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах и инструкциях по охране окружающей среды;

- планирование мероприятий по охране окружающей среды и их обязательное финансирование на всех уровнях управления;

- обязательное социальное страхование работников от профессиональных заболеваний.

Поиск новых подходов государственного управления окружающей средой обусловлен происходящими изменениями в экономике страны и социальной сфере. На фоне падения объемов производства ухудшается экономическое состояние организаций, что снижает уровень социальной защиты работающих, одним из компонентов которой является охрана окружающей среды.

При новом подходе к государственному управлению охраной окружающей среды, в условиях полной экономической самостоятельности большинства организаций, государство становится посредником в трудовых отношениях между работником и работодателем и регулирует с помощью законов и нормативных правовых актов интересы сторон, формирует механизмы и системы социального партнерства, социального страхования и обеспечения, гарантирующие социальную защиту работников.

Отказ от чисто командно-административных методов управления, введение новых отношений центра (Российской Федерации) с субъектами Российской Федерации, изменение роли федеральных органов исполнительной власти и профсоюзов, переход к более широкому использованию рыночных регуляторов, обусловливают необходимость совершенствования функций органов системы государственного управления охраной окружающей среды в Российской Федерации.

Учитывая, что в действующем законодательстве отсутствует разграничение функций в области охраны окружающей среды и в связи с этим не уточнена компетенция федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны окружающей среды, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в СГУООС была поставлена цель конкретно определить эти функции.

 

 

32. УРОВНИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Предметом рассмотрения настоящей СГУООС является система государственного управления охраной ОС в Российской Федерации, включающая в себя три уровня:

1) Федеральный. Государственное управление охраной окружающей среды в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “Об охране окружающей среды” осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны ОС – Минприроды Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти.

Рассмотрение вопросов и подготовку предложений в области охраны окружающей среды, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти осуществляет Межведомственная комиссия по охране окружающей среды во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, а также организациями Российской Федерации. Отдельные функции управления охраной окружающей среды выполняют органы прокуратуры и Фонда социального страхования Российской Федерации;

2) Отраслевой. Управление охраной окружающей среды в отрасли или в определенной сфере деятельности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) Уровень субъекта Российской Федерации. Государственное управление охраной окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

Органы местного самоуправления осуществляют управление охраной окружающей среды на соответствующей территории в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

 

 

4. ФУНКЦИИ ОРГАНОВ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Исходя из задач и принципов государственной политики в области охраны окружающей среды, к основным функциям органов системы государственного управления охраной окружающей среды в Российской Федерации следует отнести:

1) принятие и реализация нормативных правовых актов об охране окружающей среды;

2) планирование охраны окружающей среды и координация деятельности в данной области субъектов социально-трудовых отношений;

3) оценка состояния условий и охраны ОС и регулирование деятельности в этой сфере;

4) выработка механизмов экономического стимулирования в решении задач окружающей среды;

5) надзор и контроль за соблюдением требований охраны окружающей среды;

6) информационное обеспечение охраны окружающей среды.

Перечисленные функции осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах утвержденной численности и фонда оплаты труда работников.

Федеральный уровень

На федеральном уровне управляющая система образует совокупность органов, каждый из которых выполняет свои специфические функции, определяемые законами Российской Федерации или Положениями об этих органах, в частности:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.143.154 (0.017 с.)