Раздел 1. Безопасность в опасных и чрезвычайных ситуациях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Безопасность в опасных и чрезвычайных ситуациях.



Тема 1.1 Потенциальные опасности в быту и профессиональной деятельности. Основные понятия и термины по теме

Основные понятия и термины по теме: (Термины раскрыты в глоссарии)

Понятие опасности. Безопасность жизнедеятельности.

Катастрофа, стихийное бедствие, происшествие, авария.

Регион, среда, биосфера, техносфера

Понятие ЧС и РСЧС

План изучения темы.

1.Понятие об опасности. Потенциальные опасности в быту и профессиональной деятельности. Виды опасностей. Возможные последствия опасностей

3.Профилактические меры для снижения уровня возможных опасностей. Предупреждение и снижение последствий опасностей в профессиональной деятельности и в быту.

Краткое содержание темы:

Безопасность жизнедеятельности - это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента: опас­ность, человек, защита.

Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются явле­ния и процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здо­ровью человека непосредственно или косвенно.

Опасность - это следствие воздействия на человека некоторых факторов обитания. При несоответствии этих факторов характеристикам чело века как биологического объекта возникает феномен опасности. При детальной декомпозиции деятельного процесса можно выделить два вида неблагоприятных факторов воздействия среды обитания на человека.

Вредный фактор - такое воздействие на человека, которое в опреде ленных условиях приводит к постепенному ухудшению состояния здоровья заболеванию или снижению работоспособности.

Опасный фактор - воздействие на человека, которое в определенны условиях приводит к травме или другому внезапно резкому ухудшению здо ровья.

Приведенные определения опасных и вредных факторов справедлив:

для их проявления в процессе любой деятельности человека (в произволе твенной, бытовой и природной среде).

Указанные факторы при их классификации (ГОСТ 12.0.003-74) не под разделяются на опасные и вредные. Это в какой-то степени справедливо т. к. вредный фактор при своем количественном возрастании может перейти в опасный (например, шум). Необходимо подчеркнуть, что вредный фактор всегда оценивается с количественной стороны и может быть постоянно действующим в течение какого-то времени. Опасный же фактор чаще всего носит вероятностный характер возникновения (проявления).

Опасные и вредные факторы особо высокой интенсивности в условия чрезвычайной ситуации (авария, катастрофа и т.д.) часто называют поражающими факторами.

По характеру взаимодействия с человеком указанные факторы можно разделить на активные и пассивные, при этом активные подразделяются зависимости от их природной основы, а пассивные - от особенностей спо соба их активизации (см. рис. 2).

Факторы характеризуются потенциалом (уровнем), качеством, временем существования или воздействия на человека, вероятностью проявлени размером зоны действия.

Потенциалом определяется количественная сторона фактора (уровен шума, концентрация вредных веществ, напряжение электрического тока и т.д.).

Качество отражает специфические особенности фактора, влияющие н, организм человека (частотный состав шума, дисперсность пыли, род тока и т. д.).

Пространство, в котором постоянно действует или периодически воз никают опасные и вредные факторы, принято называть опасной зоной

Опасные зоны по пространственным характеристикам могут быть локальными и развернутыми, а по времени - постоянными и временными.

Материальные объекты, являющиеся носителями опасных и вредных факторов, называются источниками опасности.

Деятельность - форма активного отношения человека к окружающему миру. Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасности.

Риск - количественная оценка опасности, определяется как частота или вероятность возникновения неблагоприятного с точки зрения безопасности события.

 

Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка реферата на тему: «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях».

Форма контроля самостоятельной работы: Отчет студента о проделанной работе, проверка реферата.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Цели и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

2. Эволюция среды обитания человека.

3. Основные понятия БЖД (дать определение следующих понятий: безопасность, происшествие, авария, катастрофа, стихийное бедствие, регион, производственная среда, биосфера, техносфера).

4. Охарактеризовать такие понятия, как опасность, источник опасности, вредный фактор, антропогенная опасность, стихийное явление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.005 с.)