Сущность процессов ощущения и восприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность процессов ощущения и восприятия.

Поиск

Кроме зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания – ощущений, которые имеют органы чувств, у человека есть рецепторы, чувствительные клетки, которые получают другую информацию, но они расположены в разных органах тела, на поверхности кожи и во внутренних органах. Эти рецепторы, которые несут информацию о состоянии организма человека, положении его в пространстве, движениях тела, болевых ощущениях. Все виды ощущения несут информацию о внешнем и внутреннем мире. В коре головного мозга, кроме первичных центров, связанных с рецепторами, существует слой нервных клеток, которые получают информацию от кле5ток первичных центров, в них происходит дальнейшая обработка информации. Процесс обработки информации в клетках второго слоя называется восприятием. В результате такой переработки получается образ предмета, в котором мы видим множество его свойств так, как они взаимосвязаны в реальном предмете. Процесс восприятия у человека развивается не сразу. Ребенок не умеет обследовать предметы не только в уме, но и во внешних действиях: он не различает цвета, не знает их названий, не умеет сравнить предмет, ощупать его руками. Все эти действия он учится выполнять под руководством взрослого. И только получив практический опыт, когда обследование незнакомых предметов станет для него привычным автоматическим действием, он сможет выполнять их в уме. Система знаний и практического опыта формируется в виде зрительных, слуховых, обонятельных и других образов, а также в виде словесных описаний предметов и их особенностей.

Свойства образов восприятия (перцептивных образов):

Свойства образов Описание
Предметность Выделение предмета из общего фона и отделение его от других предметов.
Целостность Объединение всех свойств предмета так, что каждое из них рассматривается как часть целого.
Структурность Каждое свойство предмета имеет свое место в предмете, по-разному связано с другими свойствами. Например: цвет и форма одних деталей может отличаться от других в этом же предмете. В каждом предмете выделяются главные и второстепенные свойства.
Константность Сохранность образа и предмета и его узнавание при изменении отдельных частей, пространственного положения (удаления, переворачивания)
Обобщенность Сохранение в образе основных свойств предмета, которые неизменно присутствуют у всех предметов данного вида. Например: форма и цвет огурца.
Фрагментарность Сохранение в образе только части свойств, или свойств наиболее важных частей и деталей, в которых отражена особенность предмета.
Избирательность Сохранение или воспроизведение только того, что значимо для человека в соответствии с задачей его деятельности.
Бледность Свойства предметов запоминаются менее яркими и выразительными, чем мы видим в реальных предметах.
Схематичность Свойства предметов и его структура могут запомниться в образной или условной форме, в виде знаков и символов, которые замещают, а не отражают реальные свойства.

Итак, восприятие – сложный, динамичный процесс, который развивается под влиянием воспитания, он тесно взаимосвязан с другими познавательными процессами и личностью в целом, проходит стадии развития и обеспечивает условия для интеллектуального развития психики.

Виды восприятия.

Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте, с опорой на предыдущий опыт.

Вид восприятия Возраст новообразования (3-5):
1. Формы ü Узнает геометрические формы в изображениях, независимо от разновидностей; ü Закрепление наименования эталонов геометрических фигур; ü Различает объемные геометрические фигуры: кубик, пирамиду, шар, конус, цилиндр, брусок; ü Конструирует из плоских объемных фигур по образцу.
2. Цвета ü Переворачивает предмет, обводит карандашом; ü Различает дополнительные цвета: оранжевый, голубой, фиолетовый, черный, белый; ü Узнает цвета спектра независимо от их разновидностей; ü Может назвать цвет по наименованию предмета (как огурец, трава).
3. Величины ü Расставляет от трех до пяти предметов по величине; ü Знакомится с эталонными наименованиями: самый большой, большой, средний, маленький, самый маленький; ü Знакомится с понятиями длины и высоты.
4. Пространства ü Различает пространственные представления: здесь, там, глубоко, мелко; ü Знакомится с наименованиями таких пространственных категорий, как расстояние (далеко, близко, в другом городе), направление, глубина (мелкий, глубокий).
5. Времени ü Различает время суток: утро, день, вечер, ночь; ü Различает времена года: зима, лето.
6. Движения ü Различает движения туловища, рук, ног, головы, может повторить по образцу показа, а затем по рисунку; ü Знакомится с наименованиями движений тела (идет, бежит) и, конечно, всех основных движений и поз (сидит, лежит, присел…).
7. Особых свойств ü Различает разновидности свойств предметов; ü Знакомится с наименованиями новых для него свойств (теплый, острый, тяжелый, легкий, соленый, горький); ü Осваивает способы определения свойств предметов (температуры, вкуса, тяжести, качества поверхности, запаха).
8. Целостного предмета ü Различает в предмете его части, соотношение частей; ü Комбинирует детали, создавая целостные образы предметов по образцу; ü Узнает предмет по его словесному описанию.
9. Сложных явлений ü Иллюстрации: различает все иллюстрации сюжета, отношения между изображенными героями, характерные особенности внешнего облика, составные части, их соотношения. ü Литературные произведения: различает образы героев, последовательность событий, характер действия героев, эмоциональные переживания и образы.. ü Отношения между людьми: различает отношения друг к другу, выраженные во внешних действиях, различает настроение по мимике и позам; ü Музыка: различает знакомые мелодии, тембр, ритм, характер музыки, осваивает движения, передающие характер музыки.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.199.251 (0.011 с.)