Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития памяти детей дошкольного возраста.
В младшем возрасте память ребенка носит непроизвольный характер. Малыш хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается и то, что он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память – ребенок лучше запоминает все то, что было связано с собственным движением и манипуляциями. Любимое занятие детей – игра. Именно, играя, малыш без особого труда может усвоить огромное количество новой и важной информации. Как показывают психологические исследования, ребенок младшего возраста (3-4 года) запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. В среднем, из 15 названных ему слов ребенок запоминает лишь 2,12 (14%). Можно с уверенностью сказать, что дети этого возраста еще не готовы использовать какие-либо вспомогательные средства; подсказки, картинки, вопросы в значительной степени мешают ребенку вспоминать. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, вести целенаправленные наблюдения, развивается произвольное внимание и, в результате, появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного поведения – это главное достижение дошкольного возраста. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредствованной) памяти – наиболее продуктивной формы запоминания. Кроме того, большинство детей этого возраста (более 80%) уже способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, в частности картинки. Дошкольный возраст – начальный период формирования операционных структур интеллектуальной активности, вербального интеллекта личности. И в дальнейшем, успешность запоминания и гибкость памяти ребенка будут определяться уже не столько силой природной памяти, сколько особенностями его развивающейся интеллектуальной деятельности. Начало этому процессу может быть положено с помощью игр, заданий и упражнений, направленных на развитие памяти ребенка.
МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ: Для определения уровня развития памяти следует сопоставить результаты диагностических методик с теоретическими данными об этапах развития процесса. В данном разделе предложены наиболее простые для применения методики. Определение уровня развития данного психического процесса фиксируется в сводной таблице при помощи знаков: Выше среднего (+) – Ребенок безошибочно выполнил все задания, старательно и быстро справился с тестом. Средний уровень (V) – Ребенок допустил незначительные ошибки, после помощи взрослого исправил их. Ниже среднего (-) – Ребенок с трудом справлялся с заданиями, допускал многочисленные и «грубые» ошибки, отказывался принимать помощь взрослого. Низкий уровень (!) – Ребенок совершенно не справился с заданиями, отказывался их выполнять, ссылаясь на свое незнание и т.п. ЧТО ПРОПАЛО?» Цель: Методика направлена на исследование уровня развития непроизвольной и зрительной памяти. Источник: Гатанова Н., Тунина Е. Программа развития иобучения дошкольника. Тесты для детей 4-х лет. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002, стр. 10 Материал: Пять игрушек или предметов, хорошо знакомых детям: машинка, мячик, книжка, ключи и карандаш. Задание: Положите перед ребенком выбранные предметы, называя каждый. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите один предмет. Спросите: «Какой предмет исчез?». Ребенок должен определить, какой предмет исчез, с первой попытки. Задание можно усложнить тем, что предметы меняют местами и ребенка просят расставить предметы в той последовательности, в которой они стояли первоначально. 2. ЗАПОМНИ СЛОВА: Цель: Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Источник: Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2001, стр.6
Задание: Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. Перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно также вводить соревновательную и иные формы мотивации. Ребенку предъявляется инструкция №1: «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, потом повторишь в том же порядке, в каком я их говорила. Давай попробуем…» Далее инструктор с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. После того, как ребенок повторил все слова (неважно в правильном или неправильном порядке), необходимо, чтобы он повторил их еще раз. Психолог предъявляет ребенку инструкцию №2: «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъявляется вторая группа слов. Инструкция №3: «А сейчас повтори слова, которые ты запомнил первыми…» Инструкция №4: «А теперь повтори другие слова, которые ты запомнил». Психолог регистрирует все слова, которые произносит ребенок после выполнения инструкций. Группы слов для запоминания:
Анализируемые показатели: * Количество необходимых для полного запоминания повторений; * Возможность удержания порядка слов; * Наличие привнесенных слов, близких по смыслу (парафазии); *Характер воспроизведения в целом. Примечание: как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из 3 слов в правильном порядке с 2-3-х предъявлений; а из 5-ти слов – с 3-4 предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменен. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? Цель: Методика направлена на диагностику уровня развития зрительной памяти ребенка. Источник: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Тренируем память. Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста. М.: Издательство «Росмэн-Пресс», 2002, стр.2 Задание: Рассмотри картинку и хорошо запомни ее. А теперь посмотри что изменилось? (ребенку предъявляют сначала одну яркую картинку, а затем другую похожую, но с некоторыми изменениями – 8 изменений». Если ребенок с первой попытки смог назвать более 5 изменений, то его уровень соответствует уровню выше среднего. Если ребенок затрудняется найти эти изменения, то предложите малышу смотреть и запоминать определенные элементы (части) картины, а затем вспоминать что изменилось именно в этой части второй похожей картины. ПОДАРКИ» Цель: Методика направлена на исследование уровня развития произвольной памяти. Источник: : Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Тренируем память. Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста. М.: Издательство «Росмэн-Пресс», 2002, стр.4 Материал: Иллюстрации: 1) с изображением зверят, которые принесли зайчонку подарки. Каждый герой принес свой подарок зайчику на день рождения. 2) с изображением подарков, которые кто-то подарил зайчонку. Задание: Предложите ребенку внимательно посмотреть на первую картинку и назвать, кто и что принес зайчику в подарок. Покажите ребенку вторую картинку и попросите его помочь зайке вспомнить, кто что подарил. ПОДБЕРИ ПАРУ» Цель: Методика направлена на исследование уровня развития логического, опосредствованного запоминания.
Источник: : Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Тренируем память. Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста. М.: Издательство «Росмэн-Пресс», 2002, стр.8 Материал: Парные картинки, логически связанные друг с другом по смыслу (тучка-зонтик; тетрадь-карандаш; ведро-лопата; ваза-цветок; елочка-грибочек; домик-заборчик); иллюстрации с «перепутанными» парами. Задание: Рассмотри картинки, которые нарисовал зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. А теперь зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая пара была у каждой картинки. ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ:
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.009 с.) |