Особенности развития памяти детей дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития памяти детей дошкольного возраста.



В младшем возрасте память ребенка носит непроизвольный характер. Малыш хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается и то, что он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память – ребенок лучше запоминает все то, что было связано с собственным движением и манипуляциями. Любимое занятие детей – игра. Именно, играя, малыш без особого труда может усвоить огромное количество новой и важной информации.

Как показывают психологические исследования, ребенок младшего возраста (3-4 года) запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. В среднем, из 15 названных ему слов ребенок запоминает лишь 2,12 (14%). Можно с уверенностью сказать, что дети этого возраста еще не готовы использовать какие-либо вспомогательные средства; подсказки, картинки, вопросы в значительной степени мешают ребенку вспоминать.

К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, вести целенаправленные наблюдения, развивается произвольное внимание и, в результате, появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного поведения – это главное достижение дошкольного возраста. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредствованной) памяти – наиболее продуктивной формы запоминания. Кроме того, большинство детей этого возраста (более 80%) уже способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, в частности картинки.

Дошкольный возраст – начальный период формирования операционных структур интеллектуальной активности, вербального интеллекта личности. И в дальнейшем, успешность запоминания и гибкость памяти ребенка будут определяться уже не столько силой природной памяти, сколько особенностями его развивающейся интеллектуальной деятельности. Начало этому процессу может быть положено с помощью игр, заданий и упражнений, направленных на развитие памяти ребенка.

МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ:

Для определения уровня развития памяти следует сопоставить результаты диагностических методик с теоретическими данными об этапах развития процесса. В данном разделе предложены наиболее простые для применения методики. Определение уровня развития данного психического процесса фиксируется в сводной таблице при помощи знаков:

Выше среднего (+) – Ребенок безошибочно выполнил все задания, старательно и быстро справился с тестом.

Средний уровень (V) – Ребенок допустил незначительные ошибки, после помощи взрослого исправил их.

Ниже среднего (-) – Ребенок с трудом справлялся с заданиями, допускал многочисленные и «грубые» ошибки, отказывался принимать помощь взрослого.

Низкий уровень (!) – Ребенок совершенно не справился с заданиями, отказывался их выполнять, ссылаясь на свое незнание и т.п.

ЧТО ПРОПАЛО?»

Цель: Методика направлена на исследование уровня развития непроизвольной и зрительной памяти.

Источник: Гатанова Н., Тунина Е. Программа развития иобучения дошкольника. Тесты для детей 4-х лет. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002, стр. 10

Материал: Пять игрушек или предметов, хорошо знакомых детям: машинка, мячик, книжка, ключи и карандаш.

Задание: Положите перед ребенком выбранные предметы, называя каждый. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите один предмет. Спросите: «Какой предмет исчез?». Ребенок должен определить, какой предмет исчез, с первой попытки. Задание можно усложнить тем, что предметы меняют местами и ребенка просят расставить предметы в той последовательности, в которой они стояли первоначально.

2. ЗАПОМНИ СЛОВА:

Цель: Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения.

Источник: Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2001, стр.6

Задание: Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. Перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно также вводить соревновательную и иные формы мотивации. Ребенку предъявляется инструкция №1: «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, потом повторишь в том же порядке, в каком я их говорила. Давай попробуем…» Далее инструктор с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. После того, как ребенок повторил все слова (неважно в правильном или неправильном порядке), необходимо, чтобы он повторил их еще раз. Психолог предъявляет ребенку инструкцию №2: «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъявляется вторая группа слов. Инструкция №3: «А сейчас повтори слова, которые ты запомнил первыми…»

Инструкция №4: «А теперь повтори другие слова, которые ты запомнил». Психолог регистрирует все слова, которые произносит ребенок после выполнения инструкций.

Группы слов для запоминания:

1 группа: 2 группа:
Дом, Лес, Кот Холод, Рыба, Книга
Брат, Окно, Вода Лед, Меч, Круг

Анализируемые показатели:

* Количество необходимых для полного запоминания повторений;

* Возможность удержания порядка слов;

* Наличие привнесенных слов, близких по смыслу (парафазии);

*Характер воспроизведения в целом.

Примечание: как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из 3 слов в правильном порядке с 2-3-х предъявлений; а из 5-ти слов – с 3-4 предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменен.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Цель: Методика направлена на диагностику уровня развития зрительной памяти ребенка.

Источник: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Тренируем память. Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста. М.: Издательство «Росмэн-Пресс», 2002, стр.2

Задание: Рассмотри картинку и хорошо запомни ее. А теперь посмотри что изменилось? (ребенку предъявляют сначала одну яркую картинку, а затем другую похожую, но с некоторыми изменениями – 8 изменений». Если ребенок с первой попытки смог назвать более 5 изменений, то его уровень соответствует уровню выше среднего. Если ребенок затрудняется найти эти изменения, то предложите малышу смотреть и запоминать определенные элементы (части) картины, а затем вспоминать что изменилось именно в этой части второй похожей картины.

ПОДАРКИ»

Цель: Методика направлена на исследование уровня развития произвольной памяти.

Источник: : Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Тренируем память. Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста. М.: Издательство «Росмэн-Пресс», 2002, стр.4

Материал: Иллюстрации: 1) с изображением зверят, которые принесли зайчонку подарки. Каждый герой принес свой подарок зайчику на день рождения. 2) с изображением подарков, которые кто-то подарил зайчонку.

Задание: Предложите ребенку внимательно посмотреть на первую картинку и назвать, кто и что принес зайчику в подарок. Покажите ребенку вторую картинку и попросите его помочь зайке вспомнить, кто что подарил.

ПОДБЕРИ ПАРУ»

Цель: Методика направлена на исследование уровня развития логического, опосредствованного запоминания.

Источник: : Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Тренируем память. Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста. М.: Издательство «Росмэн-Пресс», 2002, стр.8

Материал: Парные картинки, логически связанные друг с другом по смыслу (тучка-зонтик; тетрадь-карандаш; ведро-лопата; ваза-цветок; елочка-грибочек; домик-заборчик); иллюстрации с «перепутанными» парами.

Задание: Рассмотри картинки, которые нарисовал зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. А теперь зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая пара была у каждой картинки.

ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.009 с.)