Методики для диагностики мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики для диагностики мышления



ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ:

Для определения уровня развития мышления следует сопоставить результаты диагностических методик с теоретическими данными об этапах развития процесса. В данном разделе предложены наиболее простые для применения методики. Определение уровня развития данного психического процесса фиксируется в сводной таблице при помощи знаков:

Выше среднего (+) – Ребенок безошибочно выполнил все задания, старательно и быстро справился с тестом.

Средний уровень (V) – Ребенок допустил незначительные ошибки, после помощи взрослого исправил их.

Ниже среднего (-) – Ребенок с трудом справлялся с заданиями, допускал многочисленные и «грубые» ошибки, отказывался принимать помощь взрослого.

Низкий уровень (!) – Ребенок совершенно не справился с заданиями, отказывался их выполнять, ссылаясь на свое незнание и т.п.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цель: Методика направлена на исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных смыслообразующих признаков.

Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000, стр.155

Материал: Тестовый материал методики представляет набор изображений, где каждое задание представляет собой 4 изображения различных предметов, объединенных общей рамкой. Три предмета относятся к одной категории (могут быть объединены каким-либо общим признаком), одно отличается от остальных каким-либо существенным признаком, не совпадает с «понятийным полем» остальных изображенных предметов.

Задание: Положите перед ребенком одну карточку с изображениями предметов и попросите его показать лишний предмет. Позвольте ребенку объяснить его выбор. Если ребенок затрудняется ответить, то ему можно задать наводящие вопросы: «Посмотри, на этой картинке нарисованы утка, курочка, гусь и собака. У кого из них нет крыльев? А у остальных есть крылышки? Значит они птицы, а не животные? А где живут эти птицы? А где живет собачка? Так кто же здесь лишний, совсем не такой, как другие?» и т.п.

АНАЛОГИИ»

Цель: Методика направлена на выявление возможности установления логических связей и отношений между понятиями.

Источник: Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов./ Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М.– М.: АРКТИ, 2001, стр.15

Материал: Набор из 6 карточек, на которых в левой части задан образец, по которому ребенок будет осуществлять поиск идентичных картинок в правой части карточки (см. приложение).

Задание: Показывайте ребенку по очереди карточки с рисунками предметов, а затем объясняет соотношение между предметами в левой части первого задания. Далее ребенку предлагается в соответствии с соотношением изображений в левой части рисунка по аналогии подобрать одно (единственно подходящее по аналогии с левой частью) изображение из нижней правой части карточки. Затем предъявляется вторая карточка, совпадающая по своей структуре с заданием первой карточки. И так предъявляются все остальные карточки.

ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно-следственных связей.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.206

Материал: 4 картинки с изображением разных времен года.

Задание: Покажите ребенку рисунки, а затем предложите ему ответить на вопросы: «Какое время года изображено на картинке?», «Объясни, по каким признакам ты определил это время года».

Примечание: Если правильно названы все времена года и названо не мене двух признаков к каждому времени года – это высокий уровень; Если ребенок правильно назвал все времена года, но указаны в общей сложности 5-7 признаков – это уровень выше среднего; Когда ребенок правильно определил все времена года и указал только по одному признаку, или если ребенок допустил две ошибки, но потом исправился – это средний уровень; Когда малыш правильно назвал только два или одно время года и привел один признак в подтверждение своего мнения – это уровень ниже среднего; и если ребенок вовсе не справился с заданием – это низкий уровень.

ПУТАНИЦА»

Цель: Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность создавать целостный образ по отдельным фрагментам с опорой на заданный образец, анализ речевого развития ребенка.

Источник: Светлова И.Е. Развиваем логику. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, стр.27

Материал: Тестовый материал методики представляет 2 картинка, разделенные на 7 равнозначных по ширине полосок. Одна картина собрана в правильной последовательности, полоски другой такой же картины «перепутались» местами.

Задание: Положите перед ребенком картинки и скажите: «Посмотри, у меня есть две одинаковые картинки, только вот одна из этих картинок нарисована не так, ее части перепутались. Помоги мне составить по этим частям такую же картинку как здесь», предлагайте ребенку комментировать объяснять вам свои действия.

КОНТУРЫ»

Цель: Методика направлена на диагностику уровня сформированности невербального логического мышления.

Источник: Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов./ Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М.– М.: АРКТИ, 2001, стр.11.

Материал: Тестовый материал методики представляет набор карточек с изображением контуров предметов, наложенных друг на друга.

Задание: Ребенку предлагают посмотреть на изображение контуров и определить контуры каких предметов он видит.

КЛАССИФИКАЦИЯ»

Цель: Методика направлена на исследование уровня сформированности логического мышления.

Источник: Гатанова Н., Тунина Е. Программа развития иобучения дошкольника. Тесты для детей 4-х лет. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002, стр. 13

Материал: Набор карточек с изображением животных, посуды, одежды, мебели, транспортных средств, еды и т.п.

Задание: Ребенка просят выбрать карточки, соответствующие условию: «То, что можно съесть» или «То, на чем можно ездить», «То, что носят люди» или «То, что нужно для умывания»…

СРАВНЕНИЕ»

Цель: Методика направлена на исследование уровня сформированности логического мышления.

Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.183;

2) Рудченко Т.А. Давай договоримся. М.: Изд-во «Карапуз», 2002, стр.11

Материал: Картины с разнообразными фигурами, среди которых надо найти схожую фигуру с образцом. Бланки для копирования и раскрашивания таблиц (см. приложение)

Задание: Ребенка просят найти на картинках такую же фигуру, как на образце. Затем малышу предлагают раскрасить 2 таблицы, так же как и на шаблоне.

Таблица №1:

         
         

Таблица №2:

           
           
           
           

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.006 с.)