Методики для диагностики уровня развития речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики для диагностики уровня развития речи



ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ:

Для определения уровня развития речи детей следует сопоставить результаты диагностических методик с теоретическими данными об этапах развития процесса. В данном разделе предложены наиболее простые для применения методики. Определение уровня развития данного психического процесса фиксируется в сводной таблице при помощи знаков:

Выше среднего (+) – Ребенок безошибочно выполнил все задания, старательно и быстро справился с тестом.

Средний уровень (V) – Ребенок допустил незначительные ошибки, после помощи взрослого исправил их.

Ниже среднего (-) – Ребенок с трудом справлялся с заданиями, допускал многочисленные и «грубые» ошибки, отказывался принимать помощь взрослого.

Низкий уровень (!) – Ребенок совершенно не справился с заданиями, отказывался их выполнять, ссылаясь на свое незнание и т.п.

1. «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель: Методика направлена на определение уровня развития и накопления словарного запаса ребенка существительными с конкретным и обобщающим значением.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.288

Задание: 1) Психолог называет слова с обобщающим значением, ребенок подбирает слова с конкретным значением. Например: психолог говорит: «Овощи», ребенок перечисляет: «Огурец, редис, капуста, морковь, помидор».

2) Затем психолог называет существительные с конкретным значением, а ребенок должен подобрать слово с обобщающим значением. Например: психолог говорит: «Кресло, стол, кровать, шкаф…», ребенок обобщает: «Мебель». Можно использовать картинки с изображением группы предметов, а ребенок должен будет по картинке перечислить все предметы, которые изображены на карточке и назвать слово, обобщающее данную группу.

Слова с обобщающим значением для первого задания:

ü Транспорт;

ü Инструменты;

ü Животные;

ü Овощи;

ü Фрукты.

Слова с конкретными значениями для второго задания:

ü Кресло, стол, диван, кровать, шкаф, комод.

ü Тапочки, сапоги, валенки, сандалии, ботинки, кроссовки, туфли.

ü Чайник, кастрюля, сковорода, кастрюля, кувшин, тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож.

ü Телевизор, пылесос, утюг, холодильник, магнитофон, лампа, фонарик.

Примечание: Уровень выше среднего определяется в том случае, если ребенок в первом задании правильно подбирает от пяти и более слов, и безошибочно справляется со вторым заданием; Средний уровень – когда ребенок правильно подбирает 3-4 слова, и безошибочно выполняет второе задание (или если ребенок ошибся в определении обобщающего слова, но потом исправил свою ошибку); Ниже среднего – ребенок правильно называет меньше трех слов; и не дает правильного ответа на второе задание.

ГЛАГОЛЫ»

Цель: Методика направлена на исследование развития речи ребенка, и его способности понимать и употреблять в своей речи слова-действия (глаголы).

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.288

Задание: Психолог начинает фразу, а ребенок должен закончить ее глаголом.

ü Черепаха ползет, а лошадь?... (скачет, бежит);

ü Лягушка квакает, а утка?,,, (крякает);

ü Кролик скачет, а синица?... (летает);

ü Ласточка летает, а зайчик?... (скачет);

ü Сорока стрекочет, а ворона?... (каркает);

ü Корабль плывет, а машина? (едет);

ü Весной цветочки распускаются, а осенью листья?... (опадают);

ü Зимой снег выпадает, а весной?... (тает);

ü Певец поёт, а рыба?... (молчит и слушает – шуточный ответ).

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ»

Цель: Методика направлена на исследование уровня сформированности у ребенка понятий об антонимах и определение способности употреблять их в соотношении с заданными словами.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.288

Задание: Предложите ребенку поиграть в игру «Все наоборот». Вы будете ему называть слово, а он должен подобрать слово с противоположным значением. За правильный ответ ребенку можно присваивать очки или «фанты».

ü Добрый - … (злой);

ü Вежливый - … (грубый);

ü Трудолюбивый - … (ленивый);

ü Вперед - …(назад);

ü Вправо -… (влево);

ü День - … (ночь);

ü Радость - … (грусть);

ü Старость - … (молодость);

ü Смелость - … (трусость);

ü Узкий – …(широкий);

ü Глупый - …(умный).

ЧЬЯ МАМА?»

Цель: Методика направлена на исследование способности ребенка образовывать слова и изменять их.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.289

Материал: Картинки с изображением животных и их детенышей.

Задание: Предложите ребенку помочь малышам найти своих мам или наоборот, мамы ищут своих малышей, а ребенок помогает им найти их детенышей. Например, ребенку показывают медведицу и спрашивают: «Медведица чья мама?». «Медвежат», - отвечает ребенок и находит картинку с медвежатами и помещает ее возле медведицы.

ü Зайчиха чья мама? - …(зайчат). А это кто потерялся и отстал от остальных? (психолог показывает ребенку картинку с изображением одного зайчонка) - … (зайчонок).

ü Белка чья мама? - …(бельчат). А это кто потерялся и отстал от остальных? (психолог показывает ребенку картинку с изображением одного бельчонка) - … (бельчонок).

ü Лисица чья мама? - …(лисят). А это кто потерялся и отстал от остальных? (психолог показывает ребенку картинку с изображением одного лисёнка) - … (лисёнок).

ü Коза чья мама? - …(козлят). А это кто потерялся и отстал от остальных? (психолог показывает ребенку картинку с изображением одного козленка) - … (козлёнок).

ü Утка чья мама? - …(утят). А это кто потерялся и отстал от остальных? (психолог показывает ребенку картинку с изображением одного утёнка) - … (утёнок) и т.п.

СКАЗКА»

Цель: Методика направлена на определение уровня развития речи ребенка и его способности воспроизводить известный сказочный сюжет с опорой на картинки.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.201

Материал: Сюжетные картинки по русской народной сказке «Битый небитого везет»

Задание: Попросите ребенка вспомнить события, происходившие в сказке «Битый небитого везет». Пусть он попробует разложить картинки по порядку (в правильной сюжетной последовательности) и рассказать ее какой-нибудь игрушке.

. ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.007 с.)