Методики для диагностики восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики для диагностики восприятия



ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ:

Для определения уровня развития восприятия следует сопоставить результаты диагностических методик с теоретическими данными об этапах развития процесса. В данном разделе предложены наиболее простые для применения методики. При анализе данных надо учитывать чрезвычайную пластичность процесса восприятия и его зависимость от воспитательных воздействий.

Определение уровня развития данного психического процесса фиксируется в сводной таблице при помощи знаков:

Выше среднего (+) – Ребенок безошибочно выполнил все задания, старательно и быстро справился с тестом.

Средний уровень (V) – Ребенок допустил незначительные ошибки, после помощи взрослого исправил их.

Ниже среднего (-) – Ребенок с трудом справлялся с заданиями, допускал многочисленные и «грубые» ошибки, отказывался принимать помощь взрослого.

Низкий уровень (!) – Ребенок совершенно не справился с заданиями, отказывался их выполнять, ссылаясь на свое незнание и т.п.

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ

Цель: Методика направлена на исследование восприятия цвета.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.49

Материал: Приготовить девять цветных кружков диаметром 4-5 см (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный). Кружочки желательно наклеить на плотный картон и разрезать пополам. Подобрать картинки, соответствующие цветовой гамме кружков (например, красный помидор, оранжевая морковь, зеленый огурец, желтый лимон и т.п.)

Задание: Попросите ребенка разложить кружки под рисунком такого же цвета. Усложните задание, неправильно, разложив кружочки и, попросите исправить ошибки.

НАЙДИ ФОРМУ

Цель: Методика направлена на исследование восприятия формы.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр. 50

Материал: Приготовить пять геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник) одного цвета, средней величины

           
 
   
   


И т.д.

Все фигуры сделайте в двух экземплярах.

Задание: Смешайте все фигуры обоих комплектов и попросите ребенка разложить их парами, одинаковые фигуры вместе, и назвать их. Усложните задание, разложив фигуры неверно. Попросите исправить ошибку и наложить фигуры друг на друга так, чтобы нижнюю фигуру было не видно.

РАЗЛОЖИ ПО ВЕЛИЧИНЕ.

Цель: Методика направлена на исследование восприятия величины.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр. 51.

Материал: Для ее проведения надо вырезать из картона и раскрасить пять предметов (матрешек, елочек, клоунов или т.п.) разного размера. Другой комплект – квадраты такого же размера, но разные по цвету.

Задание: Попросите ребенка разложить предметы в ряд по росту: сначала самый большой, потом поменьше. Затем закрыть предметы квадратиками таких же размеров. Отметьте для себя как сравнивает ребенок размеры: на глаз, накладывает или прикладывает рядом, методом проб и ошибок или раскладывает сразу правильно и уверенно. Это говорит о степени развития перцептивных действий.

СРАВНИ КАРТИНКИ.

Цель: Методика направлена на исследование восприятия формы и образов, на выявление способности ребенка соотносить их.

Источник: Гатанова Н., Тунина Е. Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 4-х лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 200, стр.5

Материал: Таблица с изображением предметов, напоминающих по форме различные геометрические фигуры и набор геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал).

Задание: Покажите ребенку пять геометрических фигур и назовите их. Предложите малышу посмотреть на картинки и найти предметы, похожие по форме на эти геометрические фигуры.

5. СОБЕРИ ОТКРЫТКУ:

Цель: Методика направлена на исследование уровня перцептивных действий и свойств образа восприятия: предметности, целостности, структурности, константности..

Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.52; 2) Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2001, стр.26

Материал: Необходимо подготовить образцы картинок и сами картинки, разрезанные на три разные части (вдоль рисунка, поперек него и по диагонали; другая – на четыре (см. приложение)

Задание: Предложите ребенку собрать картинки из разрезанных деталей по образцам. Сначала дайте картинку, разрезанную на три части, после успешного выполнения – разрезанную на четыре части.

Примечание: Можно замерять время собирания открытки и характер действий. Сенсорный уровень действий – если складывает неуверенно, пробуя подобрать части без ориентировки на какой либо признак. Перцептивный уровень – если ориентируется на какой-нибудь признак размера, форму, цвет, но собирает с ошибками и пробами. Операциональный (умственный) уровень перцептивных действий – если собирает сразу и быстро.

6. УЗНАЙ НА ОЩУПЬ:

Цель: Методика направлена на исследование особых свойств – целостности и предметности, восприятие формы.

Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.53

Материал: Набор предметов: карандаш, ложка, шарик(мячик), рыбка, кисточка, катушка, пуговица, линейка, кубик, пирамидка.

Задание: Ребенку надо завязать глаза и поочередно давать в руки предметы, которые он должен узнать на ощупь. Можно предметы положить в мешочек или коробочку и ощупывать одной рукой. Следует наблюдать за особенностями движения рук и пальцев, отметить точность и скорость узнавания. Предметы должны быть знакомы ребенку. Можно попросить его назвать качества предметов, спрашивая его: «Какой это предмет? А еще какой? Какая у него поверхность, форма? Что еще ты чувствуешь?»

7. ОПРЕДЕЛИ ВРЕМЯ:

Цель: Методика направлена на определение восприятия времени.

Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.54

Материал: Список вопросов или картинок с изображением времени суток.

Задание: Попросите ребенка ответить на вопросы (можно с предъявлением картинок):

1) Что дети делают ночью?

2) Когда делают зарядку?

3) Что делают днем?

4) Бывает ли ночью солнышко?

5) Как можно узнать утро?

ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 2730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.009 с.)