Значение восприятия и ощущений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение восприятия и ощущений.



Значение восприятия и ощущений.

Ощущение и восприятие – это первая ступень познания, которая остается важной на протяжении всей жизни человека. Ощущение и восприятие являются психическими процессами непосредственного отражения действительности. Через органы чувств поступают в мозг сведения о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, изменениях и взаимодействиях, поэтому они становятся основным связующим звеном человека с действительностью. В ряду всех познавательных процессов ощущение и восприятие занимают место первоисточника информации в целостном процессе познания. Особенно это проявляется в дошкольный период, когда сенсорные процессы являются ведущими в ходе знакомства ребенка с миром. На основе ощущений развивается восприятие, затем память, речь. А восприятие является фундаментом для мышления. На протяжении всего дошкольного периода ощущение и восприятие формируют весь комплекс знаний об окружающем мире, они собирают первый опыт ребенка, получая и перерабатывая сенсорную (чувственную) информацию. Постепенно развиваясь, они становятся основой познавательной деятельности, которая получит свое дальнейшее полноценное развитие в школьном обучении.

Виды восприятия.

Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте, с опорой на предыдущий опыт.

Вид восприятия Возраст новообразования (3-5):
1. Формы ü Узнает геометрические формы в изображениях, независимо от разновидностей; ü Закрепление наименования эталонов геометрических фигур; ü Различает объемные геометрические фигуры: кубик, пирамиду, шар, конус, цилиндр, брусок; ü Конструирует из плоских объемных фигур по образцу.
2. Цвета ü Переворачивает предмет, обводит карандашом; ü Различает дополнительные цвета: оранжевый, голубой, фиолетовый, черный, белый; ü Узнает цвета спектра независимо от их разновидностей; ü Может назвать цвет по наименованию предмета (как огурец, трава).
3. Величины ü Расставляет от трех до пяти предметов по величине; ü Знакомится с эталонными наименованиями: самый большой, большой, средний, маленький, самый маленький; ü Знакомится с понятиями длины и высоты.
4. Пространства ü Различает пространственные представления: здесь, там, глубоко, мелко; ü Знакомится с наименованиями таких пространственных категорий, как расстояние (далеко, близко, в другом городе), направление, глубина (мелкий, глубокий).
5. Времени ü Различает время суток: утро, день, вечер, ночь; ü Различает времена года: зима, лето.
6. Движения ü Различает движения туловища, рук, ног, головы, может повторить по образцу показа, а затем по рисунку; ü Знакомится с наименованиями движений тела (идет, бежит) и, конечно, всех основных движений и поз (сидит, лежит, присел…).
7. Особых свойств ü Различает разновидности свойств предметов; ü Знакомится с наименованиями новых для него свойств (теплый, острый, тяжелый, легкий, соленый, горький); ü Осваивает способы определения свойств предметов (температуры, вкуса, тяжести, качества поверхности, запаха).
8. Целостного предмета ü Различает в предмете его части, соотношение частей; ü Комбинирует детали, создавая целостные образы предметов по образцу; ü Узнает предмет по его словесному описанию.
9. Сложных явлений ü Иллюстрации: различает все иллюстрации сюжета, отношения между изображенными героями, характерные особенности внешнего облика, составные части, их соотношения. ü Литературные произведения: различает образы героев, последовательность событий, характер действия героев, эмоциональные переживания и образы.. ü Отношения между людьми: различает отношения друг к другу, выраженные во внешних действиях, различает настроение по мимике и позам; ü Музыка: различает знакомые мелодии, тембр, ритм, характер музыки, осваивает движения, передающие характер музыки.

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ

Цель: Методика направлена на исследование восприятия цвета.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.49

Материал: Приготовить девять цветных кружков диаметром 4-5 см (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный). Кружочки желательно наклеить на плотный картон и разрезать пополам. Подобрать картинки, соответствующие цветовой гамме кружков (например, красный помидор, оранжевая морковь, зеленый огурец, желтый лимон и т.п.)

Задание: Попросите ребенка разложить кружки под рисунком такого же цвета. Усложните задание, неправильно, разложив кружочки и, попросите исправить ошибки.

НАЙДИ ФОРМУ

Цель: Методика направлена на исследование восприятия формы.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр. 50

Материал: Приготовить пять геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник) одного цвета, средней величины

           
 
   
   


И т.д.

Все фигуры сделайте в двух экземплярах.

Задание: Смешайте все фигуры обоих комплектов и попросите ребенка разложить их парами, одинаковые фигуры вместе, и назвать их. Усложните задание, разложив фигуры неверно. Попросите исправить ошибку и наложить фигуры друг на друга так, чтобы нижнюю фигуру было не видно.

РАЗЛОЖИ ПО ВЕЛИЧИНЕ.

Цель: Методика направлена на исследование восприятия величины.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр. 51.

Материал: Для ее проведения надо вырезать из картона и раскрасить пять предметов (матрешек, елочек, клоунов или т.п.) разного размера. Другой комплект – квадраты такого же размера, но разные по цвету.

Задание: Попросите ребенка разложить предметы в ряд по росту: сначала самый большой, потом поменьше. Затем закрыть предметы квадратиками таких же размеров. Отметьте для себя как сравнивает ребенок размеры: на глаз, накладывает или прикладывает рядом, методом проб и ошибок или раскладывает сразу правильно и уверенно. Это говорит о степени развития перцептивных действий.

СРАВНИ КАРТИНКИ.

Цель: Методика направлена на исследование восприятия формы и образов, на выявление способности ребенка соотносить их.

Источник: Гатанова Н., Тунина Е. Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 4-х лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 200, стр.5

Материал: Таблица с изображением предметов, напоминающих по форме различные геометрические фигуры и набор геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал).

Задание: Покажите ребенку пять геометрических фигур и назовите их. Предложите малышу посмотреть на картинки и найти предметы, похожие по форме на эти геометрические фигуры.

5. СОБЕРИ ОТКРЫТКУ:

Цель: Методика направлена на исследование уровня перцептивных действий и свойств образа восприятия: предметности, целостности, структурности, константности..

Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.52; 2) Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2001, стр.26

Материал: Необходимо подготовить образцы картинок и сами картинки, разрезанные на три разные части (вдоль рисунка, поперек него и по диагонали; другая – на четыре (см. приложение)

Задание: Предложите ребенку собрать картинки из разрезанных деталей по образцам. Сначала дайте картинку, разрезанную на три части, после успешного выполнения – разрезанную на четыре части.

Примечание: Можно замерять время собирания открытки и характер действий. Сенсорный уровень действий – если складывает неуверенно, пробуя подобрать части без ориентировки на какой либо признак. Перцептивный уровень – если ориентируется на какой-нибудь признак размера, форму, цвет, но собирает с ошибками и пробами. Операциональный (умственный) уровень перцептивных действий – если собирает сразу и быстро.

6. УЗНАЙ НА ОЩУПЬ:

Цель: Методика направлена на исследование особых свойств – целостности и предметности, восприятие формы.

Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.53

Материал: Набор предметов: карандаш, ложка, шарик(мячик), рыбка, кисточка, катушка, пуговица, линейка, кубик, пирамидка.

Задание: Ребенку надо завязать глаза и поочередно давать в руки предметы, которые он должен узнать на ощупь. Можно предметы положить в мешочек или коробочку и ощупывать одной рукой. Следует наблюдать за особенностями движения рук и пальцев, отметить точность и скорость узнавания. Предметы должны быть знакомы ребенку. Можно попросить его назвать качества предметов, спрашивая его: «Какой это предмет? А еще какой? Какая у него поверхность, форма? Что еще ты чувствуешь?»

7. ОПРЕДЕЛИ ВРЕМЯ:

Цель: Методика направлена на определение восприятия времени.

Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.54

Материал: Список вопросов или картинок с изображением времени суток.

Задание: Попросите ребенка ответить на вопросы (можно с предъявлением картинок):

1) Что дети делают ночью?

2) Когда делают зарядку?

3) Что делают днем?

4) Бывает ли ночью солнышко?

5) Как можно узнать утро?

ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ:

 

Сущность внимания.

Природу внимания можно понять только через анализ деятельности, то есть через предмет, на который направлена деятельность, и через действия, которые человек совершает в деятельности, «оно следствие и проявление организации деятельности», - говорит Ю.Б.Гиппенрейтер в своей статье «Деятельность и внимание». Источником активности внимания человека являются его потребности, которые заставляют избирательно реагировать на те явления внешней среды, мысли и чувства, которые могут служить удовлетворению потребностей (биологические потребности, социальные, потребности, которые удовлетворяют культурные и духовные запросы личности, необходимые для развития и проявления своего внутреннего мира). Внешние раздражители также могут управлять вниманием, если они связаны с деятельностью человека, его потребностями. Особенности внешних предметов или ситуации внешнего явления могут привлечь и удержать внимание человека, если они выделяются из общего фона, тогда они сигналят о возможной опасности или активизируют познавательные потребности. Такое внимание называют первичным (непроизвольным), его механизмом является ориентировочный рефлекс. На основе непроизвольного внимания развивается произвольное внимание. Механизмом произвольного внимания является волевое действие. Произвольное внимание формируется в процессе освоения разных видов деятельности под руководством взрослого.

Свойства внимания:

Свойства внимания Определения
Концентрация (сосредоточенность, от лат. сoncentrum - центр Способность внимания ограничивать сферу своего распространения на отдельном объекте при отвлечении от всего остального и сохранении высокой интенсивности.
Объем Способность внимания отчетливо выделять из общего фона определенное количество однородных объектов (норма – 5-7 неорганизованных в систему объектов)
Распределение Способность внимания выделять с одинаковой отчетливостью разнородные объекты, которые позволяют выполнять одновременно два или большее число действий (не допускает при этом быстрого переключения, а выполняется одновременно).
Устойчивость Способность внимания длительное время удерживать объект в фокусе внимания.
Колебание Способность внимания с определенной частотой изменять отчетливость восприятия объекта, который находится в фокусе внимания.
Переключение Способность переключать фокус внимания с одного объекта на другой.

Итак, высокий уровень развития этих свойств обеспечивает условие успешного освоения разнообразных видов деятельности. Низкий уровень развития даже одного свойства может быть препятствием к освоению какой-либо деятельности или влиять на качество ее выполнения.

В дошкольном возрасте у ребенка функционирует непроизвольное внимание, которым ребенок не может управлять сам и которое зависит от внешних и внутренних неосознаваемых факторов. Под руководством взрослого весь дошкольный период ребенок учится пользоваться выработанными человеческими культурными средствами, управляющими вниманием: знаковыми и организующими. Этими средствами ребенок сначала пользуется во внешнем плане, а затем они усваиваются и превращаются в психический механизм, управляющий вниманием ребенка изнутри. Организующие средства формируются в процессе освоения различных видов деятельности, они способствуют развитию к концу дошкольного возраста элементов произвольного внимания, которое становится ведущим в младшем школьном возрасте под влиянием учебной деятельности.

Развитие внимания.

Развитие детского внимания начинается с образования простейших условных рефлексов на основе нервных связей между доминантами, т.е. очагами возбуждения, которые возникают одновременно в разных участках коры головного мозга. Этот первый органический процесс сохраняется в течении всей жизни, но отступает на задний план по мере развития ребенка. Постепенно центральное место начинает занимать другой процесс, процесс культурного развития внимания. Суть его заключается в том, что взрослые начинают руководить вниманием ребенка с помощью специальных приемов, средств, которые ребенок усваивает и постепенно сам начинает ими пользоваться, управляя сначала вниманием взрослого, а потом и своим. Самым доступным средством для управления внимания, которым пользуются, является жест (указание пальцем). Следующим средством является слово, которое на первых этапах сопровождается жестом. Более сложными средствами, которые осваивает ребенок после трех лет, являются условные знаки (цвет, форма, геометрические фигуры), которые указывают на объект, требующий внимания. В конце дошкольного возраста дети могут усваивать знаки-символы, в которых зашифрована информация о нужном объекте, которые являются общепризнанными эталонами, управляющими вниманием (светофор, знаки-указатели входа и выхода, дорожные знаки и др.). Перечисленные приемы руководят вниманием людей, последовательностью их действий. Эти приемы, искусственно выработанные обществом, ребенок усваивает с помощью взрослых. На первых этапах ребенок начинает использовать эти средства во внешних действиях, с напоминаниями взрослых, постепенно эти средства превращаются во внутренние команды, которые руководят поведением ребенка изнутри. Ребенок начинает пользоваться этими средствами сначала в игре, в общении со взрослыми и сверстниками, затем в сознательно организованной деятельности. Научные эксперименты показали, что процесс освоения знаковых средств ускоряет развитие произвольного внимания.

Для ребенка более младшего возраста следует использовать яркие и выразительные знаки, которые стоит сопровождать жестами-указателями. Для интеллектуально развитого ребенка можно пользоваться словесной инструкцией вместо жеста. В процессе воспитания следует постепенно переходить от образных средств к схематичным, которые могут руководить действиями ребенка (например, знак является средством управления вниманием при поиске конфет или местонахождения клада). К концу дошкольного возраста у ребенка появляется стремление самому искать знаки-средства, указывающие на правильное действие.

Под влиянием разных видов деятельности у ребенка в дошкольный период развиваются такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объем, распределяемость и переключение. Свойства внимания отражают его динамическую характеристику, которая тоже начинает поддаваться управлению, если ребенок осваивает практические действия в игровой, трудовой и учебной деятельности. Выполнения действий в любой деятельности требует проявления свойств внимания, их смены и согласованной работы.

СНЯТИЕ УТОМЛЕНИЯ:

При развитии внимания следует применять приемы, удерживающие внимание ребенка на объектах или деятельности, а также требовать от них волевых усилий для удержания внимания. Поскольку у дошкольников произвольное внимание только начинает развиваться и их нервная система быстро утомляется, не следует требовать того, что непосильно ребенку. Неадекватные требования к возможностям внимания ребенка могут привести к психическим нарушениям, вплоть до аффективных реакций или отказа от деятельности, нежелания заниматься и подчиняться взрослым, расстройству сна, анурезам, повышенной возбудимости или торможению, снижению познавательной активности. Утомление проявляется в увеличении количества ошибок, качестве и количестве выполняемой работы, повышенной отвлекаемости, зевоте, потягиваниях, двигательном беспокойстве, капризах и недовольстве, в мимике и жестах, в прямом отказе от деятельности. В таких случаях необходимо прекратить занятие, требующее напряженного внимания и организовать свободный отдых, занятие любимым делом, пассивное наблюдение за каким то внешним раздражителем (смотреть фильм, смотреть в окно, наблюдать за движущимися объектами…). Хорошей формой отдых являются игровые физические упражнения, физкультминутки в сопровождении музыки, ритмических стихов. Например таких:

Птички полетели, Крылышки расправили

На головку сели, И махать заставили,

А потом на плечики Сели на дорожку,

Сели, как кузнечики, Поклевали крошки.

Для более быстрого восстановления сил и снятия напряжения существует ряд приемов, направленных на активизацию зрительной и двигательной сферы, которые особенно утомляются при работе внимания.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Цель: Методика направлена на диагностику развития непроизвольного внимания.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.113

Материал: Подобрать две пары похожих картинок, в сюжете которых есть несколько отличий (см. приложение)

Задание: Закройте листом бумаги рисунок, расположенный справа, покажите левый рисунок, закройте его, а правый рисунок откройте. Спросите, что изменилось на рисунке. После ответа откройте оба рисунка и попросите обнаружить различия. Так повторите с каждой парой рисунков. Если ребенок затрудняется ответить, то задание можно упростить тем, что оба рисунка одновременно предъявляются ребенку для сравнения.

4. ТЕСТ-ИГРА «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ»:

Цель: Методика направлена на диагностику произвольного внимания.

Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.119

2) Емельянова О. Развитие внимания: учись играя. М.: «Ритмикс-дизайн», 2001.

Материал: Пазлы, которые состоят из центральной и четырех дополнительных частей. Дополнительные части необходимо прикрепить к основной таким образом, чтобы получилась целостная картина.

Задание: Психолог предлагает ребенку собрать пазлы таким образом, чтобы из отдельных его частей сложилась и получилась общая картина. Важно отметить то, как ребенок подбирает части к центральному полю, и на какие детали рисунков он обращает внимание, собирая пазлы.

5. МЕТОДИКА В.М.КОГАНА:

Цель: Методика используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания.

Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000, стр.82

Материал: Набор карточек с разноцветными плоскими изображениями геометрических фигур (5 цветов, 4 фигуры), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали указаны цвета, а по горизонтали – фигуры.

Задание: Перемешать карточки с цветными фигурами.

1 этап: Разложи все карточки подряд в кучки по цвету.

2 этап: Разложи все карточки в кучки по форме.

3 этап: Помести карточки в таблицу. «Посмотри - это как домик. В нем 5 этажей. На первом этаже живут фигурки черного цвета, на втором – зеленого; на третьем – желтые и т.д. А это подъезды. В этом подъезде живут все кружочки, в этом – треугольники и т.п. У каждой фигурки есть свой домик – клеточка. Теперь давай найдем, где будет жить красный треугольник… Разложи все фигурки по таблице так, чтобы каждая жила в своем домике».

 

 
КРАСНЫЙ        
СИНИЙ        
ЖЕЛТЫЙ        
ЗЕЛЕНЫЙ        
ЧЕРНЫЙ        

МЕТОДИКА ПЬЕРОНА-РУЗЕРА

Цель: Методика направлена на исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения.

Источник: Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2001, стр.7

Материал: Бланк с фигурами, карандаш.

Задание: Перед ребенком кладется бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом кружочке я поставлю точку, ромбик я зачеркну, а домик пропущу.

 
 

 
 

ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ:

 

Что такое память.

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Человек получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно этому выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от характера запоминаемого материала, существуют: память на слова (словесная или вербальная); на образы (образная); на движения (двигательная); на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и мн.др. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию (природная пластичность нервно-мозговой ткани – мнема»)- природная память.

Если человек заучивает материал, многократно его повторяя, зазубривает информацию или, наоборот, быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным, т.е. запоминанием без дополнительных средств. А когда человек старается запомнить, ищет для этого какие-то способы или приемы, анализирует, осмысливает, каким-либо образом организует материал, то речь идет о принципиально другом, качественно более высоком запоминании – о логическом или опосредствованном, т.е. запоминании с помощью каких-либо средств. В этом случае речь идет о культурной памяти. Культурная память – это всегда произвольная память.

ЧТО ПРОПАЛО?»

Цель: Методика направлена на исследование уровня развития непроизвольной и зрительной памяти.

Источник: Гатанова Н., Тунина Е. Программа развития иобучения дошкольника. Тесты для детей 4-х лет. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002, стр. 10

Материал: Пять игрушек или предметов, хорошо знакомых детям: машинка, мячик, книжка, ключи и карандаш.

Задание: Положите перед ребенком выбранные предметы, называя каждый. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите один предмет. Спросите: «Какой предмет исчез?». Ребенок должен определить, какой предмет исчез, с первой попытки. Задание можно усложнить тем, что предметы меняют местами и ребенка просят расставить предметы в той последовательности, в которой они стояли первоначально.

2. ЗАПОМНИ СЛОВА:

Цель: Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения.

Источник: Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2001, стр.6

Задание: Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. Перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно также вводить соревновательную и иные формы мотивации. Ребенку предъявляется инструкция №1: «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, потом повторишь в том же порядке, в каком я их говорила. Давай попробуем…» Далее инструктор с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. После того, как ребенок повторил все слова (неважно в правильном или неправильном порядке), необходимо, чтобы он повторил их еще раз. Психолог предъявляет ребенку инструкцию №2: «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъявляется вторая группа слов. Инструкция №3: «А сейчас повтори слова, которые ты запомнил первыми…»

Инструкция №4: «А теперь повтори другие слова, которые ты запомнил». Психолог регистрирует все слова, которые произносит ребенок после выполнения инструкций.

Группы слов для запоминания:

1 группа: 2 группа:
Дом, Лес, Кот Холод, Рыба, Книга
Брат, Окно, Вода Лед, Меч, Круг

Анализируемые показатели:

* Количество необходимых для полного запоминания повторений;

* Возможность удержания порядка слов;

* Наличие привнесенных слов, близких по смыслу (парафазии);

*Характер воспроизведения в целом.

Примечание: как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из 3 слов в правильном порядке с 2-3-х предъявлений; а из 5-ти слов – с 3-4 предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменен.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Цель: Методика направлена на диагностику уровня развития зрительной памяти ребенка.

Источник: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Тренируем память. Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста. М.: Издательство «Росмэн-Пресс», 2002, стр.2

Задание: Рассмотри картинку и хорошо запомни ее. А теперь посмотри что изменилось? (ребенку предъявляют сначала одну яркую картинку, а затем другую похожую, но с некоторыми изменениями – 8 изменений». Если ребенок с первой попытки смог назвать более 5 изменений, то его уровень соответствует уровню выше среднего. Если ребенок затрудняется найти эти изменения, то предложите малышу смотреть и запоминать определенные элементы (части) картины, а затем вспоминать что изменилось именно в этой части второй похожей картины.

ПОДАРКИ»

Цель: Методика направлена на исследование уровня развития произвольной памяти.

Источник: : Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Тренируем память. Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста. М.: Издательство «Росмэн-Пресс», 2002, стр.4

Материал: Иллюстрации: 1) с изображением зверят, которые принесли зайчонку подарки. Каждый герой принес свой подарок зайчику на день рождения. 2) с изображением подарков, которые кто-то подарил зайчонку.

Задание: Предложите ребенку внимательно посмотреть на первую картинку и назвать, кто и что принес зайчику в подарок. Покажите ребенку вторую картинку и попросите его помочь зайке вспомнить, кто что подарил.

ПОДБЕРИ ПАРУ»

Цель: Методика направлена на исследование уровня развития логического, опосредствованного запоминания.

Источник: : Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Тренируем память. Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста. М.: Издательство «Росмэн-Пресс», 2002, стр.8

Материал: Парные картинки, логически связанные друг с другом по смыслу (тучка-зонтик; тетрадь-карандаш; ведро-лопата; ваза-цветок; елочка-грибочек; домик-заборчик); иллюстрации с «перепутанными» парами.

Задание: Рассмотри картинки, которые нарисовал зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. А теперь зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая пара была у каждой картинки.

ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ:

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цель: Методика направлена на исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных смыслообразующих признаков.

Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000, стр.155

Материал: Тестовый материал методики представляет набор изображений, где каждое задание представляет собой 4 изображения различных предметов, объединенных общей рамкой. Три предмета относятся к одной категории (могут быть объединены каким-либо общим признаком), одно отличается от остальных каким-либо существенным признаком, не совпадает с «понятийным полем» остальных изображенных предметов.

Задание: Положите перед ребенком одну карточку с изображениями предметов и попросите его показать лишний предмет. Позвольте ребенку объяснить его выбор. Если ребенок затрудняется ответить, то ему можно задать наводящие вопросы: «Посмотри, на этой картинке нарисованы утка, курочка, гусь и собака. У кого из них нет крыльев? А у остальных есть крылышки? Значит они птицы, а не животные? А где живут эти птицы? А где живет собачка? Так кто же здесь лишний, совсем не такой, как другие?» и т.п.

АНАЛОГИИ»

Цель: Методика направлена на выявление возможности установления логических связей и отношений между понятиями.

Источник: Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов./ Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М.– М.: АРКТИ, 2001, стр.15

Материал: Набор из 6 карточек, на которых в левой части задан образец, по которому ребенок будет осуществлять поиск идентичных картинок в правой части карточки (см. приложение).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 1055; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.086 с.)